Цитата сообщения VALJ
Хотьковский женский Свято-Покровский монастырь — образ Святой Руси
Топоним «Хотьково» происходит, по всей видимости, от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Вероятно, в X-XII веках на этом месте было славянское поселение, опустевшее во время татарских набегов в XIII веке. Впоследствии люди вернулись сюда.
Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, вероятно, он появился в первой четверти XIV столетия. Также неизвестно и имя основателя монастыря. По всей видимости, это объясняется тем, что монастырь относился к типу так называемых «мирских монастырей», которые создавались волостной общиной. В распоряжении общины была монастырская казна, община выбирала священников, распределяла земли для ведения хозяйства.
В старости удалялись в такой монастырь не ради совершения подвигов веры, а чтобы тихо окончить свои дни, чтобы было кому помолиться об упокоении души. Как правило, в таком монастыре проживали совместно мужчины и женщины, а сам монастырь представлял группу жилых и хозяйственных построек вокруг храма, а также погост. Игумена или игуменьи в подобном монастыре не было, руководство осуществлял приходской священник.
Хотьков монастырь как раз и был таким «мирским монастырем». Возможно, он так бы и остался бедным и безвестным, и со временем мог бы исчезнуть. Но история распорядилась иначе. В 1335-1336 году здесь приняли постриг боярин Кирилл и его супруга Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, жившие до этого в соседнем Радонеже. Здесь же, чуть ранее, после смерти своей жены Анны, под именем Стефан принял постриг старший брат Сергия, Степан. В это же время, вероятно, сложилась и необычная «уличная» планировка монастыря.
В 1337 году боярин Кирилл скончался. Его сын, Варфоломей, стремившийся к строгой монашеской жизни, оплакал родителей и удалился на пустынножитие в отдаленный уголок Радонежской земли, на холм Маковец, где впоследствии и была основана Троице-Сергиева Лавра.
Хотьков монастырь оставался двойным (и мужским, и женским) до начала XVI столетия. 11 марта 1506 года Московский князь Василий III пожаловал ему великокняжескую ругу – ежегодное продовольственное содержание, что свидетельствовало о повышении статуса монастыря. После его смерти она была подтверждена от имени малолетнего Ивана IV. 1 августа 1544 года четырнадцатилетний Иван IV, находившийся на богомолье в Троице-Сергиевой обители, передал ей управление Покровским монастырем «на Хотькове». В этой грамоте монастырь впервые был назван девичьим. Еще в 1504 году был введен запрет на совместное проживание мужчин и женщин в монастыре, однако в Хотькове оно продолжалось до 1534 года.
Монастырь постепенно развивался. В 90-х годах XVI века в нем насчитывалось до 37 насельниц.
Большой урон был нанесен монастырю во время осады Троице-Сергиевой Лавры поляками в 1608-1610 годах. Монахини и местное население укрылись за стенами Лавры и героически выдержали почти 2-летнюю осаду обители войсками Лисовского и Сапеги. В 1609 году Покровский Хотьков монастырь был сожжен. После снятия осады в начале 1610 года весь край находился в запустении, повсюду хозяйничали банды «воровских людей».
В 20-х годах XVI века монастырь был восстановлен. В писцовой книге 1623 — 1624 гг. о монастыре говорится: «Троицы Сергиева монастыря девич монастырь на Хотькове на речке Паже, а в нем храм во имя Покрова Святыя Богородицы древян, шатром вверх, да теплая церковь Николая чудотворца древяная клецки, а в нем образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье Троицы Сершева монастыря; да на церковной земле 38 келий, а в них живут старицы, да во дворе поп Грязной Семенов, во дворе дьячек Поздейко Иванов, во дворе пономарь Обросимко, да 4 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии».
При Покровском монастыре постоянно находился Троицкий иеромонах «для службы и духовности». В 1644-48 годах был сооружен каменный Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1811 году он был разобран и поставлен новый, в стиле ампир. Покровский собор имеет три придела: главный в честь Покрова Божьей Матери и два боковых – во имя преподобного Сергия и святителя Алексия. Главной реликвией являются мощи преподобных Кирилла и Марии. Традиция их почитания восходит к XVI веку. Засвидетельствованы случаи чудотворения. В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых. 11 октября и 31 января отмечается День памяти Преподобных Кирилла и Марии Хотьковских и Радонежских чудотворцев.
До 1840 года монастырь был особножитным. Каждая монахиня имела свое собственное жилье, которое либо строила на свои средства, либо покупала или снимала у других монахинь или их наследников. Также монахини кормились трудами своих рук, возникла даже монашеская торговля. В стенах монастыря устраивались торги и ярмарки, где торговали не только монахини, но и миряне. Однако к 1871 году в Покровском монастыре окончательно было введено общежитие.
В 1900-1904 году на месте небольшой теплой церкви XVIII века был построен собор Николая Чудотворца, освященный 1 октября 1905 года. Он выполнен в популярном тогда русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Латкова и рассчитан на 1200 человек. В ХХ веке храм утратил четыре главы, они были восстановлены в ходе последней реставрации.
Возрождение обители промыслительно началось в год общецерковного прославления местночтимых святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, чудотворные мощи которых вернулись в Покровский собор. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобных Кирилла и Марии и их сына преподобного Сергия Радонежского, чьё явление в монастыре перед его открытием не раз видели многие люди, обитель вступила в пору своего возрождения. Возвращается благолепие храмов, возрождается и внутренняя монашеская жизнь.