`ТАЙНА ХАНУКАЛЬНОГО ВОЛЧКА`~ Нохум-Зеэв Рапопорт |
Нохум-Зеэв Рапопорт
Наверное, многим известно об обычае играть в волчок на Хануку. На иврите ханукальный волчок называется «свивон». В волчок играют и дети, и взрослые, а иногда все вместе, целой семьей. Волчок имеет четыре грани. На гранях вырезаны четыре буквы:
– по одной букве на каждой грани.
Эти буквы принято расшифровывать как аббревиатуру четырех слов:
«Нес гадоль hая шам» («Великое чудо произошло там»).
Существуют волчки, на которых вместо буквы «шин» вырезают букву «пей».
Тогда эти буквы расшифровываются так:
«Нес гадоль hая по» («Великое чудо произошло здесь»).
Различие это объясняют следующим образом:
— Если волчок изготовляют и играют в него в Эрец-Исраэль, то на нем должна быть буква «пей», ибо чудо имело место в Стране Израиля.
— Если же волчок берут для игры за пределами Эрец-Исраэль, то на нем должна быть вырезана буква «шин» – первая буква слова «шам» («там»).
Однако из нижесказанного будет следовать, что в любом случае на волчке следует все-таки вырезать букву «шин» – вне зависимости от географического места.
Игра в волчок на Хануку освящена древней традицией, и буквы, вырезанные на нем, содержат в себе и более глубокий смысл. Объяснить, на что указывают буквы, которые принято вырезать на волчке, можно на основании сказанного рабби Йеудой-Лейбом бен Бецалелем, известным как Маараль из Праги (1525–1609), в его книге «Нер мицва» («Свеча заповеди»), посвященной празднику Ханука.
Он дает толкования этому празднику в свете каббалы и философии. Маараль упоминает о четырех царствах (империях), которые властвовали над еврейским народом и Страной Израиля. Они открылись Даниэлю в пророческом видении в образе четырех животных (см. Даниэль, 7:2–7). Их же увидел в сновидении Невухаднецар, правитель Вавилона, в образе одного человека (см. Даниэль, 2:32, 33)
Маараль объясняет, почему царь Вавилона видел их в образе человека, а Даниэль – в образе четырех животных. Эти царства также упоминаются в Мидраше (Берешит раба, 2:5).
Здесь они называются так:
Автор «Нер мицва» соотносит на уровне символики эти четыре царства с четырьмя уровнями бытия – неорганическая природа, растительный мир, мир животных и человек – как они находят свое выражение в человеке.
Низший уровень бытия проявляется в физическом существовании человека – его плоти (тела).
Второй – в его душе, которая обеспечивает жизненные функции тела, его рост, развитие, питание и т. п. Эта душа – некое подобие мира растений, где происходят подобные процессы.
Третий уровень бытия – мир живых существ – символизирует на уровне каббалы мозг человека и его разум. Ибо мозг – это источник жизни всего организма, а разум – источник духовной жизни человека.
Четвертый уровень – сам человек, в котором органически соединяются все три уровня бытия и образуется еще один,
высший уровень – существо, обладающее даром речи.
Подобное этим четырем составляющим можно найти и в еврейском народе:
1) его физическое существование;
2) его «душу», которой является Иерусалимский Храм и жертвоприношения в нем: служение в Храме обеспечивало питанием души и тела людей, приносило изобилие в Страну Израиля, стимулировало духовный рост его обитателей, жертвоприношения очищали души людей от грехов, мешающих достойному существованию;
3) «мозг и интеллект» народа – Тора;
4) совокупность всех этих составляющих, которая и образует еврейский народ как органическое целое.
В терминологии Маараля эти четыре составляющие называются так:
1) «гуфани» (букв. «телесное», «физическое») и первая буква в слове «гуфани» – «гимель» גּ
2) «нафши» («духовное») и первая буква в слове «нафши» – «нун» נּ
3) «сихли» («интеллектуальное», «разумное») и первая буква – «шин» ש
4) «hа-коль» («совокупность», «тотальность») и первая буква в слове «hа-коль» – «hэй» הּ
Каждое из четырех царств стремилось разрушить или погубить одну из составляющих существования еврейского народа.
В молитве на Йом Кипур мы говорим, имея в виду Рим:
«Они причинили нам больше зла, чем все другие народы Земли».
Поэтому на Рим указывает слово «hа-коль».
Ханукальный волчок символизирует колесо истории, центром которого является Израиль.
Эти буквы указывают на четыре уровня борьбы разных империй с Израилем.
Следует также заметить, что гематрия этих четырех букв:
«нун» (50) + «гимель» (3) + «шин» (300) + «эй» (5) = 358.
Гематрия слова «нахаш» («змей»): «нун» (50) + «хет» (8) + «шин» (300) = 358.
«Нахаш» – намек на первобытного змея – источник зла в мире.
Гематрия слов стиха «Ад-най малах, Ад-най мелех, Ад-най имлох»
(«Г-сподь царствовал, Г-сподь – Царь, Г-сподь будет царствовать») = 358.
Гематрия четырехбуквенного Имени: «йод» (10) + «эй» (5) + «вав» (6) + «эй» (5) = 26.
В этом стихе оно повторяется трижды, итого: 3 х 26 = 78.
Гематрия каждого из слов «мелех» и «малах» = 90; 90 х 2 = 180.
Гематрия слова «имлох» = 100. 78 + 180 + 100 = 358.
Гематрия слова «Машиах» в полном написании этого слова также равна 358: «мем» (40) + «шин» (300) + «йод» (10) + «хет» (8) = 358.
Во всем этом заключен намек на то, что на смену четырем царствам, которые питались от зла первобытного змея, придет царство Всевышнего, и оно наступит с приходом Машиаха.
Согласно древнему обычаю, волчок должен быть деревянным.
На это указывает стих:
«А ты, сын человеческий, возьми себе деревянную дощечку `посох один` и напиши на ней
“Йеуде и сынам Исраэля <…>”» (Йехезкель, 37:16).
Объяснение этого обычая и то, каким образом в приведенном стихе содержится указание на ханукальный волчок, достойно отдельной статьи.
Серия сообщений " Ханука":
Часть 1 - «Еврейские праздники в христианстве»
Часть 2 - ХАНУКА, Праздник обновления, Праздник Света, Иоанна 10:22
...
Часть 30 - `Ханукальная история`~ Леон Мазин
Часть 31 - `ОБНОВЛЕНИЕ` || `ХАНУКА ОСВЕЩЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ`~ ЕМО "Эль Гибор"
Часть 32 - `ТАЙНА ХАНУКАЛЬНОГО ВОЛЧКА`~ Нохум-Зеэв Рапопорт
Часть 33 - Рецепт приготовления латкес
Часть 34 - `Ханука. Благословение ханукальных свечей и молитвы`~ Эд. Эфраим Калиш
...
Часть 48 - Праздник Ханука. Учим слова на Иврите в связи с праздником
Часть 49 - «Ханука» — Р.КУХАРОВСКИЙ. ЕМО "МАИМ ЗОРМИМ" Израиль
Часть 50 - «ХАНУКА»
Рубрики: | Изучаем Писание/чтобы понять Писание, смотрим на корни - Израиль |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |