-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь седьмая. Весенний калейдоскоп (4)

Среда, 06 Января 2016 г. 08:03 + в цитатник

Предыдущая часть

1963,
конец апреля


Как меня Юра воспитывал

Да, весна. Она действует на нас возбуждающе. Теперь мы - я, Юра Кашников и Лёня Гуревич часто собираемся вместе и гуляем. Подолгу бродим по гарнизону. Весна наступает...
В один день солдаты высадили молодые деревья вдоль улицы и стало уютней, - не то слово, - хорошо стало у нас в гарнизоне. 
В один день было очень тепло.  Так тепло, что мы гуляли с Юрой по гарнизону, оставив свои пальто дома. Лёня уехал в город за хлебом и мы остались вдвоём. Было так хорошо!
Я закурил папироску. Но Юра, - он не остался равнодушным и сказал:
- Борис, я до сих пор относился терпимо к этому... Ты не должен курить.
Он смотрел внимательно на меня и немного грустно.
- Но почему? - вырвалось у меня.
- Об этом знают все в гарнизоне и это создаёт плохое мнение о тебе взрослых. Вчера мне мои родители говорили об этом же самом. Я еле отстоял тебя.
- Юра, не верь, всё это предрассудки!

- Борис, ты любишь своих родителей? - спросил неожиданно Юра.
- Да, люблю.
И на душе было горько. Я не совсем был уверен в искренности своих слов. Ведь всякое бывает. Иногда даже ненависть появляется за то, что они не понимают меня. Но нет! Нет! Нет! Нет! Я люблю, люблю своих родителей. Может, не осознаю всего того, что часто причиняю им боль.
Какой это сложный вопрос!
Мы помолчали.
- Пойдём ко мне,- сказал я, - я хочу разобраться во всём этом.
Мы пошли к моему дому. В квартире у нас никого не было. Мы прошли в мою комнату.
- Садись.
Он сел возле стола, а я на стуле напротив него. В тяжёлом раздумье я закурил. Он искоса посмотрел на меня, но ничего не сказал. А мне действительно нужно было подумать.
Постепенно я чувствовал, что неправ, но крепко держался за свои мысли. Это чувство я пытался обосновать в долгих диспутах с самим собой, но не находил веских доводов в пользу своей неправоты, но доводов в свою защиту находил, ох, как много.
И я приготовился защищаться.
- Ты знаешь, Юрий, - сказал я, - когда я закуриваю, у меня появляется хорошее настроение.
Он усмехнулся:
- Нет, Борис, ты дурак.1 Ну зачем тебе нужно курить?

______________________
1.  Сноска в конце страницы: "Через 1,5 года  Юра и сам стал баловаться папироской .(Б.К.)"
_______________________

Я задумался.
- Ты на меня не обижайся, - продолжал Юрий. - Я Славке тоже так говорил и он не обижался.

- Нет, я не обижаюсь. Но Славка же тоже курит.
- У Славки нет отца. За ним некому присмотреть. А твой отец не хочет с тобой нервы трепать. Ведь ты так относишься к нему! А о тебе ведь заботятся. Посчитай, сколько твои родители истратили на тебя за всю твою жизнь. И часы на тебе - тоже родители купили.
- Но часы тебе купили ещё раньше, чем мне, - возразил я. 
- Я заслужил их, - ответил Юра,- да, я иногда тоже не очень хорошо отношусь к своим родителям, но потом весь день хожу сам не свой. А ты так поступаешь!

(Моя вставка в текст дневника: "всё это были детские рассуждения, навязанные воспитанием "сверху". Через полтора года от них не осталось и следа. (Б.К.)"
Он был очень грустен и даже не смотрел на меня. Я положил на стол и смял папиросу, задумался. Много хотелось возразить, но было стыдно.
- Да, я дурак, я понимаю, - медленно произнёс я.
Юра взглянул на мой покаянный вид и стал энергично возражать.
- Нет, ты умный, у тебя большие способности.
- Да, не говори! - я махнул рукой.
- Пошли, - сказал Юра, помолчав.
Мы вышли. Я снова очутился на весеннем воздухе, в ласковых солнечных лучах.
- Какая сегодня хорошая погода! - воскликнул я радостно.
И всё встало на свои места, как будто ничего и не было. А весь разговор отложился где-то далеко-далеко в одной из многочисленных извилин мозга, чтобы потом вернуться к нему наедине с самим собой.
Мы гуляли опять, прошли к Шилке и долго стояли возле камня.
- Сколько этот камень лежит здесь! - сказал Юра полувопросительно.
- Наверное, миллионы лет. А сколько он весит? Тонн десять?
- Может и больше.
- Да, а ты знаешь, - сказал я, - какой сон  приснился мне недавно? Мне снилось, что я иду по улице в гарнизоне. Вижу - стоит грузовик. Возле грузовика этот камень. Человек десять солдат подошли, взяли камень и погрузили на машину. Борта машины захлопнулись и машина стремительно скрылась за поворотом.
Мы разговаривали друг с другом, как дети, забыв обо всём на свете. Вскоре Юра ушёл домой, сказав мне, чтобы я помнил о нашем разговоре. Я тоже направился домой и повстречал Лёню Гуревича. Мы гуляли с Лёней и он (что они, сговорились?) тоже убеждал меня бросить курить. Лёня был только более решительно настроен.
- Увижу у тебя папиросу, в ухо дам, - говорил он... - Ты знаешь, даже моя мать узнала, что ты куришь. Я еле убедил её, что ты хороший мальчик.
- "Хороший"? - засмеялся я.
- Ну ладно, идём к Юрке.
- Да я только у него был... Ну идём.
Он уговорил и через несколько минут я опять был у Юры. Он гладил брюки. Мы побыли у него с полчасика. И опять Лёня "возился" со мной.
- Бросай курить, Боря, - говорил он.
Не могу точно передать, что я чувствовал в эти минуты. Старое противилось, не хотело уходить. Но благодарность за заботу заполнила сердце. Это я почувствовал уже позднее...
Мы вышли на улицу. Юра с нами не пошёл - у него были дела дома. Через несколько минут мы были на Шилке. Я сидел в травке, начинающей зеленеть.
И тут я дал волю себе. Я дурачился, как мог, чувствуя, что так дурачусь в последний раз. Пораженный оригинальной идеей, я вытащил пачку "Беломора" и стал перекладывать папиросы вверх головками в карман на груди на пиджаке. Получилось что-то вроде черкесского костюма, только там вместо папирос вложены патроны.
Какая радость первооткрывателя захватила меня!
О, ложная радость! Я был самодоволен, что это не кто-нибудь, а я изобрёл такое. Я первый это придумал! А что, если бы все так начали ходить? Ведь это чертовски красиво! И модно! Здорово!
Дальше я придумал еще одну игрушку. Взял мягкую длинную проволочку около метра длиной, конец проволочки загнул кружочком и вставил туда папироску. Таким вот образом я закурил, щеголевато помахивая проволокой с дымящейся на конце папиросой, как тростью.
Лёня смотрел на всё это и шутя сломал несколько папиросок, "случайно" задев их рукой.
Я не мог сердиться на своего друга.


Гарнизонские девчата

Длинный день подходил к закату. Мы втроём: я, Лёня и Юра пошли в кино. А потом гуляли в парке вместе с ребятами. Весенний вечер парил над землёй. Мягкий аромат окутывал ночную мглу. И было невыразимо приятно бродить втроём по пустынному парку. Впрочем, пустынным назвать его было нельзя. Во-первых, - .весна. Она ведь тоже заполняет всё пространство парка, а во-вторых, здесь гуляли девчонки. Да, те самые, которые живут в гарнизоне: сёстры Комаринские и все остальные вместе с ними.
Парк не очень большой, но места всё-таки много. Много здесь стройных тополей и таких же стройных берёз. Пустующая эстрада в уголке парка. Маленькими заборчиками огорожены лужайки с деревцами; на фоне голубого неба резко выделялась деревянная крыша когда-то бывшей здесь библиотеки, а теперь пустующего, без стёкол, здания.
Небольшой группой ходили девчонки по парку. Вслед за ними прошли наши ребята. Лёня Гуревич присоединился к ним, а мы с Юрой остались вдвоём сидеть на скамейке. 
- Девять месяцев я холостяк, - сказал Юра и вздохнул. - С лета мы с ней не могли выбрать времени поговорить наедине. А ведь весна!
- Да, я вижу, на тебя действует весна, как и на меня, - сказал я вслух и задумавшись, посмотрел в его сторону.
А мой друг сидел, внимательно глядя на меня из-под своих чёрных бровей. Шумно разговаривая, мимо нас прошли девчонки. (они уже шли обратно).  И сразу заметили нас. Люся Комаринская удивлённо пожала плечами, глядя на наши тесно сидящие друг возле друга безмолвные фигуры. Она хмыкнула и сказала:
- Всё-то сидят!
- Парочка! - вторил ей кто-то из девчонок.
- Да, мы любим друг друга, - медленно и грустно проговорил Юра.
-  Юра, ты мой друг! - воскликнул я в горячем порыве.
- Друг, - ответил он и протянул мне руку.
Я пожал её и Юра сказал тихо:
- Бросай, Борис, курить.
- Брошу, обязательно брошу. Да всё, уже бросил, - волнуясь, произнёс я.

А потом было вот что. Девочки пришли и сели на скамеечку под высоким стройным тополем, а мы с ребятами рядом. Мест для нас не хватило. Впрочем, одно место с краю, где сидела Люся Комаринская, было. 
- Юра, садись, - пригласила она его. Юра сел. Девчонки беспечно болтали. Люся же сказала, оборвав голоса своих подруг:
- Что-то ты, Юра, зазнаваться стал.
- Неужели? - переспросил он.
- Да, совсем зазнался, - поддержал Люсю чей-то голос (кажется это был голос Щибри  - малеькой и вредной девчонки). Она всегда мешалась в эти дела и  многим доставляла неприятности. Вот и теперь она говорила:
- Да, зазнался, свысока на всех стал смотреть.
- На кого это на всех? - спросил Юра.
Его голос звучал спокойно, рассудительно. Моему другу даже доставляло удовольствие вести эту полемику, пробуя свои силы в этом бесполезном споре. 
Спор действительно стал бесполезным. Ещё несколько минут продолжалась эта дискуссия. Я молчал - ко мне это не относилось. Но Лёня рьяно защищал Юру, бесцеремонно нападая на девчонок словесным ливнем, почти грубо.
Они не выдержали и ушли на другую скамейку, напротив нас, но немного правее.(Вставка в тексте дневника: "Лёнька молодец (Б.К. 1964, Х)"

Прошло еще много времени в бесконечных разговорах. В конце концов мы приблизились к девчонкам, стали играть в телефон и просто болтали.
- Вот идём мы, - говорил Лёня, размахивая руками, - навстречу нам Боря, дымит папиросой.
Среди всеобщего смеха, который меня нисколько не смутил, а даже развеселил, я услышал голос Светы:
- Боря, с твоим ли здоровьем?
Её голос звучал весело и почти мягко. Какой-то отголосок встрепенулся в сердце и замер.Через мгновение это прошло и я опять бросил на неё равнодушно-любопытный взгляд.
Впрочем, в темноте и с моим зрением (очки, я уже говорил, я не ношу, только при чтении надеваю) не мог разглядеть выражение её лица. Да и неважно было теперь мне это. Мы вскоре ушли домой, а по дороге я расстался со своими папиросами.
Сделал я это смешнейшим способом. Я шёл рядом со Светой и сказал, смеясь:
- Ты куришь? Возьми тогда "Беломор".
- Давай, - она решительно протянула руку и я отдал ей одну папиросу.
Её это удивило или поразило. Я оставался совершенно равнодушным - и не только внешне, но и внутренне.
- Бери ещё, - сказал я и протянул еще одну папиросу, потом еще одну.
- Боже мой! - услышал я эти слова, сказанные почти шёпотом. В это же время я увидел, как её рука взметнулась вправо и папиросы улетели за забор. Это произошло так быстро и неслышно, что никто из ребят не заметил или не обратил внимания на эту сценку. А я по-прежнему был равнодушен.

Придя домой, я думал о девчонках, которые живут в нашем гарнизоне. Сколько в них наигранности и высокомерия. Как мало искренности и простоты. Ни одну из них я не назвал бы "милой", пусть она была бы и красива. Нет, городские девчонки лучше. В них больше непринужденности, молодости. Да, и они любят острое словцо и скажут правду в глаза, но сделают это без всяких кривляний, ломаний, без каких-либо повелительных ноток в голосе. Они лучше (несколько слов зачёркнуты - Б.К., январь 2016) сердцем.
Почему так? А может и неправ я! Но скажу точно, что разница между ними есть.

Потом я думал совсем о другом...

(Продолжение следует)

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Мои мемуары
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Yarusya   обратиться по имени Среда, 06 Января 2016 г. 22:43 (ссылка)
Благодарю,Борис! С Рождеством!!!
127247670_14882457 (600x542, 291Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Четверг, 07 Января 2016 г. 05:16 (ссылка)
Yarusya, Спасибо за поздравления и прекрасные пожелания!И Вас, Вашу семью от души поздравляю с праздником Рождества и желаю любви,уюта и тепла, здоровья и благополучия.
с благодарностью (450x200, 127Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Суббота, 08 Октября 2016 г. 04:17 (ссылка)
Интересная глава с точки зрения анализа отношений между Вами и Вашими друзьями, а также между вашей мальчишеской компанией и девочками. Не совсем понятно, почему Юра и Лёня так настойчиво убеждали Вас бросить курить. Должно быть, взрослые (родители, учителя) просили их об этом, считая (и, скорее всего, правильно), что друзья окажут на Вас более сильное влияние, чем они сами. Ну, и не без того, конечно, что они, понимая, что курение вредно, хотели для Вас хорошего.
С девчонками тоже интересно. Видно, что между Юрой и Люсей какие-то натянутые отношения. И ещё для меня осталось загадкой, почему Вы довольно быстро охладели к Свете. Хотя, как поётся в известной арии, "у любви, как у пташки, крылья":)
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Суббота, 08 Октября 2016 г. 09:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Acid_Nebula

Да, я согласен. Скорее всего моя мама говорила с мамой Юры, а он перед своей мамой мой "авторитет", как своего близкого друга, отстаивал. Юра вообще в строгости и уважении к родителям воспитываться и родители даже приучили его на "вы" с ними разговаривать, что у нас совершенно не было принято в семьях. И с мамой Лёни Гуревича тем более поговорила (Теперь я уверен в этом - моя разговорчивая мамочка могла по часу говорить под окнами с соседкой, встретив её возле дома, возвращаясь с работы, а отец только нетерпеливо поглядывал в окно и злился). А Лёне, когда он бывал у меня в гостях, открыто жаловались на меня и просили повлиять (есть такая сцена в дневнике).
Ну со Светой не так быстро прекратились отношения (время быстро летит в том возоасте). Летом 62-го долго под звёздами гуляли, всю зиму на окна её глядел, затем отвергла мои приглашения на танцы на школьном вечере, хотя сама пригласила (я написал печальные стихи "На вечер школьный я пришёл, чтоб только танцевать с тобою") Потом она то к Лёне Гуревичу тянулась, то к Саше Козлову прислонялась... Так что охлаждался я постепенно и обоснованно:))
И крылышки любви опали
Спасибо, Ириночка! Всё точно по полочкам разложено.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Пятница, 14 Октября 2016 г. 04:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Да, Борис, понятно. Если девушка взаимностью не отвечала, да и, вообще, как-то странно относилась к Вашей к ней любви (приглашала на вечер, а потом с Вами не танцевала, заигрывала с другими парнями и т.д.), то чувство постепенно угасло.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку