-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь восьмая. Первый студенческий год (2)

Суббота, 13 Февраля 2016 г. 17:47 + в цитатник

Начало дневника здесь

Предыдущая часть

 

1963,
сентябрь


Чужие письма

Наверное, я всё-таки нехорошо сделал, что читал чужие письма, но мной в тот момент руководило  страстное желание искать и находить в людях хорошее.
--------------------------------------------------------------------

В сегодняшний день. 
Эти эпизоды с чужими письмами абсолютно не сохранились в  моей памяти. Читаю сейчас эти строчки в своём дневнике, как чей-то рассказ о ком-то постороннем. И в то же время испытываю неловкость перед читателями, которые до этого видели в прежних главах  почти безупречного высоконравственного мальчика, а теперь будут разочарованы.
Сейчас я по-другому понимаю, что двигало подростком. Любопытство и любознательность пересиливали в то время все другие соображения. Думаю, что уже тогда во мне преобладало неудержимое желание всё знать. Очень любил детский киножурнал "Хочу всё знать". Я неосознанно  искал сюжеты для своего дневника, то, что потом преобразится в писательское или журналистское творчество. Я хотел быть исследователем жизни. И потом, в зрелые годы я действительно отдал много сил и времени расcледовательскому жанру журналистики, публикуя материалы, посвящённые общественно значимым конфликтам и столкновениям под рубрикой "Испытано на себе". Это давало возможность от первого лица излагать факты наиболее достоверно и делать убедительные выводы. Эти публикации в СМИ тоже хотелось бы выложить со временем в своём блоге.- Б.К., февраль 2016 г.).

______________________________________

А письмо в самом деле было хорошее. Писала ему девушка. Писала о трудном пути певца, который выбрал её друг, и вообще о жизни, о новых кинофильмах и хороших людях и о том, что жить - это очень здорово. Затем любопытство толкнуло меня взять из нижнего ящика шкафа семейный альбом с фотографиями и письма, адресованные Светлане. В альбоме  каждый лист был забит десятками фотографий, в основном Светланы и её друзей, а также письмами. Однако в письмах ничего хорошего я не нашёл. Ей писали десятки поклонников и чуть не в каждом они признавались в любви. В одном из писем были нарисованы тяжёлые цепи, что, по-видимому, означало тяжесть любви, из которой не было выхода.  Из тех писем мне стало ясно, что Светлана, я извиняюсь, змея и лиса. Жаль бедных парней, которые писали ей про любовь, а она каждый день меняла своих любовников. В альбоме я нашёл, помимо прочего, иностранную порнографическую открытку, на которой была изображена красивая голая женщина.
Я глядел на женщину долго...

И уже не мог с ней расстаться - открытку забрал себе. 

Артисты вскоре уехали. Перед отъездом Евгений занял у меня два рубля. В день отъезда он хотел мне вернуть один рубль. "Может, это его последний рубль", - подумал я. Пусть лучше сразу вышлет мне два рубля. Услышав моё предложение, Евгений обрадовался и заверил меня, суетливо повторяя много раз, что непременно вышлет долг. Я оставил ему адрес музучилища, а он назвал свой:: г. Улан-Удэ, ул. Красногвардейская, д. № 14. Строганову Евгению. С тех пор прошло много месяцев, но денег Евгений не выслал. Писать я ему не стал. Проживу и без двух рублей. Но всё-таки обидно. (По ценам того времени 2 рубля для студента не так уж мало - это два дня нормального пропитания. А Евгений пропьянствовал с Михайлычем да ещё доверчивого пацана обманул. - Б.К., февраль 2016 г.).

Числа 8-го сентября приехала мать Светланы - Мария Григорьевна. Она говорила по-русски, но иногда переходила на украинский говорок. Женщина лет пятидесяти, хорошо сохранившаяся, разговорчивая.  Она работает дежурной в "Доме физкультуры". Познакомилась со мной и до вечера рассказывала, как гостила у родных.


Первый месяц в музшколе

В начале сентября был первый урок по специальности в музшколе. Собственно, это был не урок. Павликовская дала мне кипу нот и кружочком отметила в них вещи, которые мне предстоит изучить.
Начал заниматься у Шумило. У Бориса Шумило мать - неродная. Родная умерла года два назад. У них есть телефон, так же, как и у нас. И прежде, чем пойти к ним заниматься, набираю номер 23-43. Подходит дядя Федя - отец Бориса. Я спрашиваю у него, можно ли к ним придти заниматься."Пожалуйста", - отвечает дядя Федя. 
У них оказался уже старенький "Красный Октябрь", но в общем ничего, приличного звучания. В большой комнате, где я занимался, мне никто не мешал.
По какой-то наивности и незнанию я решил, что надо учить все вещи, обведённые кружочками (а было их штук пятнадцать). Я просидел часа два, разобрал каждую из них, но ничего толком не сделал. Пришёл на урок и оказалось, что все эти вещи - моя программа на полугодие. Но Павликовская сразу не объяснила мне, что надо было выучивать из каждого сборника по одной вещи, всего 4-5, не больше. Поэтому я ничего не выучил и получил от неё нагоняй. Она, мол, ожидала, что я с первого же дня начну "усердно и старательно" заниматься. Я объяснил ей причину, но она всё равно продолжала высказывать недовольство. Вообще её тон мне не понравился. Не деловой разговор, а какое-то детское сюсюканье и запугивание. Привыкла, видимо, работать с детьми, или считает себя слишком мудрой. И в дальнейшем мне приходилось сталкиваться с подобным тоном, к которому я старался проще относиться. Но первый раз слышать такое обращение было особенно обидным.
На первом же уроке я убедился в её большой придирчивости ко всему: к каждому звуку, к каждому движению. Некоторые музыкальные фразы повторяются по десятку раз, чтобы добиться от меня нужного звучания. Но предупредила меня, что только первый урок так со мною возится: то, что она делает со мной на уроке, должен сделать дома я сам.
С одной стороны это хорошо: приучает к точности, аккуратности, профессиональным навыкам. С другой, всё это очень механично. Какой смысл в этих бесконечных движениях, она не говорит. И ни слова - о художественном замысле, - а ведь это - главное. Ни слова о красоте, об эстетике, о МУЗЫКЕ. И это мне не понравилось.

На следующий день после этого урока пошёл заниматься к Шумило. Когда спросил по телефону, дядя Федя немного замялся у трубки, но сказал, что можно.
Когда пришёл, оказалось, что у них выпивка.  В сенях сидело человек 12-14. Дядя Федя проводил меня в комнату, а сам пошёл "допивать". 
Так я и не позанимался в этот день. Отвлекали внимание пьяные крики, доносившиеся из сеней. Да и вообще стало как-то не совсем удобно заниматься МУЗЫКОЙ в присутствии пьяных, ничего не соображающих людей. Такие же истории повторялись не раз. Я чувствовал, что моего присутствия не хотят, что я не нужен там. В другой раз позвонил, сказали, что мать отдыхает. Так я и не пришёл, не позанимался в тот день. В следующий раз в комнате, где пианино, собралось несколько парней. Они причёсывались перед зеркалом: собирались на вечеринку. Здесь же был Борис. Он, конечно. сказал "пожалуйста, занимайся". Но чем можно заниматься в их присутствии? Они разговаривали, громко смеялись. Борис, кажется, был уже выпивши. Он что-то напевал. Подошёл ко мне, потирая руки:
- Ох и отличная будет сегодня вечеринка. Девочки будут - во!
- А как завтра на работу вставать будешь? - спросил я Бориса.
- Я завтра не работаю, выходной.
- Ну я пойду,- сказал я, - не хочется что-то сегодня заниматься.
Из-за моих не систематических занятий дела в музшколе шли неважно. Павликовская чуть ли не собиралась от меня отказываться. В ответ на её вопросы, почему не занимаюсь, я толковал что-то невразумительное насчёт отсутствия инструмента. Но, конечно, это был детский лепет. Павликовская сказала, что каждый день, с 7 до 9 вечера я могу заниматься в музшколе. Далеко ходить? Ну и что? Всё можно сделать при желании!
Размышляя позднее над своими бедами, я стал понимать, что не приучен к долгому монотонному труду и что меня очень сильно отвлекают от учёбы бытовые условия и бесконечные постоянные раздумья о смысле жизни.
В октябре я почти не ходил к Шумило. Стал заниматься в училище, где было более-менее свободно, так как многие еще оставались в колхозе. 


Не стучи, не гладь и не пляши

Из моего письма домой.
Я написал о занятиях с Павликовской.

"Например, она говорит мне: "не стучи". Когда я стараюсь не стучать, она говорит мне: "не жми". Стараюсь не "жать". Говорит "не пляши". Стараюсь не "плясать". Говорит "не гладь". Стараюсь не "гладить". Говорит "не дави". Этот урок дополняется множеством других советов: не зажимай кисть, но крепкие пальцы, легато... и т.д. и т.п. Вот и найди в извлечении звука нечто такое, чтобы не жало, не било, не плясало, не гладило и не давило. При этом свободная рука, гибкие, но крепкие пальцы, "цельность" всей руки, мягкость звука и т.д. и т.п".

Что мне понравилось в музшколе - это "ансамбль". Меня направили аккомпанировать флейтисту Труфанову - человеку средних лет с небольшими усиками и такой же небольшой лысиной.
Читаю с листа несложные произведения. Только чтобы не было фальши, был правильный ритм, соблюдались несложные нюансы.
Я играю довольно уверенно, флейтист меня хвалит. И чувствую себя свободно и спокойно. Хорошо  звучит в исполнении нежной флейты протяжная "Мелодия", муз. Тора Аулина.



С середины сентября начал посещать в музшколе музыкальную литературу и сольфеджио. Музлитературу преподаёт директор Свирский - высокий бритоголовый старик с квадратной головой и мощным телосложением. Наша группа - 6-7 учеников и учениц моего возраста или младше на год-два.  Сольфеджио преподаёт Савсерис - стареющий полный человек невысокого роста с солидным брюшком.


Настроение

У меня было много свободного времени до тех пор, пока не начались занятия в училище. Несмотря ни на что, настроение было хорошее. Я много бродил по Чите и наслаждался свободой. 
Получал письма от Юры Кашникова и отвечал ему. 
Юра писал о своей жизни, об учёбе, занятиях спортом. А я ему о том, что у меня хорошее настроение и что я вновь пишу стихи.

(Продолжение следует)

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Acid_Nebula   обратиться по имени Пятница, 16 Декабря 2016 г. 13:54 (ссылка)
Борис_Комиссаров, тяжкое какое-то впечатление остаётся у меня от этих Ваших записей. Я уже думаю, что не надо Вам было уезжать из родного дома, а закончить десятилетку, окрепнуть (во всех смыслах) и всё такое. А то вот такие "учительницы", как Павликовская, только охоту к музыке отбивают.
Ну, а насчёт чтения чужих писем, то, хоть это и не совсем благородное занятие, но, как говорится, предупреждён - значит вооружён: это хорошо, что Вы вовремя узнали, что Ваша хозяйка - "лиса" и "змея".
А по поводу карточки с голой женщиной, то я подумала: "Ох уж эти молодые парни!":)))
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Пятница, 16 Декабря 2016 г. 14:26 (ссылка)
Начну с последнего. Тогда голое тело на фотографии было такой запрещённой редкостью, что просто невозможно было такой "секрет" не стибрить ради любопытства. Сейчас такой интерес настолько удовлетворён, что в голову никому не придёт воровать у кого-то такую картинку.
Если бы я остался в Сретенске, я бы вместе с Козловым доучился до 11-го класса. А так меня приняли в десятый, но мне было всё равно. В 1966-м в России (а может и в СССР) оба класса - 10-й и 11-й сделали выпускными и вновь перешли на 10-летнюю среднюю школу.
Не знаю, что лучше: подольше не уезжать из родительского дома или стремление к ранней самостоятельности и уход из-под родительской опёки. Я стремился к самостоятельному изучению жизни, но не предполагал, сколько сюрпризов и сложностей она мне преподнесёт. А сейчас смотрю на юных бездельников - подольше бы их кормили, опекали, ухаживали за ними, помогали чуть ли не до пенсии.
Ой, слишком вперёд я забежал. Теперь Вы знаете заранее, что проучился я в училище 2 года. Впрочем, по оглавлению эту "тайну" можно уже раскрыть.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Пятница, 16 Декабря 2016 г. 14:32 (ссылка)
Acid_Nebula, А впечатление от тяжести записей (в отличие от школьного периода) правильное. И писать было тяжелее, анализируя новую жизнь и новые, "взрослые" события, оставаясь ещё 15-летним мальчишкой, как и все, но только очень начитанным недетскими книгами.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку