-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь восьмая. Первый студенческий год (12)

Воскресенье, 13 Марта 2016 г. 16:35 + в цитатник

Начало романа здесь

Предыдущая часть


1963-1964,
ноябрь - январь

Как ни смешно и банально, но дело... в двери. Дверь нашего класса плохо закрывалась. Но если посильнее нажать на неё, то она так заклинивалась, что с трудом вырывалась назад. Перед уроком я просматривал записи и не обратил внимания, кому пришла в голову идея - Новикову или красивенькой девочке Люсе - закрыть дверь так, чтобы Савсерис сразу не смог  её открыть.  Что они и осуществили.
Все уселись по своим местам, когда Савсерис приблизился к двери. Дёрнул дверь раз, другой...
Дверь не поддавалась. Никто не встал, чтобы помочь. Вокруг была полная тишина. На беду мимо проходил директор. Вдвоём они, наконец, открыли дверь. Вошли в класс оба разъярённые.
- Кто это сделал? - закричал директор. 
Все молчали.
- Вот что, Иннокентий Антонович, - сказал директор, - мне сейчас некогда, я иду на урок. Разберитесь и виновников строго накажите, вплоть до исключения из школы. 
Савсерис начал разбираться. Мы говорили, что дверь случайно закрылась.
- Но почему тогда никто не встал, не открыл? - возмутился Савсерис. - Сколько я стучал! И Николай Константинович подошёл, вместе стучали и никто не встал, не открыл!
- Все как-то оцепенели, сразу не сообразили, - сказали девчонки.
- Как это оцепенели?Закрыть специально дверь - это вы сообразили!
Он начал поочерёдно спрашивать, кто закрыл дверь. Но каждый говорил, что не видел, не знает. Я тоже приплёл что-то.
- Ну, не хотите отвечать, вам же хуже будет, - пригрозил Савсерис. Сегодня все по двойке получаете. -  Я сейчас диктант вам дам.
- Даже те получат, кто правильно напишет? - спросил я.
- Никто не напишет. Вы привыкли, что я даю вам лёгкие диктанты. Всё жалеешь вас, а вы вон что делаете. Вы теперь у меня напИшите! Буду давать такие диктанты... Какие надо! Никто не напишет! А ты, Межековский, можешь не писать. Этот диктант я дам для хулиганов.
Да, я не сказал, что Межековский  опоздал на урок по счастливой случайности и пришёл уже после происшествия. 
Комментарии, как говорят, излишни. Савсерис выразился  вполне откровенно, чувствуя себя хозяином положения и считая себя в полной безопасности.  А я  пожалел, что не имею портативного магнитофона. 
Савсерис выполнил своё обещание и действительно всем поставил двойки. Его желание досадить классу дошло до того, что играл он диктант, закрыв клавиши пианино чехлом. Так прямо на чехле и играл. Отыскал в книге самый длинный  диктант со множеством случайных знаков. Проиграл нам его три раза. Играл неаккуратно, постоянно задевая как бы нечаянно ненужные клавиши и тут же исправляя намеренную ошибку. Играл в таком расплывчатом, неопределённом ритме.
Через десять минут забрал работы и всем поставил двойки. У меня нашёл две или три ошибки и тоже поставил двойку.  Но при этом сказал:
- У тебя лучше, чем у всех, написано. Видно, слух есть, можешь писать. Но двойки всем, так всем ставить. Ты не исключение.
Мне показалось, что своей похвалой и деланным сожалением о том, что приходится якобы против своей воли поставить мне двойку, Савсерис хотел привлечь меня на свою сторону.
Затем он взял у всех дневники, поставил двойки и написал, чтобы родители пришли в школу. Всем, кроме меня и Межековского. Его алиби - установленный факт. А моих родителей в Чите просто нет.
После урока Савсерис отпустил Межековского, а нас ещё задержал на час, чтобы убедить, что у нас нет понятия о честности и долге. И тот  поступит честно, кто назовёт виновника происшествия, поскольку из-за виновника страдает весь класс. И долго ещё так рассуждал, пока не выдал сам себя и своё отношение к понятиям чести и достоинства:
- Я всё равно уверен, что среди вас найдётся предатель, который всё мне расскажет. Лучше сами скажите!
Что же это получается? Где  логика? Вначале сказал, что выдать виновника - честный поступок, а потом называет "честного"  человека предателем!

... Я был сильно возмущён поведением Савсериса и тут же хотел написать о нём в газету что-нибудь в жанре фельетона. И написал. Но фельетон не получился. Выходило что-то злое, но не смешное.  А Новиков  сказал мне, что моя затея бесполезна. Мол, Савсерис и директор Свирский, как родные братья. Один будет защищать другого. И ещё сказал, что Савсериса уже однажды  прорабатывали где-то в горкоме за свои "непедагогичные" действия, но это не помогло. Так и не отправил я никуда свой фельетон.
(Моё собственное  примечание, написанное над этой строкой в 1977 году: "Жаль, что не сохранился. - 77").
Савсерис ещё несколько недель мстил всем нам, ставил двойки и выгонял из класса тех, чьи родители не пришли...
Мне он поставил двойку за то, что названия подписал карандашом, а не чернилами.
- Я лучшую отметку поставлю, если задание выполнено  пусть не совсем правильно, но красиво, аккуратно, чтобы было на что посмотреть, - объяснил он своё решение. 
Сам он имел каллиграфический почерк и  всякие схемы рисовал с внешним блеском.
- Но ведь самое главное, - спорил я с ним, - чтобы правильно было сделано.
- Но для чего же тогда существуют всякие правила? - спрашивал он меня и тут же отвечал. - Чтобы всё было сделано точно, аккуратно, без малейшей небрежности. И есть указание за всё это строго взыскивать!
- Но эти правила - всего лишь приложение к  правильному содержанию, - отвечал я.
Этот спор о главенстве содержания над формой я старался вести в вежливой форме, употребляя выражения "по-моему", "мне кажется". Однако Савсерис не унимался и продолжал резко утверждать своё требование.
Когда-то Савсерис был военным. Это было давно, еще в период культа личности. Может, из того времени принёс он в школу свой придирчивый формализм, беспрекословность и неукоснительность.
В другой раз он хотел поставить двойку (но всё же не поставил) только за то, что в диктанте я ключевые знаки совершенно машинально расставил таким образом на нотном стане: (далее в дневнике рисунок нотного стана - Б.К., март 2016). То есть соль-диез поставил в первую октаву вместо второй. Хотя для исполнения произведения это абсолютно никакого значения не имеет. Просто так писать принято.
В результате в ноябре я получил строгий выговор с предупреждением за пропуски занятий. Но здесь мне нечего было возразить. По оплошности я действительно в начале учебного года пропустил несколько занятий. Никак не мог привыкнуть сразу к тому, что в середине дня я должен из училища, с основного места своей учёбы, мчаться в музшколу, находившуюся от училища не близко.  По предметам Савсериса я был не аттестован (в графе сольфеджио и теория стояло н/а). Та же участь постигла Новикова.

Теперь о занятиях по музлитературе, которые вёл "брат" Савсериса - Николай Константинович Свирский. Высокий, солидный, совершенно лысый или бритый старик под шестьдесят с прямоугольной головой и квадратным подбородком.
В отличие от Савсериса, он был его умнее и говорил вещи вполне разумные и логичные.  К тому же он был депутатом то ли райсовета, то ли  горсовета  Но так же, как Савсерис, любил пошутить. Однако не смеялся своим собственным шуткам, как Савсерис, а только улыбался, что вполне приличествовало его более высокому директорскому креслу.
В музыке он был большим консерватором. На его уроке мы слушали музыку только в соответствии с программой. Но когда я принёс на урок купленную только что пластинку с песнями, исполнявшимися Робертином Лоретти, он лишь после всеобщих долгих уговоров проиграл её на радиоле. И то, до конца не доиграв, остановил диск, взял пластинку и сказал:
- Ну что это за музыка! Мяу-мяу. Кошачье мяуканье.  Он просто стал сейчас моден и с ним носятся. Вот Чайковский, Глинка, - продолжал он, обернувшись ко мне, - те никогда не устареют.
И это он мне говорил так, будто я меньше его люблю и Чайковского, и Глинку.
В конце полугодия Свирский объявил мне ещё один строгий выговор, хотя у меня после предыдущего не было ни одного пропуска занятий.
Я с огромным возмущением в душе от такой несправедливости направился к нему. Встретил его в коридоре, поздоровался и остановился. 
- Ты ко мне? - спросил он.
- Да, к вам.
- Я слушаю.
Мы стояли друг против друга. Я поглядел в его лицо, ставшее серьёзным, и сказал:
- Хочу выяснить один вопрос. За что объявлен мне второй выговор?
С ласковой улыбкой (она не выглядела фальшивой и натянутой) директор повёл меня в кабинет к завучу Павликовской (я не понял, зачем  ему понадобился свидетель разговора) и при ней сказал:
- Видишь ли, ты особенно не обращай внимания на этот выговор. Это итоговый выговор за всё полугодие, то есть это тот же самый выговор, что был в ноябре. 
- Как этот так? - спросил я. - Значит в конце года мне снова будет объявлен выговор за весь год?
Свирский так же ласково перешёл на другую тему:
- Вот учись хорошо, примерно себя веди и благодарность тебе объявим, и ещё раз объявим, не пожалеем, только учись. Ну, иди.
И я пошёл. Проклиная себя в душе за то, что им удалось своими лестными посулами смягчить моё сердце и выветрить из головы весь мой гнев.
Нет, пожалуй зря я  это дело так оставил...

По специальности занятия в школе тоже поначалу шли неважно. Я соглашался со своими учителями, что виновата моя несобранность. Беседуя с Бахаевой на уроке, раскаивался и давал себе слово "взяться". И не брался. Выйдя из школы на улицу, начинал искать для себя причины отложить немедленную самостоятельную  работу. И уговаривал себя, что до следующего урока ещё пройдёт несколько дней, и я сумею подготовиться. Короче, позанимаюсь вечером и завтра. А сейчас схожу в кино. После кино, однако, не появлялось настроение садиться за инструмент. Если фильм меня захватил, я долго размышлял над его содержанием, задумывался о переменах в кино и в стиле кинематографа за последние несколько лет.  А дело стояло, хотя моя любовь к музыке не уменьшалась. Я ходил на концерты с огромным удовольствием, слушал музыку по радио, приобретая себе новые душевные силы. Что касалось самого исполнения, то передо мной вставали чисто технические  трудности в освоении способов извлечения звука. У меня не было спортивного  интереса к бесконечной тренировке кистей рук, пальцев, локтей. 
Всё же в Гайдне я добился нужного клавесинного звучания. Но, честно говоря, запоздал с этим.  Результат получился не так быстро, как хотелось преподавателю. 
Учить вещи сразу на память Бахаева не заставляла. Считала, что в процессе учёбы они сами выучиваются. Как педагог, она была, с моей точки зрения, волшебница. Во всяком случае, у меня с ней было полное согласие относительно методов обучения. Она умела прекрасно объяснить, как и что надо сделать с рукой, пальцами, чтобы получился нужный звук. Я перед ней искренне  раскаивался в своих недостатках и несобранности только потому, что видел: мой педагог по специальности - замечательный человек, которая переживает за мою учёбу так, как за учёбу своего сына. И её огорчать мне не хотелось.


Опять квартира

Светлана выходит замуж.
Как рассказывала мать Светланы, её дочь была замужем за одним майором, но по каким-то причинам развелась. Мать Светланы объясняла это тем, что её дочь не захотела иметь детей и все связанные с этим заботы. Хозяйственные мелочи показались ей тогда слишком тяжким бременем. И вот опять замуж. Надолго ли?

(Продолжение следует)

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Acid_Nebula   обратиться по имени Пятница, 03 Февраля 2017 г. 05:29 (ссылка)
Очень интересно, Борис! Вы, как я вижу, искателем правды стали буквально с младых ногтей. Помню, как ещё в школе Вы выясняли отношения с чертёжником и даже в милицию ходили, борясь за справедливость. Так и здесь. В обиду Вы себя не давали :)
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Пятница, 03 Февраля 2017 г. 07:23 (ссылка)
Acid_Nebula, Это точно, так и есть. Началось тогда и продолжалось всю жизнь. Кульминация - депутат областного Совета, исполнявший обязанности председателя комитета по правам человека, законности и правопорядку в 1990-94 гг.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 11:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, Вы прирождённый омбудсмен.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 11:28 (ссылка)
Acid_Nebula, Однако школа жизни порой била наотмашь, показывая пропасть между словом и делом, законом и его применением... Проигрывая, искал правду в Европейском суде. Эти истории есть в моих публикациях в интернете и ссылки собраны в верхнем посте "Мои статьи в интернете". (2009-2013).
http://www.liveinternet.ru/users/3411633/post180065457/
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 11:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, спасибо за ссылку. Теперь буду знать, что почитать после того, как прочту Ваш дневник.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 12:35 (ссылка)
Acid_Nebula, Один из комментов под постом "Мои статьи в интернете": "Читать - не перечитать..."
Нелёгкая задача. Но я, конечно, рад, что у Вас есть такое желание, Ирина!
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 12:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, желание-то есть, но вот времени всё меньше остаётся на дневник :( Жду, когда уже уйду на пенсию и буду принадлежать только семье и самой себе. Но чувствую, что произойдёт это ещё не скоро.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 13:01 (ссылка)
Acid_Nebula, Вот и у меня то же самое. Поэтому не загадывайте далеко вперед. Роман вначале "осилить" надо. Я же не зря коммент процитировал - осторожный намёк на трудновыполнимую задачу.
Ответить С цитатой В цитатник
belc   обратиться по имени Воскресенье, 04 Октября 2020 г. 16:52 (ссылка)
Борис, здравствуйте! Случайно вышла на Ваш дневник и увидела знакомые имена- Савсерис, Свирский , Бахаева. Я тоже училась в этой Читинской муз.школе по классу скрипки и ф-но (в классе Данилочкиной Р.Г.), закончила школу в 1969 году и поступила в муз. училище. По сольфеджио я училась у Аджаровой, а по муз. литературе у Савсериса, и как раз о нём сохранились неприятные воспоминания. А Бахаева, да и все остальные педагоги вспоминаются только с хорошей стороны. Бахаева была моим концертмейстером. По классу скрипки я училась у Байкина В.И. Так давно это было, и так неожиданно встретить описание того времени и знакомых людей. Всего Вам доброго и спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2020 г. 05:30 (ссылка)
belc, Доброго дня, Ирина! Рад Вашему комментарию. Снова вспомнил все события, происходившие со мной в музыкальной школе в то далекое время. С удовольствием добавил Вас во взаимные друзья. Заходите, читайте мои посты, рад буду лайкам и отзывам. До конца романа-дневника еще далеко. После первого студенческого года будет второй...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку