-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных и пользователей из черного списка. Зарегистрироваться!

 -Цитатник

Кофточка с ажурными рукавами. - (0)

Кофточка с ажурными рукавами.  1. 2.

Ажурный Шахматный узор спицами - (0)

Ажурный Шахматный узор спицами Как вязать спицами Ажурный Шахматный узор: Число петель кра...

Диагональный теневой узор спицами - (0)

Диагональный теневой узор спицами Узор по косе только из лицевых и изнаночных петель Набр...

Ажурный узор спицами - (0)

Ажурный узор спицами Как вязать спицами ажурный узор: Число петель кратно 14 + 1 + 2 кром....

Ажурный узор спицами просто, мило, быстро! - (0)

Ажурный узор спицами просто, мило, быстро!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ninakupor

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

шедевры живописи.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11616


Ювелиры, создавшие самую знаменитую тиару

Воскресенье, 29 Июля 2018 г. 21:12 + в цитатник
Цитата сообщения Марина_Ушакова Ювелиры, создавшие самую знаменитую тиару

История фирмы "Болин" началась в 1796 году. Основатель дела — Андрей Григорьевич Ремплер имел почетное звание придворного ювелира императоров Павла I и Александра I. Дело продолжили зятья удачливого выходца из Саксонии — немец Эрнст Ян и швед Карл Эдуард Болин. В 1830-40-х годах фирма носила название "Ян и Болин", по фамилиям зятьев Ремплера.
    С 1839 г. выходец из Швеции Карл Эдуард Болин - придворный ювелир, с 1851 г. - оценщик Кабинета, в 1862 г. ему присваивается звание потомственного почетного гражданина. После смерти Карла Болина в 1864 г. его дело продолжили его сыновья Эдуард и Густав, получившие в 1911 г. потомственное дворянство. С 1871 г. фирма носила название "Карл Эдуард Болин", с 1882 г. на изделиях фирмы ставился Государственный герб.

На Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 году Карл Эдуард Болин был признан лучшим российским ювелиром.

    Судить о характере продукции фирмы в этот период довольно сложно, так как сохранились лишь отдельные экземпляры, как, например, колье, сделанное фирмой в 1874 году к свадьбе дочери императора Александра II великой княжны Марии Александровны и Альфреда, герцога Эдинбургского. Колье состоит из 28 крупных уникальных рубинов цвета «голубиной крови» весом в 61 карат и бриллиантов весом 82 карата.

1 (554x700, 515Kb)

Колье из гарнитура вел. княжны Марии Александровны. Фрагмент

Колье продавалось на аукционе «Christies» в Женеве в 1994 году с оценкой 2 миллиона долларов. Помимо колье фирма выполнила к свадьбе и роскошную диадему, которая, к сожалению, была разобрана на части ее последними владельцами, не сумевшими поделить шедевр с уникальными камнями более цивилизованным образом.

2 (571x700, 513Kb)

Диадема из гарнитура вел. княжны Марии Александровны

3 (551x700, 344Kb)

На фото вместе

Другим великолепным образцом ювелирных работ фирмы «Карл Эдуард Болин» является тиара графини Торби из бриллиантов и рубинов, ныне принадлежащая маркизе Надежде Милфорд Хейвенской. Именно о таких изделиях очевидцы писали, что они относятся к «тонкому, артистическому художественному роду» и отличаются необыкновенным блеском драгоценных камней, искусно вставленных и подобранных с большим вкусом. Это отзыв обозревателей Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве. Тогда пресса отметила, что фирма «Болин» пользуется громадной известностью и существует без малого сто лет, а господин Болин является одним из старейших представителей ювелирного мастерства в России.

4 (543x411, 291Kb)
5 (542x477, 280Kb)
6 (533x540, 491Kb)

Видно, что отдельные элементы тиары крепятся на болты и могут быть использованы, как броши - отдельно.

Предположительно эта тиара стала свадебным подарком Великого князя Михаила Михайловича невесте Софии Меренберг. Брак был морганатическим. Императорская семья его не одобрила. Великий князь и его супруга, получившая от Великого герцога Люксембурга титул графини де Торби, поселились в Англии. Они имели двух дочерей Анастасию и Надежду и сына Михаила. Обе их дочери вышли замуж за представителей английской родовой аристократии и были известны как леди Зия и леди Нада. Именно леди Нада (Надежда), маркиза Милфорд Хейвен унаследовала от матери эту тиару. Тиара является семейной реликвией маркизов Милфорд Хейвен. В тиаре выходила замуж Пенелопа Томпсон, супруга лорда Айвара Маунтбаттена, брата нынешнего маркиза Милфорд Хейвен.

7 (334x537, 370Kb)

 В витрине предприятия "Болин", на выставке 1882 года, среди других ювелирных изделий была выставлена бриллиантовая тиара с жемчужными подвесками, каждая размером с грушу-дичок, составлявшая собственность великого князя Владимира Александровича. Именно в этой тиаре была изображена на фотопортрете его супруга — великая княгиня Мария Павловна. Тиара была создана в 1874 году фирмой «Болин» для, на тот момент, невесты Великого Князя Владимира Александровича. Тиара была унаследована дочерью Марии Павловны, Великой Княжной Еленой Владимировной. Елена позднее продала тиару королеве Мери Текской, сейчас ее можно часто видеть на королеве Елизавете II. И зовется тиара - Владимирской

8 (449x630, 569Kb)

Великая княгиня Мария Павловна

9 (457x562, 456Kb)

Королева Елизавета II во Владимирской тиаре (оригинальный вариант, вариант с изумрудами придумала уже Мери Текская)

   На выставке 1882 года у Болина появились достойные конкуренты. Карл Фаберже, первый раз представлявший свои работы на выставке, был назван ювелиром сравнительно молодым, но вполне зрелым, первоклассным мастером. Высокую оценку заслужили также фирмы И.Хлебникова и П.Овчинникова главным образом за то, что у них «находятся почти все образцы, все применения, все виды, обнимающие золотых дел мастерство». Но зато никто, по мнению обозревателей, не умел так, как ювелиры фирмы «Болин», укреплять веские камни в мелкие гнезда. «По-видимому камню не на чем держаться; он между тем укреплен плотно и составляет с гнездом как бы одно нераздельное целое. Солидность работы, не вредящая изяществу, блеск, не вредящий вкусу, отмечают произведения г.Болина в ряду других произведений того же рода».

10 (546x413, 307Kb)

Брошь в форме царской короны с портретами императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмар. Подарок королеве Луизе, супруге Фредерика VIII по случаю коронации Александра III. 1883. Фирма семьи Болин. Золото, серебро, алмазы

Перечень вещей, которые фирма выставляла на российских и зарубежных художественно-промышленных выставках, а также счета в камеральный отдел Кабинета Его Императорского Величества — учреждения, ведавшего имущественными делами династии Романовых, свидетельствуют о том, что производство украшений было главной отраслью в творчестве ювелиров фирмы «Болин». Петербургский филиал специализировался на выпуске драгоценных брошей, колье, запонок, галстучных булавок и тому подобной продукции, львиная часть которой предназначалась для нужд царской семьи.

11 (545x452, 298Kb)

Брошь в форме жука-оленя. 1880—1890-е годы. Фирма семьи Болин. Золото, серебро, сапфир, бриллианты

12 (690x700, 530Kb)

Коробочка из амазонита и золота фирмы Болин (примерно 1899-1908 гг.)

13 (297x342, 186Kb)

Брошь в виде пчелы. Серебро, золото, алмазы, бриллианты, рубины, жемчуг, эмаль. Фирма Болин. Россия, Москва, 1908-1917

Со дня своего основания и на протяжении последующих ста лет ювелиры семьи Болин постоянно поставляли императорскому и великокняжеским дворам свои произведения. Этим отчасти объясняется тот факт, что вещей этой фирмы сохранилось столь мало. Революционное время было особенно безжалостно к ювелирным изделиям с большим количеством драгоценных камней. Они прежде всего подлежали конфискации и переходили к новым владельцам. Князь Феликс Юсупов вспоминал о бандах революционных матросов, у которых «на волосатой груди висели колье из жемчугов и бриллиантов, а руки были покрыты кольцами и браслетами». Н.Е.Врангель в своих мемуарах описывает колоритную пару, зашедшую в магазин Фаберже «за бусами» — красноармейца и его «даму», бывшую кухарку: «Шляпа на ней сног­сшибательная, соболя тысячные, бриллиантовые серьги в орех, на руках разноцветные кольца, на груди целый ювелирный магазин».
Но основная часть украшений была просто уничтожена новой властью: крупные драгоценные камни вынимали из оправ и продавали, оправы из золота, серебра и платины переплавляли, превращая в слитки. Наиболее пострадали украшения, находившиеся в имуществе последних русских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны и других высочайших особ — главных заказчиков фирмы «Болин». Так, в 1920-е годы было продано и затем бесследно исчезло роскошное тройное ожерелье из 453 жемчужин весом в 1500 карат, со скрепляющим его фермуаром в виде бриллиантовых подков работы фирмы «Болин» 1852 года.

14 (627x621, 399Kb)

Тиара и украшение для корсажа Императрицы Александры Федоровны, созданы в 1900 году ювелирами Болин. Утрачены.

   Особенно крупные заказы фирма получала в связи с различными важными событиями в жизни империи и царской семьи, например, бракосочетаниями высочайших особ, традиционно исполняя ювелирную часть приданого, в то время как Фаберже чаще поручали изготовление серебряных столовых изделий. Великий князь Александр Михайлович свидетельствовал, что украшения его супруги Ксении — дочери Александра III, были сделаны Болином, считавшимся «самым лучшим мастером Санкт-Петербурга».

15 (652x699, 605Kb)

Диадема -франж, изготовленная к свадьбе великой княжны Ксении — дочери Александра III

16 (700x680, 521Kb)

Гарнитур из рубинов и бриллиантов к свадьбе великой княжны Ксении

17 (700x553, 484Kb)

Брошь и диадема из бриллиантов к свадьбе великой княжны Ксении

20 (583x700, 439Kb)

Изумрудный гарнитур великой княжны Ксении

21 (646x537, 496Kb)

Гарнитур из сапфиров с бриллиантами

К свадьбе великой княжны Ольги Александровны (сестры императора Николая II) в 1901 году Болин изготовил несколько парюр из изумрудов, рубинов и бриллиантов и очень дорогую брошь в 19200 рублей. Роскошные императорские пасхальные яйца фирмы К.Фаберже были гораздо дешевле. Так, пасхальный подарок 1901 года — виртуозное яйцо в виде обсыпанной бриллиантами корзинки с золотыми колосьями, травами и полевыми цветами, украшенными полихромными эмалями, было приобретено царем за 6850 рублей.

22 (510x700, 448Kb)

Тиара-кокошник великой княгини Елизаветы Федоровны, изготовленная фирмой Болин

    Как сказано в одном старинном документе, фирма «Болин» в течение «свыше-вековой художественной полезной деятельности несла беспорочную службу Кабинету Его Императорского Величества и всегда пользовалась знаками благоволения со стороны своих Высоких заказчиков». Различные почетные звания, которые имели ювелиры этой семьи, подтверждают факт особого расположения к ним со стороны правителей Российской империи. Так, Карл Эдуард Болин, вступив в дело в 1835 году, был назначен оценщиком Кабинета и приобрел звание придворного ювелира. Его сыновья Эдуард и Густав, в чье владение перешла фирма в 1864 году, с этого же времени стали оценщиками Кабинета и придворными ювелирами, в то время как знаменитый Карл Фаберже был удостоен этого звания в 1911 году, в весьма почтенном возрасте, по ходатайству своих сыновей. «За все многолетнее существование фирма семьи Болин отличными образцами работы своих мастерских постепенно подымала ювелирное дело до высокой техники исполнения и способствовала тем самым искусству и художественному вкусу». Столь лестная характеристика была дана фирме в памятной записке министру Императорского Двора.
В 1912 году братья Эдуард и Густав Болины были возведены, на основании действовавших законов, в Российское потомственное дворянское достоинство — случай уникальный в истории ювелирного искусства империи. На их фамильном гербе «булинь» — снасть парусного судна, соседствует с изображением драгоценного камня.

23 (488x523, 264Kb)

Российский дворянский герб рода фон Болин

Судьба еще одного ювелира семьи Болин — Генрика Конрада (Андрея) Болина, брата Карла Эдуарда, была в большей степени связана с Москвой. Сначала на протяжении 16 лет братья сотрудничали в Санкт-Петербурге, после чего возникла необходимость распространения деятельности фирмы и на древнюю столицу. В 1852 году вместе с англичанином Джеймсом Стюартом Шанксом Андрей Болин основал фирму «Английский магазин. Шанкс и Болин». Таким образом, предприятие открылось в первопрестольной задолго до московского филиала фирмы Фаберже, за двадцать лет до открытия фирмы И.Хлебникова и приблизительно в одно время с еще одним «китом» московской ювелирной торговли — предприятием П.Овчинникова.

24 (443x569, 401Kb)

Ковш. 1908–1917. Фирма семьи Болин. Серебро, эмаль

В первопрестольной Шанкс и Болин решили развивать прежде всего серебряное производство, при этом параллельно торговали различного рода галантереей — сумками, веерами, гребнями, мехами и перчатками. После смерти Генрика Конрада Болина в 1888 году Шанкс основал собственную мастерскую, выпускавшую, помимо прочего, изящные украшения, не уступавшие по качеству произведениям ведущих московских фирм и разного рода серебряные изделия, в том числе оправы для великолепного английского фарфора и фаянса знаменитых марок.

25 (547x495, 338Kb)

Икорница. 1908–1917. Фирма семьи Болин. Серебро, хрусталь; литье, чеканка, гравировка, золочение, алмазная грань

26 (543x398, 232Kb)

Столовый набор из графинов и 24 бокалов. Около 1900 года. Фирма семьи Болин. Серебро, хрусталь

Сын Генрика Болина Вильгельм (Василий Андреевич) вынужден был обратиться за помощью к своим петербургским кузенам Эдуарду и Густаву, чтобы продолжать семейный бизнес. В период с 1888 по 1912 год московское предприятие, по образцу санкт-петербургского, называлось «Карл Эдуард Болин». После того как Василий Андреевич прочно встал на собственные ноги и расплатился с долгами, московский филиал был переименован и фирма стала носить название «В.А.Болин».

27 (571x700, 244Kb)

Вильгельм Болин с женой Марией Леопольдовной. Фотография 1890 года

28 (546x358, 194Kb)

Дом Абрикосовой, у которой Вильгельм Болин снимал квартиру, в Москве в Большом Успенском переулке. Фото Кристиана Болина

Магазин фирмы помещался на одной из самых фешенебельных улиц древней столицы, «бриллиантовой улице» Москвы — на Кузнецком мосту д.10, теперь это 14, недалеко от магазина фирмы К.Фаберже. Московское отделение ориентировалось на массового покупателя из довольно широких слоев населения, и в его ассортименте значительную часть составляла серебряная утварь: посуда, столовые приборы, разнообразная галантерейная продукция. Расцвет деятельности предприятия приходится на рубеж XIX и XX столетий, и многие из сохранившихся изделий несут на себе приметы стиля «модерн», столь популярного в древней столице в отличие от аристократического Петербурга с его традиционной ориентацией на классику. Недаром современники писали, что «все модернистское шло из Москвы и так или иначе связано с ней».

29 (433x575, 398Kb)

Набор столового серебра в стиле Людовика XVI. 156 предметов на 12 персон. 1900-е годы. Фирма семьи Болин

Художники фирмы «Болин», среди которых были выходцы из Франции, обращались к искусству прошлого, предпочитая интерпретировать высокие «классические» стили Людовика XV, Людовика XVI, ренессанс, ампир, а также использовали характерный пластический язык общеевропейского «Ар Нуво». Но в основе этого сложного сплава разнохарактерных приемов и элементов лежало подлинно русское чувство, характерный московский «шарм», специфический национальный оттенок с его праздничностью, живописностью и поэзией.

В начале ХХ века московская фирма «В.А.Болин» была на подъеме. Ее владелец Василий Андреевич отправился в Германию, чтобы открыть в Бад-Хохенбурге — курортном месте, где отдыхала европейская знать, еще один магазин. Там его застала Первая мировая война. Василий Андреевич решил вернуться в Россию через Швецию, но в Стокгольме банкир К.А.Валленберг уговорил его открыть магазин. Это произошло в 1916 году, в торжественной обстановке, в присутствии шведского короля Густава V.

30 (492x524, 462Kb)

Брошь. 1908–1917. Фирма семьи Болин. Золото, серебро, звездчатый сапфир, бриллианты

    С тех пор и до сегодняшнего дня владельцы фирмы «Болин» являются поставщиками драгоценностей Его Королевского Величества короля Швеции. Художникам и мастерам стокгольмской фирмы удалось создать новый стиль ювелирных украшений и серебряных изделий, который, по мнению их соотечественников, является хоть «и шведским, а красивым». В 1966 году фирма под руководством Ханса Болина провела первый аукцион старинных драгоценностей, который стал традиционным. Ныне исполнительным директором фирмы является сын Ханса Кристиан Болин — представитель шестого поколения придворных ювелиров. Вместе со своими российскими коллегами — музейщиками и исследователями, при поддержке компании «Де Бирс», он хочет вернуть знаменитое имя «Болин», которое стало символом непревзойденного мастерства и вкуса, на родину, в Россию.

31 (554x298, 320Kb)

Владимирская тиара. Золото, бриллианты, жемчуг. Фирма "К.Э.Болин" 1874г

 

Источник здесь

Рубрики:  Ух ты!

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку