Кто кончил жизнь трагически?!. (Возвращаюсь к прошлым публикациям). Об истории песни "Позови меня с собой" и драме её настоящего автора |
Украденная песня - украденная жизнь
(об истории песни «Позови меня с собой»
и драме её настоящего автора)
Сейчас по Первому каналу идёт очередной мыльный сериал («Дурная кровь»), где главная героиня — юная красавица, воплощение всех добродетелей, но бедная, осиротевшая, вдобавок изнасилованная и беременная, тем не менее всех любящая, всепрощающая, типичная Золушка из сказки (и ежу понятно с первых же серий, что впоследствии та непременно обернётся принцессой, то бишь дочерью или женой олигарха, и свалившееся на голову богатство сиречь счастье вознаградит бедную страдалицу за все перенесённые муки и неземную доброту. Смотреть не смотрела, но иногда на кухне в экран поглядывала, отмечая про себя, как же неправдоподобно всё накручено: за девицей, которой светит огромное наследство, охотится целая кодла негодяев, чтобы устранить претендентку на состояние, о котором она и не подозревает, тут и убийства (по ошибке вместо неё убили подругу), поджог дома, всяческие покушения, подосланные киллеры... Ну надо же, чего только не придумают эти горе-сценаристы, - вздыхала я, шинкуя капусту, - и как же далеко всё это от реальной жизни...
Оказалось, отнюдь не далеко. Вчера включила «Прямой эфир» - терпеть не могу эту передачу, но тема и героиня меня весьма заинтересовала, а история её буквально потрясла. В этой истории оказалось много схожего со злоключениями героини сериала. Притом что это была самая что ни на есть правда.
В двух словах перескажу суть. Всем хорошо известен нашумевший хит, исполненный в 1997 году Аллой Пугачёвой «Позови меня с собой». Песня не бог весть что на мой вкус, но ореол автора стихов Татьяны Снежиной, божественной красавицы, разбившейся в автокатастрофе в 23 года, исполнение этой песни первой звездой эстрады, магия ранней смерти поэтессы и аура славы примадонны сделали своё дело: песня гремела долгие годы, принося немалые дивиденты её автору (вернее, уже наследникам оной) и главной исполнительнице.
Но спустя некоторое время выяснилось, что у этой песни другой автор — некая Ирина Орешко.
Неожиданно для всех она выступила с заявлением, что эту песню написала еще в 1990 году и посвятила своей первой школьной любви Диме Смолякову.
Снежину она лично не знала, а вот с ее продюсером Сергеем Бугаевым, вместе с которым та разбилась в аварии, была знакома более чем близко, жила у него в новосибирской квартире довольно продолжительное время.
Он обратил на неё внимание на новосибирском конкурсе молодых исполнителей «Транзит» и привёл к себе. Там Ирина и забыла свою тетрадь со словами и нотами песен, которая — как она уверяет — через Бугаева — и попала впоследствии к Снежиной.
Ирина была довольно взбалмошной и непостоянной девушкой. Вскоре вышла замуж, родила сына, ей было в тот период не до песен. И вдруг спустя несколько лет до неё докатились раскаты славы хита «Позови меня с собой», раскрученного Пугачёвой, в котором она узнала свою песню. Всюду была указана автором «погибшая в автокатасрофе Татьяна Снежина».
Поначалу Ирина решила, что произошла ошибка, недоразумение, которые легко исправить. Ведь она даже посылала свою композицию «Позови меня с собой» на какой-то конкурс, казалось, её авторство установить было нетрудно. Она позвонила в студию и сказала всего одну фразу: «Ребята, Татьяна Снежина погибла в катастрофе, но автор песни жив, это я». Эта фраза стала для неё роковой. Если бы она знала, какая цепь событий за ней последует — наверное, тогда прикусила бы себе язык.
Надо сказать, что на Снежину Ирина не имела зла. «Я даже не уверена, что Снежина сама присвоила авторство «Позови меня с собой», возможно, она просто решила спеть мою песню, - поясняла она. - А когда Татьяна и Сергей погибли, родственники не разобрались, что эта песня чужая».
Выдвинутая Ириной версия была не такой уж неправдоподобной, какой могла показаться на первый взгляд. Брат Снежиной Вадим Печенкин сам признавал в интервью, что к ее творческому наследию причислили все, что было написано ее рукой, и ошибочно издали под ее именем несколько чужих стихов. В частности, в книгу Татьяны попали тексты песен Ромы Жукова, написанные экс-солисткой группы «Мираж» Светланой Разиной.
- Я подала в суд и предоставила справку из Российского авторского общества, что эти тексты были зарегистрированы мной еще в тысяча девятьсот восемьдесят лохматом году, - рассказывала Разина.
- «А вот у нас есть рукопись Снежиной!» - заявили мне в ответ. И предъявили ничем не заверенную ксерокопию бумажки, на которой аккуратным почерком были переписаны мои стихи.
- Это не рукопись, а урок чистописания! - возмутилась я и достала из сумки листок бумаги с набросками своих новых стихов.
- Вот как выглядит настоящая рукопись! Здесь так все перечеркано, что вы вряд ли сможете что-то разобрать. А на обратной стороне вообще записан текст песни Энрике Иглесиаса. Что же, по-вашему, если я переписала его своей рукой, получается, что я теперь его автор?!».
Но судья не захотела слушать никакие доводы и отказала в удовлетворении моего иска.
Для никому не известной Ирины Орешко борьба за свое авторство завершилась гораздо более плачевно, чем для экс-солистки «Миража». Выяснилось, что отец Татьяны Снежиной генерал Валерий Печенкин в то время занимал пост замдиректора ФСБ России.
В адрес новосибирской певицы начали поступать предупреждения, что ей лучше отказаться от своих претензий. Но она не унималась, пытаясь отстоять истину. Вскоре убивают мать Ирины, которая вышла из дома в её лыжном костюме. (Они довольно похожи с матерью, можете убедиться по снимку).
Много лет назад ОРЕШКО была счастлива с мамой и маленьким сынишкой
Убийцу, конечно, не нашли. Ирина убеждена, что мать убили по ошибке, приняв её за неё.
- Вы связываете два эти события? - усомнился ведущий передачи.
- А Вы бы не связали? - спросила она его.
А через некоторое время на саму Ирину было совершено нападение. Это произошло в узком тёмном коридоре на квартире её знакомой. Орешко схватили за волосы, потащили в кухню, стали наносить удары руками и ногами. Защищаясь, она схватила со стола нож и нанесла одному из нападавших смертельную рану. На суде ей дали 8 лет строгого режима «за умышленное убийство».
- Вы превысили меру необходимой обороны? - с видимым сочувствием спросил мальчик-ведущий.
- Не было никакого превышения. Мне просто не дали выбора — если бы не я — он бы меня убил.
- По всем признакам, мой случай попадал под статью 37 УК «Необходимая оборона», - утверждала Ирина. – Причем, если бы он убил меня, он бы за это не просидел даже дня, так как, согласно прилагавшейся к делу справке, якобы состоял на учете в ПНД (психоневрологическом диспансере). Но я видела его. Какой там ПНД?! Это был накачанный парняга под два метра ростом, с солдатской выправкой и титьками, как у Шварценеггера. Судья тоже изначально была настроена против меня, и сама постановка ее вопросов уже предполагала ответы не в мою пользу. Она припаяла мне 105 статью «Умышленное убийство». И дала 8 лет строгого режима. Ее приговор конкретно говорил: «Плевала я на ваш закон!».
- Следствие пыталось представить все так, будто я ворвалась в квартиру с ножом в руках и напала на потерпевшего, - рассказывала Орешко. - Я резонно возражала: "Почему же я тогда не воспользовалась ножом прямо в дверях, а позволила человеку схватить меня за волосы, оттащить в кухню и наносить мне руками и ногами удары по лицу и телу?"
Ко мне приезжал оперативник и вырывал у меня из головы клочки волос с кусочками кожи, чтобы сличить их с фрагментами кожи и волос, оставшимися под ногтями у убитого. Но эта экспертиза в деле почему-то отсутствовала. Было в нем и много других нестыковок.
К сожалению, мне было очень трудно защищаться в одиночку. В течение года у меня был запрет на переписку, я не могла сообщить о себе даже родственникам. Формально мне, конечно, предоставили адвоката. Какая-то тетенька встретилась со мной один раз, когда проводился следственный эксперимент. Больше я ее не видела. На суде присутствовал уже другой адвокат, который предварительно со мной не общался. Он заявил, что я превысила пределы самообороны.
жертва спецслужб: боролась в одиночку
Несмотря на многочисленные попытки обжаловать несправедливое решение суда, Ирина так и не добилась его отмены и загремела в мордовские лагеря. Но самым ужасным для неё было даже не это. Пока она отбывала наказание в колонии строгого режима, ее через суд безо всяких на то оснований лишили родительских прав и отобрали у нее четырёхмесячного сына Диму. Она долго потом искала его по детским домам, пока не выяснилось, что его усыновили американцы. Мальчик никогда не видел своей матери, у него даже не было её фотографии. На протяжении долгого времени Ирина не оставляла попыток разыскать своего потерянного сына. Ездила в новосибирский детский дом, откуда его в 2000 году передали американским усыновителям. Но, к кому она ни обращалась, выяснить что-либо о местонахождении и дальнейшей судьбе Димы ей так и не удалось.
сын Дима с новой американской мамой
Ну чем не остросюжетный сериал? Вот только хеппи энда в наших жизненных «сериалах» как правило, не случается. Если героиня и осталась жива после стольких злоключений, то зло никогда не бывает наказано. Особенно если оно скрывается под магической аббревиатурой ФСБ.
Сердобольный ведущий «Прямого эфира» пытался всё свести к излюбленной подобными передачами мистике: «Проклятие песни... Роковой хит... Несчастья вдруг стали преследовать Ирину...» Ну конечно, злой рок, не иначе, божий промысел, божья кара... Только вот кара эта почему-то никогда не настигает подлинных убийц и злодеев.
Вот что писала «Экспресс-газета» от 9 апреля 2004 года (№ 14 (479) в статье под заголовком:
Автор пугачевской песни «Позови меня с собой» вышла из тюрьмы!
ИРИНА ОРЕШКО: показывает диск со своими песнями обозревателю "ЭГ" Михаилу Филимонову
«Семь лет назад наша газета опубликовала сенсационное интервью с певицей и автором песен из Новосибирска Ириной ОРЕШКО. По ее утверждению, именно она, а не трагически погибшая Татьяна СНЕЖИНА написала песню «Позови меня с собой», ставшую суперхитом в исполнении Аллы ПУГАЧЕВОЙ («ЭГ» № 49, 1997). В тот момент вокруг имени Снежиной была развернута мощная рекламная кампания, инициированная ее отцом - генералом Валерием Печенкиным, тогдашним зампредседателя ФСБ России. В адрес Орешко начали поступать угрозы. А летом 1998 года Ирину внезапно арестовали по обвинению в тяжком преступлении. Все попытки получить хоть какую-то информацию о ней блокировались. Мы уже не надеялись увидеть ее живой...»
Ирина выжила, хотя потеряла всё: мать, сына, здоровье, честное имя, свои песни.
Отбыв тюремный срок, подурневшая, без зубов, с хриплым голосом и грубоватыми манерами предстала она перед приглашённой на передачу публикой, среди которой я успела заметить Бари Алибасова, бывшего продюсера группы «Ласковый май» А. Разина , композитора А. Журбина и многочисленных коллег и поклонников примадонны. Они с усмешкой поглядывали на певицу, подначивая «спеть» и отпуская шуточки по поводу её неказистой внешности: «А что? Она прекрасно смотрится! Шура отдыхает!»
Ну кто такая бывшая зэчка Орешко против этой мощной и слаженной команды шоу-бизнеса? Она и сама с горечью признала: «Ну конечно, Снежина для них лучше, чем я».
Снежина — это миф, легенда, это бренд, фишка Пугачёвой, неоднократно выступавшей с прочувствованными речами по поводу мистики песни, в которой юная поэтесса напророчила свою трагическую безвременную смерть. Она с Киркоровым не раз позировала у знаменитой могилы.
Выйдя на страницу Снежиной, я была шокирована мощной рекламной кампанией, которая велась во славу этой певицы все эти годы.
В 1997, 1998, 1999 и 2008 годах Т. Снежина посмертно становилась лауреатом премии «Песня года». Существует награда имени Татьяны Снежиной — «Серебряная снежинка» за вклад в помощь молодым талантам. Одной из первых эта статуэтка была вручена Алле Пугачевой.
В 2008 году на Украине учреждена литературная премия Межрегионального союза писателей страны им. Татьяны Снежиной и соответствующая памятная медаль. Ежегодно лучшие поэты-песенники номинируются на эту награду.
В Казахстане в честь Татьяны Снежиной названа вершина горного массива Джунгарского Алатау. Вершина была впервые покорена в итоге целевой экспедиции группы молодых российских альпинистов.
В 2006 году в школе № 97 (ранее школа № 874) г. Москвы, где училась Татьяна Снежина с 1981—1989 гг., силами педагогического коллектива, на основании официального решения правительства Москвы, открыт «Литературно-музыкальный музей памяти Т. Снежиной».
На Украине, в городе Луганск в 2010 году решением властей в центре города установлен бронзовый памятник Татьяне Снежиной. Автор скульптуры Е. Чумак.
В 2008 году в Новосибирске учреждён и ежегодно проводится широкомасштабный региональный телевизионный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «Ордынка», посвящённый памяти Т. Снежиной и С. Бугаева. Конкурсанты съезжаются со всей России и конкурс проводится в несколько этапов, широко освящаемых прессой и телевидением. Традиционно одним из этапов фестиваля является исполнение песен Т. Снежиной.
В Новосибирске в 2011 году в честь Татьяны Снежиной названа одна из новых улиц.
С 2012 года Новосибирский Велоклуб «Райдер» проводит ежегодный «Велопробег памяти Татьяны Снежиной» по маршруту Новосибирск — 116 км. Черепановской трассы (место гибели поэтессы).
С 2012 года в Москве проводится ежегодный «Международный фестиваль школьного творчества памяти Татьяны Снежиной» в дату, приуроченную ко дню рождения поэтессы.
14 мая 2013 года в Новосибирске, на улице Татьяны Снежиной по инициативе поклонников автора, решением властей города установлена бронзовая пятиметровая стела посвященная этой поэтессе и композитору. Авторы скульптуры — главный художник Новосибирска Юрий Бурик и томский скульптор Антон Гнедых. Стела в виде стилизованного паруса-арфы с силуэтом юной поэтессы увековечивает не только образ самой Т. Снежиной, но и одно из её знаменитых произведений — на переднем плане композиции изображен из бронзы нотный стан с первыми нотами песни «Позови меня с собой».
В XXI веке Татьяна Снежина стала одним из самых популярных и продаваемых поэтических авторов России. Тиражи её книг перешагнули стотысячный рубеж.
Я даже не представляла себе таких гигантских масштабов пиара — и за что? За одну-единственную песню, и то лишь потому, что она была умело раскручена Пугачёвой. Да ни один великий поэт или певец в нашей стране не имеет столько памятников и знаков отличий!
И кто такая Ирина Орешко по сравнению со всем этим великолепием и величием, любовно создаваемым долгие годы? Ну и что, что на форзаце книги Т. Снежиной, хранящейся в её музее, помещена ксерокопия знаменитого текста, написанного рукой Ирины? Кого это волнует?
А тут ещё папа генерал-фсб-шник с мощными связями.
Ирине перекрыли все пути. В студии, куда она посылала свою композицию «Позови меня с собой», заявили, что да, композицию посылала, но ТОЙ песни там не было. Ирина только руками всплеснула от возмущения. Все в студии «Прямого эфира» спаянно стояли горой за авторство прекрасной покойной Снежиной. Публика в зале успокаивала: у Вас всё ещё будет, напишете новые песни! И снисходительно похлопывала в такт её бесхитростным куплетам — но, разумеется, не тем, на которые она уже не имела никаких прав, отсидев, в сущности — давайте уж не будем лукавить — за своё авторство пять лет в лагерях.
Когда Орешко начала говорить, что на форзаце книги Снежиной с ксерокопией стиха, хранящейся в музее, где посетители благоговейно рассматривают почерк великой поэтессы, на самом деле почерк её, и это может подтвердить любая графологическая экспертиза, ведущий посоветовал: «А Вы обратитесь в суд!»
Ирина, при одном слове «суд», видимо, мысленно содрогнувшись, махнула рукой: «Никуда я не пойду! Пусть, кому надо, это делает...»
И тут телевизионная публика закричала в один голос (и в нём уже зазвучали воинственно-наступательные торжествующие нотки):
- А в таком случае Вы не имеете права говорить, что это Ваши песни!
- Как не имею? Когда они мои...
- Потому что Вы обвиняете — бездоказательно — умершего человека! Да разве и Пугачёва могла бы утверждать это, не проверив всё досконально? Да это щепетильнейший в таких вопросах человек...
- Да мало ли кто может сказать, что он автор? А может Вы просто переписали её песни в свою тетрадь? Теперь сотни вот таких «авторов» ринутся в суд, доказывая, что это они написали!
Я поняла, что Ирина попала в капкан. Пойди она в суд — нет никакого сомнения, что в авторстве ей будет отказано, как отказали Светлане Разиной из группы «Мираж». И найдутся десятки свидетелей её «самозванства» и желания нажиться на плодах труда безвременно погибшей поэтессы. Не пойди она в суд — за публичное утверждение своего авторства её саму могут привлечь за клевету и упечь в лагеря снова. Куда ни кинь — всюду клин.
- Ничего, Вы себе ещё новые песни напишете, - лицемерила массовка. И глумливо переглядывалась и перешучивалась, когда Ирина выводила рулады своим беззубым ртом. Ведущий попытался бросить клич помочь певице сделать новые зубы и тряс каким-то подписным листом, который акулы шоу-безнеса сразу с ухмылкой отклонили: «Шуре вот зубы сделали и он потерял в цене». Много мол чести.
Я смотрела на весь этот парад слаженной, такой с виду благопристойной подлости, пошлости и низости, и меня буквально трясло. Хочу сразу оговориться, что ни песни, ни сама личность Ирины Орешко восторга у меня не вызывают. Я даже не назвала бы её талантливой, как, впрочем, и Татьяну Снежину. Ведь ясно, что дело не в гениальных стихах, не в самой песне, а в красоте — действительно, редкой — девушки, романтике её ранней гибели с любимым, таланте Пугачёвой, раскрутившей этот бренд на всю страну при активном "соучастии" ФСБ в лице отца-генерала, и теперь эта запущенная машина крутится, принося золотые яйца, уже без их помощи, автоматически, на автопилоте.
И вдруг появляется подлинный автор, который наивно попытался остановить эту машину. Конечно, он тут же был смят и уничтожен — чудом что не физически — что такое правда и истина против бешеных бабок, против всенародной славы, против увековеченного в камне и бронзе мифа! Снежина и Пугачёва — это ответ на извечное желание толпы: «сделайте мне красиво!». Талантливый ответ, хоть и лживый. А правда в лице Ирины — беззубой зэчки, некрасивой, не обаятельной, не очень умной, - кому она нужна, кому интересна?
Они её сделали одной левой.
А ведь когда-то в школе на уроках литературы мы изучали произведения о «маленьком человеке», и нам было жаль и Акакия Акакиевича, и Макара Девушкина, и бедную Лизу, никаких не красивых и не талантливых, жаль просто потому, что они — люди, и их обижали так больно и несправедливо, и как нам тогда хотелось прийти им на помощь, защитить от обидчиков, отстоять добро от зла, правду от лжи. Куда же деваются потом эти «души прекрасные порывы», когда нарастает на ней панцырь, дубовая кора, когда люди превращаются в сытых равнодушных подлецов, предпочитающих глянец и гламур душе человеческой?
Переход на ЖЖ: http://nmkravchenko.livejournal.com/257066.html
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |