-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.

 -Цитатник

Meine Strickmode Sonderheft MS108 2023 - (0)

Meine Strickmode Sonderheft MS108 2023 Издательство: Oz Verlags Gmbh Язык: немецкий Жу...

Джемпер - (0)

Джемпер       https://vk.com/topic-140265932_38983149 ...

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lutik58

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.08.2009
Записей: 11684
Комментариев: 7161
Написано: 23393


Мнесарет — помнящая о добродетелях, которую греки обозвали Фрина - жаба.

Среда, 04 Августа 2010 г. 06:34 + в цитатник
Цитата сообщения IRIS


ЖАН-ЛЕОН ЖЕРОМ "ФРИНА ПЕРЕД АРЕОПАГОМ".


В 1861 году французский живописец «помпезного стиля» Жан-Леон Жером создал картину «Фрина перед ареопагом», где эффекта ради перенес действие в высший афинский суд и обнажил героиню совсем, а не до пояса, как было на самом деле.

На протяжении веков история Фрины вдохновляла многих мастеров искусства, но зачастую они не совсем придерживались исторических фактов.
А на самом деле все было так!

В биографии Фрины много загадок. Начать с того, что звали ее Мнесарет — «помнящая о добродетелях». За какие провинности эту самую красивую девушку Эллады прозвали «Фрина», что по-гречески означает «жаба», неизвестно. Историки предполагают, что так в Древней Греции называли людей с необыкновенно бледной для смуглых греков кожей. По описаниям античных летописцев, Фрина действительно была белокожей, c лицом как будто из белого мрамора.


 


Точные годы жизни Фрины не известны. Предположительно она родилась между 380 и 370 годами до нашей эры, а умерла, как считается, после 320-го. Правда, этому противоречит легенда о Фрине и лидийском царе, возжелавшем ее любви. Царь был так уродлив, что она запросила с него громадную сумму, и, чтобы уплатить ее, монарху пришлось обложить своих подданных новым налогом. Однако последний царь Лидии, Крез, был свергнут в 546 году до н.э., задолго до рождения Фрины. Возможно, Фрине приписали славу другой довольно известной гетеры — Сесты из Мегар, жившей как раз в тот период. «Сестой» — «разборчивой» — ее прозвали за то, что она была чрезвычайно щепетильна в выборе любовников.

Как Фрина, хорошо образованная для своего времени дочь состоятельного и уважаемого земляками врача Эпикла из беотийского городка Феспии, стала куртизанкой, история умалчивает. По одной из легенд, семья девушки была изгнана из Феспий из-за участия в политическом перевороте. В IV веке до нашей эры бунтовщики теряли если не жизнь, то имущество, становясь бесправными изгнанниками-периэками. Их дочери нередко пополняли ряды проституток, которых было особенно много в Афинах и соседнем порту Пирей. По другой легенде, своенравная девица, желая избежать участи провинциальной гречанки — раннего замужества, детей и бесконечного сидения за ткацким станком, — сама сбежала из дома и отправилась в Афины, вознамерившись стать гетерой.



Фрина соблазняет философа Ксенократа
Ангелика Кауфман
1794, холст, масло



Фрина быстро затмила своей красотой всех афинских куртизанок. А после того как лучший афинский скульптор Пракситель, один из ее любовников, сделал Фрину моделью для своих статуй, она стала знаменита на всю Элладу. До этого греки почти не изображали в мраморе обнаженное женское тело.

Пракситель решил, что такое совершенное творение богов, как тело Фрины, должно быть запечатлено для потомков. По легенде, он изобразил Фрину дважды: нагой и одетой. Вторую статую сразу же купили жители острова Кос, а на первую долго не находилось покупателя — слишком смелым казалось это творение. В итоге ее приобрел купец из малоазийского города Книд и передал его в храм Афродиты, после чего она стала называться Афродита Книдская.

Скоро эта статуя стала знаменита на весь античный мир. Царь Вифинии Никомед хотел выкупить ее, пообещав простить Книду огромный долг, но горожане отказались отдать ее. Греческий писатель Лукиан устами своего героя Харикла с восхищением описывал Афродиту Книдскую: «Она стоит гордая, с легкой усмешкой. Вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена, и только чресла слегка прикрывает она одной рукой. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела».



Другой персонаж Лукиана смотрит на статую сзади: "О Геракл! Какая соразмерная спина! Какие полные бока — как раз по ладоням, обнимающим их! Какой красивой линией изгибаются мышцы ягодиц! Они и не прилегают слишком плотно к костям из-за худобы, и не расплываются в чрезмерной полноте и тучности. А как сладостна улыбка этих ямочек, запечатлевшихся по обеим сторонам бедер!"

Множество людей приезжали в Книд только для того, чтобы увидеть статую Праксителя. Современники описывали эти паломничества так: "Тысячи паломников молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты, восклицая: "Афродита, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!"


 




Но вернемся к истории, которую отображает картина Жана-Леона Жерома.

Поведение Фрины было таким же вызывающим, как и ее красота. В средние века ее сожгли бы как ведьму, но и в просвещенных Афинах ей пришлось несладко. Против нее выступали и поборники строгой морали, и афинские патриоты, недовольные растущим влиянием «иностранки из Беотии», и жены, мужей которых соблазнила куртизанка. В итоге один из ее отвергнутых поклонников по имени Евтий подал на нее в суд. Обвинение было серьезным — развращение молодежи и оскорбление богов. Именно за это в свое время был казнен великий Сократ. По словам кляузника, Фрина не только вела богохульные речи, но и отдавалась своим любовникам прямо в храме Афродиты, что якобы умножало любовный пыл.

Вопреки легенде, гетеру судил не ареопаг, высший афинский суд, имевший право выносить смертный приговор, а гелиэя, то есть суд присяжных. Смерть ей не грозила, но изгнание из Афин и конфискация имущества, которого требовало обвинение, было достаточно суровой мерой.

Чтобы спастись, Фрина попросила стать своим защитником известного оратора Гиперида. Вместо гонорара она предложила стать его любовницей, и честолюбивый юрист согласился.

На заседании суда он совершил эффектный ход — вывел подсудимую вперед и сдернул с нее хитон, обнажив Фрине грудь. После этого Гиперид задал вопрос: "Граждане Афин, может ли в столь совершенном теле скрываться преступная душа?"

«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом.
Суд единогласно вынес оправдательный приговор...



DE MILO MANARA - "ФРИНА ПЕРЕД АРЕОПАГОМ"



Насытив очи наготою
Эфирных и бесстрастных тел,
Земною страстной красотою
Я воплотиться захотел.
Тогда мне дали имя Фрины,
И в обаяньи нежных сил
Я восхитил мои Афины
И тело в волны погрузил.
Невинность гимны мне слагала,
Порок стыдился наготы,
И напоил он ядом жало
В пыли ползущей клеветы.
Мне казнь жестокая грозила,
Меня злословила молва,
Но злость в победу превратила
Живая сила божества.
Когда отравленное слово
В меня метал мой грозный враг,
Узрел внезапно без покрова
Мою красу ареопаг.
Затмилось злобное гоненье,
Хула, свиваясь, умерла,
И было - старцев поклоненье,
Восторг бесстрастный и хвала.

Федор Сологуб
1904

использованы выдержки из статьи В. Эрлихмана
музыка: Matia mou thola - Greek Instrumental Music
Рубрики:  Красиво!/Картинная галерея

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку