-Метки

" листья падают "девочка с персиками " серов в.а. "осень " афанасий фет. .владимир высоцкий - о любви . 25 уникальных храмов мира 25 января - татьянин день алексей николаевич алиса великая герцогиня гессенская и рейнская апухтин блаженная ксения петербуржская введение во храм пресвятой богородицы великие люди россии ;столыпин висенте ромеро редондо всеволод рождественский-стихи елена камбурова. женщина и её душа. /флейта бога жозефина уолл жюльетта рекамье иван константинович айвазовский. ирина майская ирина майская. "в сыром холодном ноябре..." ирина самарина-лабиринт- поэзия история песни константин маковский.(живопись) кровавая пятница...память ..скорбь любимая певицаsarah briglitman мауро джулиани. микеланджело буонаротти и др набоков-поэзия необычайно яркий храм в подмосковье.переделкино поэзия весны поэзия фотонатюрморты времена года праздник покрова пресвятой богородицы празднование иконы божьей матери рождественская поэзия..набоков рождество христово романовы..костюмированный бал 1903 года. светлана осеева святитель и чудотворец николай семья романовых...русские принцессы субботнее настроение тесты тесты ...хорошее настроение. тесты...хорошее настроение ф. и. тютчев -поэзия хорошее настроение ...тесты храм илии пророка в ярославле храмы россии экспорт и просмотр записей дневника на компьютере элсли артур джон

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в александр_кислицкий

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.09.2009
Записей: 2139
Комментариев: 18416
Написано: 37159


>Красота из прошлого Руси.

Пятница, 19 Октября 2012 г. 23:07 + в цитатник
Цитата сообщения lj_classic_art_ru Красота из прошлого Руси.

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма


Константин Егорович Маковский (1839-1915) "Русская красавица в кокошнике"



132 (290x408, 42 Kb)
Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочная часть.Виктор Васнецов (537x699, 74 Kb)
Имел матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.

Виктор Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой (в однорогом кокошнике)

Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем. Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы.
"Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т. д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник".
 (699x180, 20Kb)

Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)

Однорогий кокошник.. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.
Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см.
 (290x409, 46Kb)Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу 1903 года

Kокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми "шишками", сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия.
Kокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.
В виде цилиндрической шапки с плоским дном.Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами. (478x600, 51Kb)

П. Барбье. Портрет молодой женщины в русском сарафане. 1817.

Однодворческий кокошник , получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.
С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.
Двухгребенчатый, или седлообразный "шеломок" — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником — прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.
Традиции ношения

 (553x698, 56Kb)

Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829).Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — "кокошницами", владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотной нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение). Кирсанова указывает, что "кокошником" со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужняя девица.
Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. "В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники"
 (452x600, 74Kb)

Неизвестный художник. Портрет неизвестной в русском головном уборе. 1769.

Известен со времен Древней Руси.Хотя точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей "жемчужный".
В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: "Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!". В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.
В XIX в. бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку. В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и т. д.
При императорском дворе.

Императрица Александра Федоровна в кокошнике (291x400, 31 Kb)
Императрица Александра Федоровна в кокошнике.

Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил его носить боярышням указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму (ср. возвращение моды на мантилью в Испании). В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские "сарафаны" с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.
В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами "а-ля бояр" и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.
Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в "часто утрированные в "оперном" стиле русские кокошники"



Женский головной убор.Владамирская губерния XVIII в.



Женский головной убор.Вологодская губерния XVIIIв.



Женский головной убор.Калужская губерния XVIIIв.



Женский головной убор.Тверская губерния XVIIIв.



Женский головной убор.Центральная Россия.XVIII



Златоглав-женский головной убор.Курская область.XVIIIв.



Каптур(женский меховой головной убор)Русский Север XVIII



Кичка и сорока.Тамбовская губерния XIХв



Кокошник XVIII века.Галич(Костромская губерния)



Кокошник XVIIIв.Владимирская губерния.



Повязка-девичий головной убор.Русский Север XVIIIв.



Сборник-женский головной убор.Московская губерния.XVIIIв.



Сорока-женский голвной убор.Курская ГубернияXIХв.



Торопец(Псковская губерния)XVIII



Кокошник, 2я полов 19в, Олонецкая губ.



Повойник (женский головной убор) конец 19в, Вологодская губ.



Кика (женский головной убор), 2я полов 19в, Псковская губ.



Кокошник, 2я полов 19в, Псковская губ.



Кокошник, 19в, Олонецкая губ.

Кокошник в живописи .



Константин Егорович Маковский (1839-1915)Чарка меду. Около 1910




Михаил Нестеров.



Константин Егорович Маковский (1839-1915)Чарка меду. 1890-е

Константин Егорович Маковский (1839-1915)Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900-е



Константин Егорович Маковский (1839-1915)Боярышня у окна (с прялкой). 1890-е



Дрождин Петр Семенович.Портрет купчихи в кокошнике



Николай Неврев. "Василиса Мелентьевна". 1886



Константин Егорович Маковский (1839-1915)Боярыня у окна. 1885



Михаил Врубель. Царевна-лебедь
http://www.liveinternet.ru/users/4153190/post238403682/
http://subscribe.ru/group/krasota-i...o-mira/2620293/


http://classic-art-ru.livejournal.com/131952.html

Рубрики:  Живопись
люди искусства
Искусство
Любимые полотна

Понравилось: 5 пользователям

вера_веприк   обратиться по имени Суббота, 20 Октября 2012 г. 00:06 (ссылка)
И Вам, Александр, добрый вечер. Очень интересно было посмотреть эту маленькую экскурсию в историю русского костюма.Я родилась в очень глухой деревеньке и "отсталой", так вот я еще помню: на свадьбах невеста первый день была в фате, а на второй, одевала кокошник, причем если невеста была родом из соседнего села, у нее форма и стиль украшения кокошника были другими. Ну и костюмы отличались (вышивкой в основном) Ну а мы, малыши, бегали посмотреть на невесту, в каком кокошнике,насколько красив...Богатые у нас культурные корни, очень важно их не забывать и чувствовать.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Октября 2012 г. 00:23ссылка
вера_веприк, Очень важно не забывать и хранить культурные традиции ....ты совершенно верно сказала ....
Да , даже соседние села имели собственные костюмы,отличные от других ...это здорово ....хорошо бы наравне с возрождением храмов и возрождать нашу общую русскую культуру ....ведь так печально видеть падение нравов и моральных устоев ..
Спасибо за хороший комментарий .....доброй ночи тебе,Вера,до завтра!!!!!!!
VovanLX   обратиться по имени Суббота, 20 Октября 2012 г. 07:00 (ссылка)
Чтобы понять эту перенасыщенность в нарядах нужно жить тем временем.
Ответить С цитатой В цитатник
александр_кислицкий   обратиться по имени Суббота, 20 Октября 2012 г. 09:17 (ссылка)
VovanLX, Это верно....это правильно , но то , что мы- Россия следует помнить ...
Мы говорим в более широком смысле....
Чудесных Вам выходных,Владимир!!!!!!!)))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Октября 2012 г. 11:51ссылка
Спасибо! И Вам чудесных выходных! =)
Tanita_Cat   обратиться по имени Суббота, 20 Октября 2012 г. 22:56 (ссылка)
Интересно! Спасибо за находку!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Октября 2012 г. 22:57ссылка
Tanita_Cat, Мне это приятно ....на радость !!!!!!!!!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку