Высказывания, цитаты и афоризмы Сковороды |
Сковорода Григорий Савич (1722-1794)
Голод, холод, ненависть, гонения, клевета, ругань и любой труд не только сносен, но и радостен, если ты к нему рожден.
Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет.
Никто не пожнет твердой славы от какого-либо художества, если около оного трудиться не почтет за сладчайшее, саму славу превосходящее увеселение.
От излишества рождается пресыщение, от пресыщения — скука, от скуки — душевное огорчение, а кто этим страдает, того нельзя назвать здоровым.
Сколь сладок труждающемуся труд, если он природный. С каким весельем гонит зайца борзая! Сколько утруждается пчела в собирании меда! О Боже мой! Сколь сладок самый горький труд с тобою!
Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье.
Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.
Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысячи дураков.
Любовь вызывается любовью, которую производят благосклонность и благоволение в соединении с добродетелью.
Чистосердечие есть спокойное душевное дыхание и влияние Святого Духа.
Что было бы, если бы счастие, пренужнейшее и любезнейшее для всех, зависело от места, от времени, от плоти и крови? Скажу яснее: что было бы, если бы счастие заключил Бог в Америке, или в Канарских островах, или в азиатском Иерусалиме?.. Тогда бы и счастие наше и мы с ним были бы бедные. Но воздух и солнце всегда с тобою, а то, что бежит от тебя, знай, что оно чуждое, и не почитай за твое... Одно только для тебя нужно — Бог.
Любовь есть вечный союз между Богом и человеком. Она — огонь невидимый, которым сердце расплетается к Божиему слову или воле, а посему и сама она есть Бог.
Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое — правда, а все ложное — неправда.
Счастие твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя есть. А ты смотри, чтоб Бог твой был всегда с тобою, тогда и ты с ним будешь.
Тот враг опаснее, который притворяется твоим другом.
Долго сам учись, если хочешь учить других. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика.
Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.
Если любишь прибыль, ищи ее приличным путем. Тысяча на то перед тобою благословенных ремесел.
У истины простая речь.
Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет.
В пьянстве нет ни ума, ни добродетели.
Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий.
Важнейшее дело Божие есть: одну беспутную душу оживотворить духом своих заповедей, нежели из небытия произвести новый земной шар, населенный беззаконниками!
Биография - СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ (1722-1794)
Сковорода Григорий Саввич, украинский философ, родился в 1722 г. в семье казака. Учился в Киевской духовной академии, затем состоял в Санкт-Петербургской расположенным к духовному званию, притворялся сумасшедшим и вскоре был исключен. Отправился за границу, как церковник при генерале Вишневском. Пешком странствовал по Венгрии, Австрии,
Польше, Германии и Италии. Знакомился с учеными, приобретал новые знания, изучил латинский, греческий, немецкий и еврейский языки. Вернувшись в Россию, Сковорода стал учителем поэзии в Переяславле, написал для училища «Руководство о поэзии», где ввел много новшеств. Вскоре (в 1766 г.) Сковорода был уволен за нежелание преподавать предмет
по старинке и присужден к отрешению от должности. В дальнейшем большую часть жизни провел в пеших странствованиях по Слободской Украине, поучая людей нравственности. В своих философских сочинениях Сковорода выступал проповедником идеи национальности. Г. Сковорода считал, что весь мир состоит из трех миров: большого, малого и символического. Большой мир (космос) — это природа, малый мир
(микрокосмос) — это человек, символический мир — это Библия. Идеи из древней классической философии Сковорода перерабатывал согласно своему пониманию. В религиозной сфере Сковорода вел борьбу против обрядовости и узкого понимания православия и христианства. Первые богословско-философские сочинения посвящены проблеме самопознания, являющейся исходным пунктом мировоззрения. Свои взгляды на религию и христианство
он излагает в сочинении «Начальная дверь ко христианскому благонравию» (1766) и в специальных исследованиях, посвященных Библии «Израильский змий» (1776), «Жена Лотова» (1780), «Потоп змии-ин». На вопрос в чем счастье он отвечает в сочинениях «Дружеский разговор о душевном мире» и
«Алфавит мира» (1775). К литературному творчеству Сковороды относятся «Харьковские басни» (1774), притчи «Благодарный Еро-дий» (трактовка о воспитании) и «Убогий жаворонок» (о спокойствии, 1787), а также стихотворения на библейские тексты.
Философ был олицетворением пробуждения украинского общества конца XVIII в. Умер Сковорода в 1794 г. в селе Ивановка, недалеко от Харькова.
Рубрики: | Источник Мудрости |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |