Русская Арктика: поморы. Часть 1. На пути к студеному Белому морю. |
«Нескончаемые леса, полные зверя и птицы, реки и озера, серебряные от рыбы, белые ночи, величие северного сияния, бьющееся о скалы море - таким увидели наш край первые русские пришельцы» - пишет в своей книге «Страна Помория» Иван Матвеевич Ульянов.
После крещения Руси в 988 году сюда уходили русичи, не принявшие христианства. Вплоть до XIX века в Поморье существовали поселения, где исповедовали дохристианскую веру.
К началу XII столетия «Господин Великий Новгород» уже владел огромной территорией Европейского Севера — от Кольского полуострова до бассейна реки Печоры, а на восток — до «Каменного пояса», Уральского хребта.
До XV века территория Поморья входила в Новгородскую Русь. В начале XVI века, после войны Новгорода с Московским княжеством, Поморье было присоединено к Московии.
Впервые слова «поморы» или «поморцы», «Поморье»,«поморская волость» появились в летописях и документах около XVI века. При этом имелись в виду земли северо-западнойчасти Беломорья (это Кандалакшская губа) и местные жители, занимавшиеся океанскими промыслами и торговлей на Мурмане – современном Кольском полуострове.
Процесс заселения русскими беломорского побережья активно шел в течение XII–XVIII веков, но большинство постоянных поселений возникло с середины XV по конец XVII века. На первом этапе в XII–XIV веках освоение приморской зоны происходило из двух древнерусских областей – Новгородской и Владимиро-Суздальской. Через них на Север продвигались также группы переселенцев из Южной и Северо-Западной Руси.
Русско-шведская война, польская экспансия, реформа Никона и раскол церкви, староверческое движение и другие события XV - XVII веков вызвали новое стихийное переселение крестьян в приморские области.
В эти места переселенцев притягивали отсутствие крепостного права и промысловые возможности. Заселению Северного края способствовала и государственная военно-торговая политика, а также церковно-монастырская деятельность.
|
ОТКУДА НАЗВАНИЕ БЕЛОЕ МОРЕ? |
Белое море названо белым, потому что большую часть года оно покрыто белым льдом и снегом. Согласитесь, что такое объяснение кажется логичным? [1] Но сравнительный анализ морской исторической топонимики и ряд очевидных фактов из средневековых русских летописей ставит под сомнение это объяснение.
Любопытно, что помимо северорусского Белого моря в мире есть и другие «Белые моря». Например, слова с древней корневой основой «Balt»: «Baltoji – Baltijas» и «Baltoji – Baltijas» - в переводе литовского и латышского означают «Белое». Название Балтийское море литовцы и латыши переводят со своих языков как Белое море. [2] Впрочем, на этом международный список «Белых морей» не заканчивается. В доказательство можно привести три русские летописи, в которых зафиксирован факт, что название Белое море использовалось болгарами еще в средние века. В средневековом путевом дневнике 1419-1422 гг, получившем название «Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину», [5] русский паломник дьякон Зосима оставил запись: «Царь же город стоит на три углы, две стены от моря, а третья от Западу... В первом угле от Белого моря Студийский монастырь». [6] В этом же тексте содержится уточнение, о каком Белом море идет речь: «И ту, бяше, устие, выходя на великое Понетское (Эгейское – И.М.) море, еже зовется Белое море, ту стояше град Троя на самом устии. Выходя на Великое море, пойти направо въ Святой горе (гора Афон – И.М.) и к Селуну (город Салоники – И.М.) и ко Амерейской земли (п-ов Пелопоннес – И.М.) и к Риму, на левой же ко Иерусалиму». [7] Исходя из данного текста, можно сделать вывод о том, что Белым морем в нём названо Эгейское море, а Великим морем – Средиземное море. Другой средневековый источник «Хожение Варсонофия в Египет, Синай и в Палестину» 1461-1462 гг Белым морем называет уже не Эгейское, а всё Средиземное море, которое у его предшественника дьякона Зосимы было названо Великим морем. Русский паломник Варсонофий пишет: «И великая ж река златоструйный Нил течет от полуденные страны на полунощь в Белое море». [8]
Спустя четыре года после «хожения» Варсонофия, в 1465-1466 гг путешествие на Ближний Восток совершил дьяк посольского приказу «гость Василий», который описывает сирийский город Хооузм (г. Хомс – И.М.) «…и езеро близ града и пещера откуду излази змии, а подле езера того гора, а обоку страны гора тоа море Белое», т.е. снова Средиземное море названо Белым морем. [9] Когда английский картограф Антоний Дженкинсон в 1562 году составил первую карту Московского государства, названия Белого моря на ней еще не было. [11]
Впервые море названо Белым лишь на карте Петра Плаиция в 1592 году. Не секрет, что изначально оно даже считалось не морем, а большим заливом Ледовитого океана. Этот залив, который впоследствии получил название Белое море, разные исторические источники называли по разному. Но особый интерес вызывают названия с топонимической основой «Канда» (в скандинавской транскрипции - «Ganda». Очевидно, именно от этой основы происходит древнее скандинавское название залива Ганд-вик. [12] Как видим, все эти три разноязычных названия в переводе означают Канда-залив. Очевидно, что Канда – это древняя, первичная и поэтому практически неизменная часть в каждом из трех упомянутых названий. А вторая часть менялась в зависимости от лингвистических перемен, происходивших в течение последнего тысячелетия среди коренного беломорского населения. Сразу оговорюсь, что любые попытки дать перевод топонимического субстрата «Канда» исходя из созвучия с современными языками, я считаю ошибочными. [14] Тем, не менее, можно упомянуть версии происхождения названия Канда-лакша. Первая версия утверждает, что название заимствовано из древнегерманских языков, где Cando означает «чудовище» («волк»), а топоним Канда-вик (Ганд-вик), соответственно, якобы означает «Чудовищ-Залив». Как видим, объяснение это абсолютно невразумительное и несерьезное. [15] Вторая версия производит название Канда-лакша от финских слов «kand» и «kantapää», что в переводе означает «пятка». Белое море, якобы, отдалённо напоминает гигантский след от человеческой стопы, а Кандалакшскую губу можно представить её пяткой. В этом случае название «Канда-лакша» означает «Пятка-залива». Но и это объяснение выглядит несерьезно.
Река Кандалакши? Можно сделать вывод, что залив Канда (Канда-лакша, Канда-губа, Канда-вик, Ганд-вик) получил своё древнее название не от речки Кандалакши, а по имени Канина-носа, который изначально назывался Канда-нос. Разумеется, уже никто не сможет сказать, что означало это название мыса в древности. Народы, которые оставили нам его имя, давно исчезли, а их языки утрачены навсегда. [22] К востоку от Норвегии средневековые картографы указывали большой полуостров, по очертаниям напоминающий Канин, омываемый со всех сторон морем, которое напоминает Белое. В частности, на итальянской карте 1534 г Бенедетта Бордоне и на карте Себастьяна Мунстера это море названо Mare Congelato (Море Conge-lato – И.М.), что очень созвучно искаженному европейцами местному поморскому названию Candelaksha (Cande-laksha – И.М.), т.е. фактически - названию Канда-залива. [23] Любопытно, что на картах XVI века Вильяма Бороу, Антония Дженкинсона и Себастьяна Мунстера в районе полуострова Канин указано название Condora. Расположение названия в районе современной Канинской тундры позволяет предположить, что Condora это искаженное европейскими картографами название Canda tundra (Канинская тундра – И.М.). [24] Таким образом, на основании приведенных фактов, можно впервые уверенно говорить о том, что славянское название Белое море является прямым заимствованием и топонимической калькой с южнославянского Белого моря (т.е. современного Средиземного либо Эгейского – И.М.). Вероятнее всего, это название принесено на северную землю соловецкими монахами, проводившими в XV - XVI вв политику усиленной ассимиляции местного населения в православной культуре. [25] Очевидно также, что прежде Белое море считалось у местного населения не морем, а большим океаническим заливом и обозначалось древним, до сих пор не раскрытым словом Канда, которое в виде топонимического субстарата сохранилось в названиях Кандалакша и Гандвик.
Остаётся надеяться, что в дальнейшем пытливые исследователи топонимики Поморья смогут обнаружить новые любопытные факты, которые подтвердят или опровергнут приведенные здесь рассуждения о происхождении упомянутых названий. |
Метки: поморы история |
Старые фото: Из альбома Н.А.Шабунина «Путешествие на север», 1906 г. |
Молодой, безвременно скончавшийся (27 февраля 1907 г.) художник Николай Авенирович Шабунин был тихий, непритязательный, в глубоком смысле слова "симпатичный", чисто русский человек. Он был серьёзный труженик, прекрасный живописец, выделенный чистою струёю художественного творчества, родником высоких мотивов.
Русское искусство потеряло в нём едва начавшего слагаться творца, а русская жизнь искреннего, скромного, но настойчивого деятеля, который в избранной им среде мог получить большое значение. Уроженец Архангельской губернии, Шабунин беззаветно любил свой угрюмый край, ежегодно туда возвращался и, приезжая в Петербург, привозил целую выставку этюдов, больших рисунков, с любопытными эскизами деревянных церквей, погребённых под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни, обычаев и обрядов северных инородцев. Всё это осталось весьма начатым, не исполненным и даже не законченным.
Николай Шабунин был сын священника из Мезенского уезда Архангельской губернии, родился 6 апреля 1866 года, поступил по экзамену в 1886 году вольнослушателем в Академию Художеств; затем принят учеником мастерской профессора И.Е. Репина; конкурировал на звание художника в 1898 году, удостоен этого звания, и с того же времени начал свои ежегодные художественные поездки исключительно на север для работ. Этому северу, его суровым тундрам он посвятил затем свои лучшие годы, и не только в своих художественных работах, но даже и в рефератах, старался охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев. В виду исключительных климатических условий этого края, он уезжал туда ещё ранней весною, пользуясь санным путём, на лошадях и оленях, чтобы побывать в тех, отовсюду изолированных местах, куда можно проехать только зимой, как например в Канинскую и Малозимельскую тундры. Свой собственный край он старался сделать известным в своих этнографических рефератах. Этнографический Музей Академии наук много приобретал от него.
Из оставленных художником произведений следует упомянуть на первом месте историческую картину "Отъезд Суворова в Швейцарский поход из села Кончанского в 1799 году", воспроизведённую мозаикою в размере более 4 сажень на фасаде Суворовского музея. Большинство других его работ осталось исключительно в эскизах и этюдах; славились его эскизы из жизни учеников Академии Художеств; большая картина "Жница", эскиз "Из жизни ссыльных", "Колокольный звон на Пасху", "На краю света", портрет Суворова (для музея) и другие. Шабунин был более идейный художник, мастер эскизов, творец скорее, чем исполнитель, но копировал Левицкого так, что трудно было отличить от оригинала. Планы у покойного были большие; он задумывал издавать описание Мезенского края, но судьба порешила иначе. Доклад "Северный край и его жизнь", который был сделан художником на заседании СПб. Общества архитекторов, заинтересовал теоретически многих, но не был ни где напечатан и в виде рукописи, переписанной на машинке, был передан художником автору заметки; последний, заинтересовавшись этим сообщением, передал его в Отделение Русского Языка и Словесности, постановившее о его напечатании.
Пожелаем, чтобы многочисленные рисунки и этюды покойного художника с памятниками старинного древостроительства также были когда-нибудь воспроизведены.
Метки: фотография история поморы |
Из воспоминаний Т. Е. Точилова |
Метки: история поморы |
Американские железные дороги 40х |
Грузовой поезд Santa Fe железнодорожной компании Union Pacific движется из Чикаго в Калифорнию. Снимок сделан фотографом-документалистом Джеком Делано.
В 1940-е года поезда считались транспортом номер один для перемещения на дальние расстояния. Предоставляем вашему вниманию цветные фотографии американских железных дорог тех времен.
Чикаго, декабрь 1942.
Веерное депо в Чикаго, декабрь 1942.
Рабочие ремонтируют локомотив в депо, Чикаго, декабрь 1942.
Дизельный локомотив для перемещения грузовых вагонов в Чикаго, апрель 1943.
Молодой работник железных дорог в Чикаго, декабрь 1942.
Женщины, работающие дворниками в депо, обедают, Клинтон, штат Айова, апрель 1943.
Чикаго, декабрь 1942. Мастер управляет системой переключения сигналов, контролируя тем самым движение поездов.
Грузовое депо Центральной железной дороги Иллинойса, Чикаго, апрель 1943.
Грузовой поезд Santa Fe на запасном пути в Рикардо, Нью-Мексико, в ожидании поезда восточного направления, март 1943.
Бенсенвилль, штат Иллинойс, май 1943.
Уильям Лондон проработал железнодорожником 25 лет. Мелроуз-парк, штат Иллинойс, декабрь 1942.
Железнодорожные пути в Чикаго, декабрь 1942.
Продажа железнодорожных локомотивов в Чикаго, декабрь 1942.
Грузовые вагоны на железнодорожных путях в Бенсенвилле, штат Иллинойс, май 1943.
Железнодорожные пути возле Чикаго, апрель 1943.
Виола Сиверс моем локомотив паром в Клинтоне, штат Айова, апрель 1943.
Томас Мадригал смазывает локомотив в депо, Блу-Айленд, штат Иллинойс, апрель 1943.
Железнодорожная кузница в Альбукерке, март 1943.
Женщины чистят гигантский локомотив H-класса, Клинтон, штат Айова, апрель 1943.
Мужчина моет грузовой тепловоз Santa Fe мощностью 5400 лошадиных сил в депо в Аргентине, штат Канзас, март 1943.
Мать троих детей миссис Марселла Харт работает уборщицей в депо. Клинтон, штат Айова, апрель 1943.
Поезд Santa Fe делает свой путь из Чикаго в Калифорнию по железнодорожным путям в горах Сан-Бернардино, март 1943.
Железнодорожное депо в Топике, штат Канзас, март 1943.
Раскрашенная фотография Джорджа Барнарда американского военного железнодорожного депо в Нэшвилле, штат Теннесси, 1864. На раскрашивание ушло около 92 часов. Конечно, о точных цветах локомотивов остается только догадываться, но цветная версия фотографии более наглядно показывает депо того времени.
Метки: фотография история железная дорога |
Енисейские крестьяне |
Небольшая подборка фотографий жизни и быта крестьян Восточной Сибири, Енисейской губернии, сделанные в самом начале XX века. Фотографии были собраны Ангарской экспедицией А.П.Ермолаева, изучавшей в 1911 году культуру старожилов сибирской глубинки.
На первом фото — крестьянки из деревни Яркино в праздничной одежде.
Зажиточная крестьянская семья из села Богучанское.
Подростки того же самого села и лохматая сибирская лошадка.
Молодые крестьяне у амбара, все тоже село Богучанское.
Снова село Богучанское, но это уже не крестьянин, а рабочий золотого прииска в праздничной одежде.
Фельдшер села Больше-Улуйское с больным. В селе, волостном центре, находился врачебный передвижной пункт. На обороте этой фотографии есть любопытная надпись: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру». Напомню, что 40 верст — это чуть больше 42 километров, а -30 по Реомюру — это 37,5 градусов мороза по Цельсию! Пройти 8-10 часов пешком по морозу -37…да, все-таки известная присказка «да, были люди в наше время», это не просто старческое ворчание.
Ремесленник-горшечник из села Атамановское. В селе в 1911 году насчитывалось 210 крестьянских дворов.
Приангарская крестьянка с багром.
И приангарский крестьянин с удочкой. Подледный лов на Ангаре — хорошее подспорье для прокорма семьи долгой зимой.
Крестьянин деревни Ярки отправляется на охоту. Обратите внимание на лыжи — коротки и широкие, нечто среднее между лыжами и снегоступами. По снежной целине на других и не проберешься.
Еще один крестьянин-охотник, с верным псом.
Село Кежемское, обычный крестьянский двор.
И завершает сегодняшнюю подборку фотография нетипичной сибиряки. Эта женщина в национальном украинском костюме, очевидно, переселенка, множество которых появилось в Сибири во время столыпинской реформы.
Метки: история фотография |
100 главных книг в мире |
Newsweek составил список 100 лучших книг. Этот список не похож ни на один другой. Это список списков. В его основе десять рейтингов, составленных в течение последних 20 лет по самым разным критериям. Диапазон очень широк: от книг, выбранных Опрой Уинфри в ее «Книжном клубе», и программы чтения колледжа Св. Иоанна, элитного учебного заведения в Санта-Фе, до «110 обязательных к прочтению книг», отобранных британской Daily Telegraph.
ее актуальность и стабильную популярность. Это не список лучших книг всех времен и народов, а скорее
литературный мейнстрим западного, в основном англоязычного мира.
набирали одинаковое количество очков, побеждала та, название которой чаще встречается в поисковике Google. 2. Джордж Оруэлл. "1984". 3. Джейм Джойс. "Улисс" 4. Владимир Набоков. "Лолита". 5. Уильям Фолкнер. "Шум и ярость". 6. Ральф Эллисон. "Невидимка". 7. Вирджиния Вульф. "К маяку". 8. Гомер. "Иллиада" и "Одиссея" 9. Джейн Остин. "Гордость и предубеждение". 10. Данте. "Божественная комедия". 11. Джоффри Чосер. "Кентерберийские рассказы" 12. Джонатан Свифт. "Путешествия Гулливера" 13. Джордж Элиот. "Миддлмарч" 14. Чинуа Ачебе. "Распад" (Things Fall Apart) 15. Джером Д. Сэлинджер. "Над пропастью во ржи" 16. Маргарет Митчелл. "Унесенные ветром" 17. Габриэль Гарсия Маркес. "Сто лет одиночества" 18. Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. "Великий Гэтсби". 19. Джозеф Хеллер. "Уловка-22" 20. Тони Моррисон. "Возлюбленная" |
Метки: книги |
Донские станицы конца ХІХ-го века в фотографиях Ивана Болдырева |
Известный российский фотограф и изобретатель создал свой тип пленки для фотографирования раньше, чем ее запатентовал легендарный основатель фирмы Kodak, Джордж Истмен. Однако, Иван не нашел поддержки у государства. |
|
Автор: Егор / Re-actor.net |
Метки: история фотография |
Кочи на Поморье |
Эти деревянные суда по форме напоминали ореховую скорлупу. Когда огромные льдины стремились поймать их в свои капканы и погубить в ледовых объятиях, они «выпрыгивали» на поверхность. Поморы научились их строить еще в XIII веке – специально для плавания в северных морях. Родина этих судов – побережье Белого моря. А называли их кочами.
Живущие по морю
В начале прошлого тысячелетия на Белом море появились русские поселенцы. Их привлекал богатый промысел: на суше – пушнина и птица, на море – морская рыба, зверь и «рыбий зуб» – высоко ценившийся моржовый клык. Первыми пришли на Север древние новгородцы. Разные это были люди: и посланцы бояр и прочих богатых людей, и вольные ушкуйники, и «лихие люди», бежавшие от крепостного права и татарского ига. Они, как правило, селились не на безлюдных берегах, а в поселениях коренных жителей – карелов и саамов, кое-где смешивались с ними, а где-то делили берег и теснили местных. Постепенно переселенцы образовали и свои становища. Осевшее на постоянное житье промысловое население стали называть поморами, что значит «живущий по морю», а весь приморский район – Поморьем. «Море – наше поле» – гласит народная поговорка.
Жизнь на берегах «Студеного моря» в условиях сурового климата сделала поморов сильными и трудолюбивыми. В Поморье витал дух вольности, свободомыслия и товарищества. В этих краях был особенно силен «мир» – самоуправление: многие поморские города переняли от Великого Новгорода его демократические и вечевые порядки. Связи с Западом существовали у поморов с глубокой древности. Близость Русского Севера к скандинавским землям, общение с европейцами, знание европейских устоев –все это поддерживало демократические традиции.
В XII веке Поморье становится центром русского судостроения – этому способствует развитие морских и речных промыслов. Там строились самые совершенные по тем временам суда, предназначенные для ледового плавания. Это были корабли разных типов: ладьи морские и обыкновенные, раньшины, шняки, карбасы. Развитие морских и речных промыслов требовало от поморов создания грузоподъемных и устойчивых судов, приспособленных к местным условиям плавания. Так родилась идея нового промыслового судна – коча. По мнению историков, кочи появились в XIII веке.
Секреты поморского судостроения
Коч (в разных говорах - коча, кочмора, кочмара) – это судно, приспособленное как для плавания по битому льду, так и для волока. Ученые считают, что название судна произошло от слова «коца» – ледовая обшивка, ледовая шуба. Так называлась вторая обшивка корпуса, предохранявшая основную обшивку от ледовых повреждений, ее делали из прочных дубовых или лиственных досок в месте переменной ватерлинии. Еще одной особенностью коча был корпус, по форме напоминающий скорлупу ореха. Такая конструкция предохраняла судно от разрушения при столкновении с крупными льдинами. Когда коч застревал во льдах, его не сжимало, а просто выдавливало на поверхность, и судно могло дрейфовать вместе со льдами.
На судне имелось два якоря по четыре с половиной пуда каждый, иногда встречались и двухпудовые якоря. Поморы использовали якорь и при волоке: если судно находилось в ледяных полях и не могло идти под парусом или на веслах, мореходы спускались на лед, вставляли лапу якоря в вырубленную лунку, а затем выбирали якорный канат и протягивали судно. Точно так же они могли перетаскивать судно через ледяные перемычки.
Лодейные мастера не имели чертежей и при постройке опирались на опыт и чутье.
Контуры судна мастер намечал палкой на песке. Постройка коча начиналась с днища: оно больше всего страдало от контакта со льдом, поэтому его делали особенно прочным. Киль большого коча имел длину около 21,6 метра и состоял из нескольких деталей. От повреждения при волоке или посадке на мель эту конструкцию предохранял фальшкиль. Если же он разрушался, крепили новый – ремонт занимал немного времени. Это изобретение поморов впоследствии позаимствовали зарубежные мастера; оно применялось на протяжении всей истории деревянного судостроения.
Сочленения досок бортовой обшивки имели свою особенность: в месте швов они покрывались планками, прикрепленными к бортам небольшими скобами, – типичный для северорусского судостроения способ герметизации бортов. Чтобы полностью «ускобить» коч, требовалось несколько тысяч металлических скоб. Пазы обшивки конопатились смоленой паклей. Поверх основной обшивки крепилась «шуба» (коца) – ледовая обшивка, доски которой прибивались «вгладь».
Набор судна составляли «кокоры» – так на севере назывались шпангоуты. У коча была оригинальная судовая деталь, не имеющая аналогов ни в древнерусском, ни в западноевропейском судостроении XVI-ХVIII веков, – «коряник». Это кокорная деталь, которая устанавливалась на скуле судна и предназначалась для формирования перегиба борта и придания ему дополнительной жесткости.
Ровная палуба также была особенностью конструкции коча – нахлынувшая штормовая волна свободно стекала за борт. А на европейских судах борта палубы заканчивались ступенькой. Ширина коча доходила до 6,4 метра. Малое соотношение ширины и длины – один к трем или к четырем – делало судно рыскливым, что устранялось за счет увеличенной площади руля.
Корма коча по ватерлинии имела заострение около 60°. Выше ватерлинии кормовое заострение закруглялось. Такая конструкция впервые появилась именно у поморов. Корма делалась почти отвесной, нос – сильно наклоненным. Максимальная осадка коча была 1,5-1,75 метра. Малая осадка и наклонный форштевень свидетельствуют о приспособленности коча к плаванию на мелководье, битом льду и волоку.
Корпус делился на отсеки поперечными переборками. В носовом отсеке выкладывалась печь, там располагался кубрик для экипажа. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика, а средняя часть судна отводилась под трюм для грузов; люк трюма закрывался герметично.
В зависимости от условий плавания незначительно изменялись конструкция и размеры кочей. Для морских околобереговых, речных и волоковых участков строили кочи грузоподъемностью 500-1600 пудов (малые кочи), а для морских и речных путей, не требовавших прохождения по сухим волокам, – до 2500 пудов (большие кочи). К началу XVII века большой коч являлся основным судном в сибирском морском и речном плавании.
«По своей вере»
Опыт мореходного мастерства передавался в Поморье из рода в род. Поморы ходили «по своей вере» – по своим рукописным лоциям. Они знали, как много значит передаваемый опыт плавания в полярных морях, и подробно описывали опасные места, подходы к возможным убежищам от волн и ветров, места якорных стоянок. Приводились данные о времени и силе приливов и отливов, характере и скорости морских течений. Первые лоции писались еще на бересте, их берегли и передавали по наследству. Сыновья и внуки пополняли и уточняли записи своих отцов и дедов: «И опосля нас помор на промысел пойдет, как же о себе след для него не оставить». Так складывалась знаменитая «Книга мореходная».
В лоциях отмечали места, где ставились опознавательные знаки – большие деревянные «оветные» кресты и гурии – пирамиды из камней. В Беломорье и на Мурманской стороне, на Маточке (Новая Земля) и на Груманте (Шпицберген) мореходы встречали эти знаки, неизвестно кем и когда поставленные, и ставили свои. «Оветные» кресты ставили не только как опознавательные знаки, а также в память о погибших товарищах, удачах и трагедиях. К северо-западу от Кеми было место, именуемое «Кресты часты», – одиннадцать крестов вдоль берега. Они различались барельефами, врезанными медными иконами, декоративными элементами – особые приметы позволяли опознать местность. Кресты помогали точно определить курс: поперечина креста всегда была направлена «от ночи на летник» – с севера на юг.
Лоцию кормщик на судне хранил в подголовнике, а дома – за «божницей». На первой странице некоторых лоций была молитва: мореходы знали, в какой тяжелый путь уходят. В особой поморской вере сочеталось свободолюбие и смирение, мистицизм и практицизм, рассудок и вера; во время плавания моряки чувствовали живую связь с Богом. «Пока видны приметы на берегу, помор читает специальную часть книги, когда же берег растворяется вдали и шторм вот-вот разобьет судно, помор открывает первую страницу и обращается за помощью к Николаю Угоднику».
Святителя Николая Чудотворца поморские мореходы считали своим покровителем. Его так и называли - Никола Морской Бог. Поморы почитали его как «усмирителя и утешителя бурь и напастей», «водителя по водам житейского моря». В религиозном представлении поморов корабль уподоблялся храму, а в роли Вседержителя выступал именно святой Никола.
Поморы с глубоким смирением относились и к «Батюшке-морю», которое почитали как божество. В северорусской морской культуре Море стало Высшим Судией - «морской суд» поморы воспринимали как Суд Божий. Они никогда не говорили «утонул», «погиб в море» - только «море взяло»: «Море берет без возврату. Море возьмет - не спросит. Море берет - бездолит. Море наше осуждения не любит. Отзовешься неладно - рассвирепеет». «Праведный суд моря» вершился на корабле, который не случайно называли «судном» - местом, где в судный день происходит поединок добра и зла. Поморы объединяли в единое пространство море и монастырь: «Кто в море не бывал, тот Богу не молился».
Святителя Николая Чудотворца поморские мореходы считали своим покровителем. Его так и называли - Никола Морской Бог. Поморы почитали его как «усмирителя и утешителя бурь и напастей», «водителя по водам житейского моря». В религиозном представлении поморов корабль уподоблялся храму, а в роли Вседержителя выступал именно святой Никола.
«Кочевые» пути
Поморы ходили на промысел не только в Белое и Баренцево моря. Северные мореходы владели секретами прохождения многих морских путей в Карском, Норвежском и Гренландском морях. В конце XV века поморы ходили к северным берегам Скандинавии. В поморской навигационной практике этот путь назывался «Ход в немецкий конец». Он проходил вдоль восточного побережья Белого моря и северного берега Кольского полуострова с волоком через полуостров Рыбачий. В ХVI-ХVII веках зона промысловой и торговой деятельности стала еще более обширной. Промысловики и мореходы доходили по заполярной территории Западной Сибири до устья Енисея, ходили на Новую Землю, на Шпицберген и прибрежные острова Баренцева и Карского морей. Вот как назывались основные морские пути XVI века: «Мангазейский морской ход», «Новоземельский ход», «Енисейский ход», «Ход Груманланский».
Северная ладья, промысловый коч. Переходный тип от ледового коча. Имел мелкую осадку, часто оснащался кожаными парусами, что помогало при оледенении. (Изготовлен В. И. Зориным по чертежам из журнала " Моделист - Конструктор"). |
Ледовый коч Мангазейского типа. Реконструкция на основе археологических находок при раскопке г. Мангазея на Ямале. Корабль имел мощный ледовый пояс (бархоут), наделку на ахтерштевень для плавания во льдах. Форма корпуса препятствовала раздавливанию льдами. (Изготовлен В. И. Зориным по чертежам из журнала "Наука и Жизнь"). |
«Мангазейский морской ход» – путь на север Западной Сибири, в Мангазею – город на реке Таз, опорный пункт в освоении заполярных сибирских земель XVII века. Он проходил вдоль побережья Баренцева моря, через пролив Югорский Шар в Карское море к западному берегу полуострова Ямал, где суда перетаскивали через волок. «Енисейский ход» вел из Поморья в устье реки Енисей, а «Новоземельский ход» – в северные районы Новой Земли.
«Груманланский ход» – это путь из Белого моря вдоль северного берега Кольского полуострова на остров Медвежий и дальше – на архипелаг Шпицберген, где русские поморы вели интенсивную промысловую деятельность. Путь на Шпицберген считался относительно легким: в условиях свободного плавания – восемь-девять дней, в то время как до Мангазеи – более шести недель с преодолением двух волоков.
«Утеря казне»
Европейцы активно участвовали в торговом мореплавании: Мангазея в ту пору была торговым центром Сибири. В Москве стали опасаться, что западные мореходы будут плавать до Оби, минуя «корабельное пристанище» в Архангельске, приносившее немалый доход государству. Также боялись, что русские купцы «учнут торговать с немцы, утаясь в Югорском Шару, на Колгуеве, на Канином Носу, и государеве казне в пошлинах истеря будет».
В 1619 году Мангазейский морской ход был запрещен правительственным указом и открыт другой путь в Мангазею – речной. Поморы писали челобитные: «...из Мангазеи в Русь и в Мангазею с Руси ходить большим морем по-прежнему, чтоб вперед без промыслов не быть...» Но из Москвы пришел «заказ крепкий», что непослушным «...быть казненными злыми смертьми и домы разорити до основания...» В проливе Югорский Шар, на острове Матвеевом и Ямальском волоке была выставлена стража, призванная следить за выполнением указа, а также «...проведывать про немецких людей, чтобы отнюдь в Сибирь, в Мангазею немецкие люди водяным путем и сухими дорогами ходу не приискали...» В 1672 году город Мангазея был упразднен указом Алексея Михайловича.
Более всего поморы взаимодействовали с норвежцами: в Норвегию русские мореходы ходили с XIV века. В результате тесного общения двух народов среди русских и норвежских промышленников, торговцев и рыбаков возник свой язык - «руссенорск». В нем насчитывалось около 400 слов, из которых примерно половина была норвежского происхождения, чуть меньше половины – русского, а остальные заимствованы из шведского, лопарского, английского и немецкого языков. «Руссенорском» пользовались только в период навигации и промысла, поэтому представленные в нем понятия ограничивались мореходной и торговой областями. Интересно, что русские, говоря на «руссенорске», были убеждены, что говорят по-норвежски, а норвежцы - наоборот.
Судно для полярных экспедиций
Было бы ошибкой думать, что коч, возникший как промысловое судно, использовался только промышленниками и торговцами. Коч, воплотивший в себе весь многолетний опыт поморских мореплавателей, был рожден для великих экспедиций.
Именно на ночах Семен Дежнев и Федот Попов совершили плавание от реки Колымы вокруг Чукотского полуострова на реку Анадырь в 1648 году. 20 июня из Нижнеколымского острога вышли в море шесть кочей. Седьмой присоединился к экспедиции самовольно – на нем находилась группа казаков под началом Герасима Анкудинова. Два коча разбились во время бури о льды, не дойдя до Берингова пролива. Еще два коча исчезли в неизвестном направлении. Но три оставшихся коча под командой Дежнева, Попова и Анкудинова обогнули 20 сентября крайнюю восточную оконечность Азии. Дежнев назвал ее Большим Каменным Носом, а впоследствии описал его местонахождение и географические особенности этих мест. Сейчас этот мыс носит имя Дежнева. Коч Анкудинова разбило у мыса, Анкудинов с командой перебрался на судно Попова. Обогнув восточную оконечность Азии, суда Дежнева и Попова вышли в Тихий океан. В проливе между Азией и Америкой мореходы продолжили путь на двух кочах. Это были первые европейцы, совершившие плавание в северной части Тихого океана.
Последние суда экспедиции разлучила буря. Дежневу с товарищами удалось избежать смерти: их коч отнесло на юго-запад и выбросило на берег южнее устья реки Анадырь. Коч Попова унесло штормом по направлению к Камчатке. До сих пор об их судьбе ничего неизвестно.
Удар по поморскому судостроению
На Камчатку первые русские пришли именно на кочах. Летом 1662 года Иван Рубец повторил путь Дежнева-Попова через пролив. Он вышел из Якутска в июне, а в августе уже достиг Тихого океана. Мореходов интересовал моржовый промысел близ устья реки Анадырь, но моржового лежбища они не обнаружили и пошли дальше на юг. Так они достигли восточного побережья камчатского полуострова, где два русских коча впервые бросили якоря в устье реки Камчатки.
В эпоху Петра был нанесен жестокий удар поморскому судостроению. Строительство крупного порта в устье Северной Двины и создание торгового флота по европейским образцам привело к тому, что мелкое судостроение в Поморье потеряло всякое значение в глазах правительства. Петр I потребовал постройки более современных судов. 28 декабря 1715 года Петр I направил архангельскому вице-губернатору указ, в котором говорилось: «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих лодьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) дается им сроку на старых ходить только два года». В 1719 году поморы написали царю жалобу о том, что «для мореплавания им велят строить речные лодки». Петр разрешил оставить имевшиеся суда – карбасы, соймы, кочи, но строить новые запретил, пригрозив ссылкой на каторгу. Особым актом было запрещено отправлять из Архангельска грузы на судах «прежнего дела». Впрочем, этот указ впоследствии не выполнялся, как и многие другие указы Петра: традиционные конструкции поморских судов значительно больше соответствовали условиям прибрежного мореплавания и плавания во льдах. Несмотря на запрет, за пределами Архангельска судостроители стремились снабжать судами «прежнего дела» промысловые артели. И позже в Поморье отказывались строить суда по новым чертежам, так как ни предписанные конструкции, ни размеры не соответствовали условиям поморского мореплавания.
В 30-е годы XVIII века авторитет коча был вновь признан официально. Была организована Сибирская (Великая Северная) экспедиция, задуманная еще Петром I. Основной ее целью было описание берега от Архангельска до устья Оби. И здесь снова пригодился коч: правительство вынуждено было использовать его как наиболее надежное судно для плавания в этих условиях. В июле 1734 года кочи были построены и под командой лейтенантов С. Муравьева и М. Павлова вышли из Белого моря к берегам Ямала.
После петровских реформ центром судостроения в Поморье стала Кемь. Там продолжалось строительство «староманерных» судов, предназначенных для промышленных и транспортных плаваний в северных водах. В XIX веке из Беломорья в Петербург, вокруг Скандинавии ходили не только на новых судах, но и на судах «прежнего дела». В 1835 году Иван Иванович Пашин из Архангельска совершил такое плавание на коче, выйдя из Колы. Появление на петербургском рейде беломорского коча изумило жителей столицы.
«Фрам» Нансена - поморский коч?
Хвалебную песнь «староманерному» кочу пропел Фритьоф Нансен. Выдающийся полярный исследователь при строительстве своего «Фрама» пришел к похожей конструкции судна! План его арктической экспедиции был оригинален и смел: пришвартоваться к крупной льдине, «вмерзнуть во льды» и дрейфовать вместе с ними. Нансен надеялся, что полярное течение доставит его корабль на Северный полюс, а затем вынесет в Северную Атлантику.
Для осуществления этого плана требовалось совершенно особенное судно. Обыкновенный корабль неминуемо был бы раздавлен льдами. Сопротивляемость давлению льдов - вот что хотели судостроители от будущего судна. Нансен отчетливо представлял себе, каким оно должно быть, и подробно его описал. Читаешь описание и понимаешь, что описывается именно коч.
«Самое важное в таком судне – это постройка его с таким расчетом, чтобы оно могло выдержать давление льдов. Корабль должен иметь настолько покатые бока, чтобы напирающие на него льды не получали бы точки опоры и не могли его раздавить... а выжимали бы его кверху... Для той же цели судно должно быть небольших размеров, так как, во-первых, с маленьким судном легче маневрировать во льдах; во-вторых, во время сжатия льдов оно легче выжимается кверху, да и легче небольшому судну придать нужную прочность... Корабль указанной формы и величины не может, конечно, быть удобным и устойчивым для морского плавания, но это не особенно важно в забитых льдом водах... Правда, прежде чем попасть в область льдов, придется пройти порядочный путь открытым морем, но ведь не будет же судно настолько плохим, чтобы на нем вовсе нельзя было двигаться вперед».
«Мы стремились также уменьшить длину корпуса корабля, чтобы легче было лавировать между ледяными полями; большая длина создает, кроме того, большую опасность при сжатиях. Но для того чтобы такой короткий корабль, отличающийся, кроме всего прочего, сильно выпуклыми боками, имел необходимую грузоподъемность, он должен быть и широким; ширина «Фрама» составила около одной трети его длины».
«Снаружи шпангоуты были защищены тройной обшивкой... Третья, наружная, так называемая «ледяная обшивка»... как и первые две, шла вплоть до киля... Крепилась эта обшивка гвоздями и «ершами», не проходившими сквозь остальные обшивки, так что лед мог содрать всю «ледяную обшивку» и все-таки корпус судна не потерпел бы от этого большого ущерба».
Трансарктический дрейф «Фрама» блестяще подтвердил расчеты Нансена: проведя почти три года в ледовом плену, «Фрам» вернулся в Норвегию. Этот корабль, названный «одним из самых удивительных кораблей в мире», совершил затем еще два замечательных плавания: в 1898-1902 годах на «Фраме» работала экспедиция на канадском арктическом архипелаге, а в 1910-1912 годах Амундсен совершил на нем плавание в Антарктику. В 1935 году «Фрам» установили на берегу в Осло. Сейчас этот исторический корабль является музеем выдающейся полярной экспедиции. Но одновременно он является памятником и легендарным кочам – деревянным кораблям, ходившим во льдах арктических морей.
Метки: поморы |
Негры в зоопарках Европы |
Только в 1935-36 годах в Европе были ликвидированы последние клетки с неграми в зоопарках – в Базеле и Турине. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).
Уже в XVI веке негры были завезены в Европу в качестве экзотов, примерно как животные из новых открытых земель – шимпанзе, ламы или попугаи. Но до XIX века чёрнокожие жили в основном при дворах богатых людей – неграмотные простолюдины не могли поглядеть на них даже в книжках.
Всё изменилось с эпохой модерна – когда значительная часть европейцев не только научилась читать, но и эмансипировалась до такой степени, что затребовала себе таких же утех, что буржуазия и аристократия. Это желание белого простонародья совпало с повсеместным открытием зоопарков на территории континента, т.е примерно с 1880-х годов.
Тогда зоопарки стали наполняться экзотическими животными из колоний. В их число попали и негры, которых тогдашняя евгеника тоже причисляла к представителям простейшей фауны.
Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали бабки на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».
(Зоопарк в Базеле, 1930 год, в качестве экспозиции – сомалийцы)
Оправданием для европейцев может послужить лишь то, что многие белые реально до начала ХХ века не понимали – чем негр отличается от обезьяны. Известен случай, когда Бисмарк пришёл посмотреть в Берлинский зоопарк на негра, помещённого в клетку с гориллой: Бисмарк и вправду спрашивал смотрителя заведения, чтобы тот показал – где на самом деле в этой клетке человек.
(Император Германии Вильгельм II осматривает негров в зоопарке Гамбурга, 1909 год)
К началу ХХ века негры содержались в зоопарках уже упомянутых Базеля и Берлина, Антверпена и Лондона, и даже в российской Варшаве эти представители человечества были выставлены на потеху публике. Известно, что в Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с неграми посмотрели около 800 тысяч человек. В общей сложности, не менее 15 европейских городов демонстрировали тогда негров в неволе.
Чаще всего смотрители зоопарков размещали в клетках т.н. «этнографические деревни» – когда в вольерах размещались сразу несколько чёрных семей. Они ходили там в национальных одеждах и вели традиционный образ жизни – что-то копали примитивными орудиями, плели циновки, готовили пищу на костре.
Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 годы в неволе умерло 27 негров.
Негры в то время содержались даже в зоопарках США, несмотря на то, что белые там жили с ним бок о бок более 200 лет. Правда, в неволю помещали пигмеев, которых американские учёные считали полуобезьянами, стоящими на более низкой ступени развития, чем «обычные» чёрные. При этом такие воззрения основывались на дарвинизме. К примеру, американские учёные Брэнфорд и Блюм писали тогда: «Естественный отбор, если не чинить ему препятствий, завершил бы процесс вымирания. Считалось, что если бы не институт рабства, поддерживавший и оберегавший чернокожих, им пришлось бы конкурировать с белыми в борьбе за выживание. Большая приспособленность белых в этом состязании была несомненной. Исчезновение чернокожих как расы стало бы лишь вопросом времени».
Сохранились записки о содержании пигмея по имени Ота Бенга. Впервые Ота вместе с другими пигмеями был выставлен в качестве «типичного дикаря» в антропологическом крыле Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе. Пигмеев во время их пребывания в Америке исследовали учёные, сравнивавшие «варварские расы» с интеллектуально отсталыми европеоидами по тестам на умственное развитие, по реакции на боль и тому подобное. Антропометристы и психометристы пришли к заключению, что по тестам на интеллект пигмеев можно сравнить с «умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок». Многие дарвинисты отнесли уровень развития пигмеев «непосредственно к периоду палеолита», а учёный Гетти нашел в них «жестокость примитивного человека». Не отличились они и в спорте. По словам Брэнфорда и Блюма, «столь позорный рекорд, как тот, что был установлен жалкими дикарями, никогда прежде не был зафиксирован в истории спорта».
Пигмея Оту просили проводить как можно больше времени в обезьяннике. Ему даже дали лук и стрелы и разрешили стрелять «для привлечения публики». Вскоре Ота был заперт в клетке – а когда ему позволили выйти из обезьянника, «на него глазела толпа, а рядом стоял сторож». 9 сентября 1904 года началась рекламная компания. Заголовок в New York Times восклицал: «Бушмен сидит в клетке с обезьянами Бронкс-Парка». Директор, доктор Хорнеди утверждал, что просто предложил «любопытный экспонат» в назидание публике:
«[Он]… явно не видел разницы между маленьким чернокожим человечком и диким – животным; в первый раз в американском зоопарке человека выставляли в клетке. В клетку к Бенге подсадили попугая и орангутанга по имени Дохонг». В описаниях очевидцев говорилось, что Ота «немногим выше орангутанга… их головы во многом похожи, и они одинаково скалятся, когда чему-то рады».
Справедливости ради, надо упомянуть, что в зоопарках тех времён содержались не только негры, но и другие примитивные народы – полинезийцы и канадские инуиты, индейцы Суринама (знаменитая выставка в голландском Амстердаме в 1883 году), индейцы Патагонии (в Дрездене). А Восточной Пруссии и в 1920-е в неволе в этнографической деревне содержались прибалты, которые должны были изображать «древних пруссов» и исполнять их ритуалы перед зрителями.
Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий. А где-то – как в Германии с приходом Гитлера – власти волевым порядком отменили такие «шоу».
Французские зоопарки с неграми:
Зоопарк Гамбурга с неграми и другими цветными:
Источник: http://ttolk.ru/?p=5041
Метки: история |
Мирные ядерные взрывы в Хибинах |
Куэльпор
В начале семидесятых годов ученые запланировали подземную разработку месторождений северной части Хибин (районы Куэльпор и Партомчорр). Руды здесь относительно бедные. Чтобы их освоение оказалось экономически выгодным, потребовались новые технологии. И тогда специалисты одного из оборонных НИИ предложили вести отбойку руды с помощью ядерных взрывов. Экспериментальные взрывы на руднике Куэльпор были проведены в 1972 и 1984 годах. Они получили кодовые названия «Днепр-1» и «Днепр-2».
Ядерное взрывное устройство с энерговыделением 2,1 кт было применено для дробления руды. Это был взрыв «Днепр–1», произведенный в Мурманской области в 1972 г. Чтобы максимально снизить загрязнение руды продуктами взрыва, взрывное устройство было размещено за пределами подвергаемого дроблению блока руды, то есть на границе рудного тела и покрывающих пород. Заряд был дополнительно экранирован слоем карбида бора. Полученные экспериментальные данные подтвердили расчетную эффективность использования ядерных взрывов для дробления рудных тел.
В Мурманской области в 1984 г. был произведен еще один взрыв для отбойки руды («Днепр–2»), но это уже был групповой взрыв двух ЯВУ с энерговыделением 1,8 кт каждый. В этом эксперименте был использован эффект столкновения ударных волн, что существенно увеличивало выход руды.
Гора, образовавшаяся в результате взрыва
За более чем 20-летний период наблюдения за состоянием вод на объекте «Днепр» не было зафиксировано случаев превышения допустимой концентрации в рудничной воде стронция-90, цезия-137 и плутония-239
Источник; http://ekimoff.ru/178/
Метки: история |
Давид Попиашвили christehing |
Метки: наивная живопись |