-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Советские танки начала войны (01).Танкетки и малые танки довоенной постройки

Пятница, 25 Ноября 2022 г. 08:31 + в цитатник
01 танкетка Т-37А в воде (553x363, 41Kb)

В предвоенные годы и в начальный период 2-й мировой войны основой танковых парков всех армий мира (в том числе и Рабоче-Крестьянской Красной Армии Советского Союза) являлись легкие танки. Такое положение было обусловлено в первую очередь тем, что этот вид бронетехники из-за малой металлоемкости небольших машин и возможности использовать в них автомобильные узлы и агрегаты был относительно дешев и прост конструктивно. В результате производство легкой бронетехники оказалось по силам не только ведущим мировым державам, но и странам, не входившим в число экономических лидеров. А Советский Союз, в 30-е годы активно поднимавший свою тяжелую промышленность, постройкой огромной массы легкой бронетехники сумел получить количественное преимущество в танках перед вероятным противником. К тому же относительная простота эксплуатации легких боевых машин позволила СССР организовать массовую переквалификацию в танкисты вчерашних пехотинцев и кавалеристов.

В Советском Союзе, как и в других странах, класс легких танков не считался однородным. Он делился на три подкласса. В первый входили танкетки; во второй - малые танки; в третий - собственно легкие танки. При этом «танкеткой» считалась бронированная машина без башни весом от 1,5 до 5 т. Такая же «малютка» от 1,5 до 5 т, но имевшая вращающуюся башню, уже называлась «малым танком». Как правило, и тот, и другой тип техники вооружался одним - двумя пулеметами. Легкими же танками считались более «весомые» машины (от 5 до 15 т). Они всегда были башенными (иногда даже двухбашенными), и имели не менее двух пулеметов, а чаще – пулемет и пушку малого калибра (от 20 до 45 мм).
Именно легкие танки вынесли на себе всю тяжесть боев начального периода 2-й мировой войны. Вплоть до осени 1942 г. они доминировали на полях сражений. Причем использовались они тогда не столько как разведчики (эту специализацию легкие танки «плотно освоили» во второй половине войны, когда уступили свое место более тяжелым машинам). Основным делом легких танков всех стран мира в начальный период войны было участие в боях, в которых они поддерживали свою пехоту и кавалерию. Лишь в 1943 году, когда на поле боя стали господствовать более мощные средние и тяжелые танки, воюющие государства прекратили выпуск легких танков, и стали использовать имевшиеся у них такие машины только для разведки.

ТАНКЕТКИ И МАЛЫЕ ТАНКИ

Идея разработки маленьких быстроходных танкеток родилась во время 1-й мировой войны в связи с необходимостью ведения на поле боя разведки и налаживания связи. Однако со временем выявилась значительная ограниченность зоны обстрела бортовым оружием у безбашенных танкеток, и был разработан так называемый малый легкий танк, представлявший собой ту же легкую танкетку, но с небольшой вращающейся башней, создававшей круговую зону обстрела.

Танкетка Т-27
02 Т-27 проекции (570x397, 103Kb)

Конструкция, производство:
Танкетка безбашенная, разработана по лицензии на базе анrлийской танкетки Carden Loyd Mk VI. Корпус – клепаный, коробчатой формы. Двигатель – в средней части корпуса. Танкетка производилась в 1931-1933 гг.; всего построено 3.328 экземпляров.
ТТХ:

Вес 2,7 т. Бронирование: лоб, борт, корма корпуса – 10мм, крыша – 6мм, днище – 4мм. Вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: «Форд АА» или «ГАЗ АА», карбюраторный, 4 цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощностью 40 л.с. Скорость: 42 км/ч. Запас хода: 110 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 30 градусов, ширина рва – 1,2 м, высота стенки – 0,5 м, глубина брода – 0,5 м. Средства связи отсутствовали. Экипаж: 2 человека.
Боевые качества:
Простая и неприхотливая, легкая танкетка имела довольно высокую маневренность, но была очень тесной. К недостаткам машины можно отнести также расположение бензобака наверху, между откидными колпаками водителя и командира танкетки – в случае возгорания бака они лишались возможности покинуть машину. Снабжение пулемета патронными магазинами осуществлялось при помощи тросового механизма, подававшего магазины из боковых коробов корпуса, где он хранились.
Боевое применение:
Танкетка Т-27 поступала на вооружение разведывательных подразделений механизированных частей РККА, а так же в танковые батальоны стрелковых и кавалерийских дивизий. К началу Великой Отечественной войны танкетка Т-27 безнадежно устарела. Тем не менее, на 1.01.1941 г. в войсках еще находилось 2.157 танкеток Т-27, и часть их приняли участие в боевых действиях начального периода войны. Правда, в основном они использовались в качестве тягачей 45-мм противотанковых пушек; но в битве за Москву бывали случаи поддержки танкетками Т-27 атак советской пехоты.

Малый плавающий танк Т-З7А
03 Т-37А проекцИИ (574x397, 65Kb)

Конструкция, производство:
Первый серийный плавающий танк Красной Армии, разработан на базе малосерийного сухопутного танка Т-37. Корпус клепано-сварной, с вращающейся пулеметной башней. Двигатель – в задней части корпуса. Движение на плаву с помощью гребного винта. Танк Т-37А производился в 1933-1936 гг.; всего построено 2.627 экземпляров.
ТТХ:

Вес 3,2 т. Бронирование: лоб и борт корпуса – 9мм, корма – 6мм, башня, крыша и днище корпуса – 4мм. Вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ АА, карбюраторный, 4 цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощностью 40 л.с. Скорость: на суше 35 км/ч, на воде 6 км/ч. Запас хода: 230 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 35 градусов, ширина рва – 1,4 м, высота стенки – 0,5 м. Средства связи: радиостанции только на командирских машинах. Экипаж: 2 человека.
Боевые качества:
Легкая маневренная машина со смещенной к правому борту башней, способная без подготовки сходу преодолевать водные преграды. Плавучесть танка обеспечивалась заполненными пробкой поплавками, крепившимися к надгусеничным полкам. Движение на плаву c помощью гpeбнoгo винта и рулей. Командирские танки оснащались радиостанцией. Управление танком дублированное (вождение мог осуществлять и стрелок). Но в целом боеспособность маленькой пулеметной машины была невысокой.
Боевое применение:
Танки T-37А поступали на вооружение разведывательных подразделений механизированных и танковых частей и соединений, вытесняя из них танкетки T-27. Некоторое количество машин этого типа имелось в танковых батальонах стрелковых и в механизированных полках кавалерийских дивизий, а также T-37A состояли на вооружении и воздушно-десантных войск. В ВДВ они доставлялись в тыл противника по воздуху - на специальной подвеске под самолетом ТБ3. Кроме того, на базе Т-37A были выпущены 75 огнеметных танков. На 1 января 1941 года в войсках имелось 2.225 танков Т-37А, и они принимали участие в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны.

Малый плавающий танк Т-З8
04 Т-38 проекции (589x387, 60Kb)

Конструкция, производство:
Плавающий Т-38 представлял собой глубокую модернизацию малого танка Т-37. Корпус водоизмещающий клепано-сварной, без поплавков, с вращающейся пулеметной башней. Двигатель – в задней части корпуса. Движение на плаву с помощью гребного винта. Танк Т-38 производился в 1936-1939 гг.; всего построено 1.340 экземпляров.
ТТХ:
Вес 3,3 т. Бронирование: лоб, борт, корма корпуса и башня – 9мм, крыша – 6мм, днище – 4мм. Вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ АА, карбюраторный, 4 цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощностью 40 л.с. Скорость: на суше 40 км/ч, на воде 6 км/ч. Запас хода: 220 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 33 градусов, ширина рва – 1,6 м, высота стенки – 0,5 м. Средства связи: радиостанции только на командирских машинах. Экипаж: 2 человека.
Боевые качества:
Машина была легкой и маневренной; но в отличие от Т-37А не имела дополнительных поплавков, и башня ее была смещена не вправо, а влево. В остальном Т-38 оставалась подобной Т-37А. Командирские танки оснащались радиостанцией.
Боевое применение:
Танки T-38 поступали в разведывательные подразделения, где состояли на вооружении вместе с T-37A. На 1 января 1941 года в войсках имелось 1.090 танков Т-38. Они принимали участие в боевых действиях только в начальном периоде Великой Отечественной войны. Но в 1944 г. батальон плавающих Т-38 был привлечен к форсированию реки Свирь.

Малый плавающий танк T-40
05 Т-40 проекции (583x392, 67Kb)

Конструкция, производство:
Плавающий легкий танк Т-40 создавался для замены в войсках танков T-37A и T-38. Корпус водоизмещающий сварной, без поплавков, с вращающейся пулеметной башней. Двигатель – в задней части корпуса. Движение на плаву с помощью гребного винта. Танк производился в 1940-1941 гг. в трех вариантах (один плавающий и два сухопутных, без гребного винта); всего построено 709 экземпляров.
ТТХ:

Вес 5,5 т. Бронирование: корпус со всех сторон – 13мм, башня – 10мм, крыша – 6мм, днище – 4мм. Вооружение: 1х12,7-мм пулемет ДШК, 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ-11, карбюраторный, 6 цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощностью 85 л.с. Скорость: на суше 50 км/ч, на воде 6 км/ч. Запас хода: 300 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 34 градуса, ширина рва – 1,7 м, высота стенки – 0,6 м. Средства связи: радиостанции только на командирских машинах. Экипаж: 2 человека.
Боевые качества:
Т-40 - лучший советский плавающий танк предвоенного периода. Базовая модель T-40 имела водоизмещающий сварной корпус. Башня в форме усеченного конуса смещена к левому борту, а двигатель к правому. Движение на плаву - с помощью гребного винта. На сухопутном варианте Т-40С изъяты гребной винт и водяные рули; в остальном танк остался тем же. Третья версия (Т-30) вообще получила прямой кормовой лист корпуса без ниши гребного винта; бронирование этой версии было увеличено до 15мм, на части машин ДШК заменили на 20-мм автоматическую пушку ТНШ-20. Так же на базе T-40 было изготовлено небольшое количество ракетных пусковых установок БМ-8-24.
Боевое применение:
До 22 июня 1941 года было выпущено 220 танков Т-40, большинство из которых успели поступить в войска. Они вместе с выпущенными уже в ходе войны машинами широко применялись в битве под Москвой зимой 1941/42 года. Этими танками, как правило, укомплектовывался один батальон в танковых бригадах смешанной организации. Но к середине 1942-гo T-40 практически исчезли из боевых частей. А в качестве учебных отдельные машины этого типа использовались вплоть до 1946 года.

Серия сообщений "Вооруженные силы СССР - ОБЗОРЫ":
Часть 1 - 2МВ: ВВС СССР (01) - тяжелые и дальние бомбардировщики
Часть 2 - 2МВ: ВВС СССР (02) - фронтовые бомбардировщики
...
Часть 16 - 2МВ. ВВС СССР: истребители Ленд-лиза – «американцы»
Часть 17 - 2МВ. ВВС СССР: тяжелые самолеты Ленд-лиза
Часть 18 - Советские танки начала войны (01).Танкетки и малые танки довоенной постройки
Часть 19 - Советские танки начала войны (02). Легкие танки 1941-1942 гг.

Рубрики:  БРОНЕТЕХНИКА/Бронетехника СССР и союзников
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку