-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирина_Сивкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.08.2009
Записей: 1015
Комментариев: 336
Написано: 3204


Кацусика Хокусай. 36 ВИДОВ ФУДЗИ

Среда, 03 Января 2018 г. 13:26 + в цитатник
Цитата сообщения Ела2012 Кацусика Хокусай. 36 ВИДОВ ФУДЗИ


41.Перевал Инумэ в провинции Каи.jpg
Перевал Инумэ в провинции Каи

Свои последние работы художник подписывал так «Хокусай — проживший вечность». И в этом нисколько не было самолюбования или претензии на бессмертие, только высокая требовательность мастера к своему делу. Сам Хокусай говорил «С 6-ти лет мной овладела страсть рисовать все предметы. В 50 лет я выпустил значительное количество произведений всякого рода, но ни одно из них не удовлетворяло меня. Настоящая работа началась только к 70 годам. Настоящее понимание природы пробуждается во мне теперь, в 75 лет; поэтому я надеюсь, что в 80 лет я достигну известной силы проникновения, которая будет развиваться далее, до моих 90 лет. И в 100 лет я смогу гордо заявить, что мое понимание совершенно».

8.Сосновый бор в Аояма.jpg
Сосновый бор в Аояма

В чем же обаяние совершенно особого художественного мира Кацусики Хокусая и вообще всего японского искусства? В поэтичности линии и ритма рисунка, артистизме кисти, чистоте цвета? Все это, конечно, есть у японских художников, и на первых порах именно эти качества привели в восторг европейских ценителей живописи. Не сразу японская гравюра и живопись взволновали всех своим сосредоточенным раздумьем о месте человека на земле, о смысле его жизни, оставляя все же при этом нечто невысказанное.



И Кацусика Хокусай тоже не просто пейзажист. Изображение природы у него редко является пейзажем в привычном нам понимании. Его картины — это своеобразные сценки, вписанные в многоплановые, с широкими далями ландшафты. На них живут и движутся десятки людей, занятых различными работами: бочары и пильщики, рыбаки с сетями, крестьяне и торговцы.

37.Вид Фудзи со станции Каная дороги Токайдо.jpg
Вид Фудзи со станции Каная дороги Токайдо

Еще задолго до создания серии гравюр «З6 видов Фудзи» Кацусика Хокусай пережил свое новое творческое рождение, начав работу над серией «Манга». В ней он свел воедино все, чего достиг в прошлом, одновременно «Манга» стала основой для создания новых работ. В них художник много внимания уделил изучению человека, которого он всегда изображал в неразрывной связи с природой. Эта идея и получила дальнейшее развитие в серии гравюр «36 видов Фудзи». Хокусай запечатлевает разнообразные явления жизни, лишь под влиянием таких идей и могла возникнуть эта серия.

27.Местность Умэдзава в провинции Сагами.jpg
Местность Умэдзава в провинции Сагами

Японцы очень любят свою гору, ставшую излюбленным символом японского народа, — священную Фудзи, «о которой мечтают все женщины и поэты». По преданию, гора возникла в одну из ночей 285 года до нашей эры, тогда же, когда в провинции Оми появилось озеро Бива.

Лишь только небо и земля
Разверзлись, в тот же миг,
Как отраженье божества,
Величественна, велика,
В стране Суруга поднялась
Великая вершина Фудзи!

Героиня древних легенд и сказаний, Фудзи почиталась сначала как богиня Огня, а позднее как обитель богов Синто. Ей поклонялись даосы и буддисты, в честь ее писали оды и гимны, танки и хокку.

28.Озеро в Хаконэ в провинции Сагами.jpg
Озеро в Хаконэ в провинции Сагами

Наиболее красива Фудзияма со стороны океана, с приморской дороги Токайдо, соединяющей молодой город сёгунов Эдо (Токио) с древней императорской столицей Киото. Слева от дороги, в просветах между серыми кронами криптомерии, открывается зеленоватая гладь океана. В него сползают пологие отроги гор, к нему же стекают горные реки... А на горизонте, справа от дороги, вздымается величавая Фудзи. Возникая в долине, возвышаясь над плоскими полями и низкими пашнями, Фудзи кажется особенно грандиозной. Ее подошва тает в густом тумане, и кажется, что гора плавно взлетает и, подобно гигантской птице, парит над Страной восходящего солнца, охраняя ее покой и тишину.

23.Район Ходогая, дорога Токайдо.jpg
Район Ходогая, дорога Токайдо

Серия «36 видов Фудзи» для самого К. Хокусая была своеобразным рубежом в накоплении определенного опыта и знаний, а для истории японского пейзажа она стала вершиной его художественного мастерства. Вся серия состоит из 46 листов, но только на двух из них Фудзи изображена как «главное действующее лицо».
На остальных же листах она лишь присутствует в композиции: гора то видна с крыши дома, то выглядывает из-за морской волны.

11.Снежное утро на реке Коисикава.jpg
Снежное утро на реке Коисикава

Иногда она едва просматривается на горизонте, окутанная туманом, или видится в окружности большой бочки, которую ладит трудолюбивый бочар.

40.Равнина Фудзимигахара в провинции Овари.jpg
Равнина Фудзимигахара в провинции Овари

Или проглядывает между расставленной треноги пильщика...

38.В горах провинции Тотоми.jpg
В горах провинции Тотоми

Гора показана художником с самых разнообразных точек зрения, в разных ракурсах, с разных расстояний. А перед самой Фудзи разворачивается, как бесконечная пантомима, широкая панорама жизни крестьян, горожан, путешественников, ремесленников. Маленькие, с любовью написанные люди трудятся, окруженные величавыми и загадочными стихиями воды, земли и неба...

9.Водяная мельница в Ондэне.jpg
Водяная мельница в Ондэне

Кацусика Хокусай ввел прославленную гору в свои гравюры как непременную участницу событий каждодневной жизни японского народа, поэтому в этой серии гравюр он изобразил Фудзи, пейзаж и человека. Но человеческая жизнь является отнюдь не дополнением к Фудзи, в то же время и сама гора не является фоном, оттеняющим жизнь человека. Во всей серии К. Хокусай применил прием, трудно уловимый для европейских зрителей.

7.Садзаэ-до, один из 500 храмов Раккандзи.jpg
Садзаэ-до, один из 500 храмов Раккандзи

Древнее изображение Фудзи в виде треугольника, обрамленного снизу полукругом, определяет композиционную структуру многих гравюр и делает этот символ еще более всеобъемлющим. Так К. Хокусай включает земное бытие и повседневность в единую систему мироздания. Они слиты воедино — Фудзи и японский народ.

4.Храм Хонгандзи в Асакусе.jpg
Храм Хонгандзи в Асакусе

В создании многоликого образа Фудзи художник не просто с фотографической точностью фиксировал положение горы при закате или при восходе солнца.

43.Утренняя заря в Исава провинции Косю_2.jpg
Утренняя заря в Исава провинции Косю_

Он творчески переосмыслил и переработал массу мимолетных впечатлений, которые и легли в основу серии. В силу того, что в Японии не было пропасти между улицей и комнатой и вся жизнь обитателей Страны восходящего солнца протекала под открытым небом, японские художники первыми научились почти каллиграфически, в быстрых линиях запечатлевать неожиданное и мимолетное в природе. Все у К. Хокусая чарующе: и цветущая сакура, и Фудзи с языками тающего снега, и дом, изображенный прямо-таки с точностью чертежа и с тем любовным пристрастием к деталям, которое столь присуще японцам.

20.Вид Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава на дороге Токайдо.jpg
Вид Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава на дороге Токайдо

Одной из лучших гравюр серии является лист «Красная Фудзи», в котором К. Хокусай с наибольшей силой выразил идею извечного единства человека и природы, хотя в пейзаже человека и нет.

33.Победный ветер. Ясный день или Красная Фудзи.jpg

На листе изображена гора, высоко поднявшая свой конус в небо. В лучах раскаленного солнца пламенеет «Красная Фудзи» на гравюре, полное название которой «Победный ветер. Ясный день». К. Хокусай и раньше изображал священную гору, но на прежних гравюрах она представлялась лишь красивой частью естественного ландшафта. Здесь же, на фоне сверкающего синего простора, чуть светлеющего к горизонту, красным заревом пламенеет гора, особенно совершенная в кристальной ясности и чистоте своего силуэта. К. Хокусай импрессионистически точно уловил какое-то одно из многочисленных мгновений в жизни Фудзи. Цвет горы, цвет неба, цвет облаков — все это передача только одного кратковременного движения природы, когда само утро еще только занимается. Ощущение хрупкой предутренней тишины передают и колорит гравюры в целом, и композиционное решение облаков, и форма Фудзи.

Форма и цвет на этой гравюре сведены лишь к двум стихиям — земле и небу. Фудзи ни с чем не сопоставима и потому вначале кажется небольшой и как бы соразмерной зрителю, доступной его разуму, логике и чувству. Но постепенно прямая и близкая точка зрения меняется: зритель переводит взгляд вниз и вдаль и неожиданно осознает безбрежность неба, уходящего к подножию горы... А зелень на склонах Фудзи — это уже не кустарник, а высокий хвойный лес. И тогда гора как бы вырастает на наших глазах, становится величавой и, как мир, огромной.

32.Ливень (молния) ниже вершины_275х376 мм.jpg
Ливень (молния) ниже вершины.

В других гравюрах серии («Фудзи в дождь», «Гора во время грозы» и др.) К. Хокусай сочетает движение и статичность, движение и покой — чередование тех состояний, из которых и состоит жизнь.


Путешествуя по Японии, К. Хокусай увидел в природе страны то, чего до него, казалось бы, даже и не замечали. В его искусство вошел, как великая стихия, океан. Может быть, соотнесенность всех явлений жизни с океаном и определила масштабность видения и широту взглядов на мир, отличающие лучшие гравюры К. Хокусая.

21.Большая волна в Канагаве.jpg
Большая волна в Канагаве

Вот знаменитая картина «Волна» (точное название ее «В морских волнах у Канагава»), обошедшая весь мир. Об этой гравюре написаны сотни исследований, а немецкий искусствовед Ф. Кауфман ей одной посвятил целую книгу.
На гравюре К. Хокусай изобразил разыгравшуюся стихию воды и неба, и зритель не сразу замечает скользящие по воде легкие японские лодки с прижавшимися к сиденьям людьми. Что может сделать человек в противоборстве с этой страшной стихией, перед лицом величественной красоты Фудзи?
К. Хокусай выразил в этой картине самоценность природы и внешнего мира — устойчивого, вечного и постоянно изменяющегося.

26.Накахара в провинции Сагами.jpg
Накахара в провинции Сагами

В серии «Зб видов Фудзи» Кацусика Хокусай остался верен старому принципу иерархии явлений, так называемому закону «тэнтидзин» — «неба, земли и человека». Согласно ему, в картине должен быть главный предмет, его достойный помощник и вспомогательные детали.

35.Бухта Эдзири в провинции Сунсю.jpg
Бухта Эдзири в провинции Сунсю

И у К. Хокусая, как обычно бывает в японской картине, одной детали и главной цветовой гамме подчиняется весь строй произведения. Меняется лишь сама последовательность явлений, в которой человек подчас перестает быть последней ступенью «тэнтидзина». Он нередко соотносится, а иногда становится и равновеликим самой Фудзи.

24.Побережье Ситиригахама в Сосю.jpg
Побережье Ситиригахама в Сосю

46.Обратная сторона Фудзи. Вид со стороны реки Минобу_1.jpg
Обратная сторона Фудзи. Вид со стороны реки Минобу

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Серия сообщений "Искусство":
Часть 1 - Самые красивые органы мира под музыку Альбинони
Часть 2 - Чудо на бересте
...
Часть 39 - Я обожаю «вкусные» стихи..
Часть 40 - Из коллекции Национального музея , Стокгольм
Часть 41 - Кацусика Хокусай. 36 ВИДОВ ФУДЗИ
Часть 42 - Очаровательные иллюстрации для детей: Художник Элина Репкина (Моисеенко)
Часть 43 - Kinuko Yamabe Craft (1940, Japanese/ American painter)
...
Часть 45 - Создание дымки вокруг рамки. Роспись по рельефу. Наталья Родина
Часть 46 - Совушки рукодельницы... | Инга Измайлова
Часть 47 - Такса-профессионал... | Инга Измайлова

Серия сообщений "Япония":
Часть 1 - Землетрясение в Японии
Часть 2 - Землетрясение в Японии
...
Часть 13 - Японцы о русских
Часть 14 - Театр Кабуки в Тихом океане
Часть 15 - Кацусика Хокусай. 36 ВИДОВ ФУДЗИ

Серия сообщений "Природа":
Часть 1 - Про облака
Часть 2 - Говорящий попугай
...
Часть 15 - 6 БАБУШКИНЫХ СОВЕТОВ ПО УХОДУ ЗА ЦВЕТАМИ
Часть 16 - Первая гроза
Часть 17 - Кацусика Хокусай. 36 ВИДОВ ФУДЗИ


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку