-Рубрики

 -Метки

777 секунд beit shalom shaveitzion_org toraart.com а.болотников а.борель а.огиенко алекс бленд алекс ковнатор алик гольдберг антисемитизм аншей дерех - с.мовшович археология арье цукерман аудио б.грисенко бейт халэл библия брит хадаша вебинар виталий олийник война вопрос-ответ газета гафтара дети джим стэйли дима лютаревич евреи еврейские корни емо маим зормим заветы зов сиона иврит израиль ислам история исход-2 иудаизм йешуа йом киппур йона левин йосиф шулям кемо книга колена израиля кухаровский леон мазин лжерождество лжецерковь машиах мессианский иудаизм михаэль цин молитва муслимы недельная глава торы новомесячие новости обращение к христианам обращения одесса пасха пейсах плейлист полонский послание к римлянам послание коринфянам последнее время праздники господни праздники израиля пророки пророчества прославление пурим радио разрушение лжи рецепт рош ашана - йом труа сайты свидетельства скиния стив окунола страсть к истине суббота суккот танах тикун олам толкование тора фильм хайфа ханука холокост храм церковь шаббат шавуот эд эфраим калиш эстер сегаль язычество

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Александра_Пипикина

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Уголок_Святой_Земли Abortam-NET Сама_овца uucyc Вкусно_Быстро_Недорого Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) _Все_для_Вас_ ИУДАИЗМ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2009
Записей: 6563
Комментариев: 3636
Написано: 15046


«Заповедь приема гостей — выше, чем принятие лика Шехины!» — Рав Авраам Куперман

Четверг, 29 Октября 2015 г. 23:35 + в цитатник

 

«Заповедь приема гостей — выше, чем принятие лика Шехины!» — Рав Авраам Куперман

В народе укоренилась ошибка: если кто-то приглашает родственника либо друга на Шаббат, он говорит, что у него есть гости в Шаббат. Однако суть заповеди приема гостей – это забота о путнике, у которого нет еды или жилья и т. п.

Рамо («Орах Хаим», 333) постановил от имени «Трумат а-Дешен», что если у гостя есть еда и ночлег, а совместная трапеза проводится лишь с желанием поесть вместе, это называется трапезой товарищей и не считается выполнением заповеди приема гостей, о которой сказано, что прием гостей более велик, чем принятие лика Шехины. Заповедь приема гостей также позволяет делать определенные послабления в отношении некоторых других аспектов еврейского закона (в соответствии с принципом «занимающийся одной заповедью освобождается от других»), что не имеет никакого отношения к совместной трапезе товарищей. Кстати, несколько друзей сказали мне, что, по моим словам, возможно, они ни разу не удостоились выполнить заповедь приема гостей!

Поговорим о величии заповеди приема гостей и открытиях в нашей недельной главе, связанных с ней.

Известны слова Талмуда, в соответствии с которыми заповедь приема гостей имеет большее величие, чем принятие лика Шехины. Это утверждение основано на стихах из нашей недельной главы, в которых (как объясняет Раши) рассказывается, что Авраам попросил у Святого, благословен Он, подождать и побежал принимать своих гостей.

Мой гениальный и святой тесть рав Ицхак Зильбер задал вопрос: данное доказательство непонятно. Ведь известно, что несмотря на то, что заповедь изучения Торы равноценна всем остальным заповедям, вместе взятым, если изучающему представилась возможность выполнить даже самую легковесную заповедь, которая, однако, не может быть выполнена другими, он обязан прервать свое изучение на время исполнения этой заповеди. Раз так, ту же логику можно применить и здесь: понятно, что принятие лика Шехины более велико, однако, поскольку в случае нашего праотца Авраама заповедь приема гостей не могла быть выполнена никем другим, он был обязан прерваться!

На этот свой вопрос рав Зильбер ответил, что, согласно закону, после молитвы запрещено убегать, потому что это выглядит так, будто человек хочет поскорее избавиться от груза заповеди. Однако если он идет на урок Торы, он имеет право бежать, поскольку изучение Торы более велико, чем молитва. А что делать, если он идет с одной молитвы на другую, или с одного урока Торы на другой? В таком случае рав Зильбер сказал, что первую часть пути следует идти спокойно, а вторую часть пути пусть бежит навстречу новой молитве или следующему уроку. В первом стихе нашей недельной главы (Берешит, 18:1) сказано, что наш праотец Авраам сидел у входа в шатер. Если так, то почему в следующем стихе (там же, стих 2) сказано «и побежал навстречу им от входа в шатер»? Ведь мы уже знаем, что Авраам сидел у входа в шатер, а значит, ясно, что, раз он побежал, то именно оттуда! Ответ таков: это учит нас, что он сразу начал бежать. Значит, заповедь приема гостей имеет большую важность, нежели принятие лика Шехины – иначе Аврааму было бы запрещено сразу бежать.

А один талантливый аврех из ешивы Мир (рав Хаим Акива из США) ответил, что наш праотец Авраам был освобожден от обязанности приема гостей, поскольку был болен. Он сделал это только потому, что прием гостей – великая заповедь. Отсюда видим, что заповедь приема гостей обладает большим величием, чем принятие лика Шехины!

Мой учитель рав Гедалья Айзман много говорил на тему того, каким образом наш праотец Авраам решился выйти в жаркий день навстречу гостям. Ведь именно для того, чтобы не беспокоить его гостями, Святой, благословен Он, «вытащил Солнце из чехла» (по выражению наших мудрецов – прим. перев.), тем самым постановив, что Авраам свободен от выполнения этой заповеди! Почему же тогда, несмотря на справедливое опасение того, что это может быть опасно, Авраам вышел навстречу своим гостям?

На этот вопрос мой учитель ответил, что для Авраама совершение добрых дел было не исполнением заповеди – это было его жизнью! Так неужели сегодня он не будет жить? (Тот, кто хотя бы немного знал моего святого тестя рава Ицхака Зильбера, мог воочию наблюдать в нем эти черты.) Потому сказано, что Авраам кланялся своим гостям до земли, что означает, что он полностью подчинял себя их нуждам. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что заслуга исполнения заповеди приема гостей нашим праотцем Авраамом защищала нас тысячи лет и будет защищать нас впредь, как разъясняется в Мидраш Раба.

В конце трактата Хагига Талмуд пишет, что, когда у нас был Храм, наши жертвы искупали наши грехи. Теперь же, когда Храма нет, стол человека (то есть исполнение заповеди приема гостей) искупает его. И это очень сложно понять, ведь добрые дела и жертвоприношение – две принципиально разные силы. Чем же прием гостей похож на жертвоприношение? В качестве частичного разрешения этой сложности можно было бы процитировать фразу из книги Ошеа (6:6): «Ибо благочестия хочу Я, а не жертвоприношений». Однако кажется верным, что, как известно, иногда своим поведением гость причиняет неудобства хозяину дома. В этом случае принимающий гостей должен терпеть и чем-то жертвовать – и это то, что делает прием гостей похожим на жертвоприношение!

Мирной нам всем субботы, и да удостоимся мы все такого уровня благосостояния, чтобы у нас никогда не было возможности исполнить заповедь приема гостей! Ведь все мы будем хорошо обеспечены, а потому сможем приглашать друг друга лишь на совместные дружеские трапезы!

Подготовил рав Э. Швальб

Серия сообщений " Шаббат, суббота":
Часть 1 - Царица Суббота
Часть 2 - Соблюдение четвертой заповеди с 1 по 19 век
...
Часть 45 - Готовим дрожжевое тесто на Халу [Кухня с акцентом] от Натии Шаташвили
Часть 46 - Хала из цельнозерновой муки [Кухня с акцентом] от Натии Шаташвили
Часть 47 - «Заповедь приема гостей — выше, чем принятие лика Шехины!» — Рав Авраам Куперман
Часть 48 - «ШАББАТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» — Гешел Абрахам Джошуа.

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку