Валаам. Святой Остров |
Вид с горы Елеон.
Название “Валаам” переводят с финского как “высокая земля”, менее вероятный перевод – “земля клятвы” или “земля света”, некоторые связывают его с именами библейского прорицателя Валаама или языческого божества Ваала (Велеса). Согласно Валаамскому преданию, в древнейшие времена острова были местом языческого культа.
Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов Преп. Александра Свирского (1448-1533), основателя знаменитой обители "Во имя Пресв. Троицы". В свое время Преп. Александр переселился на Святой остров в пещеру, а затем удалился к реке Свирь.
Часовня во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” построена в 1832 году по проекту архитектора Адриана Ивановича Очакова. С 1919 года она стала приходской церковью. В сентябре 1932 года часовня была закрыта. В 1990-х годах часовня возвращена Валаамскому монастырю и ныне вновь открыта для верующих.
Валаам. Никольский скит
Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Смоленском скиту. Кирпичная одноглавая церковь в неорусском стиле. Сооружена в 1915-1917 по инициативе великого князя Николая Николаевича, верховного главнокомандующего (в 1914-1915) российской армией, как храм-памятник погибшим в Мировой войне, строилась во имя Валаамской Богоматери, освящена 24.06.1917 как Смоленская. В 1940 закрыта, с годами сильно повреждена. Вновь освящена в 2004. Архитектор Романов П. Н.
Святой Апостол Андрей Первозванный На Валааме 10 июля 2014 года установили и освятили памятник святому апостолу Андрею Первозванному.Идея установки памятника святому апостолу появилась в преддверии празднования 1025-летия Крещения Руси. Памятник изготовлен известным российским скульптором Андреем Клыковым в мастерской народного художника России Вячеслава Клыкова. Монумент установлен на мраморном постаменте при входе в Валаамский монастырь. Подход к бронзовой скульптуре апостола выполнен в форме креста Андрея Первозванного — двух пересекающихся дорожек.
Воскресенский скит. Валаам Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где по Валаамскому преданию апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест, на горе издревле стояла часовня, освященная во имя святого апостола. В конце XVIII — начале XIX вв. поблизости подвизался иеросхимонах Никон, по имени которого, вероятно, получили название Большая и Малая Никоновские бухты. Рядом с часовней находились деревянные кельи для монастырских рыбаков. В1896 г. благотворитель И. М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте скит и пожертвовал 10 тыс. рублей. План новой церкви составил финляндский епархиальный архитектор В. И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. с помощью взрывов в диабазовой скале сделали углубление, заложили фундамент, и летом 1902 г. началась кладка стен. Всего за год храм вчерне был готов. 30 июля 1906 г. верхний престол во имя Воскресения Христова освятил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский). Пещерный храм во имя св. апостола Андрея Первозванного через три месяца был освящен игуменом Пафнутием. В его архитектуре присутствуют черты русского стиля (например, в убранстве трехмаршевой лестницы о 50-ти ступенях). На много верст был слышен звон 8 колоколов, пожертвован¬ных московскими благотворителями. Нижний храм по желанию игумена Маврикия был устроен наподобие пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Справа расположен небольшой иконостас белого итальянского мрамора, слева — «Камень помазания» (символизирующий камень, на котором Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя; камень и иконостас утрачены в 1940-1941 гг.). В глубине расположен «Придел Ангела». Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Святого Гроба, где находилось мраморное ложе Спасителя с подлинной частицей камня Гроба Господня из Иерусалима. Убранство полного светом верхнего летнего храма напоминало о Светлом Христовом Воскресении. Все иконы были написаны валаамскими монахами. Лишь Иерусалимский образ Божией Матери был пожертвован московскими купцами в благодарность за устройство Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. Когда число насельников к началу 1910-х гг. возросло до 50 человек, были построены три корпуса: одноэтажные — келейный и хозяйственный — и двухэтажный, с трапезной и кельями (проект архитектора Н. Н. Никонова). В1931 г. в Воскресенском скиту была открыта школа — приют для сирот и детей из малообеспеченных семей. 30 мальчиков обучались по курсу народной школы, а также церковному чтению и иконописи. Под руководством иеромонаха Досифея руками воспитанников школы в 1930-е гг. было произведено большинство реставрационных и иконописных работ. В начале ХХI века в Воскресенской церкви проводились большие реставрационные работы. Нижний храм был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 18 августа 2005 года, а 11 июля 2006 года Святейший Патриарх освятил верхний храм.
Сосны над Ладогой. Валаам
Коневский скит. Валаам Скит в честь Коневской иконы Божией Матери От западных ворот Большого скита дорога, проложенная через лес и скалы в 1863-1864 гг., ведет к трем живописным озерам. Самое большое из них — Игуменское. С 1827 г. семь лет на его берегу, у подножия каменной горы, в деревянной келье, проводил суровую аскетическую жизнь будущий игумен Дамаскин. Братия монастыря после смерти подвижника, в память о его высокой монашеской жизни, показывала паломникам его тяжелые вериги, пере¬писанные им творения святых отцов. Теперь о прошлом напоминают только самая большая на Валааме лиственница высотой 32 м да фундамент кельи. В 1870 г. игумен Дамаскин на месте своего прежнего уединения задумал устроить скит во имя Коневской иконы Божией Матери. Образ Богородицы преподобный Антоний получил в 1393 г. на Афоне вместе с благословением устроить в северных пределах Руси иноческую обитель. Этим монастырем стал Коневец, «брат» Валаама (Коневская икона с 1956 г. находится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии). Сначала на скалистом мысу между озерами Игуменским и Темным была поставлена часовня, перенесенная в 1858 г. с Предтеченского острова. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. Насельники скита строго: соблюдали устав и не вкушали даже в праздники молочное и рыбу, в изобилии водившуюся в Игуменских (Коневских) озерах. В 1930 г в скиту жил один схимонах Николай. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Феодор (1863-1937), пребывавший там в yeдинении 15 лет. О службе о. Феодора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х гг. строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Бывший в скиту список иконы утерян. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню. Позже оскверненную святыню уничтожил пожар. В 2003 г. началось воссоздание скита по имеющейся иконографии. В 2005 г было совершено Великое освящение воссозданного деревянного храма в честь Коневской иконы Божией Матери. Построен келейный деревянный корпус.
Озеро у Коневского скита. Валаам
Церковь Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших. Валаам Игуменское кладбище было заложено о. Дамаскиным на исходе его жизненного пути, в 1876 г., близ деревянной часовни во имя Преп. Сергия Радонежского, наиболее почитаемого Святого Древней Руси и каменной кельи игумена Назария, восстановителя на Валааме духа древнерусского подвижничества. В настоящее время на кладбище все разрушено, кроме поставленного о. Дамаскиным памятного креста из черного гранита. На вершине холма- необычные по архитектуре церковь во имя Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших (1876 г.) и звонница (архитектор Г. И. Карпов). Построены из валаамского кирпича в византийском и классическом стилях и имеют сдержанное убранство.Кладбищенская церковь была последней, освященной о. Дамаскиным. Он похоронен у северной алтарной стены, напротив, с юга – его ученик и преемник игумен Ионафан II (Дмитриев).
Спасо-Преображенский собор с колокольней. Валаамский монастырь Валаам, монастырь, спасо-преображенский собор, колокольня, православие, архитектура
К западу от Гефсиманского скита находится одна из самых спокойных на Валааме, Малая Никоновская бухта. Поражает различие левого и правого берегов бухты. Левый берег – пологий, зарос густым лесом. А правый возвышается скалой высотой до 40 метров, из расселины которой поднимаются редкие стволы сосен. Скала названа монахами горой Елеон.
Вознесенская часовня на горе Елеон/ На горе Елеон, на самой высокой ее точке, в 1912 году была сооружена деревянная Вознесенская часовня, входящая в ансамбль Гефсиманского скита. Из Малой Никоновской бухты она видна одновременно с поклонным крестом. Часовня имеет пятиглавое завершение, рублена «в лапу» и обшита тесом. Очень красиво крыльцо часовни. Архитектурное решение Вознесенской часовни идентично решению Успенской церкви.
Никольский скит – один из красивейших скитов Валаама - находится в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря на маленьком одноименном островке. Никольский остров освоен монахами в XVIII веке. В скиту жило 12 монахов, которые, кроме рыбной ловли, проводили таможенный досмотр прибывших богомольцев - на Валаам был запрещен ввоз спиртных напитков и табака. Вновь отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита расположен на вершине небольшого холма. Нынешняя церковь во имя покровителя плавающих и путешествующих стоит на месте часовни с маяком начала XIX века. Никольскую церковь построил в 1853 году русский зодчий А.М. Горностаев. Прототипом замечательной архитектуры Никольской церкви явились московские храмы XV-XVI вв. Она представляет собой восьмерик, увенчана шатром с золоченой луковичной главкой, имеет звонницу, которая украшена кокошниками. Стены Никольской церкви и шатер внутри расписаны монахами монастыря. Главной темой росписей является житие Николая-Чудотворца.
Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря
Скит во имя преподобного Александра Свирского Суровые, почти отвесные скалистые берега острова Святой поднимаются на 30-метровую высоту примерно в километре от северо восточной оконечности острова Валаам. В конце ХУ111 века его именовали "Старым Валаамом". По преданию, здесь в пещере подвизались Преподобные основатели обители, и находился первоначальный Свято-Троицкий монастырь. Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов Преп. Александра Свирского (1448-1533), основателя знаменитой обители "Во имя Пресв. Троицы". В свое время Преп. Александр переселился на Святой остров в пещеру, а затем удалился к реке Свирь. Близ пещеры в 1777 г. путешественник Я. Я. Мордвинов видел деревянную часовню и крест. Крест с вырезанной на ней датой "1759 г." уцелел и является древнейшим памятником Валаама. В середине XIX в. по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора на Святом острове устраивается скит. В память посещения острова Владыкой сохранился гранитный обелиск В 1840-42 гг. строится новая часовня. В 1855 г., возможно, по проекту А. М. Горностаева, часовня перестраивается в церковь во имя Преп. Александра. Иконостас письма В. Пошехонова, внутреннее убранство, вырезанное из кипариса, частица гроба Преподобного и десять колоколов утрачены. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега. В скиту обычно жили восемь иноков. В 1930-е годы за строениями, садом и огородом наблюдал один монах. Скит отличался строгим уставом, иноки не вкушали молочную пищу. Служба в храме совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь.
Когда число насельников в Воскресенском скиту к началу 1910-х гг. возросло до 50 человек, были построены три корпуса: одноэтажные — келейный и хозяйственный — и двухэтажный, с трапезной и кельями (проект архитектора Н. Н. Никонова). В1931 г. в Воскресенском скиту была открыта школа — приют для сирот и детей из малообеспеченных семей. 30 мальчиков обучались по курсу народной школы, а также церковному чтению и иконописи. Под руководством иеромонаха Досифея руками воспитанников школы в 1930-е гг. было произведено большинство реставрационных и иконописных работ. С 1970-х гг. в скиту находилась туристическая база. Ныне в скиту размещается паломническая служба монастыря.
Гостиница на Валааме
Часовня Валаамской иконы Божией Матери — православная часовня на острове Светлый (Валаам, Карелия), построена в 2009—2010 годах постройки. Возведена по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Архитекторы: Анисимов А. А., Бледнова Н. Ю., Васильев Е. В. Новицкий О. В. Художники: Верди А. В., Калинина С. А. Мозаики были выполнены под руководством Борисенко В. О. Часовня представляет собой восьмигранное здание на несущих колоннах и спроектирована как отдельное центричное сооружение, увенчанное шатром и одной главой. Так как проектирование часовни является индивидуальным, нетиповым, в процессе работы над художественным образом был проведен некоторый анализ существующего монастырского храмового строительства на острове Валаам и взяты за аналоги комплекс Всесвятского и Никольского скита. В проекте использованы традиционные для русского храмового зодчества арочные циркульные проемы и завершения, в качестве декора — белокаменные и гранитные резные детали, металлические литые (кованые) решетки и мозаика. Часовня выполнена из разных материалов — основная часть ее облицована гранитом двух видов; шатер, арки и свод выполнены из кирпича, стены — железобетонные, облицованы кирпичем и белокаменными блоками, с вставками из гранитных и белокаменных элементов, кровля медная, главка-золотая. Главным элементом часовни является 6-ти метровая Валаамская икона Божией Матери, выполненная в мозаике. Икона обращена на восток и по художественному замыслу выходит на основной по воде путь в монастырь, встречая приезжающих в обитель паломников и гостей. В часовне находятся два изображения Валаамской иконы Пресвятой Богородицы. Внутренняя икона выполнена в технике флорентийской мозаики с использованием разных пород мрамора и оникса. С внешней стороны икона выполнена в технике римской мозаики. Пол украшен рисунком из разных видов гранита.
Владимирский скит
Ильинский скит
Иконостас Воскресенского скита верхнего храма Верхний храм с белоснежным фаянсовым иконостасом, изготовленным мастерами из Екатеринбурга, и украшенным благородной позолотой, поражает своей величавостью и изяществом. Все в этом храме говорит о светлом Христовом Воскресении, о торжестве жизни над смертью.
Спасо-Преображенский собор (обратная сторона) Воскресенский скит
На территории собора еще с советских времен проживают люди, некогда получившие квартиры (комнаты) в стенах собора. На снимке можно как раз увидеть окна этих (квартир) на красной кирпичной стене. Церковные помещения (попросту говоря кельи), которые были наспех переоборудованы под проживание местных жителей, имеют печное отопление и в них отсутствует водопровод. В городе Сартавала строится 60-ти квартирный дом для переселения жителей собора. На почве соседства мирян и духовников возникают трудности. Проблемы от непосредственного соседства мирского и монастырского укладов жизни возникли с конца 1989 года, когда на Валаам после почти 50-летнего перерыва вернулись монахи. Особенно досаждает монахам непосредственное соседство Спасо-Преображенского собора с клубом: молодежные дискотеки проходят даже во время всенощных бдений. На сегодняшний день на архипелаге местных жителей более 500 человек.
Реставрация
Фрагмент иконостаса (левая сторона) Фрагмент иконостаса (правая сторона)
Икона Божией Матери Всех Cкорбящих Радость в каменном киоте, установленная в Скорбященской часовне Валаамского монастыря
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |