-Метки

777 секунд beit shalom shaveitzion_org toraart.com а.болотников а.борель а.огиенко алекс бленд алекс ковнатор алик гольдберг антисемитизм аншей дерех - с.мовшович археология арье цукерман аудио б.грисенко бейт халэл библия брит хадаша вебинар виталий олийник война вопрос-ответ газета гафтара дети джим стэйли дима лютаревич евреи еврейские корни емо маим зормим заветы зов сиона иврит израиль ислам история исход-2 иудаизм йешуа йом киппур йона левин йосиф шулям кемо книга колена израиля кухаровский леон мазин лжерождество лжецерковь машиах мессианский иудаизм михаэль цин молитва муслимы недельная глава торы новомесячие новости обращение к христианам обращения одесса пасха пейсах плейлист полонский послание к римлянам послание коринфянам последнее время праздники господни праздники израиля пророки пророчества прославление пурим радио разрушение лжи рецепт рош ашана - йом труа сайты свидетельства скиния стив окунола страсть к истине суббота суккот танах тикун олам толкование тора фильм хайфа ханука холокост храм церковь шаббат шавуот эд эфраим калиш эстер сегаль язычество

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Александра_Пипикина

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Уголок_Святой_Земли Abortam-NET Сама_овца uucyc Вкусно_Быстро_Недорого Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) _Все_для_Вас_ ИУДАИЗМ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 15045


КАПОРЕС

Воскресенье, 14 Февраля 2010 г. 11:56 + в цитатник
Цитата сообщения Татьяна_Зеленченко

Закончила большую работу, сделанную по заказу польского издательства. Это серия листов о еврейских праздниках и обрядах. Для начала выставлю один лист- Капорес. Это обряд, который верующие иудеи проводят накануне Судного дня- Йом Кипура.
 (459x591, 145Kb)
Существует очень давний обычай, называемый капорес (капарот).. Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура или на рассвете, накануне Судного дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка — курицу и, вращая птицу над головой, произносят молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь».
Эту птицу или стоимость ее отдают бедным. Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.
 (300x218, 24Kb)
Истоки этого ритуала лежат в глубокой древности. Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев – поклонения золотому тельцу – Моисей поднялся на гору Синай молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть о том, что Бог простил еврейский народ. С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения.

Для жертвенной службы в Йом-Кипур, которая называлась Авода, брали двух одинаковых, похожих между собой козлов. Первосвященник вынимал жребий. Один козел приносился в жертву Богу, а другой становился «козлом отпущения». Над ним произносили молитву, в которой над которым Первосвященник произносил признание грехов от лица всего Израиля. Козла отпущения сбрасывали с обрывистой скалы, называемой «Азазел».

 (591x344, 173Kb)
АЗАЗЕЛЬ — по верованиям древних евреев — демон пустыни. В известной книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против бога. Он научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению бога, к пустынной скале.
Помните Азазелло у Булгакова? Это он- злой демон, развратник и соблазнитель, придумавший зеркало.
 (372x425, 158Kb)
Заметьте- в руках у него трезубец. Я уже писала об этом оружии дьявола в своем посте о тамгах.
Вот как описывает обряд капорес Энциклопедия «Религия»:

"В еврейском Танахе, имя Азазель упоминается только в одном месте — в Книге Левит (в Торе), где описывается древний ритуал, связанный с праздником Йом-Кипур — Днем Искупления, или Судным Днем. Авода — главное служение в Йом-Кипур сначала в Скинии Завета, а затем в Иерусалимском Храме — включала в себя, помимо прочего, следующее: первосвященник подводил ко входу в Скинию или Храм двух отобранных заранее козлов, один из которых предназначался для грехоочистительной жертвы Богу, второй — для возложения на него грехов и отпущения в пустыню к Азазель При этом участь козлов определялась согласно жребию: "И возьмет Аарон, (позднее — любой первосвященник. .) двух козлов, и поставит их пред Господом у входа Шатра Соборного. И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Господа, а жребий другой — к Азазелю. ...Козел же, на которого вышел жребий — к Азазелю, пусть поставлен будет живым пред Господом, чтобы совершить через него искупление, для отправления его к Азазелю в пустыню" (Лев 16:7—8, 10; здесь и далее — перевод Д. Йосифона; ). Совершив полностью очистительный обряд в Скинии Завета (позднее — в Святая Святых Храма), первосвященник должен был совершить обряд искупления: "И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над ним во всех беззакониях сынов Израелевых и во всех преступлениях их, во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в страну необитаемую; и да отправит он козла в пустыню" (Лев 16:21—22).
Впоследствии, после разрушения Иерусалимского Храма и окончательного рассеяния еврейского народа, обычай, связанный с "козлом отпущения" (отсюда и известное крылатое выражение), прекратил свое существование; реликты подобного обряда сохранились лишь в ритуале каппарот, капорес (мн. число от каппара — "искупление") в канун Йом-Кипур, когда каждый отдельный человек, принося покаяние, символически переносит свои грехи за прошедший год на белого петуха (курицу); затем птица режется шойхетом (резником) и раздается неимущим».

Собирая материал в процессе работы, я заметила, что в еврейском декоративном искусстве часто встречается сюжет, который искусствоведы называют «Лев, когтящий лань», т.е. сильный, хищный зверь, нападающий на более слабое животное. Это могут быть лев, грифон(мифическая птица), орел (иногда двуглавый), нападающие на лань, зайца, птицу, оленя.

 (539x512, 112Kb)
Вокруг орла - цитата из Второзакония: "Как орел стережет гнездо свое, над птенцами своими парит, расправляет крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем"

 (699x391, 175Kb)

Роспись деревянной Ходоровской синагоги (1652) представляет собой уникальный каталог еврейской символики и эмблематики.

Что это? Отражение проблем, с которыми многострадальный еврейский народ сталкивался на каждом шагу своей истории? Констатация незыблемых правил жизни, в которой сильный «когтит» слабого?
 (215x109, 53Kb)
Но подобные сюжеты встречаются в искусстве многих народов. Сцены «терзания» можно увидеть в искусстве кельтов, скифов, в иранском искусстве. Подобные сюжеты можно найти и в каменной резьбе на стенах древнерусских соборов.
 (207x123, 57Kb)

Заинтересовавшись перепевами сцен терзания, я занялась своими исследованиями. Об этом будет следующий пост.
http://slovari.yandex.ru/dict/litenc/article/le1/l...%B5%D0%BB%D1%8C&stpar3=1.1
П.Полонский "Йом-Кипур в еврейской традиции"

http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel...%B5%D0%BB%D1%8C&stpar3=1.2

http://rivka-belareva.livejournal.com/165795.html.

Серия сообщений "Йом Кипур":
Часть 1 - `Вот праздники Господни` ~ Эд Эфраим Калиш
Часть 2 - КАПОРЕС
Часть 3 - Еврейские праздники
Часть 4 - «Праздники Господни»/«Моадим»
...
Часть 43 - «ААЗИНУ: Великий Бог Израиля» — В.Веренчик || «Йом Киппур» — Р.КУХАРОВСКИЙ. ЕМО"МАИМ ЗОРМИМ" (ИЗРАИЛЬ)
Часть 44 - «ОТ РОЖДЕСТВА ДО ВОЗНЕСЕНИЯ. Рош Ха Шана»|«ЙОМ КИПУР»|«Праздник Кущей или Суккот» — Ростислав Кухаровский
Часть 45 - «ЙОМ ТРУА» – ПРАЗДНИК ТРУБ | «Йом Кипур / יום כיפור» | «СУККОТ / КУЩИ»

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку