«И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исход 25:8).
Очевидно, что Бог дает повеление строить святилище с определенной целью, и эта цель выражена очень ясно:«обитать среди них».
Сразу вспоминается Евангелие от Иоанна:
«Слово стало плотью и обитало с нами»(Ин. 1:14).
Буквальный перевод такой: "Слово стало плотью и поставило скинию среди нас".
Что значит поставило скинию?
Еврейский глагол «шакан» означает "быть соседом". Его можно перевести, как «пребывать вместе», «жить совместно». Бог хочет быть Соседом со Своим народом. И это было не только в новозаветное время, когда Йешуа haМашиах (Иисус Христос) родился в этот мир. Творец обитал с людьми всегда, Он выбирал для Себя те же условия, в которых жил народ. Когда они странствуют по пустыне, разбивая палатки, Он повелевает построить Ему скинию – тоже палатку – посреди стана. Этим Он показывает Свою близость, Свое участие, Свое присутствие в их жизни.
Близость, доступность и ощутимость присутствия Божества теологи именуют «имманентностью». Однако Богу присуще и другое свойство –«трансцендентность», то есть запредельность, недоступность. Бог бесконечно Велик, Свят, Непостижим, и человек не может не испытывать благоговейного трепета в Его присутствии.
В самом расположении святилища проявляется замысел Божий : воспитывать благоговение в своем народе от присутствия Бога как Соседа.
Как мы уже упоминали, святилище располагалось в центре стана и было окружено «зоной недоступности»: вокруг него жили левиты, а со стороны входа– Аарон и его сыновья. Мы знаем, что левиты не должны были иметь своего хозяйства,
только минимум необходимого. Следовательно, вокруг святилища не было суеты, шума, грязи – всего, присущего огромному лагерю кочевников с их многочисленным скотом, детьми, насущными заботами. Невозможно было приблизиться к скинии просто так, мимоходом. Необходимо было специально приготовиться:«омыть одежды», чинно и благоговейно, с определенной целью направляясь к этому священному месту.
Таким образом, обитая среди людей, Бог в то же время неизмеримо выше. Он близок и одновременно недоступен.
Греческое мышление склонно всегда выбирать из двух противоположных вещей нечто одно , определенное. Или черное, или белое - или Бог или человек. Библейский взгляд показывает сосуществование, на первый взгляд, противоположных понятий и свойств - Святого Бога и грешного человека.
В своих религиозных представлениях древние греки были склонны впадать в однолинейность: сначала их боги–олимпийцы были весьма похожи на людей, чересчур имманентны: они ссорились, соперничали, пьянствовали, блудодействовали, бранились, плели интриги, рождали детей и тому подобное. Словом, они были «слишком человеческие».
Такие представления со временем исчерпали себя, и в I веке до нашей эры возникает платонизм, который, напротив, исповедует исключительно трансцендентность Бога: Бог запределен, Бог непостижим. Бог, открывающий Себя в Слове, существует в двух противоположных качествах одновременно.
Христос Бог или человек? Для греческого мышления это взаимоисключающие понятия. В Библии они сосуществуют.
Бог - любовь или справедливость? Одно не исключает другого.
Повелевая построить святилище, Господь осуществил еще одно Свое намерение, кроме желания «обитать среди них».Он вводит стройную, централизованную систему поклонения.
Он не просто присутствует – Он управляет и руководит.
Если раньше Авраам мог строить жертвенники в избранном им месте,то теперь было одно место, куда каждый должен был принести жертву. Если раньше в каждой семье роль священника исполнял отец, то теперь были назначены священниками сыны Аарона, и никто другой не имел права исполнять их обязанности.
Кроме того, Бог дает повеление сделать вход во святилище с востока. Следовательно, все приходящие на поклонение, становясь лицом ко входу, поворачивались спиной к востоку. Это было неслыханно, ибо все остальные культовые системы непременно предписывали поклоняться в сторону востока, в сторону восходящего солнца.
В 8 главе Книги Иезекииля поклонение «лицом к востоку» осуждается как идолопоклонство.
15. и сказал мне: видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости. 16. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу
Итак, замысел Божий заключался в следующем:
♦ дав повеление построить святилище, Всевышний открыл Себя людям, как Бог заботящийся, близкий, постоянно пребывающий со Своим народом; и в то же время – Святой, Великий, Непостижимый, воистину Бог. Он сам назначает порядок и систему управления в Израильском стане, постепенно воспитывая из толпы невежественных рабов Свой избранный народ. Устанавливается и впервые раскрывается во всей полноте стройная система жертвоприношений, указывающая на грядущего Искупителя.
см. так же по теме ⇒ `ВРЕМЯ РОЖДЕСТВА` ~ ВИТАЛИЙ ОЛИЙНИК