Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Чатуршлока ШБ в "Чайтанья-чаритамрите"
Чатуршлока "Шримад-Бхагаватам" на страницах "Чайтанья-чаритамриты"
************
«Брахма – величайший преданный Господа в этой вселенной, и на четыре основных вопроса, которые задал Брахма, Господь ответил четырьмя стихами, составляющими изначальный «Бхагаватам». Брахма задал следующие вопросы: 1) Какие формы проявляет Господь в материальном и трансцендентном мире? 2) Как действуют различные энергии Господа? 3) Как Господь играет со Своими разнообразными энергиями? 4) Каким образом Брахма может научиться исполнять возложенные на него обязанности?» (Бхаг., 2.9.31, комм.)
Ч.-ч., Ади, 1.53 – «До сотворения вселенной существую лишь Я один, а все сущее – осязаемое, неосязаемое и изначальное – пребывает в небытии. После сотворения существую лишь Я один, проявленный во всем, и после разрушения мироздания остаюсь только Я».
Ч.-ч., Ади, 1.54 – «Все, что представляется истиной вне Меня, несомненно, является Моей иллюзорной энергией, ибо ничто не существует независимо от Меня. Это подобно отблеску истинного света во тьме, в самом же свете нет ни тьмы, ни отблесков».
Ч.-ч., Ади, 1.55 – «Подобно тому как материальные стихии пребывают в телах всех живущих и в то же время существуют вне их, Я пребываю во всех материальных творениях и при этом существую отдельно от них».
Ч.-ч., Ади, 1.56 – «Поэтому человек, который стремится обрести духовное знание, должен неустанно прямо и косвенно искать его, чтобы постичь вездесущую Абсолютную Истину».
«Выражение анвайа-вйатирекабхйам («прямо и косвенно») указывает на то, что метод преданного служения надлежит изучать в двух его аспектах: в прямом, то есть научиться служить Господу с любовью и преданностью, и в косвенном, что означает научиться избегать препятствий на этом пути» (Ч.-ч., Ади, 1.56, последнее предложение комментария).
«Божественное знание о Шри Кришне глубже, чем знание о безличном Брахмане, ибо описывает не только Его облик и личность, но и все, что с Ним связано. В творении нет ничего не связанного со Шри Кришной. В определенном смысле все сущее есть Кришна, но вместе с тем ничто и никто не является Кришной, кроме Него Самого, изначальной личности. Знание об этом составляет целую духовную науку, и именно ее Господь Вишну хотел преподать Брахмаджи во всей полноте. Самая сокровенная область этого знания касается привязанности к Господу и, соответственно, отрешенности от всего, что не является Кришной. Чтобы подняться на этот уровень, можно применять любой из девяти духовных методов: слушать, повторять, памятовать, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Ему молитвы, быть слугой Господа, быть Его другом и полностью пожертвовать всем ради Него. Это различные составляющие единого процесса преданного служения, которое таит в себе множество сокровенных истин. Господь говорит Брахме, что Он открыл ему эту тайну, поскольку Брахма смог удовлетворить Господа» (Ч.-ч., Ади, 1.51, комм.).