Предупреждение:Все, что я пишу в этом блоге, является лишь моим ЛИЧНЫМ мнением. Заявляю, что я никого ни к чему не призываю, никому не навязываю своего мнения. Любое толкование изложенного в этом блоге не имеет ко мне никакого отношения.
«А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» |
Метки: кулинария традиции |
Зима под гору катится |
Катание с гор и на санях – особые обычаи Масленицы
Федот-Васильевич-Сычков-1911-Катание-на-масленицу
КАТАНИЕ С ГОР — зимнее развлечение детей и холостой молодежи. Катание молодежи с ледяных гор было одним из главных развлечений масленичной недели. «На горах катаемся, блинами объедаемся» — пелось в старинной масленичной песне.
Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице. Так, из Воронежской губ. (с. Архангельское, или Голышовка, Каратоминского у.) в 1854 сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках. А описывающий быт русских колымчан 1820-х путешественник Ф.П. Врангель с удивлением отмечал: “На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду”.
Соломаткин Леонид Иванович. "Масленица"
Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губ. большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов. Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно. Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с “перекладками” поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось “улицею” (раскатом), проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда “улицей” служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и “улицы” втыкали в снег елки. В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем.
Метки: традиции |
«Солнечное масло» |
«Ледяная дорожка» на Яндекс.Фотках
"Ледяная дорожка на закате"
Безлюдный парк Горького ранней весной.
Автор:Алексей Слизков
Метки: природа фотография |
Навеяно Масляницей. "Февральское скольжение" |
Метки: стихи |
ОХРА. И немного о том, что с ней связано. |
Краска (пигмент), получаемая из железной руды
Охра — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины.
Образуется при смешивании определенного вида железной руды (ЛИМОНИТА или ГЕМАТИТА) с глиной и измельчении получившегося сухого продукта в порошок.
В древности употреблялся различными народами для религиозных церемоний, в настоящее время служит основой красок желтых оттенков.
Охра (ώχρος) - слово греческого происхождения и в буквальном переводе означает бледно-желтый. Впервые с желтыми охрами мы встречаемся в настенных росписях пещеры Альтамира (Испания).
Древнейший этап развития первобытной культуры — эпоха палеолита (древнекаменный век)
Наскальные рисунки в пещерах Шове (Франция) были сделаны нашими предками 32 тысячи лет назад.
Цвет охры — от светло-жёлтого до золотисто-жёлтого и тёмно-жёлтого.
Жёлтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная — смесь безводной окиси железа с глиной.
Красная охра (железная охра) — землистый, порошковатый гематит красного цвета наиболее широко используемый пигмент. Ее можно обнаружить еще в наскальных рисунках. В естественном состоянии ее можно найти в вулканических породах.
Красная охра готовится большей частью обжиганием жёлтой охры, встречающейся в изобилии в природе, и употребляется как краска, а также в ситцепечатании.Использование красной охры (кровавика) в погребальном обряде было широко распространено в среде археологических культур каменного века — раннего металла лесной зоны Евразии. Значение охры не до конца ясно. Многие исследователи видят в ней заменитель крови, символ жизни после смерти.
Для того чтобы обеспечить исцеление или воскрешение, охрой покрывали тела умерших или тяжелобольных людей.
Высказывались различные мнения о значении охры в могиле. Установлено, что она препятствует разложению трупов, распространенито инфекции, т.е. обладает дезинфицирующими свойствами. Уж не потому ли древние посыпали умерших охрой? Дезинфицирующее свойство охры могло быть знакомо древним, но вряд ли погребенных ею посыпали этих соображений. Об этом свидетельствуют данные археологии: охрой не просто посыпана могила. Она располагалась в определенных местах - под глиняными сосудами, там, где лежат другие вещи, часто у ног погребенного, особенно у головы, пяток. Охрой изображали сложные орнаменты на стенах могил и полу.
Уже в XIX - начале XX в. археологами, изучавшими бронзовый век, были вьсказаны предположения (данные этнографии подтвердили это), что охра- имитация крови и огня! (Городцов, 1910, с. 151-153). Такой взгляд на охру господствует и сегодня (Балабина, 1983; Шилов, 1964, с. 59 и др. ).Сравните с греч. ἐσχάρα "очаг, горелка"
Кровь и огонь у многих народов древности и современности символизировали жизнь, воскрешение! Интересно, что эта идея укладывается в общее объяснение положения умершего, его ориентировку: умерший должен родиться вновь!
В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. В Египте сохранились изображения расписных яиц, но неизвестно, с какой целью они делались. (Древние римляне красили яйца охрой и брали их с собой в храмы для очищения от грехов.)
В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика.
Наряду с наскальными рисунками, пещерными святилищами и захоронениями женские фигурки являются важными источниками информации о духовном мире людей палеолита. Они подчеркивают благоговейный страх наших предков как перед тайной жизни, так и перед тайной смерти. Они показывают, что еще на очень ранних этапах человеческой истории воля человека к жизни выражалась и утверждала себя в многообразии ритуалов и мифов, которые принято связывать со все еще распространенной верой в то, что мертвые могут вернуться к жизни через новое рождение.
Женские фигурки. Мальта, каменный век. На ногах сохранились остатки охры.
Охра очень часто, почти повсеместно используется кроманьонцем как в заупокойном ритуале, так и при иных религиозных обрядах. Она символизирует кровь, жизнь и, говоря словами Э.О. Джеймса, «выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови». Не исключено, что именно этот обычай положил начало устойчивой ассоциации «того света» с цветом кропи во многих религиозных традициях.
Применение охры в погребальных обрядах прекращается в период поздней бронзы, что связано, по мнению исследователей, с изменившимся отношением к веществу, утратившему статус сакрального.
http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/89369/12/Aiisler_-_Chasha_i_klinok.html
http://www.vantit.ru/library/item/1046-oxra-v-pogrebalnom-obryade.html
Метки: оранжевый |
Прованс. Франция. Руссийон(Roussillon): цвета охры. |
Яркая палитра, которой пользуется любой художник, бледнеет перед красками, в которые окрашен Руссийон и земля вокруг него. Камни и земля цвета охры в окрестностях города стали причиной того, что дома тут окрашены в ослепительно яркий, рыжий цвет всех мыслимых и немыслимых тонов и оттенков. Ведь пыль от добычи камней в каменоломнях долгое время шла здесь на производство штукатурки.
Однако в начале XX века работы в местных каменных карьерах прекратились. Во-первых, потому, что активно стали развиваться химические красители, а, во-вторых, потому, что Франция решила сохранить уникальное ущелье с охряного цвета землей, сделав его заповедным парком.
Красные скалы образуют неподалеку от Руссийона удивительный каньон, оранжевый песок которого окрашивает кроссовки и сандалии туристов. А дома в городе, покрытые краской от светло-розовой до темно-коричневой, погружают путешественников в волшебный мир.
Метки: франция оранжевый |
Лица далёких предков |
Метки: антропология |
Художник Сергей Сергеевич Соломко |
Соломко Сергей Сергеевич (1867 – 1928) - русский художник, график, акварелист.
Русская красавица в традиционном головном уборе
Молодая женщина в головном уборе
Метки: живопись русский стиль боярышни |
В каждой избушке свои погремушки |
«Во всякой избушке свои погремушки». Сейчас эти слова стали пословицей, но когда-то в каждом крестьянском доме действительно были свои неповторимые игрушки.
Если говорить об истории погремушки, то её можно, наверно, считать прародительницей игрушек. В древней Руси погремушки делали из дерева и глины, кожи, вкладывая внутрь семена, камушки, чтоб, издавая звуки, погремушка не только веселила малыша, но и как тогда считали, отгоняла нечисть всякую.
Главным образом, детские игрушки находили в погребениях. Чаще всего сделаны они из обожженной глины. Найдены погремушки VI века до нашей эры, напоминающие современные, и I - II веков в виде двустворчатой раковины или в виде колыбели, на которой изображен летающий ребенок со скрещенными ножками,
Метки: оберег |