-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь девятая. Второй студенческий год (45)

Среда, 03 Августа 2016 г. 16:44 + в цитатник

Начало романа-дневника

Предыдущая 44-я часть

 

1965,
май

Мне до сих пор смешно вспомнить, как мы бесцеремонно завалились в пятую столовую, где шёл банкет и все уже были кирные. Как нам открыл дверь мужик маленького роста с красным носом, пьяный и добрый. Он сразу обратился ко мне:
- Посмотри, Коля, хорошие я сапоги купил?
- Хорошие, - отвечаю, - сколько заплатил?
Потом он ушёл. В столовой играло трио: баян, контрабас, ударник. Контрабасист был мне знаком. 
Человек 30 из какой-то организации веселились. Мы сели с Юркой за стол и стали пить коньяк... Хохма!
Много не выпили, бутылки со спиртным были уже на исходе, но полбутылки коньяка на двоих на нас приятно подействовали. Ближе к вечеру мы направились в ОДОСА на вечер отдыха.  Я был молчалив, много думал о том, что со мной нет Люды. И потеряв Юрку в толпе, ушёл с вечера, протанцевав пару раз.

 

Лесная идиллия

2 мая. 
Она мало пила на вчерашнем вечере и пришла рано. Часов в одиннадцать я слышал из своей комнаты стук её туфелек по коридору и её голос, весело говоривший что-то другой девчонке. 
Часов до двух дня я искал утюг. Наконец, взял его в комнате у Люды. (Она сказала: "долго не разглаживайся, нас пять человек и всем - гладиться"). Потом они гладились. Вторую половину дня мы были вместе с Людой. Сходили в кино на 7-15, потом взяли билеты на 10-20 и за оставшиеся полтора часа я предложил доехать на четвёрке до леса, за Ингоду, погулять там и приехать обратно.
Мы ходили возле берега речки и в густом молодом лесу. На поляне мальчишки лет 12-14 разожгли костёр. Она застеснялась их и мы, взявшись за руки, побежали от них прочь.
Я срывал прутики с деревьев и подносил к её рту, она смеясь, откусывала стебельки. Осторожно стряхнув с её рта травинки, я целовал  её в алые губы. А потом... разошлись на несколько метров друг от друга, заплутали, аукались и чуть было не потеряли друг друга. А когда внезапно увидели друг друга, обрадовались и засмеялись. Сели в автобус, поглядев прощальными взглядами на лесок и берег Ингоды.


Детская идиллия. Я с грустью улыбаюсь: в нашем-то веке! Столько раз  эта идиллия прикрывала беспомощность и инфантильность в прошлые века и теперь в неё уже не верится. Слишком мы предубеждены и уже не можем воспринимать лубочную спокойную картину такого очень уж круглого счастья. Не верим потому, что знаем: под гладью лежат подводные камни и что жизнь развивается в сложнейших и острейших противоречиях. И счастье - в современном (и потому в вечном) понятии, это не спокойная округлость, а гармония острых углов.
Идиллия в лесу была слишком кратковременной.

 

Ты не знаешь, можно ль рассказать ей...

3 МАЯ. 
Вот я совершил свою главную  и, если говорить высоким штилем, роковую ошибку. Я действовал не в соответствии со своими планами. Но дело в том, что кроме планов существуют ещё и чувства. 

"Ты не знаешь, можно ли рассказать ей
Всё, что в жизни передумал ты..."

Нет, я знал: нельзя! Она не поймёт это. По крайней мере в той плоскости, в какой понимаю я. Если действовать в соответствии с моими планами, то нужно было в первую очередь влиять на чувства, а не на разум, Не говорить о слишком высоких материях, а тем более не выражать чувства математическим языком.
Короче говоря, я испортил "аромат чувств", высушил их математикой. Для таких лириков, как Люда, это так. Хотя лично для меня чувства не теряют свою глубину и трепетность от того, что я знаю формулу Э=П (н-с). Кроме того, "полюс наслаждения" - полюс разума заставлял меня высказывать ежечасно   волновавшие меня вопросы из статьи Симонова "Что такое эмоция". Я не мог справиться с собой и высказывал свои мысли по поводу этой статьи вслух, вопреки внутреннему голосу, что этим могу испортить свои отношения с Людой.
Всё-таки мне казалось, что Люда, хоть наполовину, но сможет это понять. А когда объясняешь что-то кому-то, то и сам лучше начинаешь разбираться.  Вот и я хотел разобраться путём диалога.
Это была моя ошибка, которая повлекла дальнейшие неудачи.
В общем, очень много и долго стал я говорить ей об эмоциях с позиций статьи Симонова. Ничего страшного не было бы в этом, если бы я говорил на эту тему с другим человеком, пусть даже с девчонкой, но с той, с которой у меня разумные, холодные отношения. А если между этими двумя людьми вспыхивает много ярких чувств и кто-то из двоих начнёт рассматривать эти чувства сквозь микроскоп математических формул, то значит, что это очень тупой человек.  


Я говорил, конечно,  не о наших чувствах, но она понимала и думала именно о них. 
Видя её реакцию (задумалась, потускнела и стала поразительно быстро отдаляться от меня). Я раскаялся в своей откровенности, но было уже поздно. 
Нужно было выправлять положение и я стал намекать, что говорю с ней об этом исключительно потому, что неравнодушен к ней и что я сам запутался в чувствах и не могу ничего понять:
- Я не знаю, зачем говорю тебе всё это. Понимаю, что не должен такое говорить, но не могу остановиться... не  пойму, почему меня тянет рассказывать тебе свои мысли.
Она заинтересовалась, стала выспрашивать и опять я "сошёл с дорожки" - из желания самому разобраться в вопросах, которые она мне стала задавать: Я говорил:
- Почему ты ходишь со мной? Тебя интересуют мои записи.
(В последнее время она очень хотела почитать мою записную книжку...).
Мне хотелось в то же время вызвать её на откровенность, чтобы опровергла моё мнение:

- У тебя просто было сильное любопытство, - объяснял я ей, -  может быть, минутами тебе казалось, что у тебя ко мне что-то большее. Но и это пройдёт, как только ты в полной мере удовлетворишь свою потребность познать мои мысли, которые тебе интересны, и прочитать мои записи. Пройдут и все чувства ко мне. Неужели только на этом и держатся наши отношения?
Кажется, я перегнул палку, но удержаться уже не мог:
- Допустим, ты достигаешь того, что хочешь, т.е. прочтёшь все мои записи и всё узнаешь (ты ведь очень стремишься к этому), но тогда П станет равным нулю и, следовательно Э=0.  А сейчас получается так: П у тебя большое, а информации, необходимой для организации действий немного, т.е. Н>С - разность большая. И в результате П, умноженное на большую разность, создаёт большие эмоции. 

Между прочим, сейчас я могу разбомбить эту конструкцию. Во-первых, при большой разнице Н и С возникают отрицательные эмоции. А разве её чувства  ко мне отрицательны?

(А разве положительны? И слёзы были, и раздражение, и непонимание, как сейчас. - Б.К., август 2016 г.).

Во вторых, после прочтения записей П могло и не стать равным нулю. ДАННОЕ  П стало бы равным  нулю, но возможно возникла бы, как следствие, другая потребность... (Но вообще сказать трудно: возникла бы или нет). Можно сказать, что формула эта слишком примитивна, чтобы напрямую разрешить ВСЕ сложные вопросы, касающиеся не одной потребности, а целого наслоения разных  потребностей и их распределение по силе и важности. Здесь, наверное, существуют неведомые нам коэффициенты.

 

Алгеброй сверяем гармонию

И еще хотелось немного поддразнить её. Говорил несколько демагогически, стремясь запутать и сбить с толку, чтобы  потом вести за собой. Коварные планы, не правда ли?
И она злилась, не находя доводов "против". 
... Я задорно поглядел на неё:
- Что, не так? Да, конечно, эмоции нужны человеку как компенсация недостаточной информации. Когда человек не знает, что ему делать, то он с помощью эмоций преодолевает информационные пустоты.

Я рассказал ей басню о двух лягушках...
Или, например, далеко от меня, но мне навстречу, движется машина. У меня не возникает эмоций, потому что я знаю, что хотя она и может задавить меня, но пока она подъедет ко мне, я успею пересечь улицу. В этом случае Н=С, эмоции не возникает.
Поняла ли она? Хотя бы логикой?
- Ну как? - спросил я, - алгебраически до тебя доходит?
- Алгебраически да.
- А что же нет?
- Да вот...
Она никак не могла найти слов, чтобы выразить свои мысли. Но я и так понял.
- Ты не можешь согласиться, что такая вещь, как чувства человека можно уложить в формулы?
-Мм...

- Конечно, эта формула - самая примитивная, в ней не могут уложиться все оттенки, разнообразие всех чувств. Все отклонения, все модуляции и вся гамма переживаний... - я начал говорить в музыкальном "ключе", - ну а для этого найдутся другие формулы с множеством неизвестных, которых сейчас, возможно,  ещё и не раскрыли, до того они сложны.

 

За спорами - раздорами

Люда: Я не могу про это слушать. Меня это раздражает!
Я: Я понимаю, ты не можешь согласиться с тем, чтобы то, что связано  для тебя с поэзией и облачено в романтические одежды, выражалось бы в формулах. Да пойми же: я не хочу сказать, что формулы могут заменить жизнь (может ты так меня понимаешь?). В них только самые общие понятия. Вообще же всю жизнь - и мою, и твою, и любого, и жизнь животных и цветов можно выразить всего в двух великих и простых словах: "МАТЕРИЯ В ДВИЖЕНИИ"

(Продолжение следует)

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Yarusya   обратиться по имени Среда, 03 Августа 2016 г. 18:45 (ссылка)
Класс! какой все -таки Борис неординарный парень...спасибо,Борис, от меня и моего отца... он вспоминает свои первые чувства... пишите дальше.Только ,пожалуйста!!! берегите свой талант и не будьте чересчур мнительным по поводу того,кто и как оценит ваш труд.. мы все разные,на всех не угодишь... а Вы возвращайтесь в свою юность и, главное,-НЕ БОЛЕЙТЕ! привет Галине
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Четверг, 04 Августа 2016 г. 04:44 (ссылка)
Благодарю за тёплый отзыв, Ирочка!За твою доброту необыкновенную и высокие оценки моего юного творчества, которое стало романом. После моих пояснений и поддержки читателей у меня прибавилось уверенности в публикации дневников. Привет от моей Галины Ирине и всем родным.
благодарю за внимание (300x396, 201Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Пятница, 05 Августа 2016 г. 09:44 (ссылка)
Нравится читателям в фейсбуке:
https://www.facebook.com/komboris/posts/1177952535...like¬if_id=1470232781132568
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Вторник, 16 Августа 2016 г. 14:54 (ссылка)
Борис_Комиссаров, о, теперь я понимаю, почему мы с Вами подружились на Лиру. Мне тоже близка эта формулировка: "Всё происходящее - это материя в движении".
А с информационной гипотезой эмоций Симонова я, кстати, не согласна. У меня есть другое объяснение, более близкое к анохинскому пониманию этого вопроса.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Среда, 17 Августа 2016 г. 04:02 (ссылка)
Acid_Nebula, Доброе утро, Ириночка! Интересная штука - память. Спросили бы меня пару месяцев назад (до того, как я дошёл до "переноса" этой части дневника в роман), я бы и не смог ответить на вопрос о формуле жизни (как забывается выученный билет сданного давным-давно экзамена, тем более, что мне другой билет попался)). Зато гипотезу Симонова хорошо запомнил на всю жизнь. А впрочем, уже тогда, в дневнике, раскрывались её слабые стороны, неполная применимость к сложным ситуациям. Я же почувствовал близость наших взглядов во всех Ваших диалогах в Вашем дневе. А про Анохинскую теорию не знаю. Поделитесь хотя бы кратко.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Среда, 17 Августа 2016 г. 14:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, про биологическую теорию эмоций П.К.Анохина очень кратко (но, на мой взгляд, слишком наукообразно) можно почитать здесь: http://www.emotionlabs.ru/content/88/ Что же касается моей гипотезы, то попробую кратко описать её суть.
Я представляю себе положительную эмоцию как наиболее полное совпадение "желаемого" и "действительного", а отрицательную, соответственно, как наименее полное. В нашем мозге от природы сформированы некие паттерны, то есть шаблоны тех явлений, которые полезны организму (например, новорождённый ребёнок испытывает удовольствие от сладкого), а в процессе жизни может возникать множество новых паттернов, которые появляются в результате взаимодействия с окружающей средой (аналогия безусловных и условных рефлексов). Эти паттерны постоянно стимулируют организм к поиску ситуаций, которые бы как можно более полно совпали с ними. В момент совпадения возникает яркая положительная эмоция, которую мы называем счастьем. Некоторое время этот паттерн нас перестаёт беспокоить (удовлетворение потребности), потом он опять активируется и всё повторяется снова. Чаще всего, конечно, рисунки мозгового шаблона ("ожидаемого") и события из внешней среды ("действительного") не полностью совпадают, и эмоция, которую мы испытываем, не такая яркая. Сила эмоции, разумеется, зависит также и от силы потребности (в этом я с Симоновым согласна). Если же случившееся совсем не совпадает с ожидаемым, то возникает сильная отрицательная эмоция - разочарование, горе и т.д.
Это, конечно, очень поверхностное и неполное изложение моей гипотезы. Тем более, что, как мне кажется, здесь всё вполне очевидно. Есть ещё несколько моментов, которые я бы хотела уточнить. Например, если человек рождён таким, что паттерны у него очень подробные, то он придирчив к мелочам, и его трудно удовлетворить, а есть люди вполне себе неприхотливые, у них шаблоны "грубоватые", им, фигурально выражаясь, любая пища подойдёт, лишь бы насытиться. Никто из них не лучше и не хуже: у каждого типа есть свои преимущества и недостатки. Но вторые будут более удовлетворены жизнью (это сангвиники), а вторые - более капризны и вечно всем недовольны (меланхолики). Кроме того, есть очень важный момент моей гипотезы, который редко берут во внимание. Это к.п.д. организма. Есть хорошая поговорка "игра не стоит свеч". Бывает так, что человек, вроде бы, и достиг желаемого, но настолько выдохся, что оно ему уже и не нужно. Таким образом, в симоновской "формуле для вычисления эмоций", я бы силу потребности умножила бы не на разность имеющейся и нужной информации, а на разность имеющейся и потраченной на достижение цели ЭНЕРГИИ. Эта замена многое бы объяснила: например, почему у стариков эмоции не такие яркие, как у детей, почему мы так радуемся, когда нам повезло даже в мелочах (ведь при этом мы не тратим ни капли лишней энергии) и т.п.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Среда, 17 Августа 2016 г. 16:17 (ссылка)
Acid_Nebula, Ваша теория всё прекрасно и просто объясняет, согласен с каждым словом. Про затраты энергии совершенно верно. В молодости сил много, уверен, что справишься в борьбе. Добился публикации в газете острой и неоднозначной статьи, которую редактор опасался напечатать - и это превысило все невзгоды, трудности, стрессы, которые пережил, добиваясь справедливости. Возраст, здоровье шалит, путь труден, выигрыш сомнителен или незначителен для тебя - и ты отказываешься тратить убывающие силы на получение отрицательных эмоций, нужен покой, нужны, пусть по мелочам, но радостные эмоции, сбережение тающей энергии для поддержания здоровья и продления жизни. А анохинская теория как-то не приглянулась, слабовата в аргументах, хоть и явных недостатков не замечается на первый взгляд.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Среда, 17 Августа 2016 г. 16:21 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Суббота, 13 Января 2018 г. 15:02 (ссылка)
Борис_Комиссаров, о, вот я и нашла тот комментарий о своей гипотезе эмоций, про который упомянула выше.
Интересно, как же продолжатся Ваши отношения с Людой после того, как Вы "всё испортили"?:))
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2018 г. 11:44 (ссылка)
Acid_Nebula, Читаем дальше!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку