-Метки

777 секунд beit shalom shaveitzion_org toraart.com а.болотников а.борель а.огиенко алекс бленд алекс ковнатор алик гольдберг антисемитизм аншей дерех - с.мовшович археология арье цукерман аудио б.грисенко бейт халэл библия брит хадаша вебинар виталий олийник война вопрос-ответ газета гафтара дети джим стэйли дима лютаревич евреи еврейские корни емо маим зормим заветы зов сиона иврит израиль ислам история исход-2 иудаизм йешуа йом киппур йона левин йосиф шулям кемо книга колена израиля кухаровский леон мазин лжерождество лжецерковь машиах мессианский иудаизм михаэль цин молитва муслимы недельная глава торы новомесячие новости обращение к христианам обращения одесса пасха пейсах плейлист полонский послание к римлянам послание коринфянам последнее время праздники господни праздники израиля пророки пророчества прославление пурим радио разрушение лжи рецепт рош ашана - йом труа сайты свидетельства скиния стив окунола страсть к истине суббота суккот танах тикун олам толкование тора фильм хайфа ханука холокост храм церковь шаббат шавуот эд эфраим калиш эстер сегаль язычество

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Александра_Пипикина

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Уголок_Святой_Земли Abortam-NET Сама_овца uucyc Вкусно_Быстро_Недорого Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) _Все_для_Вас_ ИУДАИЗМ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 15045


Эфраим Калиш `Школа Бецалеля. Сердце учителя`

Пятница, 18 Июля 2014 г. 03:01 + в цитатник

Ephraim Eduard Kalish

Школа Бецалеля. Сердце учителя

В этой статье «под увеличительным стеклом» я хочу рассмотреть собственно слово ЛЕОРОТ (учить) и соответственно МОРЭ /учитель/ из рассматриваемого нами Писания:

способность учитьспособность учить

В предыдущих постах «ПРИЗВАНИЕ УЧИТЬ», «РОДИТЕЛЬ» и «Прямое ПОПАДАНИЕ В ЦЕЛЬ» мы начали рассматривать призвание художника Бецалеля — УЧИТЬ, исследуя смысл этого поручения Всевышнего через изучение различных значений ивритского слова «ЛЕОРОТ».

הורה  [ ОРЭ ] —  родитель        

יורה   [ ЙОРЭ ] —  стрелок

מורה  [ МОРЭ ] —  учитель

תורה [ ТОРА ]  —  учение (08451)

Учитель [МОРЭ] - тот, кто наполнен учением, живет тем, чему учит других. Учение это то чем он дышит, его смысл, то чем он живет. На иврите УЧЕНИЕ ТОРА. 

древо жизнидрево жизни

Учить значит сообщать жизнь, а не формальное знание. 

Истинный учитель не столько передает информацию, набор правил, текстов, законов, сколько учит жизни.

В этом он уподобляется Богу, природа которого  – отдавать, благославлять. Так и учитель Он делится тем ценным, что составляет сущность его самого, раздавая самого себя..

מורה /МОРЭ/ — УЧИТЕЛЬ – тот, кто учит, сообщая ученику цель. Учение это даёт ему большую силу достичь цели /подобно как стреле, выпущенной из лука/. 

МОРЭ – в какой-то мере, соединяет в себе родителя и стрелка, придающего направление стреле (стрела – это ученик)

СОЗВУЧИЯ ЯЗЫКА /ИЛИ ХАСИДСКИЕ ХУДОЖЕСТВА

Некоторые толкователи уделяют внимание СОЗВУЧИЯМ в иврите. Имеются в виду слова РАЗНЫХ КОРНЕЙ, но близких по звучанию. *Надо оговориться сразу, что с подобными толкованиями соглашаются далеко не все специалисты. Больше этим занимаются хасиды и художники :) . Так что не обязательно всерьез относиться к выводам из приведенных ниже пар созвучных слов. Отнеситесь к этому, если вам угодно, как чистому «художеству».

Так близкое по звучанию слову

להורות [ ЛЕОРОТ ] — учить, другое слово  לִראוֹת [ ЛИРОТ ] – видеть.

Таким образом в этом созвучии можно усмотреть намек на то, что художник Бецалель был призван учить видеть. Ведь это важнейшее из качеств художника – способность видеть (слышать – для музыканта).

В этом же слове להורות [ ЛЕОРОТ ] (учить)  можно услышать другое слово, как бы вставленное в него – אורות  [ ОРОТ ] – свет во мн.ч. В этом можно видеть другой намек на то, что истинное учение несет в себе свет.

Так учение, вложенное Богом в его сердце, несло в себе свет, источником которого Творец. *См. также родословие художника Бецалеля сына Ури (Ури /ивр./ — Свет Господень).

«ВЛОЖИЛ В СЕРДЦЕ ЕГО…» 

(Исх.35:34) «и СПОСОБНОСТЬ УЧИТЬ вложил в сердце его». Так написано в синодальном переводе. В оригинальном тексте (нга иврите) нет слова «СПОСОБНОСТЬ», но сказано: «леорот натан бе либо» ( ובלב נתן ולהורות ) «и УЧИТЬ вложил в сердце…».

Понятно, что по-русски так не говорят не грамотно. Но такой, более благозвучный перевод закрывает от нас возможное важное толкование:

Имея СПОСОБНОСТЬ мы можем использовать, а можем и не использовать ее. Так наша способность петь, например, не обязательно влечет за собой занятие пением. Мы можем петь, можем и не петь. Не мало людей по тем или иным причинам «закапывают» свои таланты, не считая важным и необходимым их использовать.

О Бецалеле все таки читаем иное: учить – было часть его натуры. Бог вложил это в его сердце, из способностей переведя в разряд потребностей. Бецалель не мог не учить, т.к. это стало его естественной потребностью, его органичной частью.

Интересно, всем известное писание из пророка Иеремии, если читать его на иврите, почти повторяет писание о Бецалеле.

В синод. переводе: «вложу закон Мой» — на иврите: «вложу Мою Тору (учение)»

Нюанс здесь в том, что в случае с Бецалелем Бог вкладывает в его сердце – учить (глагол), а в обетовании Нового Завета речь идет об учении (существительное).

Но, понятно, чтобы быть способным учить, прежде художник должен быть научен.

Бецалель и Новый Завет

Суть слова  להורות [ ЛЕОРОТ ] (учить) поэтически прекрасно выражают слова Давида:

научи меня путям Твоим

Интересно, что в творчестве Бецалеля Бог соединяет художника и учителя.
Божье повеление художнику — учить, указывает на роль и ответственность, возлагаемые Всевышним на человека искусства и его творчество!


автор: Эфраим Калиш /TORAART/

другие статьи по теме:

Школа Бецалеля. ПРИЗВАНИЕ УЧИТЬ

Школа Бецалеля. РОДИТЕЛЬ

Школа Бецалеля. Прямое ПОПАДАНИЕ В ЦЕЛЬ

Рубрики:  Община "Возвращенные на Сион"/Эд Эфраим Калиш
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку