-Метки

"искра" 1960-е годы аватар авторская песня андрей ивлев антисемитизм аудиозаписи б.в.грызлов банда малолеток с улицы текстильщиков блоги бобруйск борис комиссаров борис путинцев валерий ярош верховный суд рф вестник civitas видео виктор курочкин вирусы владимир высоцкий водка война всеволод абдулов выборы гарнизон геннадий брук госдума грипп депутаты детство дневник дом домофон дружба евреи европейский суд жан-поль коста журнал "вагант" забайкальск закон израиль интернет кгб книги компьютер конституционный суд коррупция лохотрон марина влади марк цыбульский марлена зимна марщрутка медведев мошенничество музучилище музшкола музыка надзорная жалоба настройка национализм николай макеев о себе пенсионные права пенсионный фонд пенсия песни пластиковые окна подлог в верховном суде рф подъезд поздравления позитив политика полковник баранец потолки почта россии права человека правосудие президент медведев психология путин родители родословная роман-дневник о юности свобода слова свое видео сергей зайцев симпа сми сретенск ссср сталин статьи стихи судьба и время судья кнышев в.п. татьяна зайцева украина фильм форум форумы фото холокост чита

 -Рубрики

 -Цитатник

Моя жизнь в СССР в 1960-х годах - (0)

Борис Комиссаров. Моя жизнь в СССР в 1960-х годах ХОТЕЛ БЫ С ЛЮБИМОЮ СЛИТЬСЯ Роман-дневник...

Без заголовка - (0)

https://www.liveinternet.ru/users/4799833/post501205350/ https://www.liveinternet.ru/users/479983...

Продукты для разжижения крови - (2)

На заметку! Продукты для разжижения крови.

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни - (3)

В котле памяти годы кипят. О второй журнальной публикации и грехе гордыни Первой моей журнальн...

С днем рождения, друже! - (5)

С днем рождения, друже! На стыке декабря и января мы ждем всегда чудес, сам переход в другое лето...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:57 05.09.2009
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии общая
общая
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Борис_Комиссаров

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вл.высоцкий.история.поэзия.литература.музыка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 20900


Дневник. Тетрадь седьмая. В Чите (6)

Воскресенье, 27 Декабря 2015 г. 08:59 + в цитатник

Предыдущая часть

1963
Последние дни марта


Сказка о маленькой фее

- Ну как, Борис, ты себя чувствуешь?
- Хорошо, - бодро ответил я. - Утром немного мутило, а теперь ничего.
- Ну смотри, - сегодня мы должны идти к Крушельницкой.
Он ушёл, а я прошёл в комнату и пока было время, взял один из томов Горького. Посмотрел заголовки содержания и сразу же увидел подчёркнутое Валерой название: "О маленькой фее и молодом чабане. Валахшская сказка".
Я читал её и с каждым мгновением всё больше погружался в смысл этой сказки. Ничего не осталось, кроме чудесной музыки, которая лилась из каждого слова. Всё остальное куда-то уплывало - такую жизненную силу давала эта сказка.
"У людей очень много грустных сказок; промолчим на вопрос, почему это так, и послушаем одну из них, новую сказку на старую тему, сказку, которую рассказывают на Дунае, голубой реке..."
Так начинается повествование о прекрасной фее и её возлюбленном, молодом человеке, пасущим овец в широкой, вольной степи.
Чудесное очарование и светлую романтичность таит в себе эта сказка. Сказка необыкновенной силы и человеческой красоты. Сказка о песнях, о лесе, о степи, и о людях. О горячих поцелуях и свободной прекрасной любви. Эх! Да разве расскажешь об этом! 
Это - как весеннее дуновение ветерка, как песнь соловья, как запах цветка.
Я прочёл, не отрываясь, единым духом всю сказку, и прочитав, понял, что познал нечто, что носит название ПРЕКРАСНОГО.


Нас слушала Крушельницкая

С этим чувством я отправился с Валерием в музучилище. На вешалке сняли пальто и взошли наверх. Крушельницкой там не оказалось. Мы спустились вниз и вошли в актовый зал.
Шла репетиция. В зале сидело всего несколько человек в разных местах. Мой учитель сел и стал слушать исполнение оркестра. Я тоже присел.
Играл рояль в сопровождении струнного оркестра. Это была сильная вещь. Мощные, трепещущие звуки лились из инструмента и сопровождались оркестром. Благородные порывы и страстные восторги, и пылающее сердце - всё было в этой огромной, всеобъемлющей музыке. И снова вступала пианистка. И звучала трель соловья на самых верхних нотах и затаённое дыхание весны. Это дыхание подхватил оркестр и понеслось оно, свободное и великое, в лазурную даль неба. Это - радость! Это - любовь! (Сноска в конце страницы: "исполнялась фантазия Аренского на темы Рябинина"). 



Замерли звуки на последнем аккорде, музыканты разошлись, а мы опять поднялись наверх и вскоре меня слушала молодой преподаватель  Крушельницкая. (Кстати, я подобрал  видео, на котором  старинный зал с обшарпанными креслами и состав оркестра очень схожи с залом и составом струнного оркестра читинского музучилища в 1963-м году. - Б.К., декабрь 2015).
Я играл гаммы, этюды, пьесы. Крушельницкая делала полезные для меня замечания, хвалила мою технику. Как и говорил Валера, Крушельницкая оказалась музыкантом большого внутреннего смысла. 
Я стал играть "Разлуку" Глинки.


- Начало сыграй медленней, - сказала она: так, как будто чего-то вспоминая.
Она сама села за инструмент и сыграла Глинку: замечательно!
Вообще меня слушали двое преподавателей. Вместе с Крушельницкой возле меня сидела ещё одна молодая преподавательница.
- Это очень, очень сентиментальная вещь, - сказала она. - Её нужно почувствовать.
Я сыграл с чувством и она поняла. Подбирая слова, сказала:
- В нём что-то есть, это чувствуется.
Меня отпустили, а Валера еще остался поговорить с преподавателями.


Поход в кинокассу

Из музучилища я пошёл в кинотеатр "Забайкалец" за билетами в кино.
И не стоит вспоминать, как я отстоял в этой очереди. Хотел написать по этому поводу юмористический рассказ в своём дневнике, но... Нет, довольно! Сил нет снова переживать это трагикомическое состояние еще раз.
Но в общих чертах скажу: некоторые людоеды были до того нахальны, что мне пришлось взять билеты шести или семи гражданам, каждому по несколько и двоих пропустить впереди себя, так как я был не в состоянии запомнить, кому, сколько, на какой сеанс нужно было взять билеты.
После трёхчасовой борьбы я занял позицию у кассы и прохрипел в окошко.
- Пять на семь и семь на пять!
Это означало пять билетов на семь часов и семь билетов на пять часов. 
Вышел из поля боя и меня тут же осадили клиенты и расхватали билеты. Мне достался куцый билетик, но не на тот сеанс, на который я хотел пойти. Уф! Кончено! И тут новая неожиданность: у двери меня встречает один такой-сякой и заявляет:
- А мне вы взяли три билета, ведь я самый первый дал вам деньги?
Под его невыносимо-печальным взглядом я отдаю ему его рубль и чувствую себя самым последним мерзавцем на свете.
После кино пошёл к брату и взял у него чемоданчик. В чемоданчике белая рубашка и чёрный галстук. В этом обмундировании я буду завтра выступать.


Лёва

Пришёл домой и вспомнил, что Валера советовал мне погладить брюки к завтрашнему дню. Но меня терзал мучительный вопрос: ничего, кроме брюк, из верхней одежды я из дому не взял. Как же мне погладить брюки?
Лёва - милый мальчик, разрешил этот вопрос, дав мне надеть на время его спортивные брюки. Они были мне немного широки в талии и мне приходилось их чуть-чуть подтягивать.
Я попросил у Галины Александровны утюг, а Лёва раздобыл где-то и принёс мыльную воду с марлечкой и тоже решил погладить свои брюки. И вот брюки поглажены через влажную мыльную марлю, стрелки на брюках наведены! И за этой работой мы с Лёвой о многом поговорили.
Лёва с особой теплотой говорил о своём родном городе Балее.
- Сейчас Балей очень похорошел. У нас там два крупнейших комбината по добыче золота. Мощные драги работают. По выработке золота Балей стоит на первом месте в Советском Союзе. Во! Во всём Союзе! Предприятия все по добыче золота механизированы. А кроме золота сколько полезных ископаемых добывается: каменный уголь, железная руда. А кроме них в Балее имеется много секретных предприятий. У нас открыты радиоактивные вещества, торий. Один мой друг работает на таком предприятии. Расположено оно под землёй. "Расскажи, - говорю, - как ты там работаешь?" - "Не могу, - отвечает, - рад бы рассказать, да не могу,подписку давал. Могу только сказать, что у нас всё делают электронные машины." А вообще многое ещё не открыли и я уверен, еще много богатств найдут. Ведь у нас не то, что на Урале, где каждый метр земли обследован. У нас был, например, школьный туристический поход.  Отошли за восемьдесят километров от Балея и обнаружили зону радиоактивности. 
- Здорово! Но железную дорогу к вам до сих пор не проложили. До Приисковой доезжаете только. А там как?
- На машинах.
- Видишь ли, - стал объяснять Лёва, - чтобы проложить в Балей железную дорогу, нужно пробивать пятнадцати-километровый туннель... 
И вдруг загорается:
- А какой у нас зато автопарк! Шестьсот машин от 20-тонных самосвалов до "Волги". И сам город стал красивым. Конечно, с Читой его не сравнишь, но всё-таки... Центр Балея заасфальтирован.
- И много заасфальтировано? - уточняю я.
- Довольно большая площадь
- Да... - протягиваю я, а в Сретенске нет ни одного квадратного метра асфальта. - Да, - спохватываюсь я, - возле здания райисполкома заасфальтировано и возле райпотребсоюза. Но строительства никакого нет. Построили, правда, за последнее время несколько неплохих жилых домов, а сейчас для нас строят новую музыкальную школу, а то наша - старая такая, тесная да и, чего доброго, развалиться может... И всё-таки я люблю Сретенск, с восьми лет живу там.
- А я родился в Балее, на моих глазах растёт город. Недавно такой кинотеатр отгрохали! На шестьсот мест! В Чите такого нет. Во!


Оставайся, Борис!

Брюки я погладил и одел их, когда пришёл Валера.
- Идём, Борис, бери все свои ноты. Мы сейчас пойдём к другой преподавательнице.
Быстро накинул пальто и пошёл со своим учителем. Пошли мы не в музыкальное училище, а прямо домой к преподавательнице. Тем более, что Валера - её знакомый (у него вообще все здесь - знакомые).
Её дом был недалеко от нашего и такой же большой, пятиэтажный. Встретил нас молодой человек приятной наружности. Не знаю, кто он, но, кажется, муж преподавательницы. Он скрылся в комнате, чтобы позвать свою жену и вскоре появилась она: тоненькая, гибкая и изящная.
Меня они долго проверяли на старом, уже расстроенном пианино. Потом я ушёл домой и вскоре вслед за мной пришёл Валера. Мы опять разговаривали друг с другом. Он сказал мне:
- Летом ты приедешь в Читу, будешь сдавать экзамены в музучилище. На время экзаменов поживёшь у нас, а потом тебе нужно подыскивать частную квартиру.
- А что, общежития разве нет у музучилища?
- Нет, вообще-то строят и давно строят. Пока я руководил строительством, дело шло, честно тебе скажу. Но вот я перешёл на четвёртый курс и не стал руководить: на четвёртом курсе нас освобождают от всех общественных нагрузок, и тогда опять заглохло строительство. Но сейчас вроде бы опять взялись. Не знаю, как там, но должны всё-таки к новому учебному году достроить.
(Сноска на странице Дневника: "Рублёв был председателем профкома. - Б.К.)".
Тем же вечером Валера сказал мне:
- Оставайся, Борис, у нас до конца каникул, всё равно же, что ты в Сретенске, что в Чите будешь?
- Я не знаю... Родители ведь не знают об этом, - сказал я смущенно, но в глубине души очень радовался такой возможности. Я очень полюбил Читу за это время.
На мои слова Валера ответил:
- А ты напиши письмо и всё родителям объясни.
- Оставайся, - сказал мне Сергей.
- Я тогда телеграмму дам., - ответил я.
Утром следующего дня я пошёл на почтамт. Шли вместе с Сергеем. Он шёл на занятия в техникум и нам было по пути. Я с удовольствием рассматривал улицы и дома. "Хороша Чита"! Я не удержался и произнёс вслух эти слова. И тут же спросил у Сергея:
- А почему в Чите строят только четырех- или пятиэтажные дома? Сергей ответил, что если строить более высокие здания, нужно делать дополнительные приспособления, чтобы дома выдерживали землетрясения.
- Но они редко бывают.
- Ну нельзя сказать, что редко, - ответил будущий горняк.
- Но всё равно очень слабые толчки, - настаивал я.
- Слабые-слабые, но вот дом на улице Ленина развалился от одного землетрясения.
Я расстался с Сергеем, не дойдя до площади Ленина. А перейдя её, очутился возле этого старинного здания. 

На почтампте  дал телеграмму: "Доехал благополучно. Предполагаю остаться до субботы".
Около двенадцати часов я пошёл в политехникум. Зашёл в студенческую столовую и встретил там Женю со Славой. Заодно и пообедал с ними. Сказал им, что выступаю сегодня и Женя снова предложил мне поехать в Домну после выступления. Договорились, что Женя придёт на концерт в музучилище, а оттуда мы поедем в Домну. Поезд - в пять двадцать.
Перед концертом я надел чёрный галстук на белую рубашку и отправился с Валерой в музучилище. Там неожиданно встретил Светлану Захаровну - мою бывшую учительницу музыки. (Сноска в конце страницы: "см. тетрадь вторую." К сожалению, вторая тетрадь утеряна, поэтому никаких подробностей о Светлане Захароване не припомню, а хотелось бы узнать. - Б.К., декабрь 2015). Она с улыбкой поздоровалась со мной:
- Ну, что ты будешь играть на "чтениях"?
Сама она приехала на "Педагогические чтения" от  другой музыкальной школы.
Через некоторое время я сидел рядом с учителем в актовом зале. Концерт никак не начинали, ждали, пока заполнится зал хотя бы наполовину. 

(Продолжение следует)

Рубрики:  Судьба и время/Жил-был я
Судьба и время/Мой старенький чемодан
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Yarusya   обратиться по имени Воскресенье, 27 Декабря 2015 г. 23:44 (ссылка)
Замечательная глава,Борис! прекрасно дополнено музыкой...очень нравится читать..СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!улыбка!
Ответить С цитатой В цитатник
Lusjen_Gordellini   обратиться по имени Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 00:14 (ссылка)
С большим удовольствием читаю. Тем-боле, что я жила в Чите 6 лет))
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 07:03 (ссылка)
Yarusya,
Исходное сообщение Yarusya
Замечательная глава,Борис! прекрасно дополнено музыкой...очень нравится читать..СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!улыбка!


Спасибо за отзыв, Ирочка, очень приятно. Меня не покидает ощущение, что педагогика, литература и музыка очень близки тебе. Еще раз перечитал пост и убедился. что он, вроде, с интересом воспримется ребятами среднего школьного возраста.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 07:14 (ссылка)
Lusjen_Gordellini,
Исходное сообщение Lusjen_Gordellini
С большим удовольствием читаю. Тем-боле, что я жила в Чите 6 лет))

Спасибо большое, Люсенька, значит, мы земляки! Тогда конечно, в моём рассказе о городе будешь узнавать каждое здание, хотя сейчас в Чите стоят уже 16-этажные жилые дома. В следующем посте я поставил фотографию дома, где я жил в 1963-м году. Он когда-то считался элитным и построен был для обкома партии. А мама Валерия работала там на какой-то технической, канцелярской должности.
Ответить С цитатой В цитатник
Lusjen_Gordellini   обратиться по имени Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 13:14 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

С удовольствием буду смотреть фото и читать о Чите. Я там жила в 1981-1988))
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 13:57 (ссылка)

Ответ на комментарий Lusjen_Gordellini

А я в Читу переехал в 76-м, не считая двух лет учёбы в музучилище в 63-65-м. В 88-м начал выступать в прессе за гласность и свободу слова. В 90-м году опубликовал в молодёжной газете свою предвыборную платформу под заголовком "Есть высшая ценность - свобода". Выбрали народным депутатом областного Совета, зам. председателя комитета по правам человека, законности и правопорядку. Был в оппозиции, создал демократическую депутатскую группу. Ох, много было чего... Всего уже не успеть рассказать. Постараюсь хотя бы раннюю юность описать.
Ответить С цитатой В цитатник
Lusjen_Gordellini   обратиться по имени Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 14:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Комиссаров

Как интересно. С ума сойти. Борь, обязательно пиши обо всем. Это бесценный материал. Спасибо, что делишься.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 14:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Lusjen_Gordellini

Кое-что у меня в рубрике: "Чита. Бурные годы (1989-1991)" - 14 постов. Раз есть понимающие меня друзья и читатели, которые ставят лайки и коментярят (Можно так сказать?), значит БУДУ делиться.
Ответить С цитатой В цитатник
Acid_Nebula   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 11:17 (ссылка)
Борис_Комиссаров, сколько всего разнообразного и интересного с Вами происходило в Чите, начиная от прослушивания у известных тогда музыкальных педагогов до покупки билетов в кассе кинотеатра! А повесть о чабане и маленькой фее я тоже читала. Очень правильная и грустная сказка. Но особенно мне нравится оттуда песня о Марко. У меня даже пост с ней был. Если интересно, то вот он: http://www.liveinternet.ru/users/waves/post372140168/
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Комиссаров   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 12:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Acid_Nebula

Acid_Nebula, Я тоже прочитал Ваш замечательный пост и оставил отзыв. Я и сам удивляюсь, сколько разнообразного и нового приносил мне каждый новый день в Чите. И когда только успевал всё записывать! Но вот парадокс. Благодаря подробным записям не было необходимости годами и десятилетиями заполнять свою память давно прошедшей повседневностью. Поэтому с удивлением и огромным интересом читаю каждую давно позабытую мелочь (например, сцену покупки билетов на популярный кинофильм).
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку