Соколов Петр Федорович — (1791, Москва — 3(15).8. 1848, с. Старый Мерчик, Харьковская губ) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру
Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях.
Портрет Ю.П.Соколовой,жены художника Около 1827г
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта.
Портрет неизвестной в белом платье (С.А.Урусовой?). 1827–28г
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Портрет А.О. Смирновой-Россет 1834-35г
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Портрет великой княгини Александры Федоровны 1821г
Государственный Исторический музей, Москва
Портрет Е.П.Бакуниной (1795 -1869) 1830-е.годы
Государственный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Портрет Полетики Идалии Григорьевны Вторая половина 1820-х годов
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой около 1823г
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портрет Анны Алексеевны Олениной (1808-1888) Около 1825г
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портрет М.Т.Пашковой с дочерью Александрой 1830-ые гг
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портрет С.В.Строгановой Конец 1810-х годов
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Портрет О.П. Ферзен 1830-е годы
Государственный музей изобразительных искусств имени А С Пушкина, Санкт-Петербург
Портрет М.А.Кикиной 1817г
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портрет Волконской М.Н.
с сыном Николаем (1805—1863) 1826г
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой(1804-1832)1825г
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портет Д.Ф. Фикельмон. 1837г
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портрет С.П.Апраксиной
Софья Петровна Апраксина, урожденная графиня Толстая,
родная племянница графини Е.А. Остерман -Толстой (по матери).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет певицы Полины Виардо 1830-ые г.г,
Государственный Русский музей , Санкт-Петербург
Портрет графини О.А.Орловой 1829г
Коллекция галереи «Попов и Ко
Портрет С.Ф.Толстой До 1838г
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Великая княжна Мария Николаевна. Конец 1820-х
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"
Портрет сестер Анны и Екатерины Васильчиковых
в маскарадных костюмах 1830-е годы. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Профессиональная судьба П.Ф.Соколова начиналась довольно типично для мастеров его круга и времени — он закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи у замечательных педагогов и непревзойденных рисовальщиков А.Е.Егорова и В.К.Шебуева.
Поначалу он бедствовал, но довольно скоро, начал давать уроки живописи и стал заниматься графическим портретом, исполненным в технике итальянского карандаша, а затем и акварелью, имевшие большой успех. Благодаря этим портретам, круг знакомств его очень скоро расширился.
Акварельные портреты заказывались всеми членами царствующего дома, аристократами, великосветскими красавицами, высшими военными чинами, министрами, дипломатами, всеми сколько - нибудь состоятельными людьми. Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года считалось признаком хорошего тона и благосостояния.
Необыкновенным успехом пользовались его «свадебные» портреты.
Портрет П.Н.Рюминой (1821–1897) 1847г
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Забавным свидетельством тому служат слова одного из заказчиков: «…Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись как без попа, если же не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».
Особое место в творчестве художника занимают портреты декабристов и их жен, последовавших в Сибирь за приговоренными к каторге мужьями. Написанные на память близким людям, эти небольшие по формату изображения дали возможность ссыльному декабристу Н. А. Бестужеву проникнуть в секреты акварельной техники Соколова и самому в сибирской каторге и ссылке написать «в манере Соколова» целую серию портретов своих товарищей по заключению и их жен, создав таким образом уникальную галерею образов декабристов.