Когда- то, около 1990-го года, я оказался в монастыре Оптина пустынь и был взят в мастерскую учеником реставратора темперной живописи (иконы). Бригада была из Данилова монастыря (Москва), руководила нами Лариса Шеховцова.
Есть в данном случае два вида реставрации: музейная и церковная. Музейная - когда укрепляется и восстанавливается старый слой, а место утрат просто тонируют коричневой краской. Церковная- музейная плюс дописывание утрат .
Каждый драгоценный кусочек отделившегося слоя мы заботливо укладывали на свое место и укрепляли. Когда старый слой был надежно закреплен, утраты дописывались, для этого меня специально посылали в Сергиев посад (тогда- Загорск), где я учился иконописи при Духовной семинарии, под руководством о. Николая Чернышова.
Работы было очень много: нужны были иконы для отреставрированного Введенского храма и для Храма в скиту (по моему, Иоанна Предтечи). Школа была колоссальная, прошло много лет, а все познания в области иконной реставрации прочно сидят в голове.
Вот уже много лет я живу в Калуге. Много лет я занимаюсь мирской живописью. Много выставлялся - в Калуге, Москве, в Германии (8 персональных выставок) и все мечтаю вернуться к церковной живописи и реставрации.
Первая попытка была года четыре назад. Я обратился к о. Александру, который курирует в Калужской епархии все вопросы иконописи, росписей и реставрации и был взят на должность реставрвтора при храме Георгия-за-Верхом. Дали на пробу две иконы, которые я старательно отреставрировал (как учили). Когда стмоей работой ознакомился Владыка, я попал в опалу и меня уволили. Я был в страшном смятении, никто ничего мне не объяснил, я никак не мог понять, в чем же я провинился.
Пару лет я приходил в себя то этого стресса, затем взялся за реставрацию фресок в Храме Петра и Павла. Пол-года просидел на лесах. Начинал, как учили, очень бережно подкрашивать утраты, трясся над каждым фрагментом выцветшей росписи. Постепенно до меня дошло, что в Калужской епархии реставрация, как таковая никого не интересует. Надо просто ПЕРЕПИСЫВАТЬ старое изображение на новое.
Сперва я находился в трансе, но, поскольку, о.Анатолий мной командовал, я начал постепенно подчиняться местным требованиям. Если начинал с огромным уважением к старой росписи, то в конце я просто-напросто ПЕРЕПИСЫВАЛ все изображение.
На фото все это видно. Там некоторые места написаны не по канону - это я еще стеснялся исправлять старое. Затем, в конец обнаглев, я практически выдавал новое изображение.
Хотелось бы услышать мнение людей об этой проблеме.