-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь восьмая. Первый студенческий год (3)

Вторник, 16 Февраля 2016 г. 16:06 + в цитатник

Начало романа здесь

Предыдущая часть



1963, осень
(продолжение)

Тёплая осень была замечательным временем. Я шёл по читинским улицам и во мне снова  начинали звучать стихи.

Хорошо, идя по улице,
Встретить девушку знакомую,
Или вовсе не знакомую,
Но хорошую, счастливую.

Пряный ветерок напомнил мне о весне.

Хорошо, когда сирень цветёт
И природа смотрит ласково,
Хорошо, когда весна идёт,
Расцветая всеми красками.

А ещё о любви. О прекрасном весёлом времени. Что-то вроде серенады.

Я с гитарой звонкой
Под твоим окном.
Милая сторонка
И любимой дом.

Выйди мне навстречу,
Обними, любя,
Я тогда отвечу,
Как люблю тебя...

И другие стихи, выражающие моё тогдашнее настроение. Лирические.

Разочарования,
Светлая любовь,
У моста свидания
Будут вновь и вновь.

Сердце будет биться,
Будет кровь гореть,
И чего боится
Сердце, ну ответь!

Отчего быстрее
Заструилась кровь,
Отчего сильнее
Вспыхнула любовь?

Думали над этим
Не один поэт.
Разве кто ответил?
-  Нет.

Из моей записной книжки:
"Кто прочтёт стихи, что я любил,
Кто прочтёт дневник, что я писал.
Музыку познает ту, которую любил я,
Тот поймёт меня".




Иногда на меня находят воспоминания


О Сретенской музшколе, в которой учился  в 4 и 5 классе

Вспоминаю Сретенскую музыкалку в дни её образования и сравниваю её с Читинской.
Здесь слишком много формального, официального.
А там всё было проще, почти по-домашнему.. В первое  время установилось мужское царство. Весь штат школы состоял из трёх мужчин: директор, Валера и его ровесник - бывший однокурсник.  Сама школа - небольшой домик с несколькими комнатами. Иной раз придёшь - дверь на замке. Ключ договорились оставлять на полочке над  дверью. 
Зима, холод. Но в школе тепло. Тётя Дуся подтапливает. Распахиваешь пальто - оно всё в снегу - и чувствуешь себя, как дома.
Несколько шкафов - и все открыты. В них - школьные ноты, проигрыватель, пластинки с музыкальными произведениями. Пока учителя нет, можно послушать музыку. А после урока азартно сыграть в шахматы с учителем.


О раннем детстве и Гимне Советского Союза

...Или вспоминаю далёкое детство, лет пять мне было.
Не знаю, почему, - может, кто-нибудь мне наболтал, но мне казалось, что человек живёт не больше ста лет. Наверное, такой вывод я сделал, услышав  фразу: "сто лет со дня рождения" такого-то великого деятеля. 
Я тогда думал, что когда человеку исполняется сто лет, ему роют могилу, на дно которой втыкают длинные острые ножи лезвием вверх. И представлял такую картину: человека берут за руки и за ноги, раскачивают и бросают на эти ножи. Всё моё существо возмущалось этой дикой несправедливостью. "Неужели и меня, когда мне будет сто лет, раскачают и бросят в яму?" Мне становилось страшно от этих мыслей, я зарывался головой в одеяло и начинал про себя... петь. В моей головке звучал... Гимн Советского Союза. Последние, победные аккорды я пел уже громким голосом. И, удивительно! - страх исчезал совершенно, настроение становилось радостным-радостным! Хотелось петь. Это было, словно частица счастья, сильное  ощущение которого  мне довелось пережить в далёком детстве.
Гимн я полюбил ещё раньше, когда мне было не больше четырёх  лет. Родители иногда забывали выключать радио и вот в 12 ночи или в 6 утра из чёрной тарелки начинал звучать Гимн Советского Союза. Родители вставали и выключали радио, а я кричал им: "Не выключайте, не выключайте". И это не было капризом. Мне очень хотелось дослушать мелодию Гимна до конца.



А первое музыкальное произведение, которое я полюбил в 7 лет, был "Сентиментальный вальс" Чайковского (название узнал значительно позднее). Вальс играла какая-то старшеклассница в музыкальной школе города Урюпинска, где я закончил первый класс до переезда в Забайкалье.



О Ленине в ботинках и Сталине в сапогах

Ещё вспомнил...
В детсаду смотрели с одним мальчиком какую-то большую книгу. На одной странице был изображён  Ленин, на другой - Сталин. (Это было за несколько дней до смерти Сталина). Ленин был в ботинках, а Сталин в сапогах. Мальчишка спросил, кто мне больше нравится, И я ответил, что Сталин.  "А мне Ленин, он больше воевал!" -  так объяснил свою симпатию мой детсадовский дружок. В эти дни по радио объявили о тяжёлой болезни Сталина. И воспитательница, когда мы чересчур расшумимся, успокаивала нас:
- Тише, дети, Сталин болеет.

И мы все тут же примолкали. А когда он умер, все ходили какие-то унылые. По радио играла печальная музыка.  Мне стало грустно и захотелось плакать. Я вышел на улицу и побрёл, сам не зная куда. Дошёл до остановки автобуса, где какая-то старушка пожалела меня и угостила белой булочкой. 
- Ешь и расти большой. Мужиков мало осталось после войны, - вздохнула  она.
Я пошёл по ходу автобуса, пока меня не догнал старший брат, которого мать отправила искать меня.  Пока он искал меня, мама нечаянно уронила чайник с кипятком  на ногу.
ХХ съезд я пропустил мимо ушей, а потом удивлялся, почему не отмечают день рождения Сталина. Когда мне было лет одиннадцать, я кое-что слышал о разоблачениях вождя, но мало чего понял. И только ХХII  съезд (1961 год) окончательно раскрыл глаза на вопрос о культе личности Сталина...
Ну, пожалуй, хватит... Ударился в воспоминания. А настоящая действительность совсем другая. И мне не пять лет, а 15, и сейчас не 53-й, а 63-й год. Я - студент.


 
Встречи с Виктором и Клавой              

Клава (700x693, 61Kb)

          Жена брата Виктора - Клава. Октябрь 1963 г.


Теперь о действительности. Расскажу о встречах с Виктором и его женой Клавой. В сентябре они перебрались на частную квартиру - довольно далеко от моего дома (напротив кафе "Романтика" в районе строящихся новых домов).
Первый раз я увидел их в парке. Вечером я иногда хожу гулять в парк. Однажды встретил там родителей Дины Ширман. Поговорили. Я расспросил о Дине. Учится в 9-м классе в школе № 4 на площади Ленина.
... На танцплощадке много людей. Я туда не хожу. Во-первых, никого не знаю. И вообще я в Чите пока гость. Осматриваюсь вокруг, наблюдаю, делаю выводы...
И вот увидел Виктора с Клавой. Поздоровались. Поговорили с Витей о пустяках. Клава пока молчала. Мы вышли за парк. Низко за горизонтом, вдоль забора ярко светил Юпитер. Я робко начал разговор о Юпитере. А Клава начала расспрашивать про другие звёзды. Я отвечал.
Клава оказалась очень доброй девушкой меланхоличного характера и у нас сразу же возникли родственные чувства. Лицом и фигурой в меру полная и необыкновенно добрая. Кажется, она никому не способна причинить зла.

Позже я  часто заходил к ним на квартиру, помогал считать Вите на арифметической машинке. (Он проводил исследования в институте на кафедре физиологии и обрабатывал материалы). Там я стал замечать, что между ними часто происходят микроссоры. Обижаются из-за чего-то друг на друга. Сидят насупившись, тихонько разговаривают между собой далеко не любезным тоном. Причины ссор трудно установить. Кто-то чего-то не так сказал. Он спросил - она не ответила. Или наоборот.
Мне почему-то кажется, что виноват Витя. Я бы с такой, как Клава, жил душа в душу. А впрочем, кто их поймёт! Ссорятся, потом мирятся. Он её притягивает к себе и целует. Я отворачиваюсь. Всё это за какие-то минутки. Бывает, что и я спорю с Витей. Ну конечно, споры с ним совсем другого характера. Обычно начинается с разговора о музшколе и моей учёбе и постепенно незаметно переходим к серьёзным проблемам.
В основном,  спорили о том, каким должен быть человек. Я считал, что нужно быть  всесторонне развитым. Витя, конечно, не отрицал этого, но говорил, что всё знать невозможно.
- Но надо к  этому  стремиться, - убеждал я.
- Нет, это невозможно. возражал Витя, - нужно всё знать только по своей специальности, насколько это возможно, а об остальном знать только чуть-чуть, в пределах надобности.
Я: Но надо стремиться узнать как можно больше. Чем больше человек знает ВООБЩЕ, тем больше он сделает по своей специальности.
Он: (смеётся): Да? Например, если я буду знать больше о животноводстве, то значит больше сделаю открытий в области астрономии?
Я:  Ну, животноводство и астрономия состоят в далёком родстве, но всё равно в родстве, сейчас все сферы деятельности человека в какой-то мере соприкасаются между собой. Взять другой пример. Если ты больше будешь знать в физике, ты и в астрономии большего добьёшься. И даже музыка, я уверен, поможет учёному, так как человек, глубоко чувствующий, понимающий музыку, интуитивно может добиться больше, чем равнодушный к искусству учёный. При условии, конечно, что как специалисты, они равны. В научных открытиях интуиция играет большую роль.Чем больше у человека будет знаний о мире, тем лучше, объёмней, богаче он будет МЫСЛИТЬ, тем насыщенней будет его духовный мир, тем больше в процессе творчества у него будет возникать ассоциаций.
Мы с Витей спорили и не уступали друг другу. Страсти кипели. Переходили на повышенные тона. Клава нас примиряла.

Один раз Витя пришёл проведать меня на квартире. Светлана подмигнула ему. Они познакомились  и она увела его из кухни в комнату. Через минуту вышли. Мы поразговаривали с Витей на мирные темы. Угостил его чаем с конфетами. (Знакомый из Сретенска приезжал в Читу и привёз из  дома мне масло и конфеты).
На улице Витя мне сказал, чтоб я отдал Светлане открытку с голой женщиной.
Так вот о чём они шептались. Я с ним чуть не поругался: "Не вмешивайся не в свои дела!"

Открытку я отдал. Не нужна больше. Насмотрелся. В чемодане у меня оказалось всё перерыто, но открытку Светлана не взяла. Я вытащил её, посмотрел последний раз и положил туда, где взял. Выдра! В чемодан залезла. 

(Продолжение следует)

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Мои стихи
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Acid_Nebula   обратиться по имени Понедельник, 16 Января 2017 г. 03:00 (ссылка)
Борис_Комиссаров, ого, сколько интересного в этом посте! И всё хочется прокомментировать :)
Во-первых, я рада, что, несмотря на всяческие трудности и неприятности, у Вас в эту осень было прекрасное настроение, и Вы писали чудесные стихи. Во-вторых, хочу сказать, что и мне тоже очень нравилось в детстве слушать по радио гимны СССР и Украины: засыпать под них в 12 часов ночи и просыпаться в 6 часов утра. Удивительно, что одна и та же мелодия вечером успокаивала и служила сигналом ко сну, а утром вселяла бодрость и звала к новым свершениям.
Смерти Сталина я, естественно не помню, потому что родилась позже, но похожее настроение было у всех, когда умер Брежнев. Конечно, не в такой степени, но всё же... Казалось, завершилась какая-то эпоха. И, в общем-то, так оно и было.
Ещё мне очень понравилась жена Вашего брата. Интересно, как сложилась их судьба, до сих пор ли они вместе. Мне кажется, или Вы, действительно, где-то писали, что у него вторая жена?
И ещё мне очень интересно читать о Ваших с братом философских дискуссиях. Мне кажется, что Вы оба правы, и я даже никогда не могу решить, какую сторону принять.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Понедельник, 16 Января 2017 г. 05:39 (ссылка)
Acid_Nebula, Что Вы, Ириночка! Про вторую жену - это обо мне. Но не помню, где об этом я писАл... А мой брат - примерный семьянин. Они с Клавой родили одного сына. Живут вместе до сих пор в мире и согласии, насколько я знаю. Есть внук и правнучки. Но мы теперь живём друг от друга очень далеко, за 6 тысяч километров. Клава давно на пенсии, а Витя продолжает работать профессором в медакадемии, доктор наук.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Среда, 18 Января 2017 г. 12:21 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, понятно. Значит, я что-то попутала или не так поняла. Насчёт того, где Вы это написали, не помню. Мне кажется, что я это поняла просто по каким-то намёкам. Видимо, намёки у Вас были на самого себя:) Здоровья, семейного счастья и долгих лет жизни Вашему брату. И Вам, Борис, конечно, такие же пожелания
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Среда, 18 Января 2017 г. 13:29 (ссылка)
Acid_Nebula, Спасибо, дорогая Ирочка! Возможно, в памяти у Вас отложилась судьба моего учителя музыки, который был мне, как старший брат, в том числе по разнице в возрасте. Я об этом писАл в дневнике напрямую. Вот Валерий Михайлович развёлся с первой женой, которая жила в Сретенском гарнизоне. Ушёл от неё к другой, женился на ней. Вот откуда учитель и брат соединились в одном образе.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Среда, 18 Января 2017 г. 23:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Да, Борис, вполне возможно так оно и было. А, может, я просто себе что-то нафантазировала, читая, как Ваш брат с женой всё время "ссорились". Но, как говорится, милые бранятся - только тешатся:)
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Четверг, 19 Января 2017 г. 04:56 (ссылка)
Acid_Nebula, Клава очень мягкая по характеру. Витя грубостей не позволял. Она если обижалась на него, молчала и не разговаривала. Студенческая семья. Ребёнок родился, Клава взяла академ. отпуск. Витя в аспирантуре учился, кандидатскую защитил. Ещё и тёща с ними жила в двух комнатах общежития медакадемии, пока они получили трёхкомнатную квартиру. Семья трезвая, занята научной карьерой. Тут о разводе, о резком изменении жизни и судьбы даже при наличии серьёзных ссор, и мысли не возникало. Тем более, что после окончания службы отца в Сретенском гарнизоне родители переехали в областной центр, где жили Витя с Клавой, получили там квартиру рядом с мединститутом, где работал Витя. Навещал их каждый день в обед, пока были живы. Виктор защитил докторскую, стал профессором. На его плечи легли скорбные обязанности похоронить отца и черз полтора года -маму, а потом и тёщу. И не было никакого места среди этих повседневных и нелёгких земных забот и семейных обязанностей мыслей о каком-то изменении стабильного семейного уклада. И взрослый сын требовал помощи. У него, к сожалению, не сложился первый брак, ушёл к другой, несмотря на рождение сына, у которого оказалась более крепкая семья: двух внучек преподнесли моему племяннику. Вот так через поколение менялись семейные отношения и крепкие надехные отношения родителей не всегда служили примером для нового поколения. На такие вот рассуждения меня сегодня "развезло"...
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2017 г. 16:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Борис_Комиссаров, спасибо за такие подробные "рассуждения". Я, кстати, хотела их предвосхитить мыслью, что учёные, как правило, жён не меняют. Другое дело - личности творческие. Это, опять-таки, на тему "лево-" и "правополушарности" :)
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Суббота, 21 Января 2017 г. 05:05 (ссылка)
Acid_Nebula, Учёные составили план-график и по нему живут. Места в нём нет на лишние действия, хлопоты и расходы, не помогающие выполнению плана, нарушающие стабильность установленного порядка.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку