-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь восьмая. Первый студенческий год (17)

Суббота, 26 Марта 2016 г. 17:30 + в цитатник

Начало романа здесь

Предыдущая часть

 

1963-1964,
декабрь - июнь

Например, деньги - один из насущных вопросов студента.
Пока я жил на квартире и не очень близко общался со студентами, меня этот вопрос   не слишком тревожил. Хотя поначалу я тратил их, с житейской точки зрения, не совсем разумно. Но  всё же умел экономить,  когда их оставалось мало.
Захотелось однажды наесться вдоволь шоколада. И рубля три сразу спустил на него. Зато наелся так, что потом смотреть на плитку шоколада не мог.
(Насколько помню, в то время 100-граммовый шоколад "Алёнка" стоил 80 копеек. Но ассортимент был не слишком богатый. На три рубля я тогда закупил все имевшиеся в магазине сорта весом по 100, 50 и 25 граммов. - Б.К. март 2016).
Этот пример говорит о моей невыдержанности и житейской легкомысленности, что естественно в  первые месяцы студенческой жизни.
Главное же - ощущение неуверенности в себе. И вначале мне подсознательно хотелось преодолеть неуверенность в себе. А потом уже (апрель-май 1964-го)  я осознанно использовал  всю свою волю, чтобы подавить в себе чувства робости и неуверенности.

И так, переходя от неуверенности к самоуверенности, от нервных переживаний к спокойствию и трезвому расчёту, я развивался в бурлящей читинской среде. 
Иногда какое-нибудь насмешливое слово и моё неумение спокойно и трезво ответить, тоже с насмешкой, а то и просто - пренебрежительно и уверенно отмахнуться, но так, чтобы это выглядело естественно, портило мне настроение на весь день. Кстати говоря, эта Шигарева часто была виновницей подобных душевных процессов. И порой я метался с утра до вечера в училище, чтобы придумать свой ответ, разящий наповал... (В душе метался, конечно, внешне всё выглядело гораздо спокойнее и... смешнее).  Так и не придумав, вернее, придумав множество ответов, но так и не сказав ничего (из-за той же  неуверенности, из-за мысли, что это будет смешно звучать), уходил я домой  в паршивейшем настроении.
Я постоянно наблюдал за другими и за их поведением в студенческом или каком-нибудь другом обществе. И во мне постепенно рождалось ироническое чувство: "Ха! Мне до этого, что до лампочки". Рождалась способность спокойно, а когда нужно, насмешливо (но без хамства) отвечать на чужие заскоки - как шутливые, так и серьёзные. А где нужно, попросту не придать значения, не обратить внимания на какие-нибудь мелочи. 

Так что в конце учебного года (май-июнь 1964) я на четвёрку с минусом освоился со своей средой и каких-либо недоразумений у меня уже не возникало. Жизнь в общежитии дала мне многое для моего практического опыта общения. 
Происходившие во мне изменения состояли в том, что вначале меня считали странным и с "заскоками", а потом стали думать: "себе на уме". Общественное мнение обо мне я узнавал от Пети Распопова.
Что ж, пусть так думают - это  мне на руку. Короче говоря, я этого и хочу.



Не будьте робкими

Легко сейчас писать: "постепенно рождалось, изменялось". А чего мне стоила эта постепенность! Нервная система за весь год не знала отдыха. К маю 1964 г. чувство тоски стало таким сильным и ощутимым, что нестерпимо захотелось съездить домой хотя бы дня на три (1,2,3 мая), что я и сделал. Сретенская природа и воздух хорошо освежили меня.
В году у меня было сотни перемен в настроении, иногда по десятку в день.  И если их все описать, снабдив каждое настроение соответствующей музыкой, ибо к каждому чувству можно подобрать музыку (и даже цвет), то получилась бы грандиозная симфония с огромным разнохарактерным количеством тем, мелодий и призвуков.
В один момент, в досаде на себя, я написал четверостишие:

Не будьте стеснительными,
Не будьте робкими,
Будьте решительными,
Будьте бойкими.

И постоянное повторение этого четверостишия в трудные минуты давало свой результат. Я становился весёлым и умным. И даже циничным. 
Своего рода самовнушение. А цинизм часто является реакцией на собственную неуверенность и мучительную сложность жизни.
Результаты душевных напряжений и размышлений часто были довольно приятные. Как к концу трудной работы появляется ощущение уверенности и радостной лёгкости, так и здесь появлялось волнующее радостное ощущение, что ты скользишь, легко и уверенно, по жизни. Что ты МОЖЕШЬ, можешь многое, и многое тебе подвластно.
А после этого ощущения опять приходят искания и трудности.
Вот что такое жизнь.
                                                                                                                                                                                                                                                    7   сентября 1965 г.


В шестнадцать мальчишеских лет

Приближался Новый, 1964 год. И моё шестнадцатилетие. Я родился 28 декабря и уже в этот день чувствовал себя именинником.
Весь день ощущал себя духовно возросшим: всё-таки шестнадцать, не 14 и не 15. Уже могу получать паспорт и спрос с меня больше. Если судить меня будут, то спросят как с 16-летнего, а не с 15-летнего.
Но что это за мысли? Судить? За решётку я ещё не собираюсь!
Мне 16. Ещё школьный возраст. Но училище - совсем не то, что школа. Рядом вчерашние восьмиклассники и люди, которые уже успели отслужить армию, поработавшие на производстве. И стоят вместе в угловом коридорчике, курят.
Студенческая непринужденная свободная атмосфера захватывает всех. И между молодыми учителями и учащимися нет той непробиваемой стены, которая есть в школе. Часто они стоят вместе с ребятами в коридорчике или "курилке", как её называют, и беседуют. И о музыке, и обо всём. С некоторыми преподавателями ребята на "ты".. Особенно меня удивил Петя Распопов, который со многими своими педагогами так на равных разговаривал и это было вполне по-дружески, уважительно.
Бывали и совместные выпивки молодых педагогов со "старыми" учащимися.
В училище для меня как бы стёрлись грани возраста. И недавние "старшие" стали равными, своими товарищами. Это ещё и потому, что они все были мне понятны. Их общее развитие не намного отличалось от моего. И через  несколько месяцев общения мне уже казалось странным, что до училища я смотрел на них, как относящихся к другому миру, миру взрослых, а себя причислял ещё  к миру детства. А здесь всё сравнялось и я часто не задумывался о годах своих  однокурсников, хотя некоторые были старше меня на 10-13 лет.

Перед Новым годом прочитал в журнале "Смена" письмо Григория А. Он спрашивал, можно ли любить в его года (16 лет). Парень писал о дружбе с одной девчонкой, о том, как танцевал с ней на школьных вечерах...  Всё это мне было знакомо и так затронуло сердце, что я решил написать в "Смену", откликнуться на письмо Григория А.

(Продолжение следует)
 

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Мои стихи
Мои мемуары
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Acid_Nebula   обратиться по имени Пятница, 17 Февраля 2017 г. 12:40 (ссылка)
Борис_Комиссаров, ах, молодость-молодость... Эти частые смены настроения... Как я Вас понимаю, Борис. Как говорила наша школьная учительница русского языка, "я счастлива, что моя молодость прошла". И я с ней согласна. Мне гораздо больше нравится относиться к жизни философски, чем чересчур эмоционально. Аффирмацию Вы придумали замечательную насчёт того, что надо быть решительным. Я когда-то тоже написала похожие стихи. Но это было где-то уже лет в 25 с хвостиком :) Если позволите, то вот они:

Сжечь мосты, сжечь мосты, сжечь мосты за собой,
Без возврата в бесплодное прошлое.
Стать другой, стать другой, стать другой, стать другой,
Может быть, не такой уж хорошею.
И, концы обрубив, плыть навстречу ветрам,
Плыть навстречу ветрам беспокоящим,
Крикнув "О'ревуар!" всем, оставшимся ТАМ.
Всем, оставшимся там... Всем непонявшим.

Сейчас читаю: звучит за счёт повторяющихся слов, как заклинание или же как текст для самовнушения, что, впрочем, почти одно и то же.
А вот эту Вашу мысль - "цинизм часто является реакцией на собственную неуверенность и мучительную сложность жизни" нужно запомнить, как афоризм.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Суббота, 18 Февраля 2017 г. 12:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Acid_Nebula

Acid_Nebula, Очень хорошие стихи. И как музыка льются, поются.
Самому бы выучить и запомнить свой афоризм!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку