Что означают оконные наличники русских домов
В России по сей день сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. Представляю вам интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно. Такими были оконные наличники до 17-го века.
Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него тёмных сил - «тьмы и навьев».
Поэтому главными мотивами резьбы было изображение Природных Сил — «тверди небесных», «хлябей небесных» и Солнца. Встречались и реалистичные изображения животных, птиц, но больше всего цветов и ветвистых переплетений, образ родовых корней, обозначающих стиль и ремесло каждого рода - ветвь родословного творения.
Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».
Наличник как оберег
Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.
Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.
Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый
«глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних русичей Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь.
В некоторых наличниках солнце заменял «цветочек» или пятиконечная звезда.
Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-уголная или 8-уголная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.
Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц , чаще сокол, лебеди или ласточки, зверюшек лесных: белочек, межведей, но чаще лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.
Сказочное окошко
Сказочный дворик
Даже современные постройки стараются украсить наличниками, придав современному стилю нечто природного значения и считать оберегом своим.
А вот так подгоняли под хохлому, что имеет свой неподражаемый стиль и красоту, которая и есть "луч солнца в нашем "тёмном" царстве.
У каждого поместья, селения, города и можно сказать, РОДа, были свои Мастера умеющие делать красоту-обереги для домов своих родов. Они имели свои неповторимые отличия в стиле исполнения работы. На первый взгляд это не сразу заметно и понятно несведущим в этом мастерстве, но стоит приглядеться и всё становится понятным и отличие их видимым нами.
Серия сообщений "Творчество разное":
Часть 1 - Как завязать денежный узел
Часть 2 - Танец-это здоровье, это красота пластики движений.
...
Часть 45 - Культ общества и культура человека - в чём отличие?
Часть 46 - Почему засекретили разработки советского гения. Авиаконструктор и физик-теоретик Роберт Орос ди Бартини
Часть 47 - Луч света даже в тёмном месте освещает красоту. Наличники на окнах имели образ Природы
Часть 48 - Проект «Мавзолей» - тайна создания машины подавления воли-как обреченные бараны