-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Леля_Радужная

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 34


Без заголовка

Понедельник, 10 Августа 2009 г. 06:19 + в цитатник

Скажи мне, кто твой друг…

 

Дружеские отношения люди часто проносят через всю жизнь, но иногда они рвутся, отдаваясь ноющей болью в сердце многие годы. Тогда приходит понимание, что в чем-то были не правы или относились  к тому, кого называли своим другом, слишком эгоистично… Но, может, просто не понимали, в чем сущность, тайна дружбы? Чем является это чувство в очах Божиих?

         Христианский взгляд на дружбу как будто бы сталкивается с неким парадоксом. С одной стороны, христианство открыло одну из тех истин, которые перевернули сознание человечества: личность является безусловной и высшей ценностью. «Какая польза человеку, - говорит Спаситель, - если он приобретет весь мир, а душе своей навредит». А с другой стороны, личность, ее духовное становление, немыслимы без общества. Личность созидается через общение с другими личностями. Недаром Господь, подчеркивая эту значительную связь с обществом, посылал своих учеников на проповедь не по одному, а по двое.

         Со времен античности дружбу рассматривают как вид любви. У древних греков – агапэ – любовь божественная, филео – любовь к другу, эрео – любовь плотская у мужчины и женщины, стерго – любовь к родителям. Дружба – естественное свойство человеческой природы. У кого-то из богословов есть такая мысль: если брак, по апостолу Павлу, есть «два в плоть едину», то дружба, наверное, - два в душу едину, единодушие.

         Для христианина каждый, находящийся рядом – ближний, каким бы он ни был. Но не всякий ближний – друг. Даже и любящий не всегда друг. Потому что друг – это другой я сам. Слово «друг», скорее всего, произошло от слова «другой». У него другие черты характера, другие способности, таланты, но в нем я вижу одинаковость духовную, одинаковость устроения душевных качеств. В силу этого каждый видит себя через друга. Еще Сократ говорил о том, что человек в друге, как в зеркале, видит самого себя. Недаром в народе говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Дружба – это знание себя глазами друга.

         Каков же тогда идеал дружбы? Идеал мы видим в Лице Христа Спасителя. Обращаясь к Богу, мы называем себя рабами Божьими, а Господь называет нас своими друзьями. «Вы – друзья мои, если исполняете то, что я заповедал вам» (Ин. 15,14). Во Христе открывается этот идеал. Идеал дружбы не врожден, а познается в опыте. И, как правило, в несчастии, во время испытания. В Священном Писании читаем: «Друг любит во всякое время и делается братом во время бедствия» (Притч. 17,17).  И еще: «Верный друг – крепкая защита. Кто нашел его – нашел сокровище. Верный друг – врачество для жизни» (Сир. 14,11). Что-то, очень близкое к детской песенке….

         Поскольку дружба – это вид любви, постольку у нее две основы – свобода и жертвенность. Всякое проявление эгоизма и чувств хищнических по отношению к друзьям – разрушает дружбу.

         Основа любви и основа дружбы - Жертвенность. А как научиться жертвенности, как научиться умалять себя? Эта жертвенность, самоумаление, безусловно, дается Господом как дар, и только в молитве. Мне очень нравится выражение святого Поликарпа Смирнского: «Имеющий любовь далек от всякого греха». Любовь дает силы побеждать грех.

         Конечно, дружба не может существовать без взаимного восхищения, но дружба не должна становиться «обществом взаимных похвал». Нам часто необходима поддержка, добрые слова, особенно в период отчаяния, но в дружбе одним из самых важных моментов является то, что друг может говорить правду без обидняков, не как заинтересованное лицо, и без желания сделать больно, а, напротив, поправить и направить меня в нужное русло в духовной жизни.

         Дружба величественна еще и потому, что чем выше истина, которая лежит в основе дружбы, тем ужаснее становится ее искажение.

         Если дружба основана на вере в Господа, то, безусловно, ее искажением будет дружба бесовская, также встречающаяся в наше время. А.С. Пушкин писал:

Что дружба?

Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья,

Иль покровительства позор?

         А посему истина, лежащая в основе дружбы, фундамент ее, должен быть значительным. Кажется, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил о том, что в основе истинной дружбы лежит единство добродетелей, одинаковость обоюдной доброй жизни. Почему противоположности притягиваются друг к другу?  Наверное, это потому, что человек видит в друге то, что хотел бы иметь, но не имеет. Это тоже единство добродетелей, ведь и мне хотелось бы иметь эту добродетель. Я только стремлюсь к ней, а друг мой имеет ее. Она, как желание, есть в зачаточном состоянии и у меня.

         Дружба – это единодушие, тесное духовное взаимодействие. В моем друге должно быть заметно стремление к совершенству: духовному, интеллектуальному. И как только я не вижу этого стремления, как только я не вижу того, что человек растет, для меня это самое страшное. Потому что в духовной жизни невозможно быть на одном месте. Это – как езда на велосипеде: или едешь, или падаешь, если остаешься на одном месте. Дружба – очень тесное духовное соприкосновение, и потому любые отрицательные моменты, например, самодовольство, заражают другого. Это самое страшное. Говорят: предательство, болтливость… Я думаю, что со всем этим можно бороться, находить оправдание.  Искренность и честность – необходимые скрепляющие дружбы.

         Часто мы называем друзьями своих приятелей. Приятель – от слова «приятно». С ними приятно общаться, а спустя некоторое время не приятно, может, мы просто устали. Чтобы не происходило предательства, и чтобы это была настоящая дружба, должна быть жертвенность, готовность искренне общаться с человеком. Тогда не будет предательства. И еще. Обязательно нужно критически относиться к самому себе: если мы будем говорить, что неприятность произошла от того, что мы сделали ошибку, поступили неверно.

         Поскольку дружба – это нормальное стремление личности, то естественно, что человек ищет себе друга. Не товарища по работе, не приятеля. Друзьями могут быть и родители,  родственники, люди младшие и старшие, с кем мы делимся, кому плачемся. В древних патериках другом души называют духовника. У монахов первых веков был друг души – духовник. Не напрасно некоторые считают, что дружба – самое святое чувство. Греки замечательно выстроили эту иерархию любви, где дружба –филео – занимает второе место после агапэ – Божественной любви.

         Господи, спаси и сохрани моих Друзей.

Прослушать запись Скачать файл

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку