Современником Будды в Индии был Махавира, признанный 24 воплощением Бога в брахманизме, восходящем к ведическому учению. К тому времени брахманизм "оброс" огромным количеством обрядовых ритуалов и церемоний, которые, подобно пелене, закрыли внутреннюю суть божественного учения.
Брахманизм также был перегружен отвлеченной умозрительностью. В результате таких превращений, ведическое учение, у истоков которого стоял Рама, а затем Кришна, потеряло свою ясность и простоту. И если во времена Рамы разделение людей на касты (по роду их занятий) являлось прогрессивной ступенью, устраняющей рабство, то во времена Махавиры и Будды оно превратилось в оковы, унижение и эксплуатацию. По мере роста количества священных писаний усиливалась гордыня брахманов; они все более стремились выступать в роли посредников между Богом и людьми, присвоив себе божественные откровения.
Человек, как духовная личность, начал терять свою свободу. Он стал забывать, что его Высшее Божественное Я находится в нем самом. И тогда на землю Индии пришли Махавира и Будда, чтобы возвестить Истину. Махавира основал религию джайнов, которая от вергла завуалированность Вед брахманами, открыла доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех каст.
Он говорил своим ученикам, что одно из самых фундаментальных качеств, необходимых человеку, это способность отличать существенное от несущественного, и "никогда не делать и не говорить ничего такого, что вы не хотели бы, чтобы это навсегда было связано с вашим именем. Каждое ваше слово или действие будут вашими следами во времени".
Махавира, как и Будда, никогда не говорил о Боге. Он говорил о Божественности, о Единстве, о Природе, о Жизни, об освобождении из сетей невежества. Он учил, что природа ума двойственна и удерживает человека в сетях невежества.
Эта двойственность проявляется в элементарной логике, а человеку разумно му необходимо развивать парадоксальную и абстрактную логику.
Когда Махавиру спрашивали: "Существует ли Бог?", он отвечал: "Возможно "ДА". Но подождите, не приходите к заключению. Возможно "НЕТ". Но подож дите, возможно "ДА" и "НЕТ". Язык очень беден, мне трудно выразить... Возможно "ДА" и неопределенное ни "ДА", ни "НЕТ", возможно "НЕТ" и неопределенное ни "ДА", ни "НЕТ". Жизнь — это радуга. Возможно "ДА" и "НЕТ" оба, и неопределенное ни "ДА", ни "НЕТ".
-
Джина Махавира (VI век до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы. Сын Сиддхартхи — правителя племени личчхавов.
Родился в 599 г. до н. э. в Кундапуре, предместье города Вайшали, умер в 527 г. до н. э. в Павапуре. Происходил из княжеской семьи, принадлежал к касте кшатриев. Согласно каноническим преданиям, Махавира получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. После кончины родителей ушёл из мира и в 30 лет стал странствующим аскетом. Воспринял различные духовные практики того времени, и однажды, как говорят джайнские каноны, достиг всеведения. После этого он основал собственное учение, которое, несмотря на внутренние неурядицы, закрепилось в Индии и за её пределами и по сей день насчитывает несколько миллионов последователей. Махавира скончался («ушёл в нирвану» — как выражаются его последователи) за полтора часа до рассвета, в городке Пава (близ современной Патны).
---
-