Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...
Без заголовка - (0)https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...
Продукты для разжижения крови - (2)На заметку! Продукты для разжижения крови.
В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...
С днем рождения, друже! - (5)С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...
Дневник. Тетрадь девятая. Второй студенческий год (56) |
1965,
июнь
Я подошёл к ней:
- Ты не хочешь со мной разговаривать?
Она молчит и вдруг заявляет:
- А что с тобой разговаривать? Ты совсем уже дошёл! Знаешь, что тебя на педсовет вызывают?
- Так это для меня не новость... Ты думаешь, могут выгнать?
- Думаю!
- Я всё же надеюсь... Хотя чёрт его знает. У них есть все основания хильнуть меня из училища. Ну а ты как? В вечерней всё сдала?
- Нет, ещё пять экзаменов.
- Порядком. А музыкальные не сдаёшь, что-то тебя не видно на экзаменах.
- А я могу не сдавать музыкальные. Я перехожу на д/х отделение. Вот, на педсовете буду объясняться...
(Д/х - дирижёрско-хоровое отделение. - Б.К., сентябрь 2016).
-Так ты тоже там будешь?
- Да, объяснять свой переход на д/х отделение.
Вернувшись в свою комнату, я услышал сообщение Платонова:
- Твоя Люда меня спрашивала, дома ли ты.
- Давно?
- Часа два назад.
Я вспомнил слова Цветкова: "Она ещё вернётся к тебе". Онеправ.
(Карандашом сверху после буквы "н" в слове "он" вставлена - но чернилами крест-накрест зачёркнута - буква "е". - Б.К., сентябрь 2016).
Прощай, учёба?
11 июня. С учёбой - совсем скверно. Сегодня педсовет... Олег говорит мне, что на меня плохо влияет Цветков. (В нём...
(Вторая половина листа оторвана. На обратной стороне, как несложно понять, продолжение диалога, иногда только мысленное с моей стороны, между мной и моим молодым преподавателем по специальности Олегом Моисеевичем Златкиным. - Б.К., сентябрь 2016).
[- Я тебя лет] ...на 7-8 постарше ("врёшь, только на шесть"), но даже в праздники не много себе позволю ("забыл, как на предновогоднем вечере...").
И начал: "Ты такой-рассякой", правда, в довольно вежливых выражениях. Но говорил мне не то и не о том, что действительно есть во мне, в моём характере.
- Между нами никогда не было взаимопонимания, - сказал я ему.
- И в этом ты виноват! - сказал Олег и ушёл из класса.
А я продолжил мысленный спор с ним.
Дудки! "Ты виноват!" Нет, Олег Моисеевич! Ты никогда не снисходил до уровня дружеского разговора хотя бы на положении старшего товарища. У тебя всегда были только наставнические позиции и ты недооценивал то, что я отлично вижу и представляю себе всё это. Даже в твоих шутках была глупость и ты не мог понять, что я её чувствую ясно. Трижды ясно! Ты меня не понимал.
Ну ладно, хватит разводить слюни. Сегодня педсовет.
Финал
Собственно говоря, почему я думал, что будет по-другому?
И всё же то, что получилось в результате, - неожиданно. Видимо, у человека есть свой н/з, который остаётся с ним хоть при малейшей надежде на лучшее. Но перед лицом факта и этот "неприкосновенный запас" исчезает.
Можно было и не вызывать им меня на педсовет. Моё присутствие ничего не могло изменить. Я зашёл в переполненную преподавателями учительскую. Молодые преподаватели - на диване у стены, на стульях приспособились. Постарше, во главе с директором, восседают за Т-образным столом. Без долгих разговоров <...> зашёл и поздоровался со всеми, директор <...> голосом начал:
- Весь год у тебя <...>...
...[пос]тавили двойку по спе[циальности], <...>... другим пред-[метам]...
(Далее нижняя часть страницы косо оторвана. - Б.К., сентябрь 2016).
...лением, но себялюбив и любит повышать голос):
- Он себя организовать не может, как он будет организовывать других?
В этой реплике суть Маковского как человека. Судя по работе и по отзывам студентов, он организовывает, но не воспитывает.
(Маковский - зав. отделением народных инструментов, в будущем - директор училища. - Б.К., сентябрь 2016).
Директор (ко мне):
- Ну, Вы можете попробовать преподавать общее ф-но в музшколе, скажем, в начальных классах.
Я понял. Всё справедливо и выхода нет. Я спросил:
- Ну а как это можно формально сделать? Может быть... как-нибудь от училища направить?
Директор:
- Никто тебя направлять не будет. Сам устраивайся. Ну вот, всё.
Я постоял несколько секунд в раздумье. "Всё? В самом деле?"
Директор:
- Ну всё, не задерживай нас, у нас ещё много вопросов.
Действительно, что ещё сказать - всё ясно. Я вышел.
Минут через двадцать встретил Цветкова.
Он:
- Так и нужно было ожидать.
- Финал! - в философском раздумье вымолвил я.
- Да-да, финал. Весь год развивалась одна и та же тема, которая пришла к искомому финалу.
И мы ещё долго ходили, разглагольствовали.
- Это даже хорошо, - сказал Цветков, - поработаешь, почувствуешь ещё одну сторону жизни.
- Хорошо.
Ну что ж, хорошо - значит хорошо...
"Сам циник!"
Кирять он не хотел, - уже приехала жена с ребёнком... И причём денег нет... Сейчас он хочет вести себя как примерный муж. Хочет чувствовать себя неуязвимым для упрёков, чтобы к нему нельзя было придраться.
И высказал одну идею: тем сильнее будет моральный удар, который он нанесёт им, когда будет предельно злой и недовольный жизнью. Тогда, возможно, оставит жену и дочь. Но пока не хочет думать об этом. И ещё поделился:
- Я испытываю одинаковое удовлетворение как от зла, которое я приношу, так и от добра. ...Да не то, чтобы от добра, а так: просто иногда бываю в таком настроении, что хочется каждому дать дружеский совет...
Кирять мне тоже не хотелось. Цветков рассказал, что на 3-м курсе был исключён из нашего (уже не совсем нашего...) музучилища, но потом опять принят.
Это было так. Его вызвали на педсовет и начали "прорабатывать" за то, что бросил жену с ребёнком и ходит "налево..."
Фраза Цветкова на педсовете:
- Что вы мне - будете устанавливать регламент половых отношений?
Слова директора:
- Циник ты, Цветков.
- Сам циник, - ответил Цветков и ушёл.
На следующий день приказ об исключении за ГРУБОСТЬ.
Не учился Цветков до конца года, но со следующего опять приняли на тот же 3-й курс...
Цветков сел на автобус. Я остался один. Пустота.... Абсолютная пустота без всяких примесей. Та пустота, которую я особенно не люблю. Пустота без всякой музыки в душе, без какого бы там ни было острого привкуса. Уж лучше пусть трагедия, но в которой есть сила, пусть даже сила падения. Пусть всё к чёрту, но не пустота. Хочется разозлиться - и не можешь. Вообще не хочется даже мочь.
Серость. Листая томик в книжном магазине, наткнулся на фразу: "Хуже всего человеку, когда у него нет сил ни подняться, ни упасть". Механически положил томик на полку и вышел на улицу. Пустота. Монотонный шум шуршащих по асфальту шин автомобилей и однообразный шорох качающихся деревьев вдоль улицы. Состояние опустошённости. Почти прострации.
(Прострация - состояние полной физической и нервно-психической расслабленности, речевой и
[
Встретил вечером в коридоре общежития Люду. Внимательно глядит на меня, спрашивает, как прошёл педсовет. Сказал.
- Ну вот, добился, - с досадой и грустью сказала она.
- А ты как?
- Меня на д/х переводят.
Запись карандашом: ("То же самое добилась").
Ушла. Зашёл к ним в комнату минут через 20.
Две девчонки, накрывшись одеялом с головой, как будто спят.
Я (шёпотом):
Пойдём куда-нибудь, поговорим...
Я тяну её за руку из комнаты...
В вечернем полумраке у Ингоды бродили и на мосту стояли, молча глядя в бурное течение реки.
Рубрики: | Судьба и время/Жил-был я Судьба и время/Мой старенький чемодан Вокруг Высоцкого видео |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Yarusya
Yarusya, Спасибо за отзыв, Ярусенька! Я перебрал много вариантов песни. Везде она звучит в исполнении оркестра, как в самом фильме. Отвлекает красивая музыкальная аранжировка от голоса Высоцкого. Под гитару нашёл тоже три варианта с разным видеорядом: с фотографиями Высоцкого, с трудовыми буднями полярников и вот то, что надо: медленно плывущие льды, бесконечные снега - это душа, это гипноз песни и её смысла. Запись была давно сделана, в ней всего три комментария, причём два от одного лица, который предлагал показать людей - полярников или геологов. Я с ним немного поспорил о том, что льды и снега более глубоко, непрямолинейно отражают подтекст песни. И сам Высоцкий поёт здесь не так, как в кино: медленнее и прочувствованней. Когда выкладывал размышления о состоянии пустоты, у меня сразу возникла ассоциация с этой песней. Я даже настоящие слова песни немного переиначил (просто подзабыл и они так переиначились в голове): "Пустота! Только чайки, как молнии". На самом деле: "Тишина! Только чайки, как молнии. Пустотой мы их кормим из рук". Вот эта определяющее слово - пустота запомнилось и ощущение пустоты, однообразное движение снегов и льдов и создают зрительный образ пустоты и отражают настроение героя романа и поэта - автора песни "Белое безмолвие". БЕЗМОЛВИЕ. БЕЛОЕ.Ответ на комментарий Лариса_Воронина
Лариса_Воронина, Большое спасибо, Ларочка, за глубокий отзыв, несмотря на твою занятость. Меня самого потрясло, когда переписывал текст дневника в пост, описание состояния парня после педсовета, исключения из училища, обсуждения с Цветковым своего положения. Но обиды не было: прекрасно сознавал, что это отчисление из училиша справедливо и необходимо, я не хотел за него держаться, как будто чувствовал, что мне уготована свыше другая профессия.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |