Легенды и мифы в живописи Гюстава Моро. ч.2 |
Юпитер и Семела. Гюстав Моро.
В древнегреческой мифологии богиня земли.
Семела была дочерью царя Фив и Гармонии. Впоследствии она стала возлюбленной Зевса и родила от него сына Диониса, бога виноделия. Гера, законная жена Зевса, ревновала его к Семеле и однажды, приняв образ старухи, поступила к ней на службу в качестве кормилицы. Зная, что Зевс никогда не появлялся перед Семелой в своем настоящем облике, она посоветовала женщине попросить Зевса явиться во всем своем величии.
Моро Гюстав (Moreau Gustave) (1826-1898), французский живописец и график. Родился в Париже 6 апреля 1826 года, в семье архитектора. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Теодора Шассерио и Франсуа-Эдуара Пико, посетил Италию (1857-1859) и Нидерланды (1885). С 1849 года Гюстав Моро начинает выставлять свои работы в Салоне - выставке живописи, скульптуры и гравюры, ежегодно проводившейся с середины XVII века в Большом салоне Лувра. С 1857 по 1859 Моро проживает в Италии, где изучает и копирует полотна и фрески знаменитых мастеров. Осенью 1859 года Моро возвращается домой и знакомится с молодой женщиной – Александриной Дюре, работавшей гувернанткой недалеко от его мастерской. Они проживут вместе более 30 лет. После смерти Александрины в 1890 году художник посвящает возлюбленной одно из своих лучших полотен - “Орфей у гробницы Эвридики”, 1891. На протяжении 1860–х годов произведения Моро пользуются огромным успехом и популярностью. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи.
Египетский Сфинкс тесно связан с греческой легендой об Эдипе, который первым решил знаменитую загадку, предложенную таинственным созданием с телом крылатого льва и головой женщины, охранявшим путь в Фивы. Каждому прохожему сфинкс предлагал вопрос: "Какое животное утром ходит на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?" Не ответивших на его вопрос Сфинкс убивал. Эдип ответил ему, что это сам человек, который в детстве ползает на четвереньках, взрослым стоит на ногах и в старости опирается на палку. Услышав правильный ответ на свою загадку, Сфинкс прыгнул с утеса и разбился. Есть еще один ответ на загадку сфинкса, и он опирается на пифагорейскую теорию чисел. Числа 4, 2 и 3 дают вместе число 9, которое есть число человека, а также число низших миров. 4 представляет невежественного человека, 2 - интеллектуального, а 3 - духовного. Младенец (4) развивается во взрослого на двух ногах (2), и сила его ума искупается и освещается волшебным добавлением посоха мудрости (3). Сфинкс, следовательно, является тайной Природы, средоточием секретной доктрины, и все, кто не могут решить проблемы или угадать ответ, исчезают. Прохождение через сфинкса означает бессмертие.
После этого, Осень упала на колени и начала плакать за этим кусочком материи, который успел стать для неё близким. И, поднявши свою голову наверх, на которой золотые косы слиплись от воды, крикнула на непонятном никому языке какой-то приказ. Небо, вдруг, стало серым и хмурым. Начали раздаваться эхо приказа осени диким гулом и яркими вспышками в небе. Полился первый дождь. Деревья, изумлённые и обездвиженные, смотрели в высь. Сердце Осени начало леденеть ко всему окружению, ведь этот маленький Листочек стал ей самым любимым, самым близким. Он выделился и этим привлёк её жаркое некогда сердце. От холода, растения бросились в панику. Они дрожали от страха, умирая и плача, разбавляя дождь солью своих слезинок.
Потом пришла Зима, второе имя которой скорбь. И велено было никому не тревожить Осень в её скорби. Солнце также должно было укрощать своё тепло... И с того времени, великая Скорбь снова и снова, временами напоминает о себе. И вечно будет напоминать...
"Он павший лист и павший ангел,
Он первым братом смерти стал
И сел на свой он пьядестал
В замёрзшем, раскалённом замке..."
Пигмалион и Галатея
Основа текста - Кун Н.А. "Легенды и мифы Древней Греции" Источник сюжета - Овидий, "Метаморфозы"
Тому, кто верно служит богине любви, дарит Афродита счастье. Так дала она счастье кипрскому художнику Пигмалиону. Он ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника, казалось, она дышит и вот-вот задвигается и заговорит. Часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов. Как часто шептал Пигмалион: - О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив! Но статуя была нема.
Наступили дни торжеств в честь Афродиты. Принося Афродите в жертву белую телку с вызолоченными рогами, он простер к богине любви руки и с мольбой прошептал: - О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы все можете дать молящему, то дайте мне жену столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.
Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, боясь прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня давала понять Пигмалиону, что услышала его мольбу. Вернулся художник домой. Подошел он к статуе и, о счастье, о радость! Статуя ожила! Бьется eе сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита Пигмалиону красавицу-жену Галатею.Афродита (Киприда) (греч.) — Венера (рим.) Афродита — златовласая богиня любви и красоты, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально — богиня моря, неба и плодородия. «Афродита» в переводе с греч. означает «рожденная из пены». Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных. Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Символ любви и сексуального желания. Безжалостна к тем, кто отвергает любовь.
Гюстав Моро умер от рака 18 апреля 1898 года. Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
Рубрики: | Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |