-Метки

777 секунд beit shalom shaveitzion_org toraart.com а.болотников а.борель а.огиенко алекс бленд алекс ковнатор алик гольдберг антисемитизм аншей дерех - с.мовшович археология арье цукерман аудио б.грисенко бейт халэл библия брит хадаша вебинар виталий олийник война вопрос-ответ газета гафтара дети джим стэйли дима лютаревич евреи еврейские корни емо маим зормим заветы зов сиона иврит израиль ислам история исход-2 иудаизм йешуа йом киппур йона левин йосиф шулям кемо книга колена израиля кухаровский леон мазин лжерождество лжецерковь машиах мессианский иудаизм михаэль цин молитва муслимы недельная глава торы новомесячие новости обращение к христианам обращения одесса пасха пейсах плейлист полонский послание к римлянам послание коринфянам последнее время праздники господни праздники израиля пророки пророчества прославление пурим радио разрушение лжи рецепт рош ашана - йом труа сайты свидетельства скиния стив окунола страсть к истине суббота суккот танах тикун олам толкование тора фильм хайфа ханука холокост храм церковь шаббат шавуот эд эфраим калиш эстер сегаль язычество

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Александра_Пипикина

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Уголок_Святой_Земли Abortam-NET Сама_овца uucyc Вкусно_Быстро_Недорого Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) _Все_для_Вас_ ИУДАИЗМ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 15045


`ТАЙНА ХАНУКАЛЬНОГО ВОЛЧКА`~ Нохум-Зеэв Рапопорт

Среда, 04 Декабря 2013 г. 00:44 + в цитатник
ТАЙНА ХАНУКАЛЬНОГО ВОЛЧКА


Нохум-Зеэв Рапопорт


Наверное, многим известно об обычае играть в волчок на Хануку. На иврите ханукальный волчок называется «свивон». В волчок играют и дети, и взрослые, а иногда все вместе, целой семьей. Волчок имеет четыре грани. На гранях вырезаны четыре буквы:

«нун»,  «гимель»,  הּ «hэй»,  ש«шин»

–  по одной букве на каждой грани.


Эти буквы принято расшифровывать как аббревиатуру четырех слов:

«Нес гадоль hая шам» («Великое чудо произошло там»).

Существуют волчки, на которых вместо буквы «шин» вырезают букву «пей».

Тогда эти буквы расшифровываются так:

«Нес гадоль hая по» («Великое чудо произошло здесь»).

Различие это объясняют следующим образом:

— Если волчок изготовляют и играют в него в Эрец-Исраэль, то на нем должна быть буква «пей», ибо чудо имело место в Стране Израиля.

 

— Если же волчок берут для игры за пределами Эрец-Исраэль, то на нем должна быть вырезана буква «шин» – первая буква  слова «шам» («там»).

Однако из нижесказанного будет следовать, что в любом случае на волчке следует все-таки вырезать букву «шин» – вне зависимости от географического места.


Игра в волчок на Хануку освящена древней традицией, и буквы, вырезанные на нем, содержат в себе и более глубокий смысл. Объяснить, на что указывают буквы, которые принято вырезать на волчке, можно на основании сказанного рабби Йеудой-Лейбом бен Бецалелем, известным как Маараль из Праги (1525–1609), в его книге «Нер мицва» («Свеча заповеди»), посвященной празднику Ханука.
Он дает толкования этому празднику в свете каббалы и философии. Маараль упоминает о четырех царствах (империях), которые властвовали над еврейским народом и Страной Израиля. Они открылись Даниэлю в пророческом видении в образе четырех животных (см.
Даниэль, 7:2–7). Их же увидел в сновидении Невухаднецар, правитель Вавилона, в образе одного человека (см. Даниэль, 2:32, 33)


Маараль объясняет, почему царь Вавилона видел их в образе человека, а Даниэль – в образе четырех животных. Эти царства также упоминаются в Мидраше (Берешит раба, 2:5).

Здесь они называются так:

  1. Бавель (Вавилон),
  2. Модай (Медия, Персия),
  3. Яван (Греко-Сирийское царство) и
  4. Роми (Рим).

Автор  «Нер мицва» соотносит на уровне символики эти четыре царства с четырьмя уровнями бытия – неорганическая природа, растительный мир, мир животных и человек – как они находят свое выражение в человеке.
Низший уровень бытия проявляется в физическом существовании человека – его плоти (тела).

Второй – в его душе, которая обеспечивает жизненные функции тела, его рост, развитие, питание и т. п. Эта душа – некое подобие мира растений, где происходят подобные процессы.

Третий уровень бытия – мир живых существ – символизирует на уровне каббалы мозг человека и его разум. Ибо мозг – это источник жизни всего организма, а разум – источник духовной жизни человека.

Четвертый уровень – сам человек, в котором органически соединяются все три уровня бытия и образуется еще один,

высший уровень – существо, обладающее даром речи.


Подобное этим четырем составляющим можно найти и в еврейском народе:

1) его физическое существование;

2) его «душу», которой является Иерусалимский Храм и жертвоприношения в нем: служение в Храме обеспечивало питанием души и тела людей, приносило изобилие в Страну Израиля, стимулировало духовный рост его обитателей, жертвоприношения очищали души людей от грехов, мешающих достойному существованию;

3) «мозг и интеллект» народа – Тора;

4) совокупность всех этих составляющих, которая и образует еврейский народ как органическое целое.


В терминологии Маараля эти четыре составляющие называются так:

1) «гуфани» (букв. «телесное», «физическое») и первая буква в слове «гуфани» – «гимель»  

2) «нафши» («духовное») и первая буква в слове «нафши» – «нун» נּ 

3) «сихли» («интеллектуальное», «разумное») и первая буква – «шин» ש 

4) «hа-коль» («совокупность», «тотальность») и первая буква в слове «hа-коль» – «hэй» הּ 


Каждое из четырех царств стремилось разрушить или погубить одну из составляющих существования еврейского народа.

  1. Вавилон стремился погубить его «душу», поэтому в первую очередь был разрушен Иерусалимский
  2. Храм. Модай (Персия) стремилась физически уничтожить еврейский народ в дни злодея Амана, о чем рассказывается в Книге Эстер.
  3. Эллины стремились лишить Израиль Торы, противопоставляя свою философскую мудрость мудрости Торы.
  4. Рим стремился разрушить все составляющие бытия еврейского народа: был разрушен второй Храм, истреблялись евреи, им запрещалось изучать Тору. Рим, согласно каббале, символизирует христианский мир. На протяжении двух тысяч лет изгнания этот мир использовал различные способы уничтожения Израиля – и физическое уничтожение, и насильственное крещение, и ассимиляцию.

В молитве на Йом Кипур мы говорим, имея в виду Рим:

«Они причинили нам больше зла, чем все другие народы Земли».

Поэтому на Рим указывает слово «hа-коль».
Ханукальный волчок символизирует колесо истории, центром которого является Израиль.

  1. Буква «нун» на одной из его граней – Бавель,
  2. буква «гимель»Модай,
  3. буква «шин» – Яван,
  4. буква «эй» – Рим.

Эти буквы указывают на четыре уровня борьбы разных империй с Израилем.

Следует также заметить, что гематрия этих четырех букв:

«нун» (50) + «гимель» (3) + «шин» (300) + «эй» (5) = 358.

Гематрия слова «нахаш» («змей»): «нун» (50) + «хет» (8) + «шин» (300) = 358.

«Нахаш» – намек на первобытного змея – источник зла в мире.


«Монархический колосс». Лубок. Начало XIX века.

На русской лубочной картинке изображен огромный воин, которого увидел во сне царь Навуходоносор и который символизировал историю смены монархий. Смысл сна был истолкован пророком Даниилом. На шлеме, латах, одежде и на ногах колосса помещены названия монархий и царств и перечислены государи, в них царствовавшие. По сторонам от колосса помещены изображения четырех зверей, которые явились в видении пророку Даниилу.


Гематрия слов стиха «Ад-най малах, Ад-най мелех, Ад-най имлох»

(«Г-сподь царствовал, Г-сподь – Царь, Г-сподь будет царствовать») = 358.

Гематрия четырехбуквенного Имени: «йод» (10) + «эй» (5) + «вав» (6) + «эй» (5) = 26.

В этом стихе оно повторяется трижды, итого: 3 х 26 = 78.

Гематрия каждого из слов «мелех» и «малах» = 90; 90 х 2 = 180.

Гематрия слова «имлох» = 100. 78 + 180 + 100 = 358.

Гематрия слова «Машиах» в полном написании этого слова также равна 358: «мем» (40) + «шин» (300) + «йод» (10) + «хет» (8) = 358.


Во всем этом заключен намек на то, что на смену четырем царствам, которые питались от зла первобытного змея,  придет царство Всевышнего, и оно наступит с приходом Машиаха.
Согласно древнему обычаю, волчок должен быть деревянным.

На это указывает стих:

«А ты, сын человеческий,  возьми себе деревянную дощечку `посох один` и напиши на ней

“Йеуде и сынам Исраэля <…>”» (Йехезкель, 37:16).

Объяснение этого обычая и то, каким образом в приведенном стихе содержится указание на ханукальный волчок, достойно отдельной статьи.

Серия сообщений " Ханука":
Часть 1 - «Еврейские праздники в христианстве»
Часть 2 - ХАНУКА, Праздник обновления, Праздник Света, Иоанна 10:22
...
Часть 30 - `Ханукальная история`~ Леон Мазин
Часть 31 - `ОБНОВЛЕНИЕ` || `ХАНУКА ОСВЕЩЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ`~ ЕМО "Эль Гибор"
Часть 32 - `ТАЙНА ХАНУКАЛЬНОГО ВОЛЧКА`~ Нохум-Зеэв Рапопорт
Часть 33 - Рецепт приготовления латкес
Часть 34 - `Ханука. Благословение ханукальных свечей и молитвы`~ Эд. Эфраим Калиш
...
Часть 48 - Праздник Ханука. Учим слова на Иврите в связи с праздником
Часть 49 - «Ханука» — Р.КУХАРОВСКИЙ. ЕМО "МАИМ ЗОРМИМ" Израиль
Часть 50 - «ХАНУКА»

Рубрики:  Изучаем Писание/чтобы понять Писание, смотрим на корни - Израиль
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку