-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь седьмая. Как я провёл это лето (3)

Воскресенье, 17 Января 2016 г. 15:44 + в цитатник

Предыдущая часть

1963

1 июня. Утром я пошёл сдавать экзамены. 
Я шёл по малолюдной, ярко освещённой солнцем, прямой улице  с тетрадкой и логарифмической линейкой в руке В голове явственно разносилась "Песня о Москве" Дунаевского.




Всегда у меня так. Когда я иду, в голове всегда звучит песня, обычно в такт шагам. Зависит она от настроения. Иногда звучит:

"Пусть не длинной,
Но Неглинной
Будет она" 1

_____________________
1. Забытая советская песня. Слова Н. Доризо, музыка М. Табачникова. О москвичах, приехавших строить целинный посёлок.   

"Москвичи, - молодые новосёлы,
Мы в степи свой построили посёлок,
Ночь над посёлком темна.

На земле, на земле своей целинной
Мы зовём нашу улицу Неглинной... "           

В Яндексе песню не нашёл. Только в Гугле единственная страница с текстом и без музыки. Сам я мелодию тоже забыл. В отличие от песни о Москве, который споёт каждый - Б.К., январь 2016). 
http://ussr-songs.blogspot.ru/2013/08/na-ulitse-neglinnoi.html

---------------------------------------------

Это когда я медленно иду.
Один раз всю дорогу звучала русская народная шуточная песня:



"Трёхэтажный дом горит,
А народ кругом вокруг стоит,
Рассуждают меж собой:
Догорит - пойдём домой"

Настроение у меня было хорошее, весеннее, поэтому и звучала эта песня. Лишь дымка лёгкой тревоги колыхала сердце. Как-никак - первый за восемь лет экзамен.
Возле школы на улице стояли нарядные девчата в белых фартучках. Мы - мальчишки стояли все вместе, весёлые, совершенно не думая об экзаменах; не показывая, по крайней мере. вида, что думаем о них. Только когда узнали, что будут графики, многие восприняли это, как весть о приезде ревизора.
- Графики?
- Как графики?
Я сказал словами Артемия Филипповича - попечителя богоугодных заведений:
- Вот не было заботы, так подай!

В девять часов мы вошли  в свой класс, где должны писать экзаменационную работу по алгебре. Здесь всё украшено по-праздничному. В открытых окнах - цветы. Парты застелены газетками. По классу разносится свежий запах хвои.
На доске записаны условия задач. Перед началом экзаменов в класс зашёл директор и поздравил нас с началом экзаменов, пожелал хорошо сдать их. Мы дружно зааплодировали. Потом в классе наступила тишина. Все принялись за работу. Члены комиссии - все наши учителя, сидели за столом, покрытым красным сукном, решали задачи, тихонько переговаривались между собой. Только за 15 минут до окончания экзамена в класс вошла зав.районо.
Задание было нетрудным, у второго варианта, правда, чуть трудней, чем у первого.  Я решал второй вариант.  Учителя прохаживались между рядами. У кого дела были особенно плохи - тому помогали. Вообще в классе царила лёгкая, непринужденная атмосфера. Готовились же мы к самым строгим экзаменам, как нас учили преподаватели. За три часа все с работой справились. Я всё решил. Все результаты получал правильные. На обратном пути шёл, весело посвистывал песенку. Это был один из тех мотивов, которые сами приходят в голову и тут же забываются...
Вечером объявили результаты. Я получил четвёрку, несмотря на правильные результаты. Очевидно, была допущена какая-то небрежность при выполнении работы. Я всё равно не огорчался. Всё равно бы у меня в свидетельстве вышла бы четвёрка, так как в одной из четвертей была даже тройка.. Двоек не получил никто.

 

"Не собираюсь жить при коммунизме"

В этот же день у меня произошла встреча с Пиявой. И, наверное, последняя встреча. Он ходил в школе вместе с Козловым, когда нам сообщили о результатах первого экзамена. Маленький, с наколкой и,честно говоря, с идиотской улыбкой, в белом коротком плаще, подобно куртке, он был похож на заморского кота. С такой же улыбочкой он подходил ко мне и пугал движениями, боксёрскими финтами, а я стоял, приготовившись защищаться. Однако дотронуться до меня он уже не посмел, только угрожал, что убьёт меня и раздавал множество других глупых угроз. Потом он ушёл.
Встретил я его ещё раз, когда он выходил из школы. Увидел его стоящим возле угла рядом с Козловым... Во мне на мгновение вспыхнула трусость. Но это было только на мгновение. "Чтобы я испытывал страх перед этой гнидой! - подумал я. - Я чист перед собой, перед своей совестью и могу смело идти вперёд".
Я пошёл быстрым шагом вперёд, а они медленно шли по дороге, намного медленнее меня. Я поравнялся с ними. Пиява увидел меня и оторвавшись от Козлова, направился ко мне. Я остановился. Шаг, второй, третий. Пиява подошёл ко мне и остановился.
- Иди своей дорогой! - сказал я и пошёл вперёд.
Пиява загородил мне дорогу. Мы остановились. На миг я почувствовал тревогу. И вдруг взглянул прямо ему в глаза. Смотрел открытым прямым взглядом в эти маленькие бегающие глазки. Должно быть, мой взгляд был полон такой ненавистью, что на лице Пиявы я прочёл испуг. А я почувствовал в себе огромные силы. Я нашёл выход! Нужно смотреть противнику прямо в глаза, и тогда, если ты чист душою, а противник труслив и мелок, тогда ты победил!
Скрывая свой испуг, Пиява громко произнёс:
- Дрожишь?
А я действительно дрожал. Дрожал от гнева, сознавая в то же время свою победу.
Подошёл Козлов и увёл Пияву. Пиява еще что-то угрожал, но молча пошёл за Козловым, которому он зачем-то понадобился. А Козлов обернулся и с удивительным спокойствием сказал:
- Если хочешь жить, следуй моему совету: отметай от себя всех слабых, кто тебе не нужен, почитай всех, кто сильнее тебя. Рвись в жизнь, старайся любыми путями взять власть. Наслаждайся, пока живёшь. В мире все так. Все всё для себя делают.
- С такими мыслями тебе не при коммунизме жить, - заметил я с некоторым удивлением.
Как глубоко проникла в него буржуазно-мещанская гниль.  Да! Не надо бояться называть вещи своими именами. Я бы назвал Козлова подонком социалистического общества.
Козлов засмеялся в ответ на мои слова:
- Ха! А я и не собираюсь жить при коммунизме.
- А я собираюсь, - с вызовом ответил я.
Я смотрел на него - высокого, стройного, с узким пропорциональным лицом, но с насквозь прогнившей душой, и вспыхивала ненависть к нему. А он уже шёл с Пиявой, не отвечая мне. Пройдя несколько шагов, остановился возле своего дома.  Он ещё раз оглянулся на меня и крикнул:
- Вот так-то!
Они скрылись за калиткой.
Я пошёл домой, думая о них и надеясь, что когда-нибудь Козлов поймёт всю низость его "теории".  Жизнь научит. Научат советские люди. А если не поймёт, то когда будет умирать, увидит всю свою жизнь, отданную самому себе. И умрёт он, испытав в последний миг беспросветную тоску и отчаяние. Мне жаль его.1
-----------------------------------------------------
1.Мой критический комментарий к этой записи дневника, написанный между строчек через два с половиной года: "Конечно, он эгоист и проч. Но зачем столько патетики? Ведь часть его слов - наигранность. И, конечно, только в 15 лет можно так глупо, прямолинейно клеймить противников. Сейчас бы сказал, например, так: "Ну смотри, твоё дело, но по-моему, если ты так относишься к жизни, тебе и счастья не видать!" А если б разозлил меня, то: "Ну и чёрт с тобой! Сам виноват!" И если бы спорили о счастье, то спорил бы совсем по-другому. - Б.К., 1965, ХII) - (Б.К., январь 2016). 
________________________________

 

3 июня.

Сегодня мы сдавали геометрию (устно). Долго стояли в коридоре, ожидая своей очереди. Девчонки очень волновались. "Ох, не сдадим!" - нервно говорили они. Но потом успокоились, стали повторять билеты.  Было шумно, весело.
Я вышел к доске девятым или десятым. Долго стоял у стола, выбирая билет. За несколько минут в наш класс, где все мы сидели в ожидании вызова, вошла учительница - мать одной из наших учениц. Она была в комиссии, видела, как раскладывали билеты. На несколько минут она вышла из класса и с улыбкой стала объяснять нам, где лежат какие билеты. Её невинная подсказка помогла мне. Я потянул билет в первом ряду с краю и как раз вытянул такой, который хорошо знал.
Ответил я геометрию на пятёрку.


В этот же день

У меня дома впервые побывал мой учитель. Работа у него закончилась и сегодня он уезжал к себе домой, в Читу.
- Мы перед отъездом должны с тобой встретиться, - сказал мне Валера (это ещё было в конце мая). И сказал, чтобы я пришёл в музшколу 1 июня. Первого числа я прождал его в школе целый час, но он не пришёл. Сегодня мой учитель позвонил на работу к отцу, чтобы я ждал его полтретьего у проходной. Долго мы ждали, а Валеры всё не было. Я решил пока погулять на улице, поиграть с ребятами в теннис.
- Я погуляю немного, - сказал я отцу.
- Ну иди, а я подожду его.
С полчаса я играл в теннис. Незаметно проходило время. Потом я ушёл домой. Дома у нас никого не было. Однако минут через пять я услышал звук открывающейся двери и увидел своего учителя с отцом. Валера поздоровался со мной за руку.
- Садитесь, садитесь, - радостно говорил я своему учителю.
Он сел за стол. Отец присел рядом. Мы договорились, что выеду я одиннадцатого, двенадцатого буду в Чите и сразу иду на квартиру Валеры. Отец мой уезжает в Читу девятого в командировку и пробудет там несколько дней. Возможно, встретит меня на вокзале.
Отец куда-то вышел; Валера спросил, показывая рукой на дверь:
- Это твоя комната?
- Да. Заходите, Валерий Михайлович!
Он зашёл, сел на диван. Посмотрел на мой письменный стол, на лежащую толстую книгу стихов Гейне.
- Это у тебя хрестоматия по литературе?
- Нет, Гейне.
В комнату вошёл отец.:
- Перед дорогой, Валерий Михайлович, выпьем "красненького".
- Что вы, что вы, - стал отказываться Валера.
- Красненького, ведь не водки, - уговаривал папа.
Валера сдался, а отец ушёл приготовлять закуску.
Мы с Валерой сидели в комнате, я показывал альбомы с фотографиями. Показал объёмные фотографии, которые сделали в Москве прошлым летом.
- Здорово, - сказал Валера. - Очень хорошо.
Когда мы сели за стол и отец разливал вино, я решил показать скромность, сказал:
- Мне хватит.
Я недавно прочитал книгу об алкоголике, который раньше был талантливым скрипачом. Я ужаснулся: до чего водка может довести человека. "Со мной этого никогда не будет",- подумал я тогда. Поэтому я скромничал. Валере отец налил без малого полный стакан. А нам с ним по рюмке. Мой отец вообще в жизни не напивался. И не курит.
Отец сказал, поднявшись:
- Выпьем за ваш отпуск. Хорошо проведите его.
Валера сказал:
- И чтобы Борис хорошо сдал экзамены в музучилище.
Мы выпили по второй.
- Хватит, хватит мне, - говорил Валера, когда отец наливал ему. - А то Борису нечем завтра будет опохмелиться.
Мы разговаривали, шутили.
Уходя, Валера долго тряс мне руку.
В его глазах я заметил грусть...


6 июня

Сегодня писали изложение. Писали больше трёх часов. Почти что четыре. Я получил пять. Пятёрку я получил один-единственный из двух классов.
Вот и не удержался, чтоб не похвастаться!
Радость льётся из души.
В изложении я поставил одну лишнюю запятую, но мне поставили пять, учитывая хороший стиль изложения. Рассказ, по которому писали изложение, интересный, мне понравился. Там рассказывается о подростке, пришедшем работать на стройку. Главное, написано увлекательно, красиво.

Приехал брат. Приехал на всё лето. Он здесь будет проходить врачебную практику.

Итак, мне осталось сдать один экзамен. Впрочем, на самом деле ещё пять экзаменов!


7 июня

И еще раз пришлось мне встретиться с Козловым.

 

(Продолжение следует)

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Yarusya   обратиться по имени Понедельник, 18 Января 2016 г. 01:38 (ссылка)
Благодарю ,Борис!!улыбка!
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Понедельник, 18 Января 2016 г. 04:58 (ссылка)
Yarusya, Спасибо за быстрый отклик, Ирочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Воскресенье, 23 Октября 2016 г. 15:57 (ссылка)
Замечательный рассказ об экзаменах, Борис. Мне даже на минутку показалось, что это я сдаю выпускные экзамены:) Точно такое же праздничное настроение, смешанное с волнением, помощь учителей, долгожданные оценки...
А вот насчёт Вашего разговора с "антиобщественными элементами", то я даже немного удивилась, что такой разговор был возможен. Ведь, по сути, даже эти хулиганы имели свою обоснованную точку зрения. Это был достойный экранизации спор с идейным противником. По крайней мере, Вы его очень художественно изобразили.
И, наконец, с грустью прочитала ту часть, где рассказывается о Валерии Михайловиче. С грустью - потому что уже знала о его судьбе, о том, что его погубила страсть к выпивке. Он был добрым и общительным человеком. Светлая ему память.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Воскресенье, 23 Октября 2016 г. 16:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Acid_Nebula

Acid_Nebula, Да, вот такими мы были. С Пиявой мы ещё увидимся через два года... Но не буду забегать вперёд. Козлов - лидер 7 "б", а я учися в 7 "а". В 8 классе обе наши группы слили в один 8 "а" класс. В постсоветское время Козлов сделал большую карьеру на юридическом поприще, стал главой крупной юридической фирмы. Но... так и тянет вперёд забежать, но не буду.
И Валерий Михайлович не раз ещё встретится в романе-дневнике.
Замечательный отзыв Вы написали. Особенно интересно ваше мнение об "идейном споре", достойном экранизации. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку