Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней.
Но оказывается Масленицу празднуют и в других странах Европы.
Масленица в Норвегии
Fastelavn (от Vastel-avent — «вечер перед великим постом») отмечается перед началом Великого поста.
Следует отметить, что норвежская масленица, как и многие другие праздники, совмещает в себе как христианские, так и языческие традиции. Многие обряды сохранились с древнейших времён, когда народ отмечал праздник весны.
Норвежская «масленичная неделя» традиционно состоит из трёх дней: - fleskesondag — буквально «жирное воскресенье» (или «масленичное воскресенье» — fastelavnssondag), - fleskemandag - «жирный понедельник» (или blamandag - «выходной день») и - hvitetirsdag — «белый вторник» (или feitetirsdag — «жирный вторник»).
Как явствует уже из названий, в эти дни полагалось потешить себя жирной, обильной пищей.
С другой стороны, такое «объедание» имело ритуальную функцию, связанную с плодородием.
Особенно это касалось последнего дня масленицы — «жирного вторника».
На стол подавалось все самое лучшее и сытное: мясо, сало, молочные продукты (отсюда другое название «жирного вторника» — «белый вторник»).
Подчеркнуто ритуальный смысл имело вкушение бутерброда с маслом: чем больше от него откусывали — тем больший ожидался урожай.
Древнее происхождение имеет и другой масленичный обычай - хлестанье «масленичной веткой» (fastelavnsriset).
Ветка — как правило, березовая — оборачивается цветной бумагой и украшается бумажными цветами или позолоченными ягодами. С этой веткой принято было ходить по домам и хлестать «сонь», стягивая с них одеяла, с песнями и прибаутками.
«Наказуемый» должен был откупаться заранее приготовленными булочками. Смысл данного обряда с христианской точки зрения видится в том, что «жертва» таким образом «причащается» к страданиям Христа, от него «отгоняют троллей» и прочие наваждения.
Согласно же дохристианским традициям, этот обряд имел целью пробуждение сил весны, сил плодородия. Недаром крестьяне хлестали веткой прежде всего женщин (как правило, тех, кто еще не имел детей), животных и деревья.
Существовал также обычай, когда парни с утра врывались в дома к девушкам и «будили» их при помощи той же масленичной ветки. Этот обряд, имевший подчеркнуто эротический характер, также пришел из иудейской древности к христианам.
Кроме того, во время масленичных празднеств были широко распространены игры с оружием, воинские поединки и ритуальные перебранки. Затевался обрядовый бой между зимой и летом, неизменно завершавшийся победой теплого времени года.
Некоторые из этих обрядов и традиций имеют параллели во многих национальных культурах, в том числе и в русской.
Показательно, что масленица и проводы зимы широко отмечались на «официальном» уровне даже в советское время.
Другое дело, что многие обычаи утратили сакральный характер и воспринимаются совершенно по-другому, нежели столетия назад. Но неизменно одно: радость ожидания и прихода весны, весеннего солнца, пробуждения всего живого.
Масленица в Дании
Масленица в Дании (Fastelavn) знаменует начало подготовки к долгому посту.
В этот день в городах и деревнях дети встают первыми и будят своих родителей праздничными песнями.
Затем они наряжаются в пестрые костюмы, надевают маски и, взяв в руки березовые ветки Fastelavnsris, украшенные яркой бумагой и конфетами, ходят по улицам и поют песни в надежде, что горожане наполнят их коробки сладостями.
В конце дня дети собираются вокруг большой деревянной бочки, повешенной на дерево или на столб.
По очереди они пытаются расколоть ее дубинкой. Тот, кому это удается, становится обладателем кучи конфет и фруктов, которыми наполнена бочка; его назначают королем Fastelavn и возлагают на голову бумажную корону, после чего король выбирает себе королеву.
В старину в бочку сажали черного кота и колотили по бочке до тех пор, пока животное не умирало. Занимались этим только взрослые.
В современной Дании об этой варварской традиции напоминает лишь нарисованный на бочке черный кот.
В некоторых городах в этот день с утра по улицам проходит процессия всадников, которую сопровождает повозка с музыкантами. Они останавливаются по просьбе горожан и исполняют песню в обмен на горячий ром.
А вечером всадники разбивают свою бочку, подвешенную на веревки между двумя столбами. Каждый всадник, сидя верхом на мчащейся галопом лошади, швыряет в бочку тяжелую палку.
Когда бочка полностью разваливается, собравшиеся приступают к выборам королевы и короля бочки, которые потом открывают бал бочки.
День пирожных в Исландии
Изначально дни, предшествовавшие Великому посту, отмечались обильными пирами. Однако, в 19 веке в Исландию из Дании была завезена новая традиция, пришедшаяся по нраву местным булочным, — а именно, потреблять особенного вида пирожные, наполненные взбитыми сливками и политые глазурью.
День пирожных в Исландии (Buns Day или Bolludagur) отмечается ежегодно по всей стране в понедельник, за два дня до Пепельной среды.
Традиция сразу покорила сердца детей. Вскоре стало обычаем, вооружившись шутовским разукрашенным хлыстом, будить спозаранку родителей, выкрикивая название пирожных: «Bollur, bollur!».
Сколько раз выкрикнешь — столько пирожных и получишь. Изначально, правда, хлестать полагалось самого себя. Возможно, обычай этот восходит к иудейскому обряду пробуждения сил природы: возможно, он обращен к страстям Христовым, однако сейчас он превратился во всенародную забаву.
Так же детям в этот день надлежало маршировать по улицам, петь и выпрашивать пирожные в булочных.
В ответ несговорчивым кондитерам звучало: «здесь чтут французских детей!».
Также распространенным обычаем было «выбивать кота из бочки», однако, во всех городах, кроме Акурейри, обычай переместился на Пепельный день.
Сейчас пирожные bollur появляются в булочных за несколько дней до самого праздника — на радость детям и всем любителям сладкой выпечки.