-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь седьмая. Как я провёл это лето (8)

Суббота, 23 Января 2016 г. 12:09 + в цитатник

Предыдущая часть

1963,
13 июня

(продолжение)

Рублёв и директор музуч (700x559, 52Kb)

На снимке слева Рублёв Валерий Михайлович, рядом с ним директор музыкального училища Леонид Георгиевич Ермошин. 
Чита, 1963 г.


Проводив отца, мы пошли домой.  Разговаривали с Валерой  по-деловому. Он советовал мне больше заниматься:
- Заниматься теперь нужно ежедневно по 3-4 часа. Не обязательно без перерыва. Позанимайся часик - отдохни, погуляй.
- А если комнату займут?
- Ты оставь на инструменте ноты - и никто не зайдёт.
- Никто?
- Никто.
- А если ноты весь день пролежат?
- Всё равно не войдут. Будут возмущаться, что угодно; но не войдут... Позаниматься с тобой надо по сольфеджио и теории.
Вот в таком деловом духе шёл наш разговор. Но потом я рассказал Валере о встрече возле ресторана с пьяным.
- А прикурить он у тебя не просил? - со смехом спросил Валера.
- Нет, - засмеялся я, вспоминая случай с пьяным в Сретенске.
Шёл мне навстречу пьяный. Подозвал к себе. Заплетающимся языком сказал:
- Ты хороший мальчик... Я знаю твоего папку. Работаю в госпитале...
Кое-как оперевшись, чтоб не упасть, на забор, пьяный достал папироску. Хотел закурить, но спички выпадали из его дрожащих рук. Я помог ему. Ветер гасил в моих руках зажженные спички. Наконец ему удалось прикурить. В это время мимо меня проходил Валера. Он смотрел удивленным взглядом и прошёл мимо, несколько раз оглянувшись назад.
Представляю, что он думал, глядя на две склонившиеся друг к другу фигуры, одной из которых был  я -  его ученик, а другой - пьяный мужик.
Потом Валера часто подтрунивал надо мной, вспоминая тот случай.



14 - 25 июня

Жара стоит страшная. Температура в тени доходит до 30 градусов. Душно. И всё-таки мне нравится такая погода. Всегда больше нравится сильная жара, чем сильный холод. Хотя не люблю ни то, ни другое. Точнее, жару предпочитаю холоду. Жара, какая бы ни была у нас, не изжарит человека. А от холода замёрзнуть легко. Бррр! Неприятно, когда холод.
 

О музыке

Музыка. Какое огромное влияние она оказывает на человека. Прекрасная возвышенная мелодия - и человек становится лучше, чище, прекрасней.
Играет дешёвый джаз - и у человека появляется разбитное, анархическое настроение. Хороший эстрадный оркестр действует как нельзя лучше на человека в часы его отдыха.
На меня всегда действовала потрясающе соната "Апассионата" Бетховена, особенно в исполнении мастеров. Начальные звуки приводят в трепет. А затем - жизнь, радость борьбы, сомнения, переживания, холод одиночества, безнадёжная отрешённость, снова борьба и вот оно, счастье победы. Ты прошёл через все испытания и ты победил. Невзгоды не сломали тебя, а лишь закалили. 
Слушая "Апассионату", я переживаю всё это и чувствую, что возрастаю внутренне и закаляюсь. Я чувствую новые силы. Конец "Апассионаты" возбуждает, появляется большой подъём душевных сил. Снова чувствуешь радость победы и обретаешь уверенность в себе, обретаешь ту ВЕЛИКУЮ РАДОСТЬ, без которой невозможна ЖИЗНЬ.


Голос Робертино

Как разнообразен и сложен человек.
Я слушаю голос Робертино Лоретти. Он поёт итальянскую песню "Мама". Необычайно красивую, радостную и прозрачную мелодию выводит чистый светлый мальчишеский голос.


И вот перед вами сидит уже другой человек.
Он слушает песню. Его глаза мечтательно направлены верх. Лицо подёрнуто дымкой светлой грусти и задумчивости. А голос по радио поёт и поёт...  И льются звуки чудных песен. Под эту музыку хочется выйти из тесной комнаты на городскую улицу. Медленно ходить по городу, с любовью глядя на всех прохожих и наслаждаться счастьем. Ты самый счастливый человек  на свете, - такие слова, кажется, поёт этот голос. И хотя  не можешь перевести итальянские слова на родной язык, знаешь, что песня эта - о счастье...


Танго, джаз, фокстрот...

И вдруг эта песня сменяется другой. Это эстрада, эстрадно-танцевальная музыка. И опять изменился человек. Эта музыка вызывает воспоминания. Вот под это танго танцевал с милой, которая теперь забыла тебя1.
________________
1.Сноска в дневнике: "Танго Ковача "Серебрянная гитара" (Б.К.)
_____________




А музыка движется, движется... Исполняют фокстрот. И опять воспоминания. И человек уже не тот, что был две минуты назад. Что-то новое входит и расплывается по всему телу, забирается в мозг, содрогается в груди. Человек опять возбуждён, но уже по-другому. Ноги подпрыгивают. Хочется танцевать. Воздух, всё вокруг насыщено каким-то подпрыгивающим ритмом, легкомысленный ветерок блуждает  в голове.


А вот джаз. Звон, грохот, хулиганские выкрики, опять рёв... Если поддашься его влиянию, тобой овладеет пустота. Она будет и в отсутствующем, устремлённом в бездумную неизвестность взгляде. Люди, которых ты увидишь в этот миг, превратятся в мелькающие тени; всё расплывётся в твоих глазах; вокруг - пустота.
И есть ещё один род музыки. Музыка АБСОЛЮТНОЙ пустоты, в которой нет ни чувства, ни мысли.  На первый взгляд, кажется нормальная музыка. Но тебе она безразлична. Под неё можно разговаривать с товарищем и решать математические задачи.  (Сноска в дневнике: "Наверное, ты просто пока не понял этой музыки. (Б.К., 1964)" - Б.К., январь 2016).

 

"Зажги звёздочку"

Вечером мы с Валерой ходили к Смелягиной домой. Ещё во время первой моей поездки я был у неё дома. Зовут её Валентина Николаевна. Она очень молода. Валера зовёт её Валей, она его - Валерой. 
Мы пришли к ней; она прослушала меня. По всем исполняемым мной произведениям были высказаны замечания. Говорила она очень своеобразно, употребляя образные выражения.
- Зажги, зажги звёздочку, - говорила она при заключительных звуках "Разлуки" Глинки.
- А здесь будто ветерок пробежал, - говорила Смелягина в середине пьесы. И затем продолжала:
- Ты знаешь, в какую эпоху жил Гайдн? Скажи, как нужно исполнять гайдновские произведения?
Подумав, я ответил:
- Их надо исполнять легко, красиво, изящно...
- Вот именно: изящно! - перебила меня Смелягина.
Мы вновь сыграли эту вещь, разобрали её. Теперь я знал, как должна была звучать она. Последней пьесой я сыграл "Лунный вальс" Дунаевского. Он ей понравился.
- Хорошо. "Лунный вальс" - хорошо! Ты смотрел фильм "Цирк"?
- Нет, но  я знаю его содержание.
Смелягина рассказала содержание фильма и объяснила, как нужно исполнять "Вальс", учитывая содержание кинокартины.

Через два дня Смелягина пришла в музучилище (в это время я как раз занимался там) и вновь прослушала меня. Накануне я хорошо позанимался, просидел за фортепьяно четыре с половиной часа. Так сказать, установил новый рекорд (прежний был три часа). 
Я увлечённо занимался и за работой не заметил, как прошло время. Это всегда так, когда работаешь с увлечением. Работал, в основном, над "Вариациями", но также и над другими вещами. Сам вначале думал, что ничего не получилось. Но когда меня прослушала Смелягина, она поразилась, что за два дня я успел так много сделать.
- Как он много успел сделать, - говорила она своему мужу Юре.
- Молодец! - похвалила она меня.- Теперь "Вариации" у тебя звучат по-другому. И ещё сыграй Баха, я хочу, чтобы Юра послушал.

На следующий день занимались теорией и сольфеджио с Валерой. Я стоял спиной к инструменту и угадывал интервалы, которые предлагал Валера. Не всегда это проходило у меня удачно. Инструмент этот мягкого тона, я слышал впервые. Иногда шум с улицы заглушал аккорды да и посторонние мысли отвлекали.
- Борис! - впервые прикрикнул на меня Валера после моей очередной неправильной отгадки. - Нужно же слушать и определять!
Мне стало стыдно. Я виновато опустил голову. Но все остальные аккорды я слушал внимательно и не допустил ни одной ошибки.
Валера смягчился, застыдившись недавней резкости.
- Вот видишь, - сказал он тихо, не глядя на меня, - можешь ведь определять.


"Включаем Москву"

В этот день по читинскому радио шла передача "Взгляды Ленина на искусство". В эфире звучала бетховенская "Апассионата" - любимое произведение Ленина. И вдруг музыка смолкла и женский голос произнёс: "Включаем Москву". Я насторожился, предчувствуя новость. В динамике что-то затрещало, после чего диктор довольно будничным тоном сказал. "Передаём биографическую справку космонавта-5 Валерия Фёдоровича Быковского".
Первое чувство, которое овладело мной при этих словах, - была, как ни странно, досада. Да, чувство досады и радости одновременно.  "Засони! - ругал я Читинское радио. - Проспали сообщение ТАСС!"
Космические полёты не стали уже необычным явлением. Со спокойной радостью я слушал очередное сообщение ТАСС о полёте космического корабля "Восток-5". Совсем не так было во время полётов первых космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова. В те дни я находился в состоянии величайшего подъёма, радостного возбуждения. Да, в наш стремительный двадцатый век быстро привыкаешь к самым великим достижениям науки и техники.

Еще через два дня радио передало новость, достойную восхищения. Впервые в мире в космос отправилась женщина, и эта женщина - гражданка СССР Валентина Владимировна Терешкова. Как это замечательно! И снова я злился на читинское радио! Опять я не услышал сообщения ТАСС. Чита стала транслировать Москву, когда диктор передавал биографию  космонавта-6. И что там за олухи работают - второй раз опаздывают! Зато теперь они отдыхают. Весь день говорит Москва. Из эфира несутся победные песни. 
Когда через несколько дней появились центральные газеты с портретами космонавтов, Сергей говорит мне, что я похож на Быковского.
- Я как увидел портрет Быковского в газете, - думал - ты, - улыбался Сергей.
Я взял в киоске газету и сравнил себя с Быковским. Действительно, сходство есть. Я посмотрел на портрет космонавта и, усмехнувшись, покачал головой. (Сноска в дневнике: "То же самое мне сказал мой брат, когда я уже возвратился в Сретенск. (Б.К.)".
Вставка в тексте: "Да ну, никакого сходства! (Б.К., 1965 год)" - (Б.К., январь 2016).
Приятно иметь хоть какое-то сходство с героем космоса! А вообще я нахожу, что год или полтора назад я больше был похож на Валерия Быковского, чем сейчас.

Вечером, 19 июня, были вовремя переданы позывные. В ожидании радостного предчувствия я сидел возле репродуктора. Было передано сообщение ТАСС о благополучном приземлении космонавтов вблизи города Караганды. "Восток-5" приземлился на 82-м витке, а "Восток-6" - на 49-м витке. 22 июня космонавтов встречали в Москве на Красной площади и  я жалел, что меня там нет.
(Примечание. В августе 1962-го года я встречал на Красной площади космонавтов-3 и 4 Николаева и Поповича. Это было во время поездки с родителями в Сочи на отдых через Москву. где мы прожили в гостинице пять дней. - Б.К., январь 2016).
Всё же я хорошо представлял себе, как всё будет происходить, видел перед собой нарядных людей, радостные лица, космонавтов на трибуне Мавзолея, стоящих вместе с Никитой Сергеевичем Хрущёвым. И хочется сказать: "Новых успехов вам, друзья"

(Продолжение следует)

 

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Yarusya   обратиться по имени Суббота, 23 Января 2016 г. 19:10 (ссылка)
Благодарность от всей моей семьи,Борис! особенно нравится папе,он возвращается в свое детство и юность...очень интересно...
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Воскресенье, 24 Января 2016 г. 04:42 (ссылка)
Yarusya, Привет папе! Очень рад, что нравится и что интересно. Экзамены в музучилище, каждый день новые встречи и впечатления - всё старался записывать в дневник, но событий было так много, что стал не успевать, на 10-15 дней отставал, а потом и больше. Боюсь, что скучней становится читать. Но роман - вещь объёмная и в нём разные отрезки жизни и разные темы, которые не всем и не всегда одинаково интересны. Спасибо вам за внимание и отзывы, Ириночка
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Воскресенье, 24 Января 2016 г. 04:47 (ссылка)
И всем спасибо за лайки! Меня это радует и даёт силы на продолжение.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Четверг, 17 Ноября 2016 г. 15:39 (ссылка)
Очень интересно, Борис. Сколько всего происходило лично в Вашей жизни и жизни страны! И всё это переплетается, становится словно единой судьбой. Всё-таки, здОрово тогда жилось, и молодёжь испытывала подъём не от каких-нибудь сомнительных удовольствий, а от познания того, какими семимильными шагами человечество идёт в будущее. Ощущалась гордость за людей, а сейчас - сплошная мизантропия от их деяний:(
Конечно, было и не без перегибов: в Ваши вдумчивые и искренние рассуждения вкрадывается влияние пропаганды. Это я о Ваших строках про джаз. Сразу вспомнилось двустишие: "Сегодня он играет джаз, А завтра Родину продаст". Но это всё не главное. Главное - это тёплые отношения между людьми, искренность которых почти физически чувствуется, когда читаешь страницы Вашего дневника.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Пятница, 18 Ноября 2016 г. 16:19 (ссылка)
Acid_Nebula, Это правда. Я всегда чувствовал себя на гребне всех проблем своей страны, сопричастным её радостям, болям, неурядицам и глупостям, соприкасавшимся с её политикой, экономикой, культурой, духовной жизнью как в масштабах страны, так и в своей школе, районе, городе. Это не пустые слова - я чувствовал, что это остро задевает лично меня, мои чувства, мысли и нервы, а каждое проявление несправедливости зовёт к борьбе, к преодолению, порой к письмам, жалобам и предложениям, обращениям в соответствующие организации. И только спустя много десятилетий я стал иногда получать от чиновного начальства не скрытую или открытую неприязнь и скрежет зубовный, а (ИНОГДА!) деловые ответы о принятых мерах с благодарностью "за активную жизненную позицию".
Всё верно, Ирина, - и влияние пропаганды в отношении, например, джаза (здесь уважаемый и авторитетный для меня Максим Горький, к которому меня приобщал мой учитель музыки, постарался привить отвращение со своим очерком о музыке для толстых, в которой я через некоторое время сам стал находить лучшие образцы, отделяя их от какофонии. И действительно, перед поступлением в училище я попал в среду людей, искренне поддерживающих меня и желающих добра: Рублёв, Смелягины, директор музучилища, преподаватели и просто знакомые и даже малознакомые люди. Значит, и в целом отношения между людьми казались мне (и были!) теплыми и искренними. "А сейчас - сплошная мизантропия" - согласен с Вами и сам сталкиваюсь с этим очень грустным явлением.
В начале шестидесятых советский народ, переживший неимоверные испытания и почувствовав себя единым и многонациональным, получил надежду, после осуждения страшных репрессий и реабилитации миллионов невинных жертв, на справедливую и достойную жизнь. Звучит несколько пафосно, в духе советской пропаганды, но с расстояния в 50 лет, половина из которых прожита в новом общественно-политическом строе, мы можем сказать вслед за Высоцким: "Пусть впереди большие перемены, (они уже наступили четверть века назад),я это никогда не полюблю".
Спасибо, Ирина, за превосходный и точный комментарий к главе!


Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку