Контральто Галины Барановой |
Возникший в конце XVIII и в начале XIX века, старинный русский романс и сегодня украшает концертный репертуар исполнителей. Его любят за мелодичность, эмоциональную взволнованность, задушевность, которые всегда находят путь к человеческому сердцу.
В развитии и формировании старинного русского романса сыграли важную роль русская народная песня и цыганская песня, получившая в начале XIX века широкое распространение. Большую дань этому вокальному жанру отдали многие русские композиторы. Одними из первых авторов романсов были Теплов, Козловский, Жилин, а несколько позднее — Фомин, Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов и другие.
Сюжет и тематика старинного романса (часто написанного на тексты русских поэтов-классиков) определили жанровое его своеобразие. Чаще преобладают среди них романсы-элегии и романсы-монологи. Таковы романсы «Я вас любил» (музыка Б. Шереметьева на слова А. Пушкина), «Выхожу один я на дорогу» (музыка Е. Шашиной, слова М. Лермонтова), «Я встретил вас» (музыка неизвестного автора, слова Ф. Тютчева), пленяющие слушателей интимно лирическим настроением, красотой мелодии, правдой передаваемых чувств, доступностью музыкального языка, незатейливостью аккомпанемента.
Контральто Галины Барановой. Старинный романс. Плакучие ивы.
Всякий, услышавший пение Галины Барановой, испытывает потрясение. Иными словами это состояние не назовешь. Подобное впечатление производили русские трагики мочаловской школы. Мало того, что это редкостный по тембру голос, — пожалуй, самое низкое контральто на современной сцене, — это еще и классическое, эталонное исполнение романса. Журавли
Романс всегда был обращен к лучшему в человеке, за это бывал гоним, за это и любим трепетно и ревниво целыми поколениями. Право на романс надо выстрадать! Полдела не сфальшивить в музыке, главное — не сфальшивить в чувстве. А чувство в романсе на таком накале, на такой высокой звенящей ноте, что без соответствующей биографии души — нечего и браться. Романс не выносит не только подделки, но ошибки, скажем, в глубине переживания. Тут перебрал или недобрал, и получается пошло... Желание
Поют романс многие, остаются в памяти, в биографии романса единицы. Есть и еще один секрет: романс не выносит повтора. Нельзя сейчас петь, как пелось столетие назад, но он не выносит и отсутствия преемственности. Странное дело, но, услышав Баранову, я вспомнил Валерия Агафонова. Они совершенно разные, но объединяет их понимание той высоты, которую требует романс. И я уже не удивился, когда узнал, что между Галиной Барановой и Валерием Агафоновым была некая эстафета. Когда она начинала работу над романсом, начинала свои мучительные поиски, было одно и «чисто техническое» препятствие — отсутствие нот «по голосу», и тогда Валерий, обладавший редкой способностью радоваться чужому таланту, сказал: «Не мучайся! Мы поем в одном регистре!» — и отдал ей свои ноты. Они до сих пор бережно хранимы певицей — ноты с пометками Валерия. Но как он услышал, то, чего она тогда еще не умела? Как услышал он это будущее пение? Я думаю, он почувствовал в Барановой возможность подняться на тот высокий уровень очистительного страдания, без которого романс невозможен. Жалобно стонет ветер осенний
Певицей, по ее собственному признанию, Галина ощущала себя с рождения. С рождения и пела. А слушателями были летчики, поскольку мама была штурманом авиации... Сибирь. Большие и маленькие аэродромы. Жизнь кочевая, неустроенная. Работа тяжелая, опасная и честная, нравственные категории, как в романсе, ярко окрашенные, без полутонов: любовь, верность, разлука, жизнь, смерть — все рядом. Все по-настоящему, без подлости и без пошлости. Завеса спущена
После такого детства и юности — Ленинградская консерватория, которую Галина закончила, но вспоминает без умиления: «Поступала — был диапазон огромный. Окончила — остались одни низы. Все пропало... Все сорвали...» Талант и школа. В этом своя драма. Всякое обучение подразумевает некую усредненность дарования. Маленькие способности развиваются упорным трудом. А большие? Замело тебя снегом, Россия
Кое-что все-таки было полезным: с первой ноты или даже раньше — с того, как она берет дыхание, — видна хорошая школа. Так просто это не бывает, это тот самый пот и слезы, академическая дрессировка, которая потом рождает классическую легкость. Однако как не вписалась Баранова в консерваторские требования, так не вписалась она и в музыкальную жизнь города, страны, да, пожалуй, и времени... Про коня
Талант истинный — обреченность на одиночество. Может быть, судьба, щедро наделяя душу талантом, в уплату за него требует все остальное, в том числе и житейское счастье? Не уходи
Русская певица Галина Баранова только начинается. Эта пластинка первая, но я убежден— она войдет в золотой фонд романса, а имя певицы будет упоминаемо рядом с именами Вяльцевой, Плевицкой, Паниной... Я не знаю, как сложится ее творческая судьба, но звезда ее восходит, и уже широко звучит ее необычный, прекрасный голос, который, единожды услышав, невозможно забыть! Калитка
Гори, гори, моя звезда
Текст Б. Алмазова
Рубрики: | Музыка и песня |
Ответ на комментарий willynat
В Привете.Ру сейчас многие плейеры не включается. В других местах даже самых популярных её романсов не нашла.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |