Все о нарушениях речи у детей
Что необходимо знать о нарушениях речи у детей Итак, логопед поставил вашему чаду диагноз. Что это такое вы понятия не имеете, да еще бабушки говорят, чтоб не забивала себе голову, «израстется проблема»… Может и так, но, как показывает практика, обычно проблемы нарастают, как снежный ком. И происходит это именно потому, что родители в надежде на авось упускают драгоценное время.
Мы хотим познакомить вас с часто встречающимися речевыми расстройствами и диагнозами, которые могут поставить ребенку логопед, невропатолог и другие специалисты. Родители должны иметь о них представление.
Логопедические проблемы можно разделить на четыре основные группы:
* Нарушение ритма и темпа речи;
* Нарушение звукопроизношения;
* Расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
* Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Когда малыш заикается
Начнем одной из часто встречающихся проблем нарушения ритма и темпа речи – заикании. Это расстройство характеризуется судорожным спазмом речевых мышц.
Оно проявляется в двух формах – так называемое заикание развития и реактивное заикание.
Заикание развития обычно отмечается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, у него плохо сформирована артикуляция языка, губ, щек. И, если малыша учат произносить трудные слова (сковорода, снеговик, милиционер), то он может начать заикаться.
В основе возникновения такого заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга крохи. Поэтому первым шагом на пути к избавлению от такого вида заикания должен стать «режим молчания» в течение 7–10 дней. Успокаиваем малыша, не разрешаем ему говорить и сами ограничиваем разговор с ним. Иногда этого бывает достаточно, но в некоторых случаях расстройство оказывается довольно стойким.
Именно поэтому, как только вы заметили у ребенка заикание, или что-то похожее на него (трудно начать слово, малышу сложно произносить длинные слова, повторяет один и тот же слог), нужно обратиться к логопеду, а затем строго следовать всем его рекомендациям.
Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие.
Чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжелые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.
Заикаться начинают дети, у которых отмечается слабость нервной системы, есть предрасположенность к данному нарушению, например, заикаются или заикались близкие родственники. У таких детей часто отмечаются признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи. Такой ребенок обязательно должен находиться под наблюдением невропатолога. Ему необходима как медицинская, так и логопедическая помощь. В данном случае главное – не фиксировать внимание малыша на его дефекте, не передразнивать или повторять за ним его ошибочное произношение. Дайте крохе установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, не нервной.
Следует иметь в виду, что заикание часто возобновляется после лечения.
Существуют возрастные периоды, когда возможно начало заболевания или его возобновление (от 2 до 6 лет). Причины рецидива заболевания те же, что и его первоначально вызвавшие.
Читаем по губам
Уже на первом году жизни можно самим сделать выводы о речевом развитии ребенка. Нужно обратить внимание на гуление. Если в три-четыре месяца оно не усложняется и не переходит в лепет, а постепенно угасает, это может свидетельствовать о серьезных нарушениях слуха.
В данном случае нужно как можно скорее обследовать ребенка, обратиться к отоларингологу, сделать аудиограмму. При нарушении слуха наибольший положительный эффект дает ранняя коррекционная работа. Если малышу показан слуховой аппарат, его нужно обязательно использовать! С его помощью речь сможет развиваться достаточно успешно. С ребенком с ослабленным слухом необходимо разговаривать неторопливо, так, чтобы у него была возможность видеть ваше лицо, мимику, артикуляцию во время произнесения вами слов, что будет развивать умение считывать с губ.
Упражнения для речевого аппарата
«Месим тесто»
Описание: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять -
Не пора ли вынимать?
«Индюк»
Описание: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося:
была-была-была...
Я – индюк балды-балда,
Разбегайтесь кто куда.
«Качели»
Описание: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы.
Повторить 4–5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
После двух – говорю вслух?
Если у ребенка все в порядке со слухом, а к 2 годам речи все еще нет, это означает, что ему не хватает активного общения со взрослыми. Общайтесь с чадом по максимуму путем жестов и любых звуков, и тогда в ближайшем будущем должны появиться слова.
Малышу 2 года и 7 месяцев, а речь все еще не появилась? Надо заниматься активнее развитием речи. Делать все, чтобы побудить кроху к активному разговору. Если к трем годам у ребенка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения при сохранном слухе и нормальном интеллекте, то можно говорить о системных нарушениях речи (в понимании, значении слов, их применении).
Речь таких детей лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребенка к труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью все режимные моменты. В общении с малышом предложения должны быть простыми, немногословными, слова, необходимые для повторения, следует применять в разных падежных формах.
Скажи: «рыба»!
Когда у четырехлетнего малыша звукопроизношение далеко от нормы, то есть в речи используются множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (Ш – С, Ж – З, Щ – С), звук Р заменяется на Л, Л’ или Й, возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими...
Также может отмечаться искаженное произношение отдельных согласных звуков: Р горловое; Р одноударное, то есть произносимое без вибрации кончика языка; Л двугубное, похожее на английское W; свистящие звуки С, З, Ц межзубные, произносимые с просовыванием кончика языка между зубами.
Все это говорит о нарушении фонематического слуха, и необходимости проводить занятия для его развития.
Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление звуков на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильного произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а вот закрепить в речи новый звук смогут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять поставленный звук в каждом случае; роль взрослых – поправлять малыша и просить повторить слово верно. При закреплении звука используются те слова, которые ребенок произносит правильно.
Что за звери ЗПР и ЗРР
К пятилетнему возрасту неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас может говорить о задержке психического развития (ЗПР).
Ребенок с ЗПР нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему нужно как можно больше читать. Это могут быть книги о природе, о животных.
Кроме того, следует побуждать его к пересказу услышанных текстов.
Также специалисты часто используют диагноз ЗРР (задержка речевого развития).
Применяют его по отношению к детям раннего возраста (до 5 лет), которые осваивают речевые навыки в более поздние сроки. Этот диагноз ставят и как самостоятельный, также он может быть признаком какого-то серьезного нарушения. Чтобы понять это, необходимо знать возрастные критерии речи.
Алалия. Это нарушение речевой деятельности может возникнуть вследствие позднего созревания нервных клеток речевой зоны левого полушария или в результате раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах вскоре после рождения малыша. Бывает моторная алалия, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорная, когда нарушается понимание речи других людей. Чаще всего встречается их смешанная форма. Речь детей, страдающих алалией, развивается поздно, запас слов пополняется медленно, они не изменяют слова по числам, падежам, отсутствуют связки слов в предложении, поэтому в 7–8 лет малыш говорит как двух-трехлетний: «Катя гуляет садик». Таким детям трудно дается последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают, что мешает пониманию прочитанного. У них недостаточно развита как общая моторика (они малоподвижны, неловки, медлительны), так и мелкая – движения пальцев рук. Очень эффективны занятия по логоритмике, упражнения на развитие тонкокоординированных движений рук (см. прошлые номера Няни). В работе с такими детьми принимают участие не только логопед, но и психолог, дефектолог, психоневролог и другие специалисты (ЛФК, массаж).
Афазия. Если же речь уже была сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон головного мозга, то можно говорить еще об одном речевом нарушении – афазии. Даже очень тяжелая форма этого нарушения проходит у детей сравнительно быстро, если устранена основная причина расстройства речи: удалена опухоль мозга, рассосалось кровоизлияние после травмы. Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Дислалия – наиболее распространенное нарушение звукопроизношения. В данном случае наблюдается отсутствие некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), либо искажение звуков (малыш неправильно их произносит), либо замена одного звука другим. Это нарушение бывает функциональным и механическим.
При функциональной дислалии не отмечается нарушений строения речевого аппарата (челюстей, зубов, неба, языка). Она наблюдается в детском возрасте, когда происходит процесс усвоения звуков. Такой вид дислалии может возникнуть из-за общей физической ослабленности ребенка вследствие различных соматических заболеваний. Особенно часто это случается в период активного формирования речи. Также это может быть следствием задержки психического развития (минимальные мозговые дисфункции), развития речи; нарушения фонематического восприятия, ограничения общения, подражания неправильной речи. В этом случае необходимо развивать умение слушать звуки, активно общаться с ребенком, также эффективной может быть гимнастика для укрепления мышц языка.
Под уздцы!
При механической дислалии нарушение звукопроизношения обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции, такими как неправильное строение зубов, отсутствие резцов или их аномалии, дефекты прикуса, патологические изменения языка (слишком большой язык, или слишком маленький), укороченная уздечка.
Реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Если есть анатомические дефекты, необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха (ребенку трудно различать звуки, близкие по акустическим признакам (ш-ж, с-з и т.д.), снижением физического слуха, недостаточным умственным развитием.
Дизартрия – что это такое?
Наиболее серьезные нарушения речи со стороны произношения звуков возникают вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это называется дизартрия. В этом варианте страдает не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи отмечается нечеткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп ее может быть ускоренным или замедленным.
Дети со стертыми формами дизартрии не всегда сразу обращают на себя внимание, но у них имеются некоторые особенности. Они нечетко говорят, плохо едят (отказываются жевать твердую пищу, им трудно). Этих детей необходимо постепенно, понемногу приучать ее пережевывать, что
способствует развитию мышц языка, щек. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Ребенка нужно учить полоскать рот, для этого необходимо сначала уметь надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах.
Дети с данным нарушением испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Поэтому необходимо учить их правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима при рисовании.
Затруднения также отмечаются при выполнении физических упражнений, танцах.
Таких малышей учат удерживать равновесие, стоять и прыгать на одной ноге, соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Родителям необходимо знать, что, если не начать коррекционную работу вовремя, это может привести к дальнейшим нарушениям чтения (дислексии) и письма (дисграфии). Для скорейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Светлана Мурдза и Светлана Ульянович-Волкова, логопеды речевого центра, г. Москва
www.nanya.ru