Эфраим Калиш ~`ГОЛОС ШОФАРА/ ЧАСТЬ 1~`Высокое предназначение` |
ГОЛОС ШОФАРА ЧАСТЬ 1~` Высокое предназначение`
Этот мидраш посвящен одному из важнейших символов в еврейской традиции — шофару. Над шофаром не властно время. Этот инструмент, не утратив актуальности, и до сего дня сохраняет своё высокое предназначение.
Впервые отцы наши услышали взывающий с небес шофар в Синайской пустыне. С тех пор его потрясающий голос сопровождает Израиля все эти годы в странах, где рассеяны евреи. Вновь и вновь вот уже более 3-х тыс.лет во всех синагогах мира трубят евреи в рог жертвенного животного, так исполняя повеление Всевышнего о празднике Трубления.
(буквальный перевод: זכרון תרועה (ивр.: зихрон труа) – воспоминание трубления шофара (Лев.23:24), или יום תרועה ивр.: йом труа – день трубления шофара (Чис.29:1)).
С тех пор, как Юваль (Быт.4:17-21) сын Лэмеха, сын Метушаеля, сын Мехояэля, сын Ирада, сын Ханоха, сын Каина сына Адамова сделался отцом всех играющих на арфе и свирели, творческим гением его потомков были рождены многие муз. инструменты. На протяжении тысячелетий искусные мастера трудились в стремлении своём найти гармонию, утраченную Адамом в Раю, и воплотить её в совершенных, причудливых музыкальных инструментах. Усложнялись их конструкции, изменились технологии, в дело шли новые материалы и даже электричество…
Несомненно, между двумя этими инструментами существует сходство и некое подобие: можно сказать, и рог, и серебряная труба несут в себе личностное начало. Его содержит сам звук, извлекаемый этими духовыми инструментами. Воздух, только что наполнявший лёгкие человека и бывший частью его, минуя раструб, становится теперь голосом, передающим его чувства, эмоции, мысли…
Надо сказать, между ними есть гораздо более существенные различия: «сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их», — так повелел Бог Моше. (Чис.10:1-11)
* Шофар – инструмент, в определенном смысле, сотворенный Самим Богом.
* Серебряные трубы – трудоёмкая, искусная работа рук человека.
* Шофар – чист по определению (т.к. взят от чистого животного, посвященного в жертву всесожжения, т.е. принадлежащего Господу полностью).
* Серебро — нуждается в переплавке и очищении от примесей. И лишь тогда становится совершенным и чистым. Человек, чтобы предстать пред Всевышним, должен очиститься подобно серебру трубы. Труба, в определенном смысле, должна была представлять человека пред Творцом.
Если же говорить о музыкальном инструменте, который представлял бы Бога, — это несомненно – шофар.
Творец обращается к своему народу трубя в шофар, т.е., через призму жертвы (ведь шофар представляет собой рог жертвенного животного).
Везде, где говорится о голосе шофара, он употребляется только в единственном числе, указывая на Творца, который один. везде в Писании голос шофара – в единственном числе, не зависимо от числа трубящих шофаров.
В сочетании (коль а-шофар) голос шофара (קול השופר) – «шофар» употребляется с определенным артиклем «hа». Этот определенный артикль указывает на единственный в своём роде инструмент, тот самый, звучащий с неба шофар, hа-шофар.
И, если, слово шофар, как правило, мы встречаем в единственном числе, то слово хацоцрот (серебряные трубы) употребляемо исключительно во множественном. (исключение составляют два случая: семь шофаров — при разрушении Иерихона И.Навином и триста — в войне под предводительством Гидеона).
Разные имена рога.
Рог, как музыкальный инструмент в оригинальном тексте (на древне еврейском языке) Библии имеет три различных имени: «керен», «шофар» и «йовель».
Это известное явление, когда одна и та же сущность имеет в Писании несколько различных имен. Сам Бог, называет Себя многочисленными именами, каждое из которых раскрывает Его характер.
Человек в иврите также имеет несколько имен. Скажем, у мужчины – их четыре:
— גֶבֶר (ивр.: гевер) — мужчина, сильный и смелый – указание на его функцию и ответственность.
— אִיש (ивр.: иш) — что значит личность (т.е., имеющий характер, волю, чувства).
— בֶּן אָדָם (ивр.: бен адам) — сын сотворенного Творцом из праха.
— זָכָר (ивр.: захар) от слова «помнить», т.е. тот, кто несет в себе генетическую память об Отце – Создателе.
В общих случаях обычно используют наиболее распространенное имя трубящего рога – шофар.
Но в специфических ситуациях в Писании шофар назвается по-разному для наиболее полного раскрытия определенных его свойств, характера его действия, послания.
Когда два, и даже все три имени рога встречаются в одном и том же эпизоде Писания, это указывает на особое, действие шофара, в случаях, когда происходят одновременно сложные сверхъестественные процессы, где каждое имя достигает своей цели, действуя при том в единстве и гармонии.
см. на эту тему также мой фильм «Голос Шофара». Студия «Тора-Арт». Композитор Даниэль Круглов
см. также части:
* часть 2 * часть 3 * часть 4 * часть 5
***
Другие видео материалы о шофаре: исполнение заповеди трубления шофара смотрите ТРУБЛЕНИЕ ШОФАРА. Исполнение заповеди и ПОНИМАТЬ язык Библии. Номера СТРОНГА (шофар и труба) /Эфраим Калиш/
Рубрики: | Община "Возвращенные на Сион"/Эд Эфраим Калиш ПРАЗДНИКИ ИЗРАИЛЯ/Рош hАшана - Йом Труа - праздник Труб |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |