-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь восьмая. Первый студенческий год (11)

Среда, 09 Марта 2016 г. 16:56 + в цитатник

Начало романа здесь

Предыдущая часть

1963-1964,
ноябрь--январь

Вообще у неё совершенно отсутствовали признаки какого-либо консерватизма - это стремление к соблюдению формальных правил. Если нарушения  оправдывались любознательностью, другими положительными устремлениями, она не пресекала их.
Однажды по каким-то причинам не было класса для занятий, и мы собрались в библиотеке, в читальной комнате. На столах лежали подшивки газет. 
Студент рассказывает урок. Я в это время почитываю газету.
Копыльский толкает меня в бок и громко говорит: "Кончай читать, урок идёт!" (Сделал это нарочно, мне во вред, другому ничего бы не сказал).  Александра Михайловна посмотрела на нас и сказала:
- Это ничего, что читает. Пусть. Это лучше, чем вертеться и ничего не слушать.- (это она к Копыльскому). - Газеты - это тоже история. История наших дней1.
_________________________________

1.Сноска на странице дневника: "Вот! А в школе бы по-другому совсем было  (Б.К., 1964 г., декабрь).
_______________________________________________

Свой предмет - историю она делает очень живым и интересным. Часто она просто беседует с классом, и эти беседы переходят часто на другие, "не по программе" темы: "о жизни вообще и конкретно".  Александра Михайловна охотно поддерживает эти темы: о человеческом счастье, о любви к труду, о хороших людях. К этим разговорам у нас всегда был большой интерес: ведь каждый, каким бы он ни был, задумывался о жизни, хотя, может, редко говорил об этом. А в той задушевной обстановке, в которой ведёт урок Александра Михайловна, рождалось чувство, объединяющее всех нас. И каждый мог высказать своё мнение. Каждый мог поговорить с Александрой Михайловной "за жизнь", даже после урока или в коридоре, где её часто можно было увидеть беседующей с одним или несколькими студентами. И общее мнение о ней было: чудесная женщина.
Она постоянно заботилась о том, чтобы сделать занятие интереснее. На одном из уроков Александра Михайловна сказала:
- У нас есть проектор, но он на 127 вольт, а нужно подключить на 220. Нужен трансформатор. Кто хочет сходить? 
Я вызвался. Александра Михайловна дала пять рублей из своих денег и я пошёл в магазин электротоваров. Было там два вида трансформаторов - за 3-20 и за 8 рублей. Спросил, подойдёт ли трансформатор за 3-20 к проектору, но мне не смогли ответить. Я  взял его на свой страх и риск, выписал счёт. Но оказалось, что он для радиопроигрывателя "Волга". Мы не сразу разобрались с ним. Торчат множество проводов - сразу и не поймёшь, что к чему. Нашли парня (это был Саша Кинжалов), который разбирался в этом деле. Он сказал: "не подходит". Мы сходили с Александрой Михайловной в магазин и обменяли этот трансформатор на другой, за 8 рублей. Идём назад, я несу трансформатор.
- Ну вот, - говорит Александра Михайловна, - большое мы с тобой дело сделали. А то фильмы у нас есть исторические, есть что показать, рассказать, а из-за трансформатора всё дело стоит.
... И так везде и во всём Александра Михайловна проявляла свою инициативу.
Зашёл на уроке разговор о музыке. О том, чьё исполнительство больше нравится. Александра Михайловна сказала, что ей нравится игра Мили Федотовой - бурная, темпераментная. Тут же зашёл разговор, какая музыка приятней - спокойная или взволнованная.
- Конечно,- сказала Александра Михайловна, - слушать спокойную красивую музыку приятно, но мне больше по душе страстная, горячая музыка. такая музыка куда-то зовёт, поднимает в человеке новые силы.
Разговоры о коммунизме, о политике и общественной жизни Александра Михайловна умела вести душевно, по-человечески и может быть поэтому многие охотно делились с ней своими мыслями.
Однажды мы сидели в комнате комитета комсомола. Ребята делали "Комсомольский прожектор". Здесь же Александра Михайловна. Один второкурсник говорит:
- Вот делаем, делаем, а к чему? Что, мы исправим  что ли двоечников или пьяниц?
- Всё же они прочтут,  какое-то действие на них будет, - сказала Александра Михайловна ,- ведь даже в самом маленьком деле можно бороться за человека.

И живо начала рассказывать:
- У нас во дворе ребятишки 8-11 лет. В свободное время что они делают? Шалят. Бывает, что дерутся. Организовать их - это великое дело. Вот пошли в поход с ними на Ингоду. Видели бы вы, как они интересуются всем, какие они любознательные. А один из них выругался нехорошим словом, так все на него ополчились, - с улыбкой рассказывает Александра Михайловна. - Так этот мальчишка плакал потом, прощения просил. Ведь в каждой мелочи, в обыденном, казалось бы, деле можно воспитывать, влиять в хорошую сторону.

... Жизнь - такая сложная штука. Никакие физические явления не могут быть сложнее людей. Человек - самый совершенный продукт природы. Стоит прожить человеком, чтобы понять, что представляет собой этот великий человеческий коллектив.



Письма:  от Любы и из дома

В конце ноября получил, наконец, письмо   от Любы:
"22/XI - 63 г. Боря! Здравствуй!
Не знаю, удивишься ты или нет, получив это письмо, обрадуешься или нет. Знаешь, честно признаться, я не хотела тебе писать. А знаешь, почему? Ведь я тебе летом ещё написала письмо, а ты на него не ответил и не отвечаешь. Ну я и подумала, да и сейчас так думаю, что ты не хочешь переписываться со мной.
Седьмого, совсем неожиданно для меня, я получила от тебя телеграмму, за которую я тебе очень благодарна. Я не знаю, получу ли я ответ на это письмо или нет, хотя я надеюсь, что получу.
Немного о себе. Учусь пока неплохо. Наш класс сейчас без классного руководителя, полные хозяева сами себе. Лозунги или девиз наших мальчишек "Анархия - мать порядка". В общем, представляй, какой у нас сейчас класс. От бывшего 9-го класса остались лишь одни воспоминания.
Праздник и каникулы я провела хорошо. Ещё о чём писать не знаю.
Погода у нас сейчас отличная, тепло, солнечно, температура +200,220.
Пиши всё о себе. Ведь у тебя теперь интересная, незабываемая студенческая жизнь.


                                                               До свидания 
                                                               Жду ответ
                                                                Остаюсь твоим
                                                                                другом Люба".

Написал ответ. И через  месяц пришло второе письмо:

21/XII-63 г. Здравствуй, Боря!
Три дня назад я получила твоё письмо и вот пишу на него ответ. Если бы ты знал, как я обрадовалась, получив твоё письмо. Я уже теряла надежду получить его от тебя, и вдруг письмо, да ещё и фото. Ты очень изменился, чуть-чуть возмужал. Своё фото я тебе вышлю в другой раз. Сейчас нет подходящего. Жизнь моя проходит пока хорошо. Кончается первое полугодие и нам выставят оценки. Я думаю, что "троек" у меня не будет. Хожу в хоркружок, мы готовимся к родительской конференции, а также к Новому году. Готовим костюмы, самодеятельность.
Ты спрашиваешь, какую я музыку люблю, ответить тебе затрудняюсь, так как я в ней разбираюсь, как осёл в азбуке. Мне нравится полонез Агинского (так в письме. Нужно "Огинского". - Б.К., март 2016), танец маленьких лебедей из балета "Лебединое озеро", нравится "Щеллкунчик" и русские старинные вальсы, музыка, исполняющаяся на электроинструментах. Из фильмов, которые я смотрела в последнее время, больше всего мне понравились "Золотой зуб", "Оптимистическая трагедия", "Знакомьтесь, Балуев" и "Неприкасаемая".  Ну а книги я назвать затрудняюсь, все нравятся. Пиши всё о себе, о своих друзьях, о том, как проводишь свободное время. Какие у тебя планы на будущее. Писать кончаю, так как уже поздно, а я ещё не выучила немецкий язык (любимый предмет).
Жду ответ.
Твой друг Люба".

 

(В следующем письме находилась фотография Любы, пролежавшая в течение 52-х лет в моей уже рассохшейся общей тетради  дневника и покрывшаяся трещинами. - Б.К., март 2016).                                                                                                                                                          

Люба Курицына001 (498x700, 33Kb)

На обороте фотки надпись. "Лучшему другу Боре от Любы.
13/I -64 г."
И цитата из Горького:
"Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное. /А.М.Горький/".

Люба Курицына надпись (493x700, 45Kb)

13/I -64 г. Здравствуй, Боря.
И опять я не получаю от тебя ответ на моё письмо. Не знаю, почему ты не пишешь. Неужели тебе так некогда, что не можешь мне написать? Коротко о себе. Кончились каникулы. Их  провела очень хорошо. Ходила кататься на горки и каток. Часами просиживала в библиотеке за книгами и журналами. Ходила в кино и на танцы. Новый год встречала вместе с подружками. Первое полугодие окончила на "хорошо". Троек нет. Вот и всё. Больше ничего писать не буду, ты же не пишешь. Погода у нас отличная. Температура всего -100, а ветра нет. Выполняю твоё желание, высылаю своё фото.
До свидание, жду ответ. Люба".

 И вот...  новое письмо:

"31/I-64 г. Боря! Здравствуй!
Извини меня, пожалуйста, за то, что я тебе не писала. Знаешь, так получилось. Я тебе написала письмо и выслала фото, а на следующий день я получила от тебя письмо, которое ты написал 3-го числа. И вот снова от тебя получила письмо.
Выходит, письма я твои получаю и нечего беспокоиться. Знаешь, мне почему-то не хочется писать тебе, т.е. не знаю, что писать. За последнее время я сама себе не нравлюсь, ко всему придираюсь, всё критикую, в общем стала просто скептиком. Сижу всё время дома, никуда, кроме библиотеки и школы не хожу, хотя в школе каждую субботу вечера и диспуты. Правда, бываю в настроении только тогда, когда бываю со своими пионерами. У меня такие чудесные ребята! Ты не обижайся на меня, пожалуйста. Я не могу сейчас что-либо написать такое, что волновало бы меня. Не знаю, поймёшь ли ты моё настроение или нет. Хочется, чтобы понял и не обиделся.
Учёба у меня пока идёт хорошо.
На счёт музыки ты сказал правильно. Я просто завидую тем, кто понимает музыку и умеет играть на каком-либо музыкальном инструменте. В этом деле я уже сказала, кто я.
Вот, кажется, и всё.
Не обижайся, пожалуйста, будет хорошее настроение, тогда напишу.
До свиданье. Пиши. Жду ответ. (подпись)".

Ответил и послал открытку "С Новым годом!" 
И о музыке написал. Зря она пишет, что в музыке разбирается, как (известное сравнение). Ведь нравится же ей полонез Огинского или отрывки из Чайковского. Музыку нужно стараться почувствовать и больше слушать. Вот об этом я и написал Любе.

Приходили письма и от отца. Но были они досадны и мелочны. именно эти чувства возникали у меня, когда я читал их, хотя в письмах и была настоящая забота о моей учёбе. Но нет, такая забота мне не нужна. Мне другие НУЖНЫ слова. А какие - они не знают. Как  мать ,так и  отец. Правда, в письмах матери, когда она сама пишет, меньше поучений, но тоже почти  нет слов, которые нужны мне. 
В письмах домой я просто пишу о быте своём, об учёбе, но из каждого моего слова в письме отец делает повод для нотаций и поучений. Это раздражает. Куда охотней читаешь письма от Любы или друзей.
Отец и в повседневной жизни своей  никчемной мелкой попечительностью раздражает. В последнее время вообще с ним нельзя ни о чём говорить.  Если говоришь о чём-нибудь значительном - о книгах, о писателях, о музыке, он обязательно на меня переведёт: "А ты как учишься!" Например, скажешь о Пушкине. Он в ответ:
- Пушкин был, конечно, великий человек, но ты ведь не лучше учишься от того, что читаешь его.

(Моя сноска в тексте дневника от 77 года: "Болезненное беспокойство обо мне. - 77").
Меня это сильно возмущало. Он всё повёртывал на меня и отвечал совсем не о том, о чём речь шла. 
Всё же сейчас, когда прошло полгода, поглядев на всё это как бы со стороны, я считаю, что его можно понять. Забота о моей учёбе двигала им и ставила иногда в такое положение, что он этой мелочностью и опёкой становился смешон. 
И вот прочитал я в книге слова, которые словно от моего имени говорили:
"Помнится, писатель Л.Андреев говорил: "Мелочь тем и отвратительна, что она мелочь, что в одну коробку её улягутся тысячи, что нет уголка в жизни, куда бы она не была напихана. Умирают и родятся люди только раз, а мозоли носят на ногах десятки лет... И если человек не сумеет отвести мелочи ей надлежащее место, поддаётся ей, а поддавшись, сделает её своим господином, он превращается в самое жалкое и нелепое существо в мире".

 

Про музшколу

В школе помимо специальности я обязан был посещать ещё теоретические предметы: музлитературу, сольфеджио и элементарную теорию. Получалось некоторое несоответствие между школой и училищем. В училище мы теорию прошли за полгода и сдали, а в школе в то же самое время я должен был изучать до конца года. 
Теорию и сольфеджио мы проходили в один день. Первый час - теория, второй - сольфеджио или наоборот. Оба этих предмета преподавал нам толстенький седой, с усмешливой физиономией старичок - Иннокентий Антонович Савсерис.
Группа у нас была небольшая, человек шесть: я, Межековский Саша (он учится на 1-м курсе политехникума), маленький скрипач-семиклассник в очках по фамилии Новиков и три девчонки, которые учатся в 8-10 классе. Встречались мы раз в неделю, за несколько недель близко познакомились и жили, можно сказать, весело, насколько можно быть весёлом в столь малом коллективе,однако по-школьному солидарны в общении между собой.
Савсерис играл в добряка, шутника, своим видом показывал, что с ним можно жить хорошо, если не идти против него. Но происшедший вскоре случай показал нам его и c другой стороны.
Всё было так.

(Продолжение следует)

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Acid_Nebula   обратиться по имени Пятница, 03 Февраля 2017 г. 04:41 (ссылка)
О, какая симпатичная Люба! Борис, а не могли бы Вы в двух словах рассказать историю Вашего знакомства с этой девушкой, а то я как-то фрагментарно её знаю. Даже забыла, в каком городе она живёт.
Ещё хотела сказать о том, что мне понравилась Ваша учительница истории. Она, по крайней мере, хотя бы не формально относилась ко всем воспитательным мероприятиям. И, вообще, видно, что Александра Михайловна была интеллигентным и умным человеком.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Пятница, 03 Февраля 2017 г. 07:16 (ссылка)
Acid_Nebula, В Сочи на пляже с Любой познакомились летом 62-го, когда с родителями я ездил отдыхать "дикарями". По 14-15 лет нам было. Люба жила неподалёку от моря - в станице Краснодарского края. А я - в Забайкалье, за 6000 километров. Обменялись адресами перед отъездом.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 10:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, спасибо. Теперь понятно :)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку