-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в алексей76

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2009
Записей: 12
Комментариев: 93
Написано: 17116


Без заголовка

Воскресенье, 13 Сентября 2015 г. 09:21 + в цитатник
Цитата сообщения Жора_Фридман ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ - ОСЕНЬ ПАТРИАРХА

 



"Мои отношения с саксофоном – как счастливый брак, я получаю огромное удовольствие от игры самой по себе, неважно работа ли это, зарабатываю ли я при этом деньги ... Но даже если бы мне не нужно было зарабатывать моя потребность в том чтобы брать саксофон в руки каждый день никуда бы не делась" - Сонни Роллинс



Очередная часть сравнительно постоянной рубрики наших с вами страничек, возможно кого то и удивит. Но с одной стороны, мейнстрим - это совсем необязательно скучно или банально. С другой стороны - после ударных и отчасти надрывных предыдущих частей, вполне уместно что то неназойливо лёгкое, одетое в мягкие домашние тапочки и укрытое тёплым пледом, но от этого не менее значительное - как в в плане собственной музыкальной самодостостаточности, так и в плане влияния на мировую музыку в целом. Да и и писать о живых всё же легче чем об уже ушедших. Кроме того, есть ещё один аспект - тема джаза на наших с вами страничках остаётся практически нераскрытой. Ну и как многие уже догадались, сегодня имеется дата. Даже не так - ДАТА. Но начну я, как всегда, немного издалека


Одним известным автором очень верно подмечено, что искусство отражает свою эпоху. В 1940 ом в Европе уже вовсю шла Вторая Мировая Война, а за океаном, в клубе Minton's Playhouse группа не особо известных музыкантов выковывала острый, дерзкий, резкий и агрессивный бибоп - стиль джаза, который придёт позже на смену легковесному и романтичному коммерческому свингу и станет главной джазовой революцией ХХ века, подвинув сам джаз от музыки чувств и из сектора "чисто развлекухи" до академического и высокоинтеллектуального искусства


Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи, 1949г

Благодаря забастовке Американской федерации музыкантов в середине сороковых, первые боповые пластинки и радиоэфиры появились лишь в 1944ом, сразу став предметом бурлений - от восторгов до полного неприятия. С лёгкой руки бибоперов возникла первая молодёжная субкультура - хипстеры (отчасти это было связано с экстентричным поведением и не менее вызывающими нарядами боповых музыкантов). С музыкальной точки зрения бибоп - музыка технически сложная, особенно для неподготовленного музыканта - ломовой темп, усложнённые гармонии. Всё это требовало даже от бывалых виртуозов высочайшего психологического напряжения, и для снятия стресса алкоголь и наркота повсеместно использовались участниками боповой сцены - например, офицер, участвовавший в опознании умершего в отеле Чарли Паркера, записал в протоколе "на вид 53 года", хотя Паркеру было всего 34. И опять же, с лёгкой руки боперов впервые герасим и кокс широко пошли в массы - поклонники подражали музыкантам. Из хорошего - бибоп стал стилем, из которого вышел весь современный джаз и выработал музыкальный язык, который используется практически всеми современными джазменами


Вот в этот плавильный котёл музыкальной революции попал совсем молодым Теодор Уолтер Роллинс по прозвищу "Сонни". Родившийся в Гарлеме в 1930ом, начинавший как альт-саксофонист, позже переключившийся на тенор, с 16 лет он занимался исключительно музыкой : "Всё, что я хотел, это дудеть в свою трубу и делать это лучше" - Роллинс. Ему много везло на знакомство со знаковыми музыкантами той эпохи, первая его запись - в 1949ом - с Майлзом Дэвисом и Бадом Пауэллом, первая сольная запись в 1951ом - с Modern Jazz Quartet, далее его заметил Телониус Монк, сделавший с Роллинсом несколько альбомов


Макс Роуч, Майлз Дэвис, Сонни Роллинс, 1956г


В 1954ом, в составе квинтета Майлза Дэвиса, Роллинс записал композиции «Oleo», «Airegin» и «Doxy», за которые его позже будут называть самым влиятельным тенористом джаза и если сравнивать - разве что с гениальным Колтрейном


Miles Davis Quintet - Oleo :






На "Олео" стоит остановиться подробнее и вот почему - если другие популярные темы Роллинса - "Нигерию", "Докси" и конечно же, "Сент-Томас", джазмены с именем играют охотно, то "Олео" на пластинках других исполнителей вы встретите нечасто. Но зато эта тема - в тройке самых исполняемых среди постигающих джаз студентов. Могу по собственному опыту засвидетельствовать - на эстрадных отделениях музучилищ эту тему играют буквально все и на всех инструментах


В середине 50ых Роллинс демонстрировал невероятную работоспособность - 6 сольных дисков в 56ом, 4 - в 57ом, 3 - в 58ом. Именно в это время он вырабатывал и оттачивал свой узнаваемый сочинительский стиль и оригинальную манеру импровизации. "Буду краток. Не знаю, как сейчас, а одно время джаз считался чуть ли не самой стильной музыкой. На общем фоне больше всех выделялись тенор-саксофонисты. Почему именно они? Да потому что среди них были такие люди, как Сонни Роллинз и Джон Колтрейн. Такой подспудной мощью звучания, как у Роллинза и Колтрейна, больше не обладал ни один другой инструмент. Есть несколько причин, по которым меня привлекает Сонни Роллинз. Одна - это удивительная открытость при исполнении стандартных, обычных на первый взгляд вещей, делающая его неподражаемым. Незаметно войдя в лоно мелодии, Роллинз сперва не спеша раскрывает ее содержимое и лишь затем перекраивает на свой лад, как бы заводя пружину заново. Оставляя нетронутой внешнюю структуру, он прибегает к текстовым перестановкам внутри композиции. Я не перестаю восхищаться непредсказуемостью Роллинза" - Харуки Мураками, "Джазовые портреты"




Sonny Rollins - St. Thomas :






Впрочем, выдавая по нескольку альбомов в год, Роллинс несколько раз "уходил" из музыки, правда, после нескольких лет молчания неизменно возвращаясь. Первый раз произошёл не совсем по своей воле в 1950ом году - участие в вооруженом ограблении и срок 3 года. В 51ом выход по УДО и вскоре снова срок - взяли с гердосом на кармане. В 1954ом вскоре после эпохальной пластинки с Дэвисом опять перерыв - лечение от наркотической зависимости - эти джазовые старички были те ещё старички-разбойнички


Sonny Rollins - Why Don't I :






Позже, после продуктивнейшей концовки конца 50х он снова исчез с музыкального небосклона : "Я был очень известен в том время и я чувствовал, что мне нужно освежить разные аспекты моего ремесла. Я чувствовал я получал слишком много и слишком быстро, так, что я сказал себе: «Подожди минуту. Я иду своей дорогой и я не хочу чтобы люди толкнули меня там, где я могу упасть». Я хотел делать себя вместе, но по собственному разумению. Я практиковался на мосту, на Вильямсбургском мосту потому что я жил тогда в Нижнем Ист-Сайде" - Роллинс. Очередное "возвращение" Сонни случилось в 1962 году в ансамбле с гитаристом Джимом Холлом и это был уже кул джаз


Sonny Rollins & Jim Hall - Without a song :






А дальше его затянуло в хард боп, и, хотя некоторые источники называют его в числе создателей стиля, он, скорей, один из самых известных его исполнителей и популяризаторов. Кроме того, в 66ом он он попробовал себя в роли кинокомпозитора, написав саундтрек к фильму "Альфи". И хотя эта картина, имея 5 номинаций на Оскар и выдвигавшаяся на Золотую ветвь Каннского кинофестиваля, призов не получила, музыка к фильму, что называется, "прозвучала"


Sonny Rollins - Alfie's Theme :






Семидесятые были для него временем очередного "отпуска" и новых музыкальных горизонтов - латин, фанк и фьюжн. В 80е он поучаствовал в записи альбома Rolling Stones, а в сольных работах вновь вернулся к хард бопу, приправленому поп интонациями и пряной долькой полимодальности


Sonny Rollins - Jo Jo :






В 90е Роллинс много гастролирует, в 2000ых трижды получает Грэмми - за лучший джазовый альбом в 2001, за лучшее джазовое соло в 2005 и, так сказать, "по совокупности заслуг" - в 2004, в 2006ом открывает собственный лэйбл Doxy.


Сегодня Колоссу джаза исполнилось 85. И в завершение этого очерка остаётся только пожелать Сонни Роллинсу крепкого здоровья и сказать спасибо - за всё то, что он за эти 85 лет сделал для музыки



Sonny Rollins - Mava Mava :





_________________________________________________

БОНУС -


Посмотреть : Sonny Rollins / Jack DeJohnette / David Murray - Jazz Jamboree Live (1983)


Послушать : Дискография Сонни Роллинса на Рутрекере


Почитать : Интервью журналу Jazz Weekly



Spellbinder_Odesser   обратиться по имени Понедельник, 14 Сентября 2015 г. 06:04 (ссылка)
Неужели новая запись в твоем дневнике?! )
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку