-Метки

Музыкальное актуальное антропология архитектура астрономия белый веды ведьминское великая богиня веселое весеннее видео вов вода волшебное генетика геноцид головной убор грибы день победы деревья дизайн драконы древний мир египет женские образы женщина живая природа живопись животные зарисовки здоровье зима змеи имена индейцы индийское индия искусство искусство и ремесла история история археология история костюма история нашей цивилизации история руси италия йога календарь праздников клиника кошачье красота кулинария летнее ликбез лингвистика личное мифология мода и стиль мои любимые стихи мои работы мои фото мужские образы мужчина и женщина музыка мультики народное новогоднее о любви образы мироздания общество осеннее осторожно христианство! письменность планета земля поздравления поэзия праздники психология птицы размышлизмы расширяя границы сознания религия родные боги русский стиль самоделки свечи символы сказки славянская культура славянское сознание стихи танец тесты традиции философское фото фотография цветочное настроение церковь этимология ягинское языческое язычество

 -Всегда под рукой

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в DONNA_FLORA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 15566


“Ни жива, ни мертва”. Или зачем умирают невесты?

Суббота, 10 Марта 2012 г. 18:20 + в цитатник

Языческий обряд инициации в русской свадебной традиции.

1312790059_nevesta Юрий Алексеевич Сергеев (300x334, 47Kb)Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу как многодневное безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до упаду пляшут, до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в действительности эти гулянья — лишь вторая часть народного свадебного ритуала, когда-то называвшаяся «красным столом». Первая его часть — «черный стол» — почти полностью забыта. В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна была ехать на обряд освещения семейного союза не в праздничном платье, как это часто показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны. Да это и были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих обрученная была никем иным, как живым мертвецом. Рудименты этих представлений можно было встретить в русских деревнях ещё в начале XX века. Да и сейчас их тени иногда проступают среди беспечного свадебного веселья.



nevesta Юрий Алексеевич Сергеев



Договориться с покойными


Представления о невесте как о лиминальном (от латинского limen, liminis — порог, врата) существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов.

Одевание мёртвой (Одевание невесты), 1855 (700x518, 108Kb)
Одевание мёртвой (Одевание невесты), 1855 Гюстав Курбе

Речь идет о рудиментах так называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью которых человек менял свой экзистенциальный статус: рождение — совершеннолетие — брак и смерть (число стадий у разных народов варьировалось). Все эти обряды объединяло одно: они были нужны для удачного контакта с миром мертвых. Так, родившийся младенец в архаическую эпоху воспринимался как существо, пришедшее из мира духов, и нужен был обряд, который разорвал бы его связь с мертвым царством. В противном случае, мертвецы могли причинить через него значительный вред живым. Во время похорон, напротив, было важно, чтобы мертвец навсегда ушел к предкам и не мучил родных своими страшными визитами.

Виктор Алексеевич Бобров (1842 - 1918) «Меланхолия невесты»  (395x512, 53Kb)
Виктор Алексеевич Бобров (1842 - 1918) «Меланхолия невесты»


Но рождение и смерть — это ситуации на границах жизненного цикла, требующие однозначного разделения двух миров. С превращением подростков во взрослых членов племени (совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) — ситуация была более сложная. Дело в том, что представление о духах в ранних обществах всегда амбивалентно: мертвые могут быть одновременно и добры, и злы к живым. Поэтому покойников не только боялись, но и почитали как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта. В частности, считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.

Маковский Владимир Егорович. Под венец. 1884 г. (700x526, 97Kb)
Маковский Владимир Егорович. Под венец. 1884 г.


Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных первобытных народов до сих пор считается, что человек во время инициации покидает этот свет по-настоящему. Ситуация была довольно непростой: сначала надо было успешно умереть, чтобы предки приняли тебя за своего, а потом благополучно вернуться в этот мир, не потеряв человеческую природу и не став оборотнем. Именно это должны были гарантировать обереги и особые ритуалы.

В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу» 1848 (567x700, 44Kb)
В.Е. Феклистов «Приготовление невесты к венцу» 1848

В реальности инициируемый уходил в установленные места, где, как считалось, был возможен контакт с иной реальностью. Там он проводил некоторое время, от нескольких дней до трех месяцев, пока жрецы и шаманы совершали над ним соответствующие обряды и передавали знания, доступные только взрослым членам племени. Ощущение реальности контакта с другим миром, надо полагать, было полным: участники ритуала принимали галлюциногены, входили в транс и забывались в священных танцах. Все это время инициируемый считался живым мертвецом и реальным источником опасности для своих живых соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием христианства — обычно до венчания).

Иван Куликов. Убор невесты 1907 г. (545x640, 126Kb)
Иван Куликов. Убор невесты 1907 г.


Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой происходит что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности, которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.


Живые мертвецы


По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. По крайней мере, так расшифровывает эту формулу Владимир Пропп (1895–1970) в своей знаменитой книге «Исторические корни волшебной сказки». Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.


Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.


Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

Накануне девичника.Перов Василий Григорьевич (700x443, 77Kb)
Накануне девичника.Перов Василий Григорьевич

В Рязани невест до сих пор называют «русалками». Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

Девичник в купеческом доме (700x512, 94Kb)
Девичник в купеческом доме

В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки (мальчишников, кстати, тогда не было).

Корзухин А.И.«Девичник», (1889)  (700x436, 92Kb)
Корзухин А.И.«Девичник», (1889)

Баня всегда считалась самым сокральным местом в деревне или во дворе, кому надо пообщаться с бесами — пожалуйте сюда. Связь с миром мертвых здесь вполне очевидна


Замуж за медведя


Жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены племени, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях Центральной России. Так, в Смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «волком», а во Владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «превратиться» в своего тотемного предка. А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

Празднество свадебного сговора. Михаил Шибанов. (640x525, 77Kb)
Празднество свадебного сговора. Михаил Шибанов.

Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

Klavdiy_Lebedev_Boyar's_Wedding (700x504, 118Kb)
Клавдий Лебедев. Боярская свадьба 1883 г.

Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом.


В Нижегородской губернии «охранницы» прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т. п. В архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное описывалось ещё в Египетской книге мертвых. Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

1(171) (700x296, 53Kb)
Рябушкин А.П. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии

Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость. Угадывать надо было до трех раз. Если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.


Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (крестный жениха).
Это те, кого Пропп называет «волшебными помощниками», вроде Конька-Горбунка. Без них живой в мире мертвых очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более коварными обитателями потустороннего мира, чем подруги невесты. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник.

Maximov_Sorcerer_Wedding (700x434, 104Kb)
Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного.
После благословения родителей невесты свадебный поезд. Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых.


В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.


Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли в дом к жениху.

Ю.Матросов Свадебный обряд. (700x490, 90Kb)
Ю.Матросов Свадебный обряд.

Здесь все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах. В доме мужа невеста надевала белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка — головной убор замужних женщин.


После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.


«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия».Маковский К. Е. 1883. (700x405, 89Kb)
«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия».Маковский К. Е. 1883.


Совсем не страшно


За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет ничего общего с трауром. Жених из опасливо крадущегося по миру мертвых чужака стал безусловным хозяином положения. Он сам выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг, вошедшие в моду в 1950-е годы.


Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них все делает тамада или ресторанный распорядитель. Об их прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую трансформировалось погребальное полотенце. Ритуальный веник давно превратился в невестин букет. Фата не обязательна: взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут изменять. Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть можно разве что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища новобрачные теперь заезжают к вечному огню или памятникам. Сохранились подношение каравая, осыпание зерном и монетами — это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все времена. По этой же причине остались и многочисленные обереги. Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной служит обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь произошло явное смешение с кавказской традицией. И ищут её теперь не родственники, а молодой муж — так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об истинном значении традиции уже никто не помнит.

 

Соломко С.С. Свадебная церемония.1909 (425x700, 99Kb)
Соломко С.С. Свадебная церемония.1909

http://www.pseudology.org/Sex/Semyevedenie/53.htm

http://05-prazdnik.ucoz.ru/index/tradicionnaja_slavjanskaja_svadba/0-8

 http://avega.net.ua/avega/index.php/prazdniki-i-obryady/1825-2011-08-26-13-56-44.html

Метки:  

Процитировано 17 раз
Понравилось: 7 пользователям

Лора_Бруни   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 08:40 (ссылка)
довольно познавательно) благодарю за информацию
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 11:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Лора_Бруни

Спасибо!
Мне многое стало понятно из того, что дошло до наших дней в виде отголосков древний традиций.
Например - почему невеста не должна ничего делать в день свадьбы. Слышала, но было не понятно, зачем её обязательно нужно оставаться в покое.
Про то, что невесту на свадьбе прячут(хоронят), а жених её ищет - это всем тоже известно, но было непонятно - зачем. Ну и многое другое....про белое платье тоже. Мертвая(спокойная) земля под снежным покрывалом.
На второй день свадьбы она уже не в белом...
Ответить С цитатой В цитатник
Galadriel999   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 16:06 (ссылка)
Думаю, что именно жених представлял мир мертвых и он приходил, чтобы украсть животворящую деву, для того, чтобы воскреснуть из мертвых. Ведь только посредством женщины могла появиться новая жизнь.Так, как дева общалась с "мертвецом", она и сама уже находилась между двух миров. Поэтому ее и боялись и оплакивали. Но не зря на свадьбе есть обычай умыкнуть невесту. Никто не стал бы умыкать мертвое, умыкали именно живое, ту, что должна дать жизнь.
Это перекликается с Элевсинскими мистериями, где живая Персефона оказывается в мертвом царстве Аида.
Дева, как красно солнышко, переставала светить на Родине, отправляясь воскрешать жизнь в чужой сторонке.
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 16:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Galadriel999

Невесту прятали в чулан. Я и статью эту нашла случайно, ходила по метке "ведьмин чуланчик".
Оттуда её и извлекал жених, который к тому времени уже прошел обряд инициации. И (уже оговаривался этот момент) находился к этому времени в мире живых. Как, впрочем во всех русских сказках: чтобы вернуть невесту - нужно попасть в царство Кощея..)
Ответить С цитатой В цитатник
Galadriel999   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 16:45 (ссылка)
Вероятно, что чулан был той пограничной зоной, что отсекала невесту с одной стороны и еще не доставляло невесту в другую сторону. Это, своего рода сумеречная зона.
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 19:17 (ссылка)
Тут ещё один интересный момент есть. Я пока не разобралась, но пытаюсь. А Вы заметили на картине колдуна, который пришел на свадьбу? Как думаете - почему?

http://poshlo.su/main/17363-ZHENSHINAMI_ne_rozhday...loraciya_v_kul_turah_mira.html
Ответить С цитатой В цитатник
Galadriel999   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 19:44 (ссылка)
На какой именно, картине?
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 20:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Galadriel999

На картине Василия Максимова. "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"
Ответить С цитатой В цитатник
Galadriel999   обратиться по имени Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 23:57 (ссылка)
Свет на стороне жениха и невесты, словно заходящее солнце осени, а колдун расположен в темноте и покрыт снегом. Колдун - как преддверие зимы.
Что еще интересно о праве первой ночи. Вероятно, моя версия, что на Ивана Купала, или в день солнцестояния, когда жгли костры. девушки выбирали пару по-любви. Осень, когда играли свадьбу, не имела отношений к любви. это была скорее торговая сделка. Парень, который забирал в свой род невесту, получал ее с "приданным", то есть с первенцем от ее рода. За то, что девушка будет возрождать предков его рода, он должен был воспитывать и первенца от ее рода. Может, поэтому позже возник обычай приносить первенцев в жертву...
Ответить С цитатой В цитатник
Galadriel999   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 01:22 (ссылка)
http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/index.htm
здесь можно кое-что узнать
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 10:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Galadriel999

Благодарю за ссылку. Там действительно много всего.
Но, то что меня интересовало - я не нашла. А именно: каковы были функции колдуна на свадьбе...
Ответить С цитатой В цитатник
Farta   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 20:06 (ссылка)
Мне сразу сказка о мёртвой царевне вспомнилась. Наверняка она тоже родилась из этих обычаев. А вообще просто удивительно - столько веков прошло, а традиции до сих пор живут, хоть и сильно видоизменились.
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 20:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Farta

Да, в сказках всё это отражено. Мне тоже она вспомнилась. Потом прочитала исследование:

"Любой мужчина знает, что для дальнейшего благополучного брака просто лишить невинности девушку мало, нужно еще «сделать ее своей», в сказочных вариантах – разбудить Спящую красавицу, расколдовать, снять «лягушачью кожу». «Спящая» - это бесчувственная, фригидная. Разбудить ее (завести, зажечь, разбудить женщину) – поистине героический подвиг для девственника." - можно и так трактовать
Ответить С цитатой В цитатник
Farta   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 21:54 (ссылка)
Про катину вот что нашла:

Самая известная картина Василия Максимовича Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Сюжет выбран на редкость удачно: показаны яркие стороны народного быта — свадебный обряд и вера в колдовство. Очевиден обличительный смысл (тогда это было почти обязательным требованием к произведению искусства) — суеверие и непросвещённость крестьянства. К тому же на всём лежит некий отблеск страшной сказки. Колдуна, похоже, не приглашали, теперь ему спешат угодить, а он смотрит с мрачным торжеством. Игра света и тени в плохо освещённой избе усиливает зловещее впечатление и приобретает значение символа (молодожёны — в световом пятне, а колдун как бы распространяет вокруг себя тьму).
Ответить С цитатой В цитатник
Farta   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 22:00 (ссылка)
[И ещё:

В крестьянской избе играют свадьбу. В красном углу под образами стоят молодые. За столами расположились родственники, соседи. Начался веселый пир. Вдруг дверь отворилась, и в избу вошел старик в закиданном снегом тулупе, с суковатой палкой в руке. Это был деревенский колдун. Все испуганно обернулись к двери. Смолкли разговоры, шутки. Хозяева спешат задобрить незваного гостя - подносят ему хлеб-соль. Рассердится колдун - сглазит, нагонит болезнь, изведет красоту...

Картина называется: "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". Ее написал Василий Максимович Максимов.

Работа над картиной началась с воспоминаний. Художник был мальчиком, когда женился его старший брат.

- Молодые стояли в красном углу, оба они очень красивые, все любовались ими...- рассказывал художник.- Вдруг вошел какой-то человек с собакой и, не снимая шапки, стоял у порога. Все гости переглянулись и шептали друг другу: "Колдун, колдун пришел". Тогда дядя встал и громко сказал: "Колдун, подойди сюда, выпей за здоровье молодых и не мешай пировать". Поднесли колдуну чарку, сунули ему в руку какую-то монету, и колдун исчез со своей собакой".
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 22:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Farta

Нет, ну что Вы! Это глупости..)))
Нигде торжество знахарей так не прославляется, как в сельских свадьбах. Благополучная семейная жизнь, вечные раздоры, болезни первых годов, домашние беды — все зависит от знахарей.



Поселянин, затевая свадьбу, особливо зажиточный, идет к знахарю с большими подарками, поклонами, с просьбами— защитить его молодых от свадебной порухи. Здесь-то знахарь высказывает все свое могущество; здесь-то робкий поселянин, устрашенный до последней возможности, делает несчетные посулы за спасение своего семейства. Знахарь в сельской свадьбе есть первый гость: его зовут на пирушку прежде всех; ему принадлежит первая чарка зеленого вина; ему пекут пирог: ему отсылают первые подарки; его все боятся; при нем все покойны. Удивительно ли, что после этого все свадебные проказы знахарей обольщают воображение поселян, когда ему присвоены такие преимущества в сельской жизни.



Свадебная поруха состоит в соблюдении многих обрядов для будущего благополучия «князя и княгини». Так величают в деревне новобрачных. Знахарь осматривает все углы, притолоки, пороги, читает наговоры, поит наговорною водою, дует на скатерти, вертит кругом стол, обметает потолок, оскабливает вереи, кладет ключ под порог, выгоняет черных собак со двора, осматривает метлы, сжигает голики, окуривает баню, пересчитывает плиты в печи, сбрызгивает кушанья, вяжет снопы спальные, ездит в лес за бунзою и вручает свату ветку девятизернового стручка. Эта ветка есть верх искусства. Если ее будут держать за пазухой попеременно то сват, то сваха, то все умыслы врагов обратятся ни во что. Если поедет поезд, забьют лошади от злобного наговора, то стоит только махнуть этою веткою, и все будет спокойно.



Случись беда на пирушке, развяжись кушак у молодого, отвались что-нибудь от кики молодой, оторвись супонь у лошади, все исправит эта одна ветка. На третий день знахарь берет свата с собою в баню, и здесь происходит рассчет в посулах. Если получит все уговорное, тогда эту ветку сжигают. Этим оканчивается обряд свадебной порухи.

Сказания русского народа

собранные Иваном Петровичем Сахаровым
http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/

Вежливец, вежливой - почетное прозвание колдуна на свадьбе.
На Руси Вежливцем называли знахаря, колдуна, который предупреждал опасные случайности и разрушал злые чары во время свадебного обряда, не позволяя никому рассорить молодых.

В Сибири, как и во многих других областях России, дружка, именуемый вежливцем, сторожем, большаком, опасным, был «особенным знатоком всех обрядностей в их принятой последовательности».

Местами эта деятельность дружки называлась «отпустить свадьбу» и совпадала по назначению своему с ролью священника, хотя совершение христианского обряда тоже непременно присутствовало. Если действия дружки при этом слиш-ком явно вступали в конфликт с церковью и это становилось известно властям, он подвергался церковному наказанию. Вежливец также усаживает поезжан и жениха в передний угол на войлок (на стол при этом подается сырой гусь, хлеб, солонка с солью); после благословения он выметает под полатями и на пороге избы своей полой; лепит куски воска к гривам коней и т. п.

Но именно поэтому колдун был и обязательной частью свадебного поезда: он получал почетное место на семейных или деревенских праздниках, чтобы защитить от дурного глаза или других чар враждебных ведьм и колдунов, которые могли, например, обратить участников свадебного поезда в диких зверей. Колдун выступал даже в роли свадебного дружки.

В Пермском крае обязанности колдуна вежливца включали такие действия: подложить солому под ноги невесте, чтобы защитить ее от уроков и призоров; подать невесте воду для омовения лица или даже умыть ее лицо самому; обойти вокруг всего свадебного поезда, чтобы удостовериться, нет ли где колдовства; сопровождать невесту и жениха после свадебного пира в их покои; укладывать на постель; обходить вокруг их ложа с нашептыванием оградительных заговоров; он также отвечал за то, чтобы разбудить молодых на следующее утро. О колдуне известно, что он очень груб и сидит за столом в шапке; поэтому по отношению к нему употребляли эвфемизм вежливец. У одного из авторов, описывавших обычаи русских в Сибири, мы находим: вежливец был почитаемым человеком в своей деревне, хорошо знающим свадебный ритуал и (что звучит довольно странно!) игравшим роль колдуна. Другой автор утверждает, что вежливец, дружка и сторож — синонимы; их задачей было обеспечение магической защиты свадебного поезда, в основном с помощью восковых комочков от свеч, горевших на предшествующую Пасху, которые они бросали на всех участников поезда. В.И. Даль отмечает, что в Сибири на свадьбе присутствовал большак, чтобы защитить участников церемонии от дурного глаза.

Аббат Шапп дОтерош в его труде о Российской империи во второй половине XVIII века описал то, чему сам был свидетелем, — довольно многолюдную городскую свадьбу в Тобольске, на которой колдун присутствовал, чтобы противостоять любому вредоносному действию других волшебников, и сопровождал процессию к свадебным покоям.

В ряде районов колдун следил за ритуальным омовением невесты в бане. Сравнительно недавно, в 1971 году, в Вологодской области было записано, что колдун (в данном случае называемый сторожем) вел невесту в баню, опоясавшись рыболовной сетью; затем он должен был попарить невесту березовым веником (что обычно для русской северной бани) и прочитать заговор: Как на этом березовом венике никогда листьям не опасть... Так и у рабы Екатерины муж бы никогда от нее не ушел. Аминь. Затем с тела невесты сырой цельной рыбиной стирали пот, рыбину эту готовили и угощали ею жениха.

Обрядовое омовение невесты в бане перед свадьбой считалось обязательным. Перед «баенным обрядом» невеста просила прощения и благословения у матушки, после чего шла вместе с нею, подругами и сестрами в специально приготовленный, вымытый и обустроенный банный сруб. Нередко вместе с ними в баню отправлялся и местный колдун – заговаривать на любовь и многодетность, хранить от «порчи». Углы бани посыпались травою (на здоровье) и золою (от сглаза), на лавках лежали пучки лука, чеснока, камешки янтаря, чашки и плошки с льняным семенем. В предсвадебной бане символически «проигрывалась» потеря невестой девственности

В древнерусском брачном обряде был народный обычай: дружка ("старший боярин") оставался рядом с молодоженами в первую брачную ночь. Если жених не справлялся со своими супружескими обязанностями, тот был обязан его заменить.

***

На севере Словакии, в Боснии и Черногории невесту символически (а раньше, вероятно, на самом деле) лишал невинности "дружка" жениха, который считался главным на свадьбе.
Ответить С цитатой В цитатник
Farta   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 22:36 (ссылка)
Ох и сложно всё это у наших предков было. Колдуны, оказывается, были приглашённые и неприглашённые.


"Чтобы избавить молодых от порчи, колдунов обыкновенно зовут на свадьбы в качестве почетных гостей, причем еще в дверях избы приглашенного встречает сам хозяин низким поклоном, со стаканчиком водки. Вторую чарку колдун попросит сам и затем уже смело начинает кудесить с доброй целью предупредить возможность порчи: берет из рук хозяйки поднесенный хлеб и соль, разламывает хлеб на кусочки, круто посыпает солью и разбрасывает по сторонам. Плюнувши три раза на восток, входит он в избу, осматривает все углы, дует в них и плюет, потом в одном сыплет рожь, в другом свою траву, в остальных двух золу: рожь против порчи, траву на здоровье молодых.

Оглядит пристально пол: не набросано ли желтого порошка — ведомого, опасного зелья; заглянет в печь: не кинуты ли на загнетку с угольями такие травы, от которых смрад дурманит у всех головы, а у иных баб вызывает рвоту (бывали случаи, когда поезжане из-за этого смрада покидали избу и свадьбу отсрочивали). Затем колдун выходит на двор и три раза обходит лошадей, назначенных для поезда под жениха и невесту. Заглядывает под хомут: не положил ли какой-нибудь недоброхот репейника или иных колючек. В избе обсыпает молодых рожью, заставляет проходить через разостланный под ноги черный полушубок и этим вконец изводит навеянную порчу.

Провожая до церкви, он на каждом перекрестке и под каждыми воротами (которые считаются самыми опасными местами) шепчет заклинанья. Из-под венца велит ехать другой дорогой. На свадебном пиру принимает первые чарки и напивается прежде всех до полного бесчувствия. Только тогда его увозят домой с выговоренными подарками, сверх денег: холстом и расшитыми в узор, но не в кресты полотенцами.

В лесных захолустьях еще живы рассказы о том, как целые свадебные поезда лихие люди оборачивали в волков, как один неприглашенный колдун высунул в окно голову и кричал ехавшему по селу поезду: "Дорога на лес!" — а колдун приглашенный отчуровывался своим словом: "Дорога на поле!" — и с соперником сделалось то, что у него выросли такие рога, что он не мог высвободить головы из окна, пока на обратном пути не простили его и не освободили. Другой раз под ноги передней лошади колдун бросил рукавицу на волчьем меху, и лошадь зафыркала, остановилась как вкопанная и задержала весь поезд, который должен совершить свой путь без помех и препятствий. Против всех этих козней колдунов придумано бесчисленное множество самых разнообразных, хотя и малодейственных, средств: тут и лук, и чеснок, и янтарь, и ладан, столь ненавистные чародеям, и крест, нашитый на головной платок невесте, и монета, положенная ей с наговором в чулки, и иголки без ушек, зашитые в подоле платья, и льняное семя, насыпанное в обувь. Все эти меры предосторожности обыкновенно составляют заботу свахи, хотя у колдуна, в свою очередь, припасен гороховый стручок о девяти горошинах — средство, перед которым ничто не устоит"



Какой из них на картине?... По словам самого художника, он появился внезапно. Тут опять вспоминается сказка про Белоснежку, на которую было наложено проклятье обидевшейся ведьмой, которую не позвали на пир.
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 22:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Farta

Спасибо! Насчет приглашенных и неприглашенных - это опять таки к сфере обслуживания относится...) Вернее - конкурентной борьбе, ведь за свою работу они получали вознаграждение.
А на картине какой колдун - разве это так важно?
Ответить С цитатой В цитатник
Farta   обратиться по имени Понедельник, 12 Марта 2012 г. 23:19 (ссылка)
Спасибо Вам! Оч интересную темку подкинули, узнала для себя много нового.
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Вторник, 13 Марта 2012 г. 07:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Farta

Пожалуйста, заходите ещё. Буду рада.
Тема славянского язычества - неисчерпаема.
Ответить С цитатой В цитатник
jarptizza   обратиться по имени Вторник, 13 Марта 2012 г. 18:42 (ссылка)
Интересно, вспомнилась сказка "Маша и медведь". Обычаи своего народа надо знать. Интересны свадьбы у телеутов. Не так давно была в музее. Свадьбу могли гулять годами т.к. она "переезжала" по гостям и гуляли до той поры, пока у всех гостей в гостях не побудут. В молодой семье уже дети бегали... а свадьбу все играли. Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Вторник, 13 Марта 2012 г. 18:52 (ссылка)

Ответ на комментарий jarptizza

за полтора года всю народность можно объехать....если каждый день в гости ходить
Ответить С цитатой В цитатник
jarptizza   обратиться по имени Вторник, 13 Марта 2012 г. 19:20 (ссылка)

Ответ на комментарий DONNA_FLORA

ну да, для нас эта народность малочисленная. Но вообще то алтайцы, хакасы, телеуты, шорцы кузнецкие один народ, разделен административно. Хотя есть в каждом народе отличия. Телеуты были скотоводами, жили в степях, шорцы - народ таежный и у них основной промысел - охота.
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Вторник, 13 Марта 2012 г. 19:23 (ссылка)

Ответ на комментарий jarptizza

Спасибо. Не знала... Но только тогда им некогда заниматься охотой и скотоводством - они вынуждены постоянно праздновать свадьбы. Круговорот такой - то они к вам, то вы к ним...)))
Ответить С цитатой В цитатник
All_Is_Blues   обратиться по имени Вторник, 15 Мая 2012 г. 16:19 (ссылка)
Замечательно!
Ответить С цитатой В цитатник
DONNA_FLORA   обратиться по имени Вторник, 15 Мая 2012 г. 17:45 (ссылка)

Ответ на комментарий All_Is_Blues

Благодарствую!
Таким вот нехитрым способом из куколок получаются бабочки..)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку