-Рубрики

 -Цитатник

МАРМЕЛАДНОЕ ДЕРЕВО - (0)

Как было бы здорово, если бы на деревьях росло всё, что нам нужно. Например, денежные купюры, как...

ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ Бумажное искусство Алексея Ляпунова и Лены Эрлих - (0)

Сцена XVIII века. Бумажное искусство Алексея Ляпунова и Лены Эрлих Бума...

Ягель или Олений мох, который на самом деле не мох - (0)

Ягель или Олений мох, который на самом деле не мох Одним из самых необычных цветов в сев...

«Динамитное дерево» — одно из самых опасных деревьев на планете - (0)

«Динамитное дерево» — одно из самых опасных деревьев на планете   От...

БРАЗИЛЬСКИЙ ЯБИРУ — птица ростом с пианино: живёт на болоте и много ест - (0)

БРАЗИЛЬСКИЙ ЯБИРУ — птица ростом с пианино: живёт на болоте и много ест Сородич аи...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 131338


Волокитинская фарфоровая мануфактура А.М.Миклашевского

Пятница, 11 Сентября 2020 г. 18:51 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Волокитинская фарфоровая мануфактура А.М.Миклашевского
 

В дореволюционной Украине одним из крупнейших предприятий по производству фарфоровых изделий был завод Андрея Михайловича Миклашевского (1801-1895). Завод функционировал с 1838 по 1861 годы в селе Волокитине Черниговской губернии Российской империи. Мастера завода с лёгкостью справлялись как с небольшими вещицами с почти ювелирной отделкой деталей, так и с большими изделиями вплоть до целых иконостасов.

Предприятие было основано в 1839 году помещиком А. М. Миклашевским в своем имении.

Мануфактура изготавливала фарфоровую посуду и иные фарфоровые изделия (фарфоровые рамки для зеркал, подсвечники, малые скульптурные формы), 

Золотые ворота. Автор неизвестен, вторая половина XIX века. Мавританские ворота, открывавшие въезд на усадьбу помещика Миклашевского. Ворота состоят из трех частей: высокой центральной арки для проезда и двух боковых — для пешеходов. Верх ворот оформлен зубцами. Рядом с воротами возвышается зубчатая шестигранная башня.

 Миклашевский мечтал превратить Волокитино в архитектурную жемчужину. И не жалел на это ни времени, ни денег. Так, въезд в усадьбу оформил своеобразно, соорудив так называемые Золотые ворота в мавританском стиле. Они состояли из трех частей: высокой центральной арки для проезда карет и двух боковых - для пешеходов. Верхушку ворот украшали зубцы. А рядом с ними возвышались шестигранные зубчатые башни.

Антикварная ваза с витыми ручками, фарфор, завод Миклашевского, Россия, 1-я пол. 19 в.
 

Благодаря своей отличной глине, предприятию удалось выработать массу фарфора превосходной белизны и красоты. Ассортимент продукции был богат большими скульптурами и небольшими статуэтками, вазами, посудой, флаконами и мелкими предметами. Изделия завода Миклашевского отличались тонкой художественной росписью, разнообразием и неожиданными, красивейшими сочетаниями раскрасок

 

СТАТУЭТКА-КАРАНДАШНИЦА ДЕВУШКА-РОМАШКА. РОССИЯ, ЗАВОД МИКЛАШЕВСКОГО

Среди изделий завода особое место занимают вазы, некоторые модели которых можно считать «визитной карточкой» предприятия. Этот тип продукции наиболее ярко демонстрирует арсенал художественных средств и способов декорирования, применявшихся на заводе: лепка, рельефы, «бульденеж» (декор «снежный ком»), роспись с изображением жанровых, пейзажных и орнаментальных мотивов, а также излюбленный прием волокитинских мастеров – имитация растительных мотивов.

Уже в первый год существования завод Миклашевского получил большую серебряную медаль на промышленной выставке. Владелец завода ориентировался на продажу фарфора на крупных ярмарках, в больших городах. Собственные магазины завода Миклашевского находились в Москве, Петербурге и Киеве, фарфор продавался купцами в Чернигове, Харькове, а также на ярмарках Киева, Харькова, Чернигова, Полтавы, Ромн, Кролевца, Н.Новгорода и других городов. Существуют сведения о поставке фарфора Миклашевского в Персию (Иран). За короткое время завод Миклашевского вошел в число самых известных русских предприятий, добился заслуженного успеха среди первых коллекционеров русского фарфора. Наиболее полной коллекцией фарфора была коллекция А.Скоропадской, для которой систематически подбирались лучшие изделия завода. В Москве фарфор Миклашевского коллекционировал антиквар Парфенов. Одна из лучших коллекций фарфора Миклашевского находится в Сумском областном музее (Украина). Ее основой послужило собрание киевского коллекционера Оскара Гансена.

Флакон "Китаянка" с веером.Следуя моде и тенденциям времени, завод выпускал большое количество обиходных изделий. Утилитарные предметы быта отличались подчеркнутой декоративностью, их функциональное назначение часто «сопровождалось» активным пластическим декором.

Период расцвета фарфорового завода Миклашевского пришелся на 1840-е – первую половину 1850-х гг. В 1849 г. на Промышленной выставке фарфор Миклашевского получил золотую медаль за высокое техническое качество, разнообразие, художественное достоинство и самобытность. На заводе Миклашевского производился только фарфор - сервизы, скульптура, иконостасы, подсвечники. Для раннего фарфора Миклашевского характерен французский стиль, предпочитавшийся Дартом. Впоследствии на фарфор Миклашевского оказали влияние формы и декоративные приемы, характерные для украинского искусства. Для фарфора Миклашевского характерны вазы с инкрустацией, довольно крупные скульптуры на исторические темы, рельефные орнаменты, позже использовавшиеся на заводе братьев Корниловых.

В 1857 году в селе Волокитино была построена Покровская церковь , для украшения интерьера которой мануфактура изготовила фарфоровые изделия (фарфоровые иконостас, люстры, подсвечники, дарохранительницы, паникадило и др.).

Скульптура "Лежащая одалиска"

Хотя предприятие официально было закрыто только в 1862 году, его упадок начался еще в середине 50-х годов XIX века.   В 1861 году император Александр II отменил крепостное право. И то, что обеспечивало бизнесу Миклашевского высокую доходность, привело к краху — дармовая рабочая сила разбежалась. Предприятие осталось без персонала. Увы, к новым экономическим условиям Андрей Михайлович не сумел приспособиться. Фабрику, просуществовавшую 22 года, пришлось закрыть. Это рикошетом ударило и по месторождению каолина — оно потеряло промышленное значение, объемы добычи упали до нуля.Одной из основных причин заката фабрики стала отмена крепостного права в 1861 году и предшествующие ей настроения в обществе. Массовые протесты крепостных крестьян, их самовольные уходы с работы, призывы представителей разных политических направлений об освобождении крестьян от зависимости отрицательно влияли на работу многих мануфактур. . Год спустя завод пришлось закрыт

На сегодняшний день интерес к столь популярному на территории Российской империи фарфору Волокитинской фарфоровой фабрики ничуть не угас. Напротив, популярность в кругу коллекционеров привела к тому, что за последние годы миклашевский фарфор значительно подорожал и появился на рынке в виде множества подделок.

Масленка с крышкой 

Портрет

Вернусь к наччалу...Строительство предприятия растянулось на долгих три года. За это время новоиспеченный промышленник успел жениться на 18‑летней дочери камергера Дарье Олсуфьевой. Первую продукцию Андрей Михай­лович выпустил в 1839 году, став одним из пионеров фарфоровой промышленности в Украине. Его изделия сразу же были замечены — в том же году на Промышленной выставке в Петербурге продукция Волокитинской мануфактуры получила Большую серебряную медаль.

Особняк Миклашевского в Волокитино в конце XIX века.

Будучи поклонником западного искусства, Миклашевский пригласил для строительства фабрики потомственных французских фарфористов братьев Дарт. Именно они выступили организаторами всего фарфорового производства в имении. Франсуа Дарт стал директором завода, а также выступал в роли живописца и модельмейстера, в то время как его брат Август занимался созданием печей для обжига. Этим объясняется преобладание западного стиля в работах мастеров завода.

Позже в фарфоровых изделиях мануфактуры стали применять приемы и техники, характерные для украинского искусства. Последним управляющим фабрики был крепостной крестьянин помещика Федор Петруня. Особенно славились местные расписчицы фарфора — талантливые деревенские девушки, привнесшие в продукцию выразительные украинские мотивы.

Крепостные крестьяне вкалывали на предприятии без зарплаты — Миклашевский заменил им барщину (обязательные в то время бесплатные полевые работы в пользу барина) работой на мануфактуре. Этим он обеспечил бизнесу высокую доходность.

Фарфоровый иконостас Покровской церкви.


  Волокитинская мануфактура выпускала посуду — чайные, кофейные, десертные, столовые сервизы. Однако главной фишкой предприятия являлся выпуск малой фаянсовой скульптуры — такие изделия вполне официально называли «ляльками». 

 

Флакон.Чернильница «Библиофил»

Это были небольшие фигурки, посвященные исторической, романтической или бытовой тематике (например, дамы и кавалеры в костюмах различных эпох).

Скульптурная группа "Дети Эдуарда IV"

Выпуск волокитинской скульптуры шел традиционными для своего времени способами: созданием оригинальных произведений по графическим источникам и повторением уже известных моделей европейских и русских фабрик.

А.М.Миклашевский использовал новинки европейской литературы и музыки. После выхода романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», а по его мотивам - балета Цезаря Пу¬ни «Эсмеральда», на предприятии Миклашевского немедленно приступили к выпуску «ляльки» маленькой Эсмеральды с козочкой. Едва появилась в Европе статуэтка Жанны д’Арк, выполненная французской принцессой Марией Орлеанской в мраморе, как Андрей Михайлович тут же запустил в производство фарфоровую копию этой статуэтки.

  Особое место занимали статуэтки европейских монархов: английского короля Карла I, русских царей Петра I, Павла I и других. А французскому императору Наполеону волокитинские мастера посвятили целый сервиз под названием «Наполеон в России». Украшавшие его миниатюры изображали перипетии неудачного похода французской армии на восток.


Скульптура "Жанна д`Арк"

  Еще один тип волокитинских «лялек» — шаржи. Самой смешной, а потому и самой популярной из них являлась чернильница «Библиофил». Она была выполнена с гравюры французского художника Бенжамена Рубо, представлявшей собой пародию на библиотекаря-романиста Шарля Нодье.
 

  Продукция Волокитинской мануфактуры продавалась на ярмарках в Киеве, Кролевце, Ромнах, экспортировалась за рубеж. Ассортимент был широк, а ценовая вилка еще шире: например, статуэтка или тарелка стоили 50 коп., роскошный сервиз — от 100 до 950 руб., а камины — 500‑600 руб. Такие покупки могли позволить себе люди с достатком выше среднего, ведь дневной заработок плотника составлял в среднем 1 руб. 6 коп., а маляра, слесаря, столяра — 1 руб. 17 коп.

Впрочем, фабрика славилась не только посудой и статуэтками. На ней создавались и монументальные, технологически сложные предметы: богато украшенные дворцовые люстры, церковные паникадила, пышные картинные рамы и многое другое.

  Сразу после закрытия мануфактуры изделия с клеймом «АМ» стали представлять большую коллекционную ценность, поскольку фабрика Миклашевского успела войти в число лучших производств того времени. Она завоевала ведущее место на рынке Российской империи и даже выступала конкурентом знаменитого Императорского фарфорового завода в Петербурге.

Выставка «Волокитинский фарфор. К 180-летию завода А.М. Миклашевского» в музее-усадьбе «Кусково»

Фото В. Леонова
Москва, Кусково, 28.11.2019

Выставка экспонируется в музее Кусково в настоящее время

  Андрей Миклашевский дожил в полном здравии и памяти до 94 лет — предприниматель умер в 1895 году. Его усадьба перешла по наследству к дочерям, а спустя два десятилетия была разграблена большевиками. Уничтожили и Покровскую церковь, разбили ее уникальный иконостас (отдельные его фрагменты хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве). В селе Волокитино, где нынче проживают не более 500 человек, сохранились лишь Золотые ворота и остатки когда‑то роскошного пейзажного парка.

Двухтомное издание «Фарфор завода А. М. Миклашевского», Россия, 2010 г.

Похожие экземпляры в иных вариантах росписи хранятся в собрании известного коллекционера И. Г. Гутмана. Его личная коллекция фарфора завода Миклашевского положила начало созданию двухтомного издания «Фарфор завода А. М. Миклашевского». В книгу-альбом под авторством признанного специалиста по отечественному фарфору Э. Б. Самецкой включено около 500 иллюстраций из собраний 11 российских, украинских, зарубежных музеев и частных коллекций. 

клейма мануфактуры

Для современных коллекционеров произведения Волокитинской мануфактуры — наиболее желанный экспонат собрания.

https://www.sov-art.net.ru/spravochnik-antikvara/

https://zen.yandex.ru/media/lavkastariny/

http://www.kajuta.net/node/4030

https://www.mybells.ru/domik/1/volokitinskij/

 

 
Рубрики:  =ТВОРЧЕСТВО=/Миниатюра
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю