-Музыка

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рина_Светлова

 -Подписка по e-mail

 

 -Друзья

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.07.2009
Записей: 48
Комментариев: 0
Написано: 61





Бабье лето 2015. Прогулка в Архангельском. 26 сентября 2015 г.

Четверг, 08 Октября 2015 г. 10:55 + в цитатник
Наша прогулка началась с кормления Давы, потому что пока мы собрались и доехали до места, наступило время очередного кормления. Решили не экспериментировать с голодным ребенком, а зайти в ресторан.
Такой вот колоритный ресторанчик

2.
IMG_8753 (522x700, 444Kb)

3.
IMG_8768 (700x522, 352Kb)

4.
IMG_8783 (700x522, 358Kb)

5.
IMG_8788 (526x700, 345Kb)

6.
IMG_8791 (521x700, 362Kb)

7.
IMG_8801 (522x700, 509Kb)

8.Там же в Архангельском встретились с друзьями Оли
IMG_8815 (700x522, 459Kb)

9.
IMG_8827 (522x700, 505Kb)

10.
IMG_8829 (522x700, 474Kb)

11.
IMG_8832 (700x522, 524Kb)

12.
IMG_8834 (700x522, 448Kb)

13.
IMG_8836 (700x522, 443Kb)

14.
IMG_8838 (700x522, 407Kb)

15.Дворец Юсупова
IMG_8842 (700x522, 338Kb)

16.
IMG_8847 (700x522, 449Kb)

17.Ну очень красивая природа!
IMG_8848 (522x700, 422Kb)

18.
IMG_8854 (522x700, 423Kb) 1.
IMG_8862 (700x522, 479Kb)


25 сентября 2015

Четверг, 08 Октября 2015 г. 09:44 + в цитатник
Потрясающая осень в этом году. Всю неделю тепло как летом. Сегодня воздух прогрелся до 25 градусов. Мы гуляем с Давой по обрыву вдоль реки.
Выражение лица Давы меняется каждую минуту


2.
IMG_8674 (700x522, 392Kb)

3.
IMG_8675 (700x522, 391Kb)

4.
IMG_8678 (700x522, 364Kb)

5.
IMG_8679 (700x522, 368Kb)

6.
IMG_8693 (700x522, 437Kb)

7.
IMG_8704 (700x522, 521Kb)

8.
IMG_8712 (522x700, 496Kb)

9.
IMG_8717 (700x522, 378Kb)

10.
IMG_8718 (700x522, 393Kb)

11.
IMG_8719 (700x522, 395Kb)

12.
IMG_8725 (700x522, 395Kb)

13.
IMG_8726 (522x700, 493Kb)

14.
IMG_8730 (700x522, 505Kb)

15.
IMG_8739 (700x522, 392Kb)

16.
IMG_8740 (522x700, 466Kb)

17.День завершился походом в малый зал консерватории, где мы с Алиной насладились классикой фортепьянной музыки
IMG_8741 (522x700, 180Kb)

18.Репертуар
IMG_8744 (525x700, 167Kb)

20.
IMG_8746 (522x700, 339Kb)
1.Теплым вечером на улицах гуляет много людей. А здесь уличные музыканты исполняют тяжелый рок. Какой контраст с классикой!
IMG_8747 (700x522, 334Kb)


Экскурсия: Тайны и легенды Сухаревской башни

Вторник, 22 Сентября 2015 г. 20:11 + в цитатник
Уникальность этой экскурсии в том, что она, во-первых, является самокатной. А во-вторых, Сухаревскую башню снесли еще в 1933 году


Новый рисунок (600x433, 184Kb)
1.Вот такой когда-то была Сухаревская башня.
Новый рисунок (2) (479x700, 427Kb)


2.А это то, что сейчас находится на ее месте
На заднем плане Странноприимный дом графов Шереметьевых
IMG_8591 (700x522, 362Kb)


3.экскурсия началась с посещения Музея Садового кольца. На этой фотографии сам музей, вид со двора
IMG_8594 (700x522, 366Kb)


4.напротив музея такой симпатичный отельчик
IMG_8595 (700x522, 413Kb)


5.я тоже «вооружилась» самокатом
IMG_8604 (522x700, 367Kb)


6.Гид Дмитрий увлекательно рассказывает о соседних усадьбах
IMG_8614 (522x700, 345Kb)


7.Самокатная экскурсия. Фотографировать могла только, когда шли пешком. На ходу не получалось 
IMG_8620 (700x522, 387Kb)


8.. кусочек старины неоштукатуренный
IMG_8621 (700x522, 305Kb)


9.
IMG_8622 (700x522, 432Kb)


10.Церковь Троицы Живоначальной в Листах. За свою долгую, полную драмы жизнь эта изящная, уютная, старомосковская красавица-церковь не только стала свидетельницей и участницей эпохальных событий русской истории, но и была адмиралтейским храмом Москвы.
IMG_8626 (522x700, 292Kb)


11.Ныне малопонятное прозвище «в Листах» появилось намного позднее храма. С конца XVI века на Сретенке жили слободским поселением государевы печатники – работники Государева Печатного двора, основанного Иваном Грозным неподалеку, на Никольской улице. Печатники оставили имя сретенскому Печатникову переулку и прозвище своей приходской Успенской церкви «в Печатниках», которая и сейчас стоит на углу Сретенки и Рождественского бульвара. По преданию, в ней хранился один из тех 30 сребреников, что были уплачены Иуде за предательство Христа.
IMG_8630 (522x700, 278Kb)


12.Странноприимный дом графов Шереметьевых.

IMG_8637 (700x522, 384Kb)


13.Прасковья (Ковалева-Жемчугова) долго просила мужа открыть странноприимный дом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и крышу. Супруги вместе выбрали место для постройки на тогдашней окраине Москвы, за Земляным валом у Сухаревской площади. Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, крепостным архитектором Елизвоем Назаровым. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню. Удобный подъезд для доставки больных украсили сдвоенными колоннами.
IMG_8641 (700x522, 339Kb)


14.в 1923 году был организован Институт неотложной помощи имени Склифосовского
IMG_8644 (700x522, 440Kb)


15.
IMG_8646 (700x522, 426Kb)


16.Дом с изразцами. Неорусский модерн.
IMG_8649 (522x700, 414Kb)


17.Москва купеческая. Это доходный дом М.Н. Миансаровой, построен в 1912 году
IMG_8653 (522x700, 457Kb)


18.
IMG_8654 (522x700, 482Kb)


19.все что напоминает теперь о Сухаревской башне
IMG_8655 (522x700, 355Kb)

20.
IMG_8658 (522x700, 314Kb)

21.


Давидка пытается сидеть

Воскресенье, 20 Сентября 2015 г. 20:58 + в цитатник
Сегодня была у Ольги. Они с Володей ходили в Большой на оперу Свадьба Фигаро. А мне поручили присматривать за Давидкой.

IMG_8527 (700x522, 293Kb)



3.Давидка упорно пытается сидеть.
Подтягивается на руках и садится
IMG_8533 (700x522, 329Kb)



4.Заодно проверим, все ли зубы на месте. А их у нас уже целых два
IMG_8538 (700x522, 317Kb)



5.
IMG_8547 (700x522, 311Kb)



6. Как всегда гуляли вдоль обрыва над рекой
Давидка долго сидел самостоятельно в коляске и с любопытством осматривался вокруг
IMG_8554 (700x522, 456Kb)


7.Когда я, фотографируя Давидку, скрываюсь за планшетом, малыш морщит носик и смешно сопит. Что он этим пытается изобразить, не понимаю
IMG_8557 (700x522, 363Kb)



8.Позади жесткий урбанистический пейзаж, мне он напоминает тяжелый рок
IMG_8561 (522x700, 331Kb)



9.На этом здании горгулий не хватает
IMG_8572 (522x700, 404Kb)



10.Вечером. Очень мне нравится их дворик в сумерках. Зажигаются фонарики, и он становится уютным и теплым, даже каким то интимным
IMG_8573 (700x522, 445Kb)



11.
IMG_8575 (700x522, 424Kb)


11.После дождя воздух наполнен свежестью. Озоном. Как будто двор кто-то прокварцевал. От этой свежести чуть не задохнулась. Захотелось дышать полной грудью. На Братиславской воздух совсем не такой
12.Золотая осень.
IMG_8583 (700x522, 446Kb)


13.Братиславская мне напоминает Лас Вегас. Правда я там никогда не была. Но мне кажется он должен быть именно таким. Много огней, магазинов, людей. Много всяких глупостей
На Кутузовском все более чопорно. И одни банки. И горгулий не хватает
IMG_8584 (700x522, 372Kb)
14. На Братиславской
IMG_8589 (700x522, 387Kb)


По Мясницкой в Юсуповы палаты

Суббота, 19 Сентября 2015 г. 20:57 + в цитатник
Хорошо, когда в последние теплые дни уходящего лета можно позволить себе прогулку по Москве. И не просто прогулку, а увлекательный и познавательный процесс, уходящий вглубь веков. В конце недели погода подарила нам несколько погожих денечков. Но вытащить себя просто на прогулку не возможно. Зато обмануть подсознание предстоящей экскурсией вполне реально. Примерно такая мотивация сподвигла меня на этот подвиг. Так я впервые отправилась в пешеходную экскурсию по Москве, которая называлась По Мясницкой в Юсуповы палаты
Начиналась она с Чистых прудов возле памятника Грибоедова. Экскурсовод Алексей Смирнов – дядечка примерно моего возраста – довольно интересно и много рассказывал об истории, памятниках архитектуры. Чувствовалось, что история является смыслом всей его жизни. А может просто так казалось?

Чистые пруды, называвшиеся ранее Погаными, стали таковыми после того как их почистил и облагородил Меньшиков, когда переселился в усадьбу, выходящую на Мясницкую улицу и Поганые пруды, Мясницкой улица называлась, потому что там проживали мясники, сбрасывавшие отходы своего производства в пруды.
При Петре Первом по Мясницкой улице пролегает дорога в часто посещаемую им Немецкую слободу и это послужило толчком к изменению статуса улицы. Как говорилось выше, изначально основными жителями этих мест были мясники. С переездом в этот район князя Меншикова на Мясницкой улице наступили коренные изменения.
Александр Данилович выкупает двор у Мясницких ворот, возводит на нем собственные палаты и обустраивает домовую церковь (Меньшикову башню). Прилегающая территория облагораживается: разбиваются сады, выстраиваются оранжереи, очищаются Чистые пруды. . Строительство прудов было поручено архитектору Зарудному и длилось оно три года
Проживание высокопоставленного лица в этом районе кардинально меняет социальный состав жителей.
Вместо торгового люда здесь начинают селиться дворяне и представители духовенства.

Храм во имя архангела Гавриила, который располагается недалеко от Чистых прудов, был изначально деревянным и основан в 1551 году. В 1704 году по приказу князя храм был снесен, и на его месте возвели современное здание церкви. Нынешний храм построен архитектором И.П. Зарудным. Он был самым высоким зданием Москвы, высота со шпилем 81 м. Стены внутри и наружи украшены белокаменным декором.




1.
IMG_8413 (700x528, 299Kb)
В церкви Архангела Гавриила в 1706 году появилась очень ценная вещь в виде образа Полоцкой Божьей Матери, которую Меньшиков привез после битвы под Калищем, где войска во главе с князем одержали победу. По легенде эту икону писал сам евангелист Лука. А в 1723 году церковь постигла страшная участь. Произошло событие, трудно объяснимое. 13 июня один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день во время отпевания над церковью сгустились тучи, загремел гром, и молния ударила прямо в крест, загорелся купол. Пожар тушили около двух часов, трудность заключилась в том, что башня была очень высокой. А когда огонь перекинулся на ферму, сделанную из дуба, то стали обрываться колокола (их было 50) и проламывать церковные своды. Упавшие колокола погубили людей, выносившие в это время ценности и реликвии. Верх башни был целиком утерян. Однако драгоценную икону удалось спасти, и в 1726 году по приказу тяжело больного Меньшикова ее перевезли в Петербург, где на Васильевском острове находилась домовая церковь князя. В 1727 году Меньшиков был сослан в ссылку, а икона исчезла.

2.
IMG_8416 (522x700, 408Kb)


Церковь имела много отличительных черт. Она была практически на три метра выше колокольни Ивана Великого, которая считалась гордостью и одной из достопримечательностей Москвы. Горожане, невзлюбившие князя, считали, что этим самым Меньшиков попытался "уязвить" их. На башне церкви был установлен шпиль с флюгером в виде парящего ангела с крестом в руке. На последних, самых верхних трех сквозных ярусах располагались 50 колоколов.

3.
IMG_8417 (522x700, 389Kb)


В 1708 году в Лондоне были куплены куранты за немалые деньги и установлены на башню. Они били каждые 15, 30 и 60 минут, а в полдень звонили все колокола сразу. В истории есть одно предположение о причине разрушения церкви. Меньшиков недолго прожил на Мясницкой улице. Он уехал из своего дворца, когда был назначен губернатором Петербурга. Храм начал разрушаться. Архитектор Зарудный еще в 1721 году (за два года до злополучного пожара) в письмах предупреждал князя и о протекающей кровле, о том, что куранты уже остановились, иконостас так и стоит недоделанным, а деревянные части церкви гниют и могут вот-вот упасть. После пожара, долгое время простоявшую в разрушенном состоянии церковь, в 1787 году стал восстанавливать Гавриил Измайлов. Он убрал один ярус, колокола и шпиль. Купол он оформил в виде свечи, винтообразным.




4.
IMG_8419 (522x700, 386Kb)


Гавриил принадлежал к масонам Педагогической семинарии, которые называли себя мартинистами. Как снаружи, как и внутри он украсил церковь масонскими символами, эмблемами и латинскими надписями. Многие из представителей масонов были арестованы после уличения их в связи с прусским двором, с которым тогда враждовала Россия, но оставленные Измайловым на стенах церкви знаки продержались там еще несколько десятилетий до того, как в 1852 году вышел приказ митрополита Филарета уничтожить их.

5.
IMG_8421 (522x700, 372Kb)



С 1923 по 1947 год храм был закрыт. В 1947 году здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения. Канонической территорией Антиохийской Православной Церкви являются Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова. Русскую и Антиохийскую Апостольские Церкви связывают многовековые духовные узы. По преданию, первый Митрополит Киевский святитель Михаил был сирийцем.

6.
IMG_8422 (522x700, 393Kb)

7.
IMG_8427 (522x700, 403Kb)


В доме Меньшикова на Мясницкой улице разместился почтамт в 1792 году. Ныне здание московского почтамта расположено как раз на месте дворца князя. К нему причисли и Меньшикову башню, которая стала именоваться церковью Архангела Гавриила при почтамте. Произошло это событие в 1821 году

8.
IMG_8428 (700x522, 334Kb)


Вдали от шума Чистопрудного бульвара, в Малом Харитоньевском переулке, среди небольших двухэтажных домиков благородно возвышается настоящий готический замок: темный камень, узкие окна-бойницы, эркеры, многочисленные башенки-туры. Это дом Московского Политехнического общества, учрежденного в 1877 году для объединения выпускников Императорского Московского технического училища (ныне МГТУ имени Н.Э. Баумана).

В апреле 1902 года инженер-механик К.В. Абакумов предложил Обществу идею постройки собственного дома на средства, собранные по подписке среди его членов. Несмотря на скептическое отношение членов Общества, был объявлен конкурс на проект дома. Первую премию получил архитектор А.Б. Минкус, а вторую — автор здания гостиницы «Метрополь», известный тогда архитектор Вильям Валькот. Однако составление окончательного проекта было поручено инженеру А.В. Кузнецову, использовавшему некоторые идеи проекта Валькота.

Закладка дома состоялась в 1905 году, а уже осенью 1906 года он начал функционировать. Построенный на деньги пайщиков и жертвователей, строительство обошлось всего в 450000 рублей. В 1907 году состоялось первое собрание членов Политехнического общества в собственном доме.



9.
IMG_8429 (522x700, 369Kb)



Интересно писал о доме сам архитектор в журнале «Зодчий»: «При проектировании фасада приняты в руководство архитектурные мотивы Англии — страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок». Над входом высечены буквы «П» и «О», которые означают «Политехническое общество». По сторонам центрального эркера две даты: «1878» - год основания общества и «1905» - год закладки этого здания. Между вторым и третьим этажами – картуши с изображением символов технического прогресса.

На первом этаже дома были предусмотрены помещения для контор. На втором находились залы для совета и общих собраний Общества, столовая и библиотека. Верхние этажи отводились для квартир, сдаваемых внаем. В одной из них в 1910 — 1920-х годах жил художник И.И. Машков, там же была его студия.

После октября 1917 года из дома Политехнического общества инженерные организации начинают замещаться различными комиссиями и инспекциями, а в 1918 году именно в этом доме состоялся первый съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. В дальнейшем В.И. Ленин произносил здесь свои речи, о чём свидетельствует мемориальная доска у входа.

В 1938 году в доме был образован Институт машиноведения как центр фундаментальной науки о машинах в составе Отделения технических наук АН СССР. Одним из основателей Института и его первым директором (1938-1953 гг.) являлся академик Е.А.Чудаков. В дальнейшем его возглавляли академик А.А. Благонравов и академик К.В. Фролов.




10.
IMG_8430 (522x700, 326Kb)
В настоящее время в нем располагается Институт машиноведения им. А.А. Благонравова. Но судя по запущенности, царящей за окнами, там вряд ли сейчас кто-нибудь активно трудится.


IMG_8431 (700x522, 377Kb)












2.
IMG_8434 (700x522, 387Kb)

3.
IMG_8435 (522x700, 309Kb)



Доходный дом. Построен в 1912 году. Более ста лет назад. Несмотря на такой солидный возраст, он простоит еще столетия. Строили тогда, что называется, не за страх, а за совесть.

4.
IMG_8436 (700x522, 514Kb)


5.
IMG_8439 (700x522, 533Kb)








6.
IMG_8442 (700x522, 390Kb)


7.
IMG_8443 (700x522, 435Kb)

8.
IMG_8444 (700x522, 366Kb)






9.
IMG_8446 (700x522, 335Kb)

10.
IMG_8449 (700x522, 436Kb)



1.
IMG_8508 (522x700, 333Kb)

2.
IMG_8513 (522x700, 357Kb)

3.
IMG_8516 (700x522, 334Kb)

4.
IMG_8518 (687x700, 328Kb)

5.
IMG_8520 (700x522, 319Kb)

6.
IMG_8523 (700x522, 376Kb)

7.
IMG_8524 (700x522, 504Kb)

8.
IMG_8505 (522x700, 291Kb)

И опять новый день. Майские праздники продолжаются

Вторник, 05 Мая 2015 г. 07:50 + в цитатник
как много времени прошло!

танцевальные - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 04 Августа 2009 г. 18:05 + в цитатник
Фотографии Рина_Светлова : танцевальные

Я их называю хронооболочки



Что такое время?

Вторник, 04 Августа 2009 г. 18:00 + в цитатник
Вчера закончила статью о природе времени.
начало

Что такое Время?

Время в этой статье рассматривается с позиции самоорганизации систем. Исследование проблемы с точки зрения системообразующих принципов помогут определить место "времени" в процессах самоорганизации Вселенной и ответить на вопросы: где, когда, на каком этапе миротворчества оно возникло, каким эволюционным преобразованиям было подвергнуто. Т.е. мы будем говорить о происхождении времени, его становления и преобразовании.
Но прежде чем ответить на поставленный вопрос, определим вначале саму постановку проблемы времени, его уникальные свойства среди других явлений природы и социума.

Время - как философская категория

Мы, наверно, все думаем, что знаем, что такое время. В каждую эпоху у человечества для времени формировался свой образ. В древних писаниях время представляли в виде замкнутого круга, где замкнутость времени, чаще всего, символизировала змея, кусающая свой хвост. Эзотерические представления о времени, как о некой конечной протяженности, вышедшей из вечности и обязанной вернуться в вечность, претерпевает существенные изменения уже в древнегреческой культуре.
У древних греков время лишено гомогенности и хронологичной последовательности, мир воспринимается не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в великом кругу. События, происходящие в мире, не уникальны. Эпохи, сменяющие друг друга, все время повторяются, и некогда существовавшие люди и события вновь возвращаются по истечении "великого года" - пифагорейской эры.

Уже в христианскую эпоху время стало восприниматься линейно и необратимо, но в ограниченном смысле. В основном это связано с влиянием христианской идеологии. В человеческой истории появляются опорные точки: сотворение мира, пришествие Христа, страшный суд и т.д. Появление опорных точек распрямляет временной цикл, однако при всей своей "векторности" время в христианстве не избавилось от циклизма; коренным образом изменилось лишь его понимание. В самом деле, поскольку время было отделено от вечности, то при рассмотрении земной истории оно предстает перед человеком в виде линейной последовательности. Но если эту же земную историю взять в целом, в рамках, образуемых сотворением мира и концом его, то она представляет собой завершенный цикл: человек и мир возвращаются к творцу, время возвращается в вечность.

В современном мире наряду с физическим временем существуют биологическое время и социальное время. Такое время течет неравномерно, иногда оно как бы уплотняется и ускоряется по мере развития или, наоборот, замедляется. Обычно этот факт субъективно переживается людьми в зависимости от внутреннего состояния. Или, например, социально-историческое время претерпевает значительное ускорение в эпоху революционных преобразований, когда происходит как бы своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, в отличие от периодов относительного спокойствия. Отмечают даже сложное строение социального времени в виде структуры. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных индивидуально значимых для него событий. Так возникает проблема полиструктурности социального времени.

Помимо проблемы полиструктурности, в науке существует еще и так называемый парадокс времени. В современных физических теориях, таких как классическая механика, общая теория относительности, квантовая механика, время как физический параметр входит во все формулы симметрично, исключая какие бы то ни было различия между прошлым и будущим. Еще в восемнадцатом веке включение времени как параметра в галилеевскую механику ознаменовалось созданием новой науки - классической механики. Основные ее особенности - детерминизм и обратимость времени.
Детерминизм позволяет предсказывать положение движущегося тела в любой момент времени, если известны начальные условия. Обратимость времени основывается на том, что между предсказаниями будущего и восстановлением событий прошлого нет никакого различия. Иными словами, движение от текущего к будущему состоянию и обратно - от текущего к начальному - равноправны. Эйнштейн в общей теории относительности показал, что время вообще можно ввести в пространство в качестве его четвертой координаты. А если в общую теорию относительности ввести чисто математическое мнимое время, то различие между пространственными координатами и временем, которое там еще сохранилось, полностью стирается. Стивен Хокинг считает, что "время есть иллюзия", о чем пишет в своей книге "От большого взрыва до черных дыр".

танцевальные - новая серия фотографий в фотоальбоме

Четверг, 30 Июля 2009 г. 08:47 + в цитатник

- новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 27 Июля 2009 г. 15:14 + в цитатник
Фотографии Рина_Светлова :

любимые картинки



Без заголовка

Воскресенье, 26 Июля 2009 г. 11:32 + в цитатник
Сегодня новый день и светит солнце

Субъективная и объективная реальность

Суббота, 25 Июля 2009 г. 09:53 + в цитатник
Пишу книгу. Можно сказать, уже написала. Основные понятия в ней - это субъективная и объективная реальность. Но во всем тексте так и не смогла дать определение, что такое субъективная и объективная реальность. Почему?

Вообще, говорить о каких-то первичных понятиях – дело неблагодарное. Когда пытаешься дать такому понятию определение через другие, то сразу возникает проблема, что те, другие, тоже надо объяснять. Например, общепринятым определением объективной реальности является следующее. Объективная реальность – весь материальный мир, существующий независимо от нашего сознания и первичный по отношению к нему. Вроде бы все понятно, за исключением того, что теперь надо дать определение, что есть материя и что такое сознание. Идем дальше, воспользуемся самым популярным определением материи, который дал еще Ленин: материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Итак, мы объяснили объективный мир через материю, а материю через объективный мир. Вам это ничего не напоминает? А мне, например, сразу вспоминаются сепульки из рассказа С.Лема. Герой космического рассказа «Звездные дневники Ийона Тихого» ищет в энциклопедии информацию о сепульках. И нашел следующие краткие сведения: «Сепульки» - важный элемент цивилизации ардритов с планеты Энтеропия (см. Сепулькарии). Найдя новое слово, прочитал: «Сепулькарии – устройства для сепуления сепулек (см. Сепульки)». Примерно также мы объясняем материю и объективный мир. Хотя, в принципе, это все понятно, поскольку первичные понятия по определению сами по себе не могут быть объяснены через другие категории, иначе они уже не будут первичными.
Еще хуже обстоит дело с определением субъективной реальности. Считается, что человеческая субъективная реальность это познанная реальность. Ощущённая, осознанная и объяснённая. И можно добавить, что к ней еще относится все, что человек чувствует, о чем догадывается и что помнит.
Со времен платоновских «Парменид» считается, что рационально понять нечто – значит, это нечто определить. Или указать некую границу на то, что этим нечто не является. В противном случае это нечто вообще нельзя рационально помыслить, ибо для того, чтобы быть в качестве предмета мысли, надо хоть от чего-то да отличаться. Одна из важнейших функций сознания как раз и состоит в том, что оно всему полагает мысленные пределы, все рационально проясняет и упорядочивает посредством системы понятийных определений.
Но сразу возникает вопрос: что является иным относительно самого сознания, т.е. то, что нам так хочется назвать объективной реальностью? Если физическая, биологическая и социальная реальности, которые вроде бы должны иметь внешние границы от самого сознания, всегда даются сквозь призму ощущений и осознавания его самого, т.е. сознания. Они в некотором смысле сами есть лишь постольку, поскольку существуют в нашем сознании. Более того, сознание, которое всему должно полагать границы, само, в принципе, не имеет внешних границ и, стало быть, тоже не может быть определено стандартным рациональным способом. Так как же объяснить, что есть сознание?
Методологическая наука предлагает нам, чтобы понять и объяснить, что есть сознание, надо его изучить. Но можно ли изучить сознание? Самым непреодолимым препятствием в изучении сознания является нахождение объективных методов его исследования. Какие бы совершенные приборы и строгие методики ни использовались, никогда не удастся устранить факта имманентной включенности особенностей внутреннего мира ученого в содержание получаемого им о сознании знания. Это касается и его эмоционально-психических состояний, и черт его личной биографии, и его базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, и, наконец, специфики его национально-культурного окружения.
С другой стороны, если нельзя взглянуть на сознание извне как на целостный предмет (или рассмотреть его как вещь среди других вещей) и нет необходимых логических средств для его определения-осмысления, то, может быть, целесообразнее поглубже погрузиться в эту уникальную «предметность», дабы ее изнутри созерцать, переживать и посильно описывать? Избрать, так сказать, альтернативную стратегию исследования сознания. Из такого альтернативного изучения вытекают многочисленные медитативные и мистические способы непосредственного погружения в поток сознания, получившие наибольшее развитие на Востоке. Однако и им, в свою очередь, присущи те же принципиальные трудности, т.е. неустранимая личная окрашенность медитативного знания-опыта, зависящая от культурно-национального контекста, религиозно-конфессиональной принадлежности адепта, вех его собственной биографии и т.д.
Что еще можно сказать о сознании? По мнению М.Мамардашвили, содержание сознания – это единственное, что нам известно и в чем мы можем быть уверены. Только благодаря этому содержанию мы знаем о существовании вещей. Хотя знать, каковы вещи на самом деле, если знаем о них только то, что известно нашему сознанию, мы не можем. Из этого следует неутешительный вывод, что разграничить между собой объективную и субъективную реальность практически невозможно. А тем более пытаться создать концепцию объективной модели объективной реальности, которая позволила бы абстрагироваться, насколько это возможно, от влияния присущего нам мироощущения. Как пишет А.Петров в статье «Моделирование субъективной реальности»: «Для создания концепции модели реальности, свободной от влияния сознания человека, мы должны отбросить все лишнее и оставить то, чего мы отбросить не можем» (http://filosofia.ru/70583/). Он предлагает отбросить расстояния, размеры, физические свойства, бесконечности, вложенность объектов, удельные характеристики и т.п. (рассматривая их как производные, а не как самостоятельные элементы мироздания), принимая во внимание чувственно-геометрическую специфику результатов работы системы ощущения и человеческую природу системы понятий и системы осознания реальности.
В результате останется только факт неоднородности реальности (иначе исчезает предмет труда) и время (иначе теряются "процессы", "события", "начала" и т.д., оставляя себя без необходимого инструментария), от которых отказаться нельзя. Хотя вполне можно было бы еще отбросить и время, и факт неоднородности, так как они тоже есть суть субъективные ощущения. Значит, чтобы получить отдельно объективную реальность нужно отбросить все! Но тогда получается, что объективный мир не существует. И в этом смысле, когда мы говорим о существовании объективного мира, то нужно подразумевать, что он есть исключительно в самом сознании, и существует только лишь благодаря сознанию, а вне его объективного мира нет.

Метки:  

Дневник Рина_Светлова

Пятница, 24 Июля 2009 г. 19:14 + в цитатник
интересы: смысл жизни человека и человечества


Поиск сообщений в Рина_Светлова
Страницы: [1] Календарь