Сад Юйюань |
При входе в сад создается настроение", - писал Цзи Чэн, автор трактата "Устроение садов" (1634). Чтобы увидеть живую иллюстрацию классических строк, непременно стоит посетить этот сад, расположенный в левобережной зоне реки Хуанпуцзян, среди кривых улочек старого Шанхая. Лучшее время для этого – раннее утро. К моменту открытия сада в кварталах, образованных многочисленными домиками в традиционном китайском стиле, царит веселая суета. В чистом, бодрящем воздухе носятся вкусные ароматы ресторанчиков и закусочных, открываются сувенирные лавки. Неожиданно стены домов расступаются, и вы не замечаете, как оказываетесь у цели своего путешествия.
Эту часть называют наружным садом. В отличие от основной территории она не обнесена стеной, и это составляет ее своеобразие. В центре располагается пруд Лотоса, невероятно красивый в лучах утреннего солнца. Золотые блики, отбрасываемые водой, придают благородный оттенок красным лаковым павильонам, окружающим берега.
Один из павильонов – старинное двухэтажное здание – расположен прямо посреди пруда. Это "Сердце озера", (Хусиньтин). Выполненный, как и весь сад, по канонам фэн-шуй, он заслуживает особого внимания. Хусиньтин состоит из трех строений, что означает триаду мировой гармонии: "небо-земля-человек". Центральная часть, имеющая прямоугольную в плане форму, символизирует энергию земли, две боковых – многогранники, приближающиеся по форме к кругу, олицетворяют небесные силы. Сейчас павильон "Сердце озера" служит чайной, отсюда доносится звон посуды, степенные разговоры, какие ведут по утрам за чашкой ароматного напитка. Задержавшись здесь на минуту, чтобы полюбоваться игрой света на поверхности пруда, насладиться покоем и утренней свежестью, вы вдруг находите в себе удивительно чувство, что, кажется, уже были здесь когда-то, может быть, в светлых мечтах. Хусиньтин не уязвим для вредоносных энергий: попасть к нему можно лишь по длинному мостику, имеющему 9 изгибов – достаточно, чтобы поставить непреодолимое препятствие злым духам, умеющим передвигаться лишь по прямой. 9 – число завершенности, высшего развития личности, пройдя по нему, вы символически подвергаетесь очищению, оставляя за спиной вредоносные силы.
Название сада Радости по-китайски звучит "Юйюань". Его нередко переводят еще как "праздность", "отдохновение". Сад имеет трогательную и немного печальную историю. Богатый сановник Пань Юаньдуань начал его строительство в 1577 году, отправляясь на службу в далекие края. Юйюань должен был послужить утешением его престарелым родителям, вынужденным надолго расстаться с сыном, но строительство затянулось на 20 с лишним лет, и стоило Паню всего его состояния. В 1760 году гильдия шанхайских купцов выкупила владение у разорившегося семейства и, ценя сыновнюю почтительность (одну из главных добродетелей в глазах китайцев), более ста лет бережно хранила первозданный облик сада, используя его в качестве клуба. В середине XIX века в ходе антиправительственных мятежей сад был разрушен, и вскоре после образования КНР, в 1956 году, администрация Шанхая приступила к его реставрации. Сохранились старинные гравюры и планы, некоторые ценные детали, благодаря чему сад возрожден практически в своем первозданном виде.Открытый сад, образованный Лотосовым прудом и его набережной, с двух сторон граничит с закрытым, обнесенным, по китайской традиции, стеной. Вход во внутренний сад отделен небольшим водным каналом, который оформлен каменными глыбами и напоминает горную реку. В горах, где обитают Бессмертные, следует искать источник всякой мудрости. Это место в саду является перекрестком миров. Над каналом перекинут полукруглый мост, вместе со своим отражением символизирующий лунный диск. Он покоится на шести опорах – шести измерениях внешнего мира (юг, север, запад, восток, верх и низ). Перед тем как пройти по Лунному мосту, символически пересекая границу между человеческим и высшим, духовным миром, не лишне напомнить себе о том, что идеальный с точки зрения китайцев сад устроен таким образом, что посетитель "не замечает, как подпадает в сад" и "не может без посторонней помощи из него выйти". Затейливая планировка Сада Радости в полной мере следует этому правилу. Не смотря на то, что его площадь – всего около 4 га, здесь можно провести не один час, "вольно скитаясь душой" среди обители Сяней (небожителей). Сад разделен на 6 частей, соединенных затейливыми переходами и зрительно изолированных друг от друга. Разделительные стены и галереи – не только часть художественного замысла, но и способ придать космической энергии ци "правильное" течение. Стена с примыкающей к ней галереей имеет черепитчатую кровлю. Ее сходству с чешуей мифического дракона китайцы придавали особое значение: считалось благоприятным, если сад устроен таким образом, чтобы мудрый влиятельный дракон контролировал его пространство. Это сулило владельцам удачу и процветание во всех жизненных сферах. "Стена дракона", увенчанная скульптурным изображением его головы, подчеркивает благоприятную символику.
Живописные пейзажи, устроенные в уголках этого замысловато спланированного сада, полны философского и магического смысла, что понятно даже по их названиям: "Башня десяти тысяч цветов", "Павильон расцвета весны", "Величественная гора", "Скала Нефритовое изящество". Назначение и символика таких пейзажей в китайских садах многослойна. Многие из них создавались для любования садом в определенное время года или суток, в то же время они являются сентиментальной коллекцией дорогих владельцу сада впечатлений, вызванных прочтением стихов, путешествиями, важными событиями жизни, составляющими его духовный опыт. Часть композиций отсылает нас к сокровенным чаяниям хозяина владения, служит выражением его надежд. Например, Павильон Трех ростков, или Трех колосьев: его двери украшены резьбой с изображением колосьев риса, пшеницы, початков кукурузы, тыквы и фруктов. Галерею, окружающую строение, поддерживают колонны с растительными и животными орнаментами, в которых скрыты иероглифы, выражающие надежду на благополучие, богатство, долголетие и счастье. Таких колонн здесь 8. Если произнести "восемь" по-китайски вслух, получится "драгоценность" - звучание этих слов совпадает фонетически, поэтому 8 считают числом, которое сулит неуклонный рост процветания. Да и сама расшифровка иероглифов, означающих название павильона, содержит обращение к высшим силам о ниспослании богатого урожая.
Восточный и западный сектора сада "энергетически уравновешены" расположенными здесь скальными композициями. На западе привлекает внимание группа камней Нефритовое изящество (Юйлинлун). В ее центре располагается четырехметровая скала, привезенная с озера Тайху. Такие камни ценились в садах Китая наравне с драгоценностями. Ученый китаевед В.В. Малявин в своей книге "Сумерки Дао" рассказывает, что такой камень трогали, гладили, по нему стучали специальными палочками, так как он обладал собственным звучанием. В этом смысле садовые камни воплощали в себе важный эстетический принцип живописи, по оценкам китайских знатоков, живопись мастера должна была "звучать", т.е. рождать звуковые ассоциации у зрителя.
Стоимость их можно сравнить с ценами античных статуй в Европе. Подземные ручьи озера точили каменную породу, создавая причудливые формы и пустоты внутри. В таких камнях ценилась, прежде всего, красота их внутреннего пространства, изящная форма пустот. Скала Нефритовое изящество – один из двух самых дорогих и красивых камней в садах Китая, он был поднят со дна озера еще в VII или VIII веке и в течение долгого времени хранился в императорской сокровищнице, настолько китайцы ценили его красоту.
В восточной части сада раскинулся искусственный горный массив "Величественная гора" (Дацзяшань) высотой 14 метров. Горный пейзаж с петляющими по уступам тропинками, пещерами и гротами – обитель бессмертных сяней. Находясь здесь, непосредственно постигая красоту горного приюта, можно возвыситься духом, немного приблизившись к состоянию Бессмертных, которые не едят злаков, вдыхают ветер, пьют росу и способны умчаться на облаках на пределы четырех морей. Такие пейзажи в садах Китая непременно выполняются очень замысловатыми. Как и в камнях с озера Тайху, здесь ценятся сложные формы – уступы, гроты, пещеры – намекающие на внутреннее пространство горы, ее скрытую от глаз сущность.
Каждый, кто посещает Сад Радости, выносит отсюда свои впечатления. Одних привлекает обилие красот и исторических ценностей: древние деревья, старинные скульптуры, заботливо воссозданная архитектура. Другие уносят в своем сердце впечатления от встречи с миром неведомого, приобретая бесценный духовный опыт. Но ощущение потерянного даром времени, уж точно, не грозит никому. Сад словно рождает таинственную силу, частицу которой можно унести с собой и сделать одним из сокровищ своей души.
Рубрики: | САДЫ И ПАРКИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |