-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь девятая. Второй студенческий год (21)

Понедельник, 20 Июня 2016 г. 07:50 + в цитатник

Начало романа-дневника

Предыдущая часть

 

1965,
январь

Минут десять мы гуляли с ней возле дома. Мороз за сорок, а я в ботинках по городской моде. Жил здесь - ходил в валенках. Так что особенно не разгуляешься.
Куда делся тот мальчишеский пыл и волнение?.. Да, с тех пор уже два года прошло. Я разговариваю с ней совершенно спокойно. Спрашиваю её о школе, где их учат работать воспитателями садов (такой производственный уклон). Летом она хочет устроиться воспитательницей в 4-й детсад.
- Хорошо, - говорю, - давай устраивайся в 4-й, а я летом тоже там буду работать музыкальным работником (я уже там работал в этой должности прошедшим летом).
Немножко рассказал Свете без излишних подробностей о своём бытие в Чите, о работе. Чувствую, что она по-хорошему относится ко мне. И ведёт себя приветливо. Простая девчонка.  И не зря именно на неё я обратил своё внимание тогда, в сентябре 62-го. А  в январе 63-го уже изнывал от любовной тоски к ней. Всё это существовало тогда в преувеличенно-наивном виде.
Мы идём, и снег хрустит под ногам. В чёрном небе светит яркий Юпитер и сверкает Сириус - самая яркая звезда на небосклоне.
Она как будто что-то вспомнила и начала задавать вопросы про звёзды. Я мимоходом назвал имена  звёзд и засмеявшись, спросил:
- По старой привычке?

 

Ленин на каникулах

В читальном зале клубной библиотеки, где работает мать Кашникова Юрки, в моём распоряжении все шкафы. Я нашёл там много интересного и в каникулы просиживал часами. Помимо изданий Большой Советской Энциклопедии, в которой можно найти ответ на любой вопрос, я знакомился с самым последним выпуском изданий трудов Ленина, куда входит более 50 томов. Всё здорово, всё! Хотя речь идёт о вещах, с которыми я лично не сталкивался и которые происходили более сорока лет назад, но сделанные выводы актуальны и сейчас и, вероятно, будут ещё оставаться таковыми  очень долгое время. А такие фразы, как:

"Без известного самостоятельного труда - ни  в одном серьёзном вопросе истины не найти и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину".

Или: "Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность"

Или: "Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях".   

Эти слова будут актуальны вечно, как сама Вселенная, впервые с такой глубиной понятые и с такой ясностью сказанные Лениным. А  последняя фраза верна во всех случаях жизни, впрочем, как и все другие слова.
Слова некоторых мыслителей раскрывают лишь частные случаи бытия человеческого, лишь при различных условиях и оговорках. Выводы Ленина настолько обобщённы и глубоки, что они всегда и везде применимы. У него всё просто, логично и доказательно. И ни одного лишнего слова, ни капли "воды", т. е. какой-нибудь пустой фразы. Всё строго необходимо, ничего лишнего. И сколько энергии, пыла и 
в то же время разумного соображения. Какая уничтожающая, в самый корень, критика общественного строя дореволюционной России. И борьба с бюрократизмом наших органов уже после революции. Человечество право, называя Ленина гением и Человеком с большой буквы.

 

 "Сталин отошёл от понимания..."

А внизу, в углах навалено множество книг о Сталине и военно-художественной литературы 1937-1953 годов, где буквально каждая страница заполнена хвалебными превозносениями в адрес Сталина. В эти годы он отошёл от объективного понимания действительности. Ленин много энергии тратил на борьбу против возвеличивания отдельной личности, и своей тоже. Это исходило не только из его скромности, простоты и др. истинно человеческих качеств, но и понимания вреда, который приносят подобные славословия. Резкие, самолюбивые черты Сталина, которые в работе могут принести только вред, указывал ещё Ленин до восхождения Сталина на свой пьедестал главы партии. При Сталине было возвеличивание одной личности и унижение, принижение всех остальных.

В одной послевоенной статье (кажется, писателя Леонида Леонова) написано о Великой Отечественной войне примерно так: "Все мы - только буквы, маленькие или заглавные, которыми великий Сталин написал золотую страницу в истории человечества". Меня эта фраза просто возмутила. В какой одурманенной слепоте можно было написать её! Человек-винтик! Миллионы людей отдавали свои жизни Родине и, оказывается, всё это происходило по воле одного человека, которому вздумалось немного пописАть ("страничку"). Какое наглое попирание объективных законов истории! А я ведь помню, люди плакали, когда умер Сталин. Это можно сравнить с религиозным отуманиванием. Воздействие на психику людей великими лозунгами. Да, действительно великими, но увы, только лишь лозунгами. 
Люди наших, 60-х годов, стали намного более зрелыми. 
В наше время люди вслепую ничему не верят, а тем более фразам и лозунгам, не подкреплённым делами.  Люди (уже в большинстве своём) стали сознательно принимать или не принимать преподносимые им истины.

 

Поднимается самосознание 

Уехал после каникул в Читу (двадцатые числа января) и встретил Юрку Нижнего. Между нами завязался разговор на эту же тему. Впервые вижу его более или менее довольным.
- Два культика создали, - сказал он, имея в виду культ Сталина и "культик" Хрущёва, начинающий было зарождаться в последние годы. - Теперь начинают одумываться. Всё начинает становиться на свои места.  Народ новые начинания СОЗНАТЕЛЬНО одобряет. Кажется, это и есть подъём самосознания.
Да, он прав. Замечаются изменения в лучшую сторону. Серьёзно думается о повышении благосостояния народа, хоть и есть всякого рода бюрократы и волокитчики, творящие возмутительные дела. Но всё-таки вот значительные шаги: с 1 января 65 г. снижены значительно цены на лекарства, на различные тряпки, на часы, на фотоаппараты. Повседневно сталкиваясь с ценами на билеты в кино, получил в январе приятную новость: на дневных сеансах установлена единая цена, ниже самой низкой стоимости на вечерних сеансах - 25 копеек. Администрация срочно исправляет висящие в каждом кинотеатре тарифы, а в "Забайкальце" рядом с новыми ценами висит объявление: "По постановлению Совета Министров СССР изменены..."
В заключении всего здесь написанного приведу слова Ленина: "Ум десятков миллионов творцов создаёт нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение." 

Написанное здесь - лишь малая часть  всех моих разговоров с окружающими людьми, моих мыслей и споров на общественно значимые темы. В этих разговорах можно подметить немало нового и ценного, будь то разговоры о политике или, например, о том, во что превратится искусство, музыка через многие тысячелетия, в какую оно преобразуется форму. И вообще, каким станет человек через миллионы лет. Выродятся ли у него  органы слуха и не перестанет ли он различать музыкальные звукосочетания. (Юра Губанов говорит, что уже сейчас, из-за  большого шума наших городов, человек перестаёт отличать терцию от квинты). 

Подробности этих разговоров сейчас не упомнишь. Нужны тетради, чтобы подробно останавливаться на  всех обсуждаемых проблемах. Но для меня в этом  Дневнике важно другое:  подметить изменения во мне самом, зависимость этих изменений от влияния общества. А это происходит в непосредственном общении с людьми и в их взаимном влиянии друг на друга. 

 

Письма и встречи

Все каникулы, пока я был в Сретенске, в Чите на почте "до востребования" пролежало письмо Рублёва ко мне. Он пишет мне:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

(Письмо не сохранилось. - Б.К., июнь 2016)

Я ответил. (Ответ тоже не сохранил, считая себя выросшим  из этой опеки. - Б.К., июнь 2016)

Да, маленький эпизод. После болезни Юра Губанов опять учится в училище на 3-м курсе. Полтора или чуть больше года тому назад (март - июнь 1963-го) я называл его на "вы", ведь он был другом моего учителя Валерия Михайловича. Осенью 63-го - уже избегал употреблять оба способа обращения. С тех пор я его не видел. И вот сейчас встретились, как старые друзья, довольно жизнерадостно. Я сразу же, преодолев остатки сохранившегося  в душе стеснения, перешёл на "ты". (Всё же мысль промелькнула, что форма обращения не зависит от моего тёплого  отношения к Юре).
Он вроде и не заметил никакой фамильярности. Да и смешно было бы замечать. 
Во-первых, за это время действительно изменился я и моё отношение, но не к нему, а ко всему миру. Это естественно: ведь развитие человека не стоит на  месте. А во-вторых, было бы странно "выкать" студенту того же училища, в котором сам учишься, находясь в толпе своих  же студентов-однокурсников, которые говорят ему "ты".
Юра старше меня всего на 4,5 года, а я на равных общаюсь и с более старшими возрастами. Олег старше на 6 лет, но он - мой преподаватель и здесь уже действует сложившаяся условность, статус, который  Олег, я чувствую это, не хочет терять. Однако, я знаю, что между Петей Распоповым и молодыми педагогами, по желанию самих же педагогов, установились равные дружеские, со взаимным обращением на "ты", отношения. 
В нашем возрасте истинное отношение людей от формы обращения друг к другу совершенно не зависит.

(Продолжение следует)

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Acid_Nebula   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 12:16 (ссылка)
Замечательные рассуждения, Борис! Думаю, в комментариях они не нуждаются. Понятно, что на ход Ваших мыслей накладывали отпечаток тогдашние события и что сейчас, по прошествии времени, некоторые вещи кажутся наивными, но стиль написания у Вас уже довольно зрелый, уверенный. В Вас угадывается будущий публицист.
Встреча со Светой описана со светлой грустью. Вам обоим жаль того состояния души, которое было пару лет назад. Но что поделаешь, ничто в нашей жизни не вечно - проходит и первая наивная влюблённость, и даже большая любовь :(
И ещё один момент: я так давно не обращалась к Вашему дневнику, что забыла, кто этот Юра Нижний. Губанова немного помню, но упоминания о том, что он болел, по-моему, на страницах дневника не было. Или я просто уже всё забыла. Если не трудно, напомните мне, пожалуйста:)
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 14:18 (ссылка)
Acid_Nebula, Да, стиль уже уверенный, публицистичный, перешедший ко мне бессознательно из центральных газет от лучших журналистов 60-х годов и публицистики Ленина, чьё 50-томное собрание сочинений я листал в библиотеке офицерского клуба,
в котором работала мама Юры Кашникова (недаром во время каникул столько часов проводил в библиотеке, где и подшивки свежих газет прочитывал).
Юра Губанов - муж Валентины (её фамилию забыл и искать её сейчас в главах дневника не хочется). Они взяли надо мной шефство, когда я сдавал вступительные экзамены в музучилище. Валентина Николаевна преподавала в музыкальной школе. Я приходил к ним домой, они ставили для меня пластинки с классической музыкой. Папа мой (вспомните эту сцену) хотел забрать меня домой, но они убедили его, что мне надо учиться. ("Так вот кто смущает моего сына!" - первая фраза отца, когда я привёл его к Губановым).
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 14:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, ах, да! Конечно же, я помню эти эпизоды. Просто фамилию забыла. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 14:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Acid_Nebula

Acid_Nebula, Я ещё подредактировал предыдущий коммент и добавил пару фраз, пока Вы ответ писали. И про маму Юры Кашникова хотел добавить. Она ещё жива и в добром здравии. С Юрой мы всё же нашли друг друга полгода тому назад. Он уже, естественно, на пенсии. Написал мне письмо ещё в то время, когда я его искал, но ошибся в одной букве в моём электронном адресе. И думал, что я ему не хочу отвечать. Потом его приемная дочь отыскала меня в интернете, зарегистрировала аккаунт в Лиру, чтобы написать мне в личку и дала папин электронный адрес. В течение нескольких месяцев мы интенсивно переписывались и заново узнавали друг друга. Ничего плохого о нём не скажу. Но за 50 с лишним лет у Юрия Петровича от юноши Юры мало что осталось. Большая начальственная карьера, в том числе партийная, в закрытой производственной сфере, связанной с приборостроением в атомной промышленности сказались на его взглядах, привычках, представлениях о жизни и на его и без того не слишком открытом характере.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 14:50 (ссылка)
Acid_Nebula, А Юра Нижний - студент, общественник, с которым мы распространяли билеты на симфонический оркестр. И ещё он здраво разбирался в политике и критиковал Хрущёва за создание совнархозов. Ещё и музыкант неплохой и человек с юмором. Вспомните, как они с товарищем смешно и пародийно исполняли дуэтом в классе популярную одесскую песню "Мишка, Мишка, где твоя улыбка..."
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 15:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, спасибо. Это хорошее продолжение Вашего Романа-дневника.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 15:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, тоже помню! Спасибо за ответ.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 17:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Acid_Nebula

Да... Но роман окончен. Возможен какой-то эпилог. А возможны и новые главы из писем моих персонажей, которые я отыскал недавно в своих бумажных завалах. Аккуратненькая пачечка. Там письмо Юры мне из первого курса института (абсолютно открытое, так непохожее на него сегодняшнего). Несколько писем Гали Богдановой, которую я нашел в 77-м году. Ничего больше я о ней не узнал. Хотя нашёл сайт школы, в которой она работала учительницей. Но моё письмо в школу не дошло по указанному на сайте адресу. Есть в пачке письма Цветкова и Любы Курицыной, которые я считал не сохранившимися. В общем, можно ещё одну часть писать. Даже заголовки вертелись в голове: "Герои моего романа", "Привет из прошлого". И такая строка: "Всё это было, было не со мной..."
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Четверг, 16 Ноября 2017 г. 19:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Пишите, Борис! Если, конечно, есть вдохновение. Нам будет очень интересно почитать. Ведь мы сжились с героями Вашего романа в процессе его чтения. Я бы лично предпочла форму, которая отражена в заголовке "Герои моего романа", где в каждой главе рассказывается о судьбе отдельного героя с момента Вашего знакомства с ним до сегодняшних дней. Некоторых, правда, к огромному сожалению, уже нет. Но они живут в нашей памяти и на страницах Ваших книг.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку