-Метки

" листья падают "девочка с персиками " серов в.а. "осень " афанасий фет. .владимир высоцкий - о любви . 25 уникальных храмов мира 25 января - татьянин день алексей николаевич алиса великая герцогиня гессенская и рейнская апухтин блаженная ксения петербуржская введение во храм пресвятой богородицы великие люди россии ;столыпин висенте ромеро редондо всеволод рождественский-стихи елена камбурова. женщина и её душа. /флейта бога жозефина уолл жюльетта рекамье иван константинович айвазовский. ирина майская ирина майская. "в сыром холодном ноябре..." ирина самарина-лабиринт- поэзия история песни константин маковский.(живопись) кровавая пятница...память ..скорбь любимая певицаsarah briglitman мауро джулиани. микеланджело буонаротти и др набоков-поэзия необычайно яркий храм в подмосковье.переделкино поэзия весны поэзия фотонатюрморты времена года праздник покрова пресвятой богородицы празднование иконы божьей матери рождественская поэзия..набоков рождество христово романовы..костюмированный бал 1903 года. светлана осеева святитель и чудотворец николай семья романовых...русские принцессы субботнее настроение тесты тесты ...хорошее настроение. тесты...хорошее настроение ф. и. тютчев -поэзия хорошее настроение ...тесты храм илии пророка в ярославле храмы россии экспорт и просмотр записей дневника на компьютере элсли артур джон

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в александр_кислицкий

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.09.2009
Записей: 2139
Комментариев: 18416
Написано: 37159


«Ты, Моцарт, не достоин сам себя»

Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 14:23 + в цитатник
Цитата сообщения tinarisha «Ты, Моцарт, не достоин сам себя»


75558902_d13f59e4b4c7 (568x68, 54Kb)
Биография великого композитора подтверждает известную истину: факты абсолютно бессмысленны. Имея факты, можно доказать любую небылицу. Что и делает мир с жизнью и смертью Моцарта. Все описано, прочитано, издано. А все равно твердят: «Умер не своей смертью – отравили».
ти (600x458, 101Kb)



Царь Мидас из античного мифа получил от бога Диониса чудный дар – все, к чему он не прикасался, превращалось в золото. Другое дело, что дар оказался с подвохом: несчастный чуть не умер с голоду и соответственно взмолился о пощаде. Безумный дар был возвращен богу – в мифе легко. Но если реальному человеку дан не менее эффектный дар, только музыкальный, что тогда?
Вот Моцарт получил от Господа избраннический дар – все ноты, к которым прикасался, превращались в музыкальное золото. Желание покритиковать его творчество заранее обречено на провал: ведь не придет же вам в голову заявить, что Шекспир не состоялся как драматург. Музыка, стоящая выше всякой критики, написана без единой фальшивой ноты! В композиции Моцарту доступны были любые жанры и формы: оперы, симфонии, концерты, камерная музыка, духовные сочинения, сонаты (всего набралось более 600). Однажды у композитора спросили, как ему удается всегда писать такую совершенную музыку. «Я по-другому не умею», – ответил он.
Однако он же был еще и великолепным «золотым» исполнителем. Как тут не вспомнить, что его концертная карьера началась на «табуретке» – в шесть лет Вольфганг играл свои собственные сочинения на малюсенькой скрипке. На гастролях, организованных отцом по Европе, восхищал публику совместной игрой в четыре руки с сестрой Наннерль на клавесине – тогда это было в новинку. На основе предложенных публикой мелодий сочинял тут же на месте большущие пьесы. Люди не могли поверить, что это чудо происходит без всякой подготовки, и устраивали малышу всякие фокусы, например, накрывали клавиатуру куском ткани, ждали, когда же он попадет впросак. Нет проблем – золотой ребенок решал любые музыкальные ребусы.

Сохранив до смерти свой развеселый нрав импровизатора, он часто удивлял современников своими музыкальными шутками. Приведу в пример лишь один известный анекдот. Однажды на званом обеде Моцарт предложил другу Гайдну пари, что тот не сыграет тут же сочиненный им этюд. Если не сыграет, то выставит другу полдюжины шампанского. Найдя тему легкой, Гайдн согласился. Но вдруг, уже играя, Гайдн воскликнул: «Как же я могу это играть? Обе мои руки заняты исполнением пассажей в разных концах фортепиано, а между тем, одновременно я должен брать ноты в средней клавиатуре – это невозможно!» «Позвольте, – сказал Моцарт, – я сыграю». Дойдя до, казалось бы, технически невозможного места, он нагнулся и прижал носом нужные клавиши. Гайдн был курносым, а Моцарт – длинноносым. Присутствующие «рыдали» от хохота, а Моцарт выиграл шампанское.
В 12 лет Моцарт сочинил первую оперу и к этому времени стал еще и прекрасным дирижером. Роста мальчик был небольшого и, наверное, забавно было наблюдать, как он находил общий язык с оркестрантами, возраст которых превосходил его собственный в три и больше раза. Он опять стоял на «табуреточке», но профессионалы ему подчинялись, понимая – перед ними чудо! Вообще-то так будет всегда: музыкальные люди своих восторгов не скрывали, божественный дар признавали. Была ли жизнь Моцарта от этого легче? Родиться гением – это замечательно, но его жизнь, наверное, была бы куда легче, родись он таким, как все. А вот наша – нет! Потому что у нас не было бы его божественной музыки.



Маленький музыкальный «феномен» был лишен нормального детства, бесконечные путешествия, сопряженные в то время с жуткими неудобствами, пошатнули его здоровье. Вся дальнейшая музыкальная работа требовала высочайшего напряжения: ему ведь приходилось играть и писать в любое время дня и ночи. Чаще по ночам, хотя музыка звучала в его голове видимо всегда, и это было заметно по тому, как он был рассеян в общении, и часто не реагировал на разговоры вокруг него. Но, несмотря на славу и обожание публики, Моцарт постоянно нуждался в день­гах и обрастал долгами. Как композитор он неплохо зарабатывал, однако, копить не умел. Отчасти потому, что отличался любовью к развлечениям. Устраивал дома (в Вене) роскошные танцевальные вечера, купил лошадь, бильярдный стол (он был весьма неплохим игроком). Модно и дорого одевался. Семейная жизнь тоже требовала больших расходов.
Последние восемь лет жизни стали вообще сплошным «денежным кошмаром». Жена Констанца была беременна шесть раз. Дети умирали. Выжили только два мальчика. Но здоровье самой женщины, вышедшей за Моцарта замуж в 18 лет, серьезно пошатнулось. Он вынужден был оплачивать ее лечение на дорогих курортах. При этом себе никаких поблажек не позволял, хотя они были необходимы. Он работал все напряженней, и последние четыре года стали временем создания самых гениальных произведений, самых радостных, светлых и философских: оперы «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Милосердие Тита». Последнюю, вообще написал за 18 дней. У большинства музыкантов вдвое больше времени ушло бы на переписывание этих нот! Казалось, что на все удары судьбы он мгновенно отзывается дивной красоты музыкой: Концерт № 26 – Коронационный; 40-я симфония (несомненно, самая известная), 41 –я «Юпитер» – с победоносно звучащим финалом – гимном жизни; «Маленькая ночная серенада» (последняя № 13) и еще десятки произведений.
И все это на фоне овладевавшей им депрессии и паранойи: ему казалось, что его травят медленно действующим ядом. Отсюда и появление легенды об отравлении – он сам запустил ее в свет.
А тут еще заказали «Реквием». Моцарт увидел в этом какое-то предзнаменование и с трудом работал над ним до самой смерти. Закончил всего на 50% и вовсе не считал главным делом своей жизни. Работу завершил его ученик, но эта неровность замысла слышна в произведении. Потому Реквием не входит в список лучших творений Моцарта, хотя и страстно любим слушателями.
24_Moz_03 (300x441, 70Kb)



Смерть его была ужасна! В возрасте всего 35 с небольшим лет у него отказали почки. Тело его раздулось и начало ужасно пахнуть. Он безумно страдал, понимая, что оставляет жену и двух крошек-детей с долгами. В день смерти, рассказывают, Констанца легла в постель рядом с покойным, надеясь подхватить заразную болезнь и умереть вместе с ним. Не получилось. На другой день на несчастную женщину кинулся с бритвой и поранил один человек, жена которого, якобы, была беременна от Моцарта. Это было неправдой, но по Вене ползли всевозможные сплетни, и этот человек покончил с собой. Вспомнили Сальери, интриговавшего вокруг назначения Моцарта на хорошую должность при дворе. Много лет спустя Саль­ери умер в сумасшедшем доме, терзаемый обвинениями в убийстве Моцарта.
Ясно, что Констанция не могла присутствовать на похоронах, и позже это стало главным обвинением во всех ее грехах и нелюбви к Вольф­гангу. Реабилитация Констанции Моцарт произошла совсем недавно. Клевета о том, что она являлась невероятной растратчицей, была снята. Многочисленные документы сообщают, напротив, о рассудительности деловой женщины, готовой самоотверженно защищать творчество мужа.
Клевета равнодушна к ничтожествам, а, состарившись, сплетни становятся легендами и мифами. Тем более, когда за биографии великих берутся не менее великие. Гений против гения – Пушкин против Моцарта. Ухватил сплетню, романтически переосмыслил и сделал самым красивым художественным мифом, растасканным на цитаты: «Гений и злодейство – несовместны», «Мне не смешно, когда маляр негодный/ Мне пачкает Мадонну Рафаэля», «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь» и так далее. Моцарт стал узнаваемым героем литературы, театра, а позже кинематографа, вечный и современный, не прирученный обществом «человек ниоткуда», невыросший мальчик-избранник…
Музыкальная терапия
Не так давно в Париже провели эксперимент. В нескольких ресторанах включали разную музыку и принимали у посетителей заказы. Там, где звучал рок и «попса», заказы клиентов оказались дешевыми. В тех же заведениях, где включалась классика, заказы оказались намного дороже. И особенно дорогой «кухни» пожелали клиенты ресторанов, где звучали произведения Моцарта. Вывод напрашивается сам собой: высокая музыка, да еще с оптимистической направленностью провоцировала клиентов на дорогую еду и напитки. Музыка Моцарта оказалась сродни наркотику, только безвредному. Люди, пребывающие в состоянии поистине мировой усталости, ищут успокоение в музыке возвышенной – только бы хоть на время оградить свой уже почти разрушенный от всеобщей мерзости жизни разум.
Любой из нас даже не сильно напрягаясь, способен с места пробубнить под нос «тарам, тарам, тара-ра-рам» – основную тему Сороковой симфонии или эпизод Маленькой ночной серенады, и джентльмены во фраках из больших концерт­ных залов вовсе для этого не нужны. А застрявшим в пробках автомобилистам вместо «буб-бум-бум» я бы посоветовала иметь в бардачке «тарам» Сороковой – подступающее безумие отпустит. И хозяевам дорогих кафе я бы настоятельно рекомендовала перейти на «моцартианство», тогда клиенты вдруг примирятся с возможной плохой едой, ошеломляющим счетом и не станут скандалить. Моцарт спасает от сумасшествия, тревог и неприятностей!

текст: Галина Сорокина, фото: Bild-press.

75558902_d13f59e4b4c7 (568x68, 54Kb)
источник
Рубрики:  Легенды музыки
Искусство
История в лицах.

Понравилось: 3 пользователям

Лариса_Воронина   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 14:40 (ссылка)
Саша, спасибо Але за пост, а тебе - что дал мне возможность прочитать чудесное эссе...
Ответить С цитатой В цитатник
александр_кислицкий   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 14:49 (ссылка)
Лариса_Воронина, Я его очень люблю ,Ларочка .....божественный композитор ,я бы так сказал...))))))
Ответить С цитатой В цитатник
вера_веприк   обратиться по имени Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 16:39 (ссылка)
Б У Л А Т
О К У Д Ж А В А

И.Б.

Моцарт на старенькой скрипке играет.
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает -
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе,
но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые:миг -
и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не обращайте вниманья, маэстро,
не убирайте ладони со лба.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Декабря 2012 г. 17:16ссылка
вера_веприк, Хороший комментарий ....и даже не надо слов ....Окуджава все сказал ...))))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку