-неизвестно

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вера_Скворцова

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.07.2009
Записей: 3904
Комментариев: 230
Написано: 4323


Древние города Майя

Воскресенье, 08 Апреля 2012 г. 22:22 + в цитатник
Цитата сообщения ilya-m1972 древние города майя.

Тикаль — древний город индейцев Майя, расположенный на территории современной Гватемалы. Это один из крупнейших центров доколумбийской цивилизации майя, расцвет которого пришелся на 700 год нашей эры. Несмотря на то, большинство структур здесь было построено в период с 600 по 900 года нашей эры, есть здесь и руины сооружений, относящиеся к 400 годам до нашей эры ...

тикаль


Тикаль — объект, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, его руины включают пять больших храмов-пирамид, многочисленные гробницы, могилы и захоронения, и другие сооружения. В общей сумме здесь насчитывается около трёх тысяч различных структур.

тикаль

В последние годы здесь была запущена крупномасштабная реставрация, инициированная правительством Гватемалы и университетом Пенсильвании. Было восстановлено множество очень важных памятников, которые находились под угрозой исчезновения, приведены в порядок все остальные структуры. Реставрация продолжается и по сей день.

тикаль

Вместе с близлежащими территориями, Тикаль был переквалифицирован властями страны в Национальный парк. Эти места тщательно охраняются, и поддерживаются в исключительном порядке.

тикаль крупнейший город майя

Для фанатов Звездных Войн эти места будут знакомы, так как именно тут происходили съемки четвертого эпизода фильма, а руины использовались, как база мятежников.







Добраться сюда легко из близлежащих городов — Флореса и Гватемала-сити. В них же можно и остановиться, выбрав для себя подходящую гостиницу.







майя
 

Тикаль (Tikal) - один из крупнейших городов древних майя. Расположенный в джунглях северной провинции Гватемалы - Петен (El Peten) Тикаль находится примерно в 30 км к северу от небольшого городка Эль-Ремате (El Remate) и в 65 км к северо-востоку от города Флорес (Flores), который является административным центром провинции Петен.

Обычный способ попасть в Тикаль - это перелет из Гватемала-сити или мексиканского города Канкун в аэропорт города Санта-Елена (Santa Elena), расположенного всего в километре от Флореса и фактически слившегося с Флоресом. Этот аэропорт часто даже и называют аэропорт Флорес. Кстати, сам Флорес находится на острове на озере Петен-Ица (Lago de Peten Itza) и связан с берегом дамбой длиной около 500 м.

Из Санта-Елены или Флореса в Тикаль легко можно добраться на автобусе. Для туристов организуются специальные однодневные поездки в Тикаль. Однодневные туры в Тикаль организуются и из столицы Гватемалы - города Гватемала-сити. (Благо, полет из Гватемала-сити в Санта-Елену занимает всего полчаса.) Для тех же, кто хочет провести здесь несколько дней, непосредственно около развалин древнего города открыто несколько отелей.

Тикаль находится центре особого Национального парка, который в свою очередь является частью огромного биосферного заповедника Майя, охватывающего всю северную часть провинции Петен. Этот заповедник был организован в 1990 году и занимает площадь около 16 тысяч кв. км.

По последним данным первые поселения майя в этом районе относятся к VII веку до нашей эры. А в III веке нашей эры здесь уже существовал довольно большой город. Таким образом, Тикаль является одним из самых древних городов майя. Расцвет города приходится на 600-800 года, его население в этот период по мнению ряда ученых могло достигать от 70 до 100 тысяч человек. В конце X века жизнь в Тикале по невыясненным причинам замирает, и город постепенно попадает во власть джунглей.

Лишь в 1848 году экспедиция под руководством Модеста Мендеса (Modesto Mendez) и Амбросио Тута (Ambrozio Tut) фактически заново открыла Тикаль. Первые исследования руин древнего города начались ещё в конце XIX века, однако лишь после 1956 года эти исследования получили систематический характер.

В настоящее время расчищенная площадь древнего города охватывает около 16 кв.км. Здесь насчитывается в общей сложности более 3 тысяч различных структур. Подавляющаяя часть сооружений в Тикале не имеет собственных названий, а носит цифровые или буквенные обозначения.

В самом центре Тикаля находится так называемая Гран-Плаза (la Gran Plaza, по-испански, или the Grand Plaza, по-английски)- Большая площадь. С западной и восточной сторон эту площадь ограничивают две стоящих друг против друга величественные пирамиды - Пирамида I с восточной стороны и Пирамида II с западной. По сторонам пирамид, обращенным к площади, поднимаются вверх довольно узкие крутые лестиницы. На верхних площадках пирамид находятся храмы, по которым и сами пирамиды очень часто называют храмами: Храм I и Храм II. В храме на вершине Пирамиды I, построенном в начале VIII века, находится, как полагают, могила легендарного правителя Тикаля - Ах-Какао (Ah Cacaw).

Тикаль - древний город майя



 

 

 

 

 

 

 

Самые значительные объекты Тикаля в настоящее время получают собственные названия. Так Пирамиду (Храм) I называют также Храмом Великого ягуара (the Temple of Great Jaguar), а Пирамиду (Храм) II - Храмом масок (the Temple of Masks). Кстати, высота Пирамиды I составляет 44 м, а Пирамиды II - 38 м.

Интересно отметить, что в Тикале насчитывается еще семь комплексов, представляющих собой площади с храмами-пирамидами, стоящими напротив друг друга. Эти комплексы (кстати, они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т.п.) были построены в VIII веке с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждого из этих комплексов отмечало окончание особого 20-летнего периода в жизни майя. (Все эти комплексы, правда, намного меньше комплекса Гран-Плазы.)

 

 

Тикаль - древний город майяС северной стороны Гран-Плазы находится так называемый Северный Акрополь (the North Acropolis). Северный Акрополь представляет собой сложный комплекс, главными сооружениями которого являются 12 храмов, стоящих на разных уровнях, но имеющих в основании единую платформу. Всего же здесь выделяют около сотни различных структур, построенных в разное время. Причем самые ранние постройки Северного Акрополя относят к III веку.

Южную часть Гранд-Плазы занимает Центральный акрополь (Central Acropolis). Центральный акрополь включает в себя целый ряд сооружений, являющихся, по всей видимости, остатками дворцовых построек. В восточной части Центрального Акрополя находится пирамида Малера, или дворец Малера (Maler's Palace), названный так в честь археолога Малера (Maler), работавшего в Тикале в начале XX века.




 

 

 

 

 

 

 

Между Центральным Акрополем и Храмом I находится сравнительно небольшая площадка для игры в мяч (Juego de Pelota). Игра в мяч у древних майя имела ритуальный характер, поэтому такие игровые площадки являются неизменным элементом всех городов майя. Данная площадка для игры в мяч - одна из многих таких площадок в Тикале.

С южной стороны Центрального Акрополя находится искусственный водоем - так называемый Дворцовый пруд (Palace reservoir). Это один из нескольких искусственных водоемов, обнаруженных на расчищенной территории Тикаля. Далее к югу на противоположной стороне пруда стоит Пирамида (Храм) V, которая поднимается над землей на 58 м. Работы по расчистке этой пирамиды ещё не завершены.


К западу от Пирамиды V расположен Южный акрополь (South acropolis), раскопки которого еще продолжаются.

С западной стороны к Южному Акрополю примыкает так называемая Площадь семи храмов (Plaza of the Seven Temples), на которой находится семь небольших храмом, стоящих очень близко друг к другу.

Далее к западу расположен еще один комплекс - Мундо Пердидо (El Mundo Perdido), что в переводе с испанского означает "Затеряный мир". Этот комплекс состоит из 38 структур, самой крупной из которых является пирамида, возвышающаяся в самом центре этого "Затеряного мира". Высота пирамиды - 32 м, сторона основания - 80 м. С каждой стороны пирамиды вверх ведут широкие лестницы. Удивительно, но эту пирамиду называют здесь просто Пирамида (Pyramid). Это одно из самых старых сооружений Тикаля - его строительство относят к VII веку до нашей эры (!). Кстати, до Мундо Пердидо от Гран-Плазы всего около 400 м на юго-запад.

Тикаль - древний город майя

К западу же от Гран-Плазы и севернее Мундо Пердидо возвышается Пирамида III высотой 55 м. Эту пирамиду называют также Храмом Верховного жреца(The Temple of the Great Priest).

Дальше к западу за Пирамидой III стоит так называемый Дворец Летучей мыши (Bat Palace), а на самом западном краю исследованной области находится Пирамида IV, известная также как Храм двухголового змея(The temple of the Two-Headed Serpent). Он поднимается на высоту 64 м и является самым высоким сооружением Тикаля. Построен этот храм был в середине VIII века.

Заканчивая рассказ о Тикале, скажем, что примерно в 1,5 км к юго-востоку от Гран-Плазы находится еще одна пирамида -Пирамида VI, или Храм Надписей (Temple of the Inscriptions). Эта пирамида знаменита надписями на гребне крыши храма. Увы,большинство туристов ограничивается однодневной поездкой в Тикаль, а одного дня, чтобы осмотреть его, явно недостаточно.

Тикаль - древний город майяИ вот ещё что... В 65 км к северо-западу от Тикаля, почти у самой границы с Мексикой находится еще один древний город майя - Эль-Мирадор(El Mirador). Эль-Мирадор стал известен в 1926 году, но до сих пор расчищена лишь его очень малая часть. Отсутствие автомобильной дороги делает этот город практически недоступным для туристов. А между тем, это, возможно, самый крупный город древних майя. Достаточно лишь сказать, что именно в Эль-Мирадоре находится, как полагают, самое большое сооружение майя - комплекс Данта (Danta complex), высота которого достигает 70 метров.

 

 

Древнейший город индейцев майя

 

Название Паленке появилось уже в послеколумбову эпоху Так называлась небольшая деревенька, которая возникла здесь вскоре после прихода испанцев Однако никто тогда не подозревал, что в нескольких километрах от деревни, среди Лакандонских джунглей много столетий назад существовала настоящая столица. По всей видимости, это был самый красивый город в этой части индейской Америки. В лесах вокруг развалин и сейчас, как много столетий назад, живут несколько разбросанных семей индейцев племени чоль Они, вновь открывшие город своих давних индейских предков, называют эти развалины «Оттиоттиун» — «Каменный город». Кроме чолей, в непосредственной близости от Паленке жило когда-то еще одно индейское племя — цельталь. На их языке Паленке переводится как Гхо-Гхан — «Змеиный город». Вполне вероятно, что это название и было доколумбовым обозначением Паленке. «Змеиный город» находится неподалеку от окраины Ланкандонского леса, на высоте примерно 100 метров над уровнем моря. Развалины зданий встречаются примерно на расстоянии восьми километров.

 

 

 

Паленке с первого взгляда завораживает необычайно красивым расположением. В нескольких метрах за пирамидами и необыкновенным дворцом возвышаются горы, покрытые густой зеленью. Девственный лес заявляет о себе повсюду. Задние стены зданий паленке упираются в Тумбольские горы (один из отрогов центрально-американских Кордильер). Со стороны фасадов зданий, от дверей дворцов и святилищ открывается великолепный вид на бесконечно зеленый ковер — на море непроходимых лесов, которое тянется 130 километров и кончается у настоящего моря — Мексиканского залива.

Этот древний город случайно нашел воинский патруль, заблудившийся в джунглях мексиканского штата Чьяпас. Солдаты обнаружили в лесу деревушку Санто-Доминго-де-Паленке, о существовании которой колониальные власти даже не подозревали, и одновременно развалины великолепного храмового центра. Но только через 25 лет, в 1784 году, колониальная администрация послала для изучения древнего города первую экспедицию, давшую блестящие результаты. Паленке великолепно расположился у гряды холмов, поросших высоким тропическим лесом. В древности его здания были украшены лепными фризами и росписями. Лишь немногое сохранилось до нашего времени, поэтому приходится полагаться на рисунки, сделанные ранними исследователями, особенно Казервудом. nРаботая в очень тяжелых условиях, больные малярией. страдающие от клещей и других кровососущих насекомых, Стефенс и Казервуд составили первое точное описание города, сопроводив текст множеством отличных иллюстраций.

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились под личным патронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г. Пакаль унаследовал трон после краткосрочного правления своей матери, госпожи Зак Кук. После ее смерти он провозгласил Зак Кук родительницей трех богов майя, тем самым придав монарху статус сына божьего.

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирамидой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело правителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожалуй, самый известный из всех сооружений Паленке, впервые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м — это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. Наверх ведут 69 крутых ступеней.

За всю свою историю Паленке находился под властью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновременно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строений. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя переводится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Храма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

После смерти Чан-Балума власть перешла в руки его брата Кан-Ксула, который провел на престоле следующие 23 года. В это время дворец был перестроен и приобрел облик, частично сохранившийся до наших дней. Тогда же в дворцовый ансамбль была добавлена загадочная башня, которая, очевидно, использовалась в качестве обсерватории. Здание представляет собой лабиринт комнат, подземных помещений и внутренних двориков. При правлении Кан-Ксула был возведен Храм XIV.

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет определенное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

лита, закрывающая саркофаг Пакаля, также стала причиной многочисленных гипотез, некоторые из них весьма спорны. В частности, было объявлено, что вырезанные мистические надписи представляют собой закодированные астрономические данные, которые, по мнению ученых, не были известны древним людям. Автором, пожалуй, самой известной из фантастичных версий стал Эрих фон Деникен. В своей книге «Колесницы богов?», опубликованной в 1968 г., он утверждает, что фигура, изображенная на саркофаге, «является точной копией» космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблем, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвостовой части корабля виден выброс выхлопных газов. Позднее, в 1976 г., Рональд Стори опубликовал свой труд «Космические боги разоблачены», в котором подробно разобрал версии фон Деникена. В главе «Астронавт из Паленке» он обратил особое внимание на изображение загадочной фигуры, на основании которого фон Деникен сделал свое предположение, и заключил, что «отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда»: при проведении полномасштабного исследования стало ясно, что на человеке на картине нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запечатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, миром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украшения, а кожа расписана орнаментом. Это изображение полностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

Центр города образуют четыре главные пирамиды и посреди них — паленкский дворец. Это огромное (104×80 метров) здание, многократно перестраивавшееся, имеет в основании четырехугольник. Во дворце есть четыре внутренних дворика (патио) — два больших и два поменьше. Их окаймляют галереи, впоследствии разделенные на ряд помещений. Правда, сейчас уже трудно с определенной точностью установить назначение этих помещений В галерее северо-восточного патио имеется настоящая парная баня и даже три хорошо оборудованных клозета. С северной стороны ко дворцу ведет широкая лестница. Внешние стены дворца украшены штуковыми рельефами, часть которых сохранилась до сих пор.

Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. В Паленке вся архитектура города словно бы обращена к небесным божествам. Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. По соседству с дворцом возвышаются три прославленные пирамиды: «Храм Солнца», «Храм креста» и «Храм лиственного креста». Названия эти современные, они произведены от главных мотивов росписи алтарных плит, находящихся внутри святилищ. Пирамиды Паленке, как правило, невысокие, имеют наверху небольшие храмы с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах.

Самая знаменитая пирамида Паленке, окутанная множеством тайн и легенд, — «Храм надписей» Прежде чем спуститься внутрь «Храма надписей», надо сначала подняться на высоту 24 метров — по десяткам ступеней девяти уступов этой пирамиды. Там, наверху, и расположен сам храм. Его наружные стены и дверные колонны украшены рельефами, каких нет ни в одном другом майяском городе: помимо мужчин, они изображают и женщин. Матери держат на руках невероятно уродливых детей, лицо каждого ребенка заменяет маска бога дождя, из детской ножки вырастает змея. Ученые предположили, что, возможно, эти странные изображения матерей и детей запечатлели привычное для центрально-американских индейцев представление, будто роженицы, умершие во время родов, возносятся в ту часть небес, которая отведена только им да павшим на поле боя воинам. Внутри храма находится самая большая из известных науке майяских надписей. Три плиты, заполненные иероглифическими знаками, занимают всю заднюю стену святилища. Если сложить иероглифы трех плит, получается цифра 620. В самом тексте есть календарные данные, которые дополняют даты «Храма креста», «Храма лиственного креста» и паленкского дворца Каменная надпись содержит календарные даты, охватывающие почти целых 200 лет. Основополагающей вехой каменных плит ученые считают дату, соответствующую нашему 692 году.

Исследователи провели на каменном полу святилища долгое время, чтобы тщательно скопировать текст этих надписей. Но они даже не подозревали, что прямо под ними (под каменным полом храма) скрывается другой клад, открытие которого поразит весь мир. Ни один из исследователей, которые часами сидели на вершине пирамиды, не задался вопросом, каково же назначение этого сооружения. В городах майя пирамиды обычно строились как великолепные постаменты для небольших святилищ, где ближе к небу совершались богослужения. Но в данном случае здание, украшающее вершину этой пирамиды, не было храмом. Тогда каким же целям служил паленкский «Храм надписей»?

…В 1949 году профессор Альберто Рус в который уже раз посетил Паленке. Его давно привлекала тайна высокой пирамиды, но ни удивительная надпись, ни знаменитые рельефы на колоннах ничего не говорили о подлинном назначении храма. Тогда он заинтересовался полом помещения, который (в отличие от полов в других храмах Паленке) был покрыт искусно обработанными каменными плитами. На одной из них по краям было пробито 12 отверстий, плотно закрытых каменными пробками. Плита немного выступала из пола, и помощники Руса с помощью рычага попытались поднять ее. Когда плиту отодвинули, перед ними открылась часть лестницы, заваленная тоннами камня и глины, но стены ее прекрасно сохранились. Стало ясно, что кто-то специально закрыл вход в глубь пирамиды. Долгих четыре года исследователи вместе с индейскими рабочими освобождали ступень за ступенью, продирались через засыпанную лестницу, чтобы открыть тайну необычной пирамиды. За первые два года очистили 21 ступень, в 1951 году добрались до вентиляционных шахт, через которые сюда поступали воздух и свет. На глубине 16 метров лестница кончалась и начинался коридор, вход в который загромождала стена из камней, зацементированных раствором извести с песком. Стена закрывала вход к какому-то другому «святому месту». Об этом же говорила и другая находка: в стене нашли замурованную глиняную шкатулку, а в ней жертвенные предметы — раковины, окрашенные в красный цвет, прекрасную жемчужину диаметром в 1,3 сантиметра и множество драгоценностей из нефрита. Когда участники экспедиции проломили стену, они увидели другую — толщиной в целых 4 метра. В конце ее Рус обнаружил небольшой каменный ящик с останками шестерых человек — пять мужчин и одна женщина. Кости погребенных (а это были человеческие жертвоприношения) были первоначально сломаны, чтобы потом уложить их в такой маленький ящик.

Потом А. Рус и рабочие подошли к последнему препятствию — огромной каменной плите. После ее устранения они вступили в просторную крипту, лежащую на глубине 25 метров ниже уровня пирамиды. Постоянные тропические дожди, которые поливали пирамиду 1200 лет, образовали на потолке склепа сосульки из белоснежных сталактитов. В крипте лежала монолитная плита, закрывающая большую часть пола гробницы. Сама крипта довольно просторная: 9 метров в длину, 4 метра в ширину, почти 7 метров в высоту. Одну из стен крипты этого склепа покрывали рельефы 9 Властителей ночи — изображения богов 9 преисподних майя. Все они празднично разодеты: их наряды украшают перья птицы кецаль и пояса, на каждом из которых изображения трех человеческих черепов. На полу храма и на каменной плите лежали богатые жертвенные предметы, среди них — прекрасно сделанная мужская голова. Лицо этого человека (жреца или аристократа) не просто передает портретное сходство: оно выражает все, что надлежало соединять в себе властителям майя — возвышенность духа, напряженную внутреннюю жизнь и покорность неизменной философии времени. Так было открыто тайное святилище, где для совершения обрядов собирались правители майя, а этот огромный камень был центральным алтарем святилища внутри пирамиды. Каменный алтарь до сих пор лежит на своем первоначальном месте. Плита очень огромна и превосходит размерами все ей подобные, найденные до сих пор в индейских городах Америки. Длина ее почти 4 метра, ширина — 2,2 метра, толщина — 25 сантиметров. Поверхность алтарной плиты богато украшена. В центре ее изображена голова молодого мужчины — но не портрет конкретного человека, а изображение просто представителя человеческой расы. По обе стороны от него из кукурузных листьев выступают двуглавые змеи. А змея в представлениях майя связывалась с урожаем, точнее сказать, с дождем (дождевые тучи якобы ползут над землей, как эти ленивые пресмыкающиеся). Мистический смысл изображений на плите вполне очевиден: да, человек умирает, отправляясь в землю, но только для того, чтобы снова вернуться в этот мир, когда-нибудь вновь ожить, подобно зернышку священной кукурузы.

Огромная алтарная плита покоилась на каменном цоколе, ее поддерживало еще шесть богато украшенных каменных столбиков Нижний несущий блок весил 20 тонн, а сама алтарная плита еще 6 тонн. Когда исследователи попытались простукать ее, то обнаружили в ней пустую полость. А. Рус предпринял попытку приподнять каменную плиту и заглянуть внутрь каменного постамента Но узкий коридор крипты не позволил доставить сюда технические средства, и камень пришлось двигать лишь с помощью ломов. После всех усилий была найдена первая индейская пирамида, служившая надгробием. В каменном саркофаге покоился мертвец, которого жрецы положили сюда, вероятно, в 692 году. Погребенный был довольно высокого роста (1,73 метра) и относительно статен. Умер он в возрасте примерно 45 лет. Значительная влажность атмосферы повредила скелет, особенно верхнюю его часть, поэтому нельзя было установить, подвергался ли череп искусственной деформации, как это было принято у знатных майя. На зубах мертвого не было инкрустаций, привычных для майяской аристократии и украшавших, в частности, челюсти тех покойников в преддверии святилища, которые (как мы теперь понимаем) были принесены в жертву перед входом в гробницу, чтобы их души после смерти охраняли душу покойного и прислуживали ей.

Воздействие губительного влажного воздуха испортило праздничное облачение покойного, но драгоценности сохранились хорошо. На нем было ожерелье из более чем 1000 зерен нефрита, нанизанных в 9 рядов. На обеих руках — браслеты, на каждом пальце — нефритовый перстень. В ногах покойного лежала маленькая каменная статуэтка бога Солнца. Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога — летучей мыши. Пластинки серег были исписаны иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был заплатить за свое загробное пропитание (как предполагают некоторые ученые). Лицо покойного покрывала прекрасная мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита, только для глаз были использованы обсидиан и раковины.

Открытие А. Руса поставило перед учеными множество вопросов. Вновь стала обсуждаться традиционная проблема: не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, служившие гробницами фараонов? Кто был похоронен в этом великолепном мавзолее? Некоторые исследователи видели в погребенном правителя, то есть «великого» человека Паленке. Но кто, с точки зрения выполняемых функций, считался «великим»?

 

Ушмаль - древний город майя.

 

Ушмаль - древний город майя
 

Ушмаль – древний город майя, находится на севере Юкатана в центре холмов Пуук («Пуук» буквально переводится как «Страна низких холмов»). В стране Пуук шесть месяцев в году нет дождей, и майя селились здесь по берегам карстовых озёр или высекая в известняковых скалах подземные резервуары (чультуны), накапливавшие воду в период дождей и снабжавшие жителей города в течение всего засушливого периода. У такого чультуна и вырос Ушмаль. Ушмаль - древний город майяУшмаль - древний город майя

Название этого города звучало прежде как Ош-Маль, «трижды строившийся». Время основания и его древнейшая история пока неизвестны. Своего расцвета Ушмаль достиг в 600-900 годах. В XI веке жизнь в городе замерла.

Европейцы узнали об этом древнем городе в XVI веке. Однако широкую известность Ушмаль получил после того, как в 1836 году его развалины

обследовал граф де Вальдек, а в 1840 году — Джон Стефенс. Широкомасштабные работы по восстановлению и изучению древнего города начались в 1929 году.

Самым значительным архитектурным сооружением Ушмаля является огромная храмовая «пирамида Волшебника» (или «Дом Карлика»). Это название дошло до нас благодаря сообщениям испанских монахов и происходит из легенды майя, согласно которой некий карлик, обладавший сверхъестественными способностями, воздвиг это здание за одну ночь. Это сооружение вздымается на 36 метров над окружающей равниной. Овальное в плане, оно опирается на основание длиной 72 метра и шириной 50 метров и венчается храмом. Наверх ведут две лестницы: по восточной и западной сторонам.

Пирамида Волшебника, как и многие другие пирамиды майя, представляет собой нечто вроде луковицы. Если снять верхний покров, внутри обнаружишь ещё одну пирамиду, только меньших размеров. Календарь майя повелевал по прошествии определённого срока воздвижения новой пирамиды, но майя не строили её рядом, а «надевали» на ту, что стоит с прошлого календарного цикла. «Раздевание» пирамид — увлекательнейшее занятие для учёного-майянолога.

Ушмаль - древний город майя

Когда-то на месте импозантной пирамиды Волшебника стоял лишь небольшой храм из нескольких помещений, украшенный изображением бога дождя Чака (сегодня этот храм называют святилище №1). Вскоре, однако, его помещения были заполнены камнем и глиной, а над стенами была воздвигнута пирамида. На вершине строители поместили ещё три святилища. Одно из них — богато украшенный вход в святилище №2 — до сих пор составляет часть внешней оболочки теперешней пирамиды.Ушмаль - древний город майяУшмаль - древний город майя
Остальные святилища и ведущие к ним лестницы ныне уже скрыты следующей надстройкой, надетой на пирамиду. На высоте 30 метров над землей «выросло» пятое святилище, прямо над крышей святилища №3. К святилищу №5 строители подвели по восточной стороне пирамиды широкую лестницу. Ещё одна лестница украсила новую оболочку пирамиды с запада. Лестницы пирамид Храма надписей в Паленке и Кукулькана в Чичен-Ице кажутся легкой забавой по сравнению с той, которая ведёт на вершину пирамиды Волшебника в Ушмале. Количество ступеней ушмальской пирамиды почти вдвое превышает число ступеней самой высокой пирамиды Паленке. К тому же она намного круче, и от этого создается впечатление, что лестнице нет конца.

Храм на вершине пирамиды Волшебника представляет собой каменное изображение маски бога дождя Чака. Дверной проём этого храма оформлен таким образом, что посетитель проходит словно через пасть фантастического божества. Можно только догадываться, какие ритуалы совершались в этом храме; ясно только, что они были связаны с дождём.

Чем руководствовались строители майя, определяя высоту ступеней и крутизну склонов возводимых пирамид? Может быть, предусмотрительные жрецы имели свои важные соображения на этот счет?

Ушмаль - древний город майя

Представьте, что обыкновенный смертный, не принадлежащий к жреческой касте, должен подняться на вершину пирамиды. Без тренировки сделать это чрезвычайно трудно. Уже после первого десятка ступеней дыхание сбивается, затем появляется одышка и вместе с нею желание хотя бы на минутку передохнуть. А жрецы, отлично натренированные многократными ежедневными восхождениями на пирамиды, торопят, не дают остановиться. Безжалостное тропическое солнце палит в затылок, человек задыхается… Лестница кажется бесконечной, и тут он начинает всерьёз верить, что она действительно ведёт прямо на небо…

Ушмаль - древний город майя

 


Одеревенелые ноги с трудом подымаются на каждую новую ступень — ещё одна, ещё одна, ещё… Вдруг человек замечает, что ступеней больше нет, что впереди ровная площадка. Не веря своим глазам, он подымает голову… и ужас сковывает всё его тело: прямо перед ним огромное чудовище. Оно сияет золотом, ослепляя отраженными брызгами лучей солнца, и неотвратимо движется прямо на вас… Слева и справа в огромных каменных чашах горит жертвенный огонь, а вокруг, сложив руки на груди, в развевающихся по ветру красных накидках и высоких головных уборах из перьев стоят мрачные фигуры служителей этого божества. Конечно, сегодняшним путешественникам гораздо легче подниматься по крутым ступеням пирамиды, ибо их никто не подгоняет и они могут спокойно и вволю отдохнуть на ступеньках пирамиды. К тому же они точно знают, что наверху никто не готовит им устрашающего сюрприза в виде финального «архитектурного эффекта», верно служившего жестокой религии жрецов майя. Об этом своевременно позаботились испанские завоеватели и католические монахи: они поспешили переплавить украшавших пирамиды «золотых чудовищ» в легко транспортируемые слитки золота, разбили и сбросили с пирамид каменных идолов, храмы разрушили, а жрецов попросту перебили.

Судя по большому количеству скульптурных изображений Чака, это божество считалось очень важным. Жители Ушмаля имели особые основания беспокоиться о дожде: в этом районе нет ни рек, ни ключей. Они полностью зависели от искусственных резервуаров и запасали столько воды, сколько могут дать дожди.

Своеобразные скульптуры Чака, располагающиеся одна над другой на фасадах и на углах важных общественных зданий майя, украшены чем-то вроде слоновьих хоботов. В 1843 году Стефенс писал в своих заметках: «Читатель может составить себе представление об этой детали, украшающей скульптуры. Она имеет в длину один фут семь дюймов, от места, где прикреплена к стене, до кончика и напоминает по виду хобот слона (так назвал эти детали Вальдек), хотя едва ли скульпторы могли иметь в виду нечто подобное. Население Американского континента не знало слонов».

Не менее любимы в Ушмале были различные символы бога Кецалькоатля (Пернатого змея). Изображения змей есть повсюду на храмах, иногда с одной, иногда — с двумя головами.

Рядом с пирамидой Волшебника находится другая архитектурная достопримечательность города — комплекс из четырех зданий, образующих четырехугольник, совершенно безосновательно названный женским монастырём.

Ушмаль - древний город майя

 

Здания комплекса имеют в общей сложности 74 небольших комнаты и обращены лицом во внутренний двор, подобно тому, как это бывало в обителях испанцев. Когда первые европейцы (а это были испанские монахи) увидели эти комнаты, они приняли их за кельи, а сами здания — за монастырь. Отсюда и происходит название. Что было здесь во времена майя — неизвестно.

Ушмаль - древний город майя

Во внутренний двор этого четырехугольника можно попасть через расположенные по углам входы. Главный вход в этот дворцовый комплекс сделан в виде арки, перекрытой ступенчатым сводом.

Особенно интересной является мозаичная отделка, украшающая фасад женского монастыря. Над входом в каждую «келью» — в четыре ряда друг над другом маски вездесущего бога дождя. Пространство фасада между изображениями Чака заполняют каменные мозаики, представляющие людей, птиц и змей. На некоторых элементах мозаики стилизованно изображены крытые тростником хижины, в которых жили рядовые майя той эпохи.

Еще одно великолепнейших сооружений Ушмаля – Дворец правителей, являющийся одним из высочайших достижений архитектурного стиля пуук. Здесь находилась резиденция правящей династии Шиу. В этом замечательном дворце в 1841 году поселились исследователи Дж. Стефенс и Ф. Казервуд, сделавший здесь свои лучшие зарисовки.

Ушмаль - древний город майя

Дворец правителей расположен на искусственно возведённой террасе примерно 200 м в длину, 170 м в ширину и 12 м в высоту. На террасу можно подняться только с западной стороны. Размеры дворца: длина — 98 м, ширина — 12 м, высота — 8 м. К центральному зданию примыкают два боковых крыла. Главное помещение дворца было отделено от остальных проходом, перекрытым ступенчатым сводом, одним из самых высоких, какие только существуют в майяских городах.

Ушмаль - древний город майя


Дворец был построен, по мнению ученых, в начале X века и является одной из последних крупных построек в Ушмале. Здесь обитал правитель Ушмаля, носивший титул «халач-виника», что означает на языке майя «великий человек».

Верхняя часть фасада этого здания представляет собой фриз, покрытый великолепной мозаикой из тщательно обработанных и закреплённых на каменной кладке плиток. Каменная мозаика Дворца правителей занимает 700 кв. метров и составлена более чем из 20 000 каменных плит.

Мозаика складывается в сложный и гармоничный узор из переплетающихся прямоугольных, решетчатых элементов и изображений небесного змея. Но главный мотив рельефа — уже привычный бог дождя Чак. На фасаде дворца насчитывается более ста пятидесяти его масок.

По вечерам над руинами великого города разливаются краски светомузыкального шоу, что придаёт этому месту совершенно фантастический вид. Зрелище завораживающее! Сначала в полной темноте и тишине, нарушаемой только шепотом джунглей, освещается багряным цветом одна пирамида, потом другая, цвета меняются, огни зажигаются и гаснут… А в это время звучит голос, ведущий рассказ об истории цивилизации майя.

 

Калакмуль - древний город майя

 

Калакмуль - древний город майя
 

На важность Калакмуля (около 40 км к северо-западу от Эль Мирадор, штат Кампече, Мексика) в истории древних майя впервые обратила внимание Джойс Маркус. Маркус и, вслед за ней, Ричард Адамс, полагали, что Калакмуль был столицей могущественного регионального государства, соперничавшего с Тикалем1. Археологический проект исследования Калакмуля начался в 1982 г. под руководством У. Фолана и продолжается до сих пор. Он ориентируется на составление подробной карты и изучение характера урбанизма в древних поселениях 2. Другой проект, под руководством Р. Карраско, сосредоточен на изучении развития центрального сектора города3. Подлинное открытие Калакмуля для эпиграфики произошло лишь в 90-е гг. в работах английского исследователя Саймона Мартина и его немецкого коллеги Николая Грюбе4.


Нам практически ничего неизвестно о раннеклассической истории Калакмуля, хотя «царский список» на керамических сосудах (самая полная версия находится на сосуде К6751, где перечислено в общей сложности 19 правлений) дает вероятную последовательность правлений с I по V вв. н. э. Это связано с плохой сохранностью иероглифических текстов, высекавшихся на мягком известняке. Фактически мы больше знаем об истории Калакмуля из надписей в других городах. Корни его могущества уходят в доклассическое время, когда он уже был центром важного вождества. Его владыки называли себя kan la - «царь-змей». Вероятно, они объединили под своей властью многие северные царства, создав объединение, простиравшееся во внутренние области Юкатана и Кинтана-Роо. «Ничейная земля» между Северным и Центральным Петеном существовала по меньшей мере с 350-400 гг., что говорит о длительной истории соперничества.


Раскопки в Калакмуле показали, что здесь быстрое развитие начинается в фазу Такан (300 г. до н. э.-200 г. н. э.). Как и в Эль-Мирадоре в доклассическое время были воздвигнуты самые большие сооружения за всю историю города. Ядром Калакмуля была Центральная площадь. Посередине находилась «Е-группа» (Здание VI и Здание IV). Зд. I, расположенное на южной стороне Центральной площади, представляло собой пирамиду с основанием 140 на 140 м и высотой 55 м. На ее вершине располагалась храмовая «триада». В конце I тыс. до н. э. начинается строительство на месте Зд. I, III и VII5.

В V в. н. э. в Калакмуле начинается грандиозная программа перестройки. Доклассический стилобат, поддерживавший храм II, был модифицирован, по бокам лестницы, ведущей на его вершину, были сооружены гигантские маски 4-метровой высоты6. По-видимому, параллельно со строительной программой были начаты завоевательные походы на юг.

К VII в. Калакмуль превратился в крупнейший город майя. Проектом под руководством У. Фолана была исследована территория в 30 км2, на которой находилось 6195 построек7. У. Фолан приписывает памятнику вдвое большую площадь (70 км2)8, но здесь, скорее, смешаны город и прилегающая округа. Представляется, что границы Калакмуля очерчены исключительно четко. С севера и запада он ограничен большим сезонным болотом-бахо Эль-Лаберинто, к которому с юга и востока подходит сеть искусственно соединенных каналов и проток, окружающая в целом 22 км2. Это и есть собственно город с населением 22-25 тысяч человек. Гидравлическая система состояла из 13 резервуаров общей вместимостью 197558 тыс. литров. Из центра во все стороны идут 7 дорог-сакбе.

Ритуально-политическое ядро Калакмуля занимало 1,75 км2 с 975 постройками. На севере до сих пор сохранилась около 1км стены высотой 6 м и шириной 1,89 м, которая имела несколько проходов. Вероятно, в древности стены окружали весь центральный сектор. Центральная площадь, образована гигантским пирамидальным комплексом на юге: Зданием II, «Е-группой» (Зд. IV и VI) и постройкой необычной формы на севере (Зд. VII). В центре площади располагалось небольшое здание V. На площади находилось 46 стел (1-24, 28-46, 83-84 и 90) и 5 алтарей. Еще 9 стел (48-55 и 89) стояли на террасе перед Зданием 1 - большой пирамидой к юго-востоку от Центральной площади.

Калакмуль - древний город майя
Восточная и Западная группы представляют собой акропольные ансамбли, состоящие из множества дворцовых построек, стоявших вокруг внутренних дворов. Главной царской резиденцией была Западная группа. Она делится на две части - ритуальную и жилую. Первая соседствует с Центральной площадью и состоит из нескольких храмов и стадиона для игры в мяч. Здесь находится 27 стел (57-82 и 88) и 4 алтаря. За ритуальной частью начинается обширный комплекс из нескольких десятков длинных низких платформ, поддерживавших дворцы, насчитывающий около 20 дворов.

Период с 562 по 695 г. следует рассматривать как эпоху гегемонии Калакмуля. В это время ему подчинялись чуть ли не все Южные низменности - значительная часть территории Центральной области от Эль-Перу на западе до Наранхо и Караколя на востоке и Дос-Пиласа на юге. От самого Калакмуля до Дос-Пиласа - 200 км, между Эль-Перу и Караколем - 120 км. В таком случае площадь только южных земель, признававших владычество «царей-змеев» составляла 48000 км2, а как далеко простиралась их гегемония на север неизвестно.

Однако, несмотря на все могущество Калакмуля, ситуация в Южных низменностях была далека от стабильности. «Царям-змеям» приходилось постоянно подтверждать свою гегемонию с оружием в руках. В этом отношении они опирались на своих вассалов из Караколя, Дос-Пиласа, Наачтуна, Эль-Перу.

В 695 г Калакмуль потерпел поражение от Тикальской державы, что ознаменовало конец целого этапа истории майя, начавшегося в 562 г.

Калакмуль был главной мощью майя в северном районе Петенского региона полуострова (Yucatan) на юге Мексики (Mexico). Большая зона Калакмуля отмечена эмблемой, рельефно вырезанным знаком – головой змеи с символом, который следует читать, как 'Каан'. Город также именовался как 'Змеиное Королевство' (Snake Kingdom). Господство королевства продолжалось почти весь древнеклассический период. По оценкам, в Калакмуле проживало 50 тыс. человек.

На территории города найдено 6750 древних сооружений, в том числе 100 крупных строений. Среди находок главное место отведено двум пирамидам. Их принято называть 'Структура I' и 'Структура II'. Вторая пирамида – 45 м высотой, благодаря чему она превращается в одну из самых высоких пирамид майя. Четыре гробницы были расположены внутри этой пирамиды.
На протяжении Классического периода Калакмуль соперничал со своим политическим конкурентом, большим городом Тикаль (Tikal). Их противостояние было связано с тем, что цивилизация майя была поделена на два лагеря. Саму же борьбу этих двух городов можно сравнить с битвой двух сверхдержав.

Сердце города охватывает площадь около 2 кв. км, область, на которой обнаружены останки примерно 1000 структур. Периферия за пределами основной части Калакмуля охватывает площадь более 20 кв. км. Калакмуль по размерам и численности населения был сопоставим с Тикалем, но, вероятнее всего, в первом плотность населения была больше.
Камень, используемый при строительстве, представлял собой мягкий известняк. Это привело к сильной эрозии. Город был построен по строго концентрическим законам и может быть разделен на зоны при движении наружу от центра. Внутренняя зона охватывает площадь около 1.75 кв. км. На ней собрана большая часть монументальной архитектуры. Около 92 строений были построены у больших пирамид и выложены вокруг открытых площадок и внутренних дворов. Центр города окаймлен с северной стороны 6-метровой в высоту стеной, которая могла иметь защитную функцию.

Многие дома людей незнатного происхождения были выстроены вдоль края болота Эль Лабертино (El Laberinto) к западу от центра, хотя все же здесь можно встретить некоторые общественные здания и места жительства элиты. Пространства между постройками были использованы для садоводства.

 

Чичен-Ица - древний город майя

 

Чичен-Ица - древний город майя
 

Город расположен в 1,5 км. к югу от небольшого городка Писте (Piste), находящегося на шоссе, соединяющим два крупнейших города северного Юкатана - Мериду (Merida) и Канкун (Cancun). От Мериды до Писте - 116 км, от Канкуна - 205 км. Древний город занимает территорию свыше 6 кв. км.

Чичен-Ица - один из самых значительных городов древних майя. "Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица" или "рот колодца колдунов воды", или "Устье колодцев ицев" ("чи" на языке майя означает "устье", "чей" - "колодец", а "ица" - имя племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле).

Археологическая зона, расположенная на севере полуострова Юкатан, которая является одной из самых значительных достопримечательностей времен индейцев майя и тольтеков.

Здесь находится величественная и самая загадочная постройка Мексики - пирамида Кукулкан. Здесь же можно увидеть Чака Мооля - идола с плоской чашей на животе (в нее опускали сердца принесенных в жертву), Царские бани, древнюю индейскую обсерваторию, Священный колодец Жертв. Сюда население Чичен-Ицы бросало различные подношения, в том числе и своих соплеменниц, девушек 14-18 лет.

Чичен-Итца считается священным городом.

"Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица". Город был основан, как полагают, в начале VI веке и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы. (Иногда самую южную часть города даже называют Старый Чичен - Chichen Viejo.)

Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь. Во времена тольтеков формируется северная часть города. Увы, к концу XIV века город опять пришел в упадок и вновь обезлюдел. В середине XIX века здесь побывал известный исследователь руин майя американец Джон Стефенс (John Stephens). В 1923 году в Чичен-Ице начались серьезные исследования. К настоящему времени остатки древнего города раскопаны на площади около 6 кв. км. Сейчас Чичен-Ица, наверное, самый посещаемый город древних майя. Сюда можно совершить однодневную экскурсию как из Мериды, так и из Канкуна. Для туристов, желающих провести в Чичен-Ице несколько дней здесь открыто несколько отелей.

Достопримечательности Чичен-Ицы

Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является Эль-Кастильо (El Castillo, что в переводе с испанского означает "замок"), который называют также пирамидой Кукулькана (La Piramide de Kukulcan). Кукулькан на языке майя означает "оперённый змей" (чаще, правда встречается менее правильный перевод - "пернатый змей"). Эль-Кастильо представляет собой пирамиду высотой 25 м, на верхней площадке которой расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. Пирамида имеет 9 уровней. По её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом Кукулькана.

Если число ступеней лестницы (91) умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91x4+1=365. Как известно, число дней в году также равно 365. Это совпадение дало ученым основание сделать заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение. Внутрь пирамиды можно попасть через отверстие в полу храма. Там были обнаружены скульптура так называемого Красного ягуара и своебразная фигура-трон, называемая Чак-Мооль.

Пирамида Кукулькана находится в центре большой площади. С западной стороны этой площади находится другая известная достопримечательность Чичен-Ицы - Храм воинов. В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно поэтому Храм воинов так и называют. Когда-то колонны поддерживали крышу. Увы, от крыши не осталось и следа. Не осталось ни следа и от крыши над святилещем, расположенном на верхней площадке Храма воинов. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище.

Здесь же находится Чак-Мооль, ставший своебразным символом Чичен-Ицы. Кстати, этот Чак-Мооль был найден внутри Храма Воинов, где находятся остатки предыдущей постройки. С южной стороны Храма воинов находится так называемая Группа тысячи колонн (Grupo de las Mil Columnas). Она формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трех сторон довольно большую площадку. (Кстати, с четвертой, южной, стороны этой площадки расположено здание, называемое почему-то Рынок - Mercado). Западная колоннада, началом которой служат колонны перед Храмом воинов, тянется на юг на 125 м при ширине 11 м. Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется почти на 125 м. Эта колоннада, носящая название северной, насчитывает 156 колонн, расположенных в 10 рядов. (Кстати, ширина этой колоннады - 20 м). Заметим, что в целом в Группе тысячи колонн преобладают круглые колонны.

От пирамиды Кукулькана на север идет прямая дорога шириной 10 м. Эта выложенная из камней дорога длиной около 300 м приводит к так называемому Священному сеноту (Cenote de Sacrificios, по-испански, или Sacred Cenote, по-английски). "Сенот" можно перевести как "колодец", однако диаметр этого колодца около 60 м. Его общая глубина - около 50 м, вода в настоящее время находится примерно на 20 м ниже края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывали людей (главным образом, молодых девушек), приносимых в жертву богам. Поэтому это место известно ещё как "Колодец смерти".

Чичен-Ица - древний город майя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  История

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку