-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


2МВ. Диверсанты и их вооружение. (03). Диверсанты Великобритании

Воскресенье, 13 Ноября 2022 г. 06:34 + в цитатник
01 брит коммандос высадка (626x335, 169Kb)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИВЕРСИОННЫХ ЧАСТЕЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

До начала 2-й мировой войны Великобритания не имела специализированных диверсионных подразделений для борьбы с противником в его тылу. Идея создания таких спец-подразделений была высказана премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем лишь летом 1940 года, после эвакуации остатков разгромленных во Франции британских войск из Дюнкерка, когда все англичане ожидали вторжения немецкой армии на Британские острова. Черчилль 4 июня 1940 года заявил: «Если Германия может вторгнуться на нашу территорию, то почему бы и нам не провести подобную операцию?». В результате уже на следующий день в составе британской армии появилась новая служба – коммандос.

Коммандос (SS)
02 коммандос настороже (633x375, 146Kb)

Формировавшиеся летом 1940 года отряды коммандос изначально предназначались для активных диверсионно-наступательных действий в прибрежных районах Ла-Манша; в них набирались добровольцы, склонные к риску. Времени на подготовку бойцов практически не отводилось. Первую боевую операцию «свежеиспеченные диверсанты» провели уже через три недели после высказанной идеи об их создании: 24 июня 1940 года 115 коммандос высадились в районе Булони – для захвата «языка». Правда, задания они так и не выполнили: вместо того, чтобы взять в плен попавшихся им на пути двух подвыпивших немецких солдат, англичане их просто убили; а после короткой перестрелки со встретившимся немецким патрулем коммандос поспешно вернулись на высадившие их катера. Не лучше завершился и второй рейд 17 июля: из 139 коммандос, отправленных уничтожить немецкий аэродром на острове Джерси, из-за штормовой погоды на берег смогли высадиться не более 40 бойцов. Но и им не удалось добиться успеха – охрана аэродрома отразила нападение, и англичане отступили к берегу. Причем эвакуация сорвалась: усилившийся шторм не дал катерам подойти к берегу, и диверсантам пришлось вплавь добираться до десантного корабля, оставив на берегу троих солдат, не умевших (!) плавать.
Эти неудачи необученных дилетантов заставили британское командование серьезнее отнестись к организации диверсионного дела. Был учрежден «Штаб операций особого характера» (Special Operation Executive – сокращенно SOE), прозванный Черчиллем «Министерством неджентльменской войны»; он занялся планированием и подготовкой будущих операций. Отбираемые в коммандос добровольцы стали проходить жесткую боевую подготовку, включавшую навыки маскировки, скрытного и быстрого передвижения по местности любого рельефа и способам выживания на необитаемой местности. Коммандос обучались альпинизму, плаванию, ведению огневого и рукопашного боев, управлению транспортными и плавающими средствами; они должны были умело обращаться со всеми видами оружия – как своего, так и противника. Обязательно в подготовку коммандос входило обучение минно-подрывному делу. Часть диверсантов получила и парашютную подготовку (они впоследствии стали основой SAS).
03 брит коман тренир (643x198, 80Kb)
Тренировки коммандос были максимально приближены к реальным условиям

За время, пока шла воздушная «Битва за Англию», британцы сформировали Бригаду особого назначения. Вообще-то официально она именовалась «Службой особого назначения» - Special Service, сокращенно SS; однако коммандос избегали этого наименования, созвучного с немецкими отрядами «СС», и между собой называли Службу Бригадой. Бригада состояла из 11 рот, каждая по 6 взводов. В каждом взводе – 3 офицера и 62 солдата (именно такое количество бойцов помещалось в десантный корабль, состоявший на вооружении британского флота).
С февраля 1941 года обученные своему делу коммандос начали серию мелких набегов, являвшихся пока еще пробой своих сил; а в марте они провели первую крупную операцию, к тому же завершившуюся успешно. Во внезапной атаке на германские порты Лофотенских островов два батальона коммандос уничтожили 4.000.000 литров бензина, потопили взрывными устройствами стоявшие у причалов транспортные суда общим тоннажем 18.000 тонн, взяли в плен 200 немецких моряков. И – главное! – они захватили (пусть и в разбитом виде) германскую шифровальную машинку «Энигма», которая помогла британским специалистам взломать немецкий шифр и начать расшифровывать вражеские радиограммы. Операция на Лофотенских островах стала первой в целой серии успехов британских коммандос, подразделения которых постоянно росли в численности.
04 коммандос бой в городе (550x364, 95Kb)
1944 год. Британские коммандос в бою

Всего за время 2-й мировой войны был сформировано 2 десантные бригады и еще 30 отдельных диверсионных подразделений коммандос; 10 из них были созданы из иностранных добровольцев. Это были беженцы из оккупированных стран, и перебежчики из Стран Оси, которые не желали мириться с установлением на их родине нацистского или фашистского режимов. Британские коммандос воевали на всех театрах военных действий – от Норвегии до Ближнего Востока и Африки; от Бирмы до Юго-Восточной Азии. Спектр их действий был очень широк: от диверсий в тылу врага небольшими группами до крупных операций десантных бригад, открывавших вторжение сил коалиции в Европе и Азии.

«Ливийское пустынное такси» (LRDG и РРА)
05 пустын патруль (575x398, 210Kb)

Практически одновременно с коммандос и независимо от них (все остальные спец-службы Великобритании создавались на основе коммандос) в составе британской группировки, действовавшей в Северной Африке появилось в июне 1940 года свое разведывательно-диверсионное подразделение. Оно было создано для дальних рейдов в тыл врага по безводной песчаной пустыне. Первоначально это подразделение называлось «Дальний патруль» (Long Range Patrol – сокращенно LRP); но потом название конкретизировалось и удлинилось, став «Группой дальней разведки пустыни» (Long Range Desert Group, LRDG). Но это – в официальных документах; бойцы же этой группы именовали себя с некоторой долей юмора «Ливийским пустынным такси» или «Призрачным патрулем». Численность «Пустынных таксистов» никогда не превышала 350 человек, и все они были добровольцами. Поначалу большинство солдат подразделения составляли новозеландцы, но вскоре их число пополнилось родезийскими и британскими добровольцами (именно тогда LRP переименовали в LRDG).
06 пустынный патруль (645x364, 87Kb)

Ввиду специфики североафриканских условий – бескрайних песчаных пустынь – главным средством борьбы с противником у «Пустынных таксистов» стали легковые джипы, увешанные пулеметами и набитые канистрами с водой и бензином. На этих джипах бойцы совершали дальние рейды в тыл итальянских, а затем и появившихся в Африке немецких войск; там они вели разведку и совершали различные диверсии. «Напакостив» врагу, «призраки» тут же исчезали в просторах пустыни, разбегаясь в разные стороны, как крысы. Преследовать рассыпавшиеся по пустыне отдельные автомобили было бесполезно; а когда опасность миновала, джипы вновь собирались в группу в заранее намеченном месте. Такая тактика оказалась наиболее эффективной в условиях Африки, и причиняла врагу большой ущерб. Командующий германским Африканским корпусом генерал Роммель так высказался о деятельности «Призрачных патрулей»: «Они принесли нам вреда больше, чем любая крупная британская воинская часть». В марте 1942 г к деятельности LRDG присоединилась еще одна небольшая группа, использовавшая ту же тактику. Это отряд местных арабов под командованием Владимира Пенякова – бельгийского инженера русского происхождения, много лет работавшего в Ливии, и хорошо знавшего местные условия. Группа получила несколько юмористическое название «Личная армия Попского» (Popsky Private Army, РРА) – Попским прозвали Пенякова радисты, у которых никак не получалось произнести его русскую фамилию. Кроме РРА тактику «Пустынных призраков» перенял и присланный в Африку отряд SAS: этот способ в условиях пустынь оказался более эффективным и безопасным, чем десантирование в тылу врага с парашютами – на открытой песчаной местности, «без колес», у парашютистов было мало шансов скрыться после выполнения задания.
После капитуляции войск Оси в Тунисе весной 1943 года LRDG и РРА вместе со своими заслуженными джипами перебрались в Италию и на Балканы, где продолжали свою деятельность в том же духе до самого конца войны.

«Байдарочный отряд» (он же SBS)
07 брит байдароч отряд SBS (426x330, 138Kb)

В июле 1940 года, вскоре после появления армейских коммандос, в британском флоте возникло свое разведывательно-диверсионное подразделение. Поначалу его назвали «Байдарочным отрядом» (Folboat Troop), а в начале 1941 года переименовали в «1-е Особое лодочное отделение» (No.1 Special Boat Section, SBS). Нужно сказать, что морское командование, верное седым традициям 18-го века, не понимало, зачем флоту нужна разведывательно-диверсионная группа, да еще и передвигающаяся на весельных лодках. Соответственно, адмиралы высокомерно воспротивились предложению «сухопутной крысы», к тому же еще и нижнего чина - обучавшегося на коммандос сержанта Роджера Кортни, который выдвинул идею по созданию в составе флота диверсионной группы «коммандос на байдарках». Тогда Кортни доказал «джентльменам» личным примером, на что способны диверсанты. Ночью он на весельной лодке подплыл к стоявшему на якоре кораблю; не замеченный вахтенными взобрался на борт, после чего написал свое имя на двери рубки и «спёр» орудийный чехол, который и продемонстрировал огорошенным адмиралам. После этого сержант Кортни был тут же произведен в капитаны и назначен командиром «Байдарочного отряда», который ему было поручено сформировать из 12 человек. Отправленный на Средиземное море, этот отряд выполнил ряд разведывательных рейдов и диверсий, подтвердивших необходимость для флота таких спец-подразделений. Но «лодочниками» заинтересовались и другие службы; поэтому в декабре 1941 года «1-е Особое лодочное отделение» было передано в SAS, а Кортни поручили сформировать «2-е лодочное отделение». Этот отряд так же провел ряд успешных рейдов; однако при операции по уничтожению немецкого аэродрома на острове Родос в сентябре 1942 группа понесла тяжелые потери: из 12 бойцов в живых осталось только 2. И хотя сама операция оказалась удачной (диверсанты уничтожили 33 самолета и взорвали бензохранилище) «выскочка» Кортни был смещен с должности и отправлен «на перифирию» - в британскую колониальную администрацию, где у него уже не было шансов на продвижение карьеры. А вместо погибшего «2-го Особого лодочного отделения» в апреле 1943 был создан более крупный «Особый лодочный эскадрон» (Special Boat Squadron - аббревиатура нового подразделения соответствовала старой - SBS). Его возглавил граф Джордж Джеллико, сын знаменитого адмирала, командовавшего английским флотом во время 1-й мировой войны. Подразделение насчитывало уже 250 человек, большинство из которых были закаленными бойцами SAS, имевшими богатый боевой опыт. Это подразделение в 1943-1944 провело ряд успешных диверсионных операций в зоне Эгейского моря. Самой выдающейся из них стал рейд по атаке на остров Сими в июле 1944 года, завершившийся практически полным уничтожением немецкого и итальянского гарнизонов. Длительное время всего 300 бойцов неуловимого SBS и действовавшего совместно с ним греческого диверсионного «Священного отряда» успешно противостояли расположенным на островах Эгейского моря и в Греции шести (!) немецким дивизиям…

«Особая воздушная служба» (SAS)
08 Р±СЂРёС‚ РЎРђРЎ (508x356, 178Kb)

В 1941 году свое разведывательно-диверсионное подразделение появилось и в составе Королевской авиации (RAF). Это «Особая воздушная служба» (Special Air Service, сокращённо SAS). Ее ядром стал тот взвод из 65 коммандос, что прошел в 1940 парашютную подготовку, а после приобретения боевого опыта в ряде мелких операций был передан в распоряжение RAF. Умение бойцов прыгать с парашютом позволяло использовать их в глубоком тылу противника, и первое подразделение SAS было послано на самый важный в то время для англичан фронт – в Северную Африку. Боевым дебютом на этом фронте для парашютистов стало участие в общевойсковой операции «Crusader» в ноябре 1941 года. Дебют получился не совсем удачным: англичане победили, но группа SAS в ходе операции потеряла треть своего состава. Однако приобретенный опыт действий в пустынных условиях заставил бойцов SAS перейти к той же тактике, которую использовали «Пустынные таксисты» (дальние рейды на увешанных пулеметами джипах). Смена парашютов на автомобили положительно сказались на эффективности действий SAS и сокращении потерь. А постоянные пополнения и передача в SAS обученных бойцов из другой службы («1-е Особое лодочное отделение») значительно увеличили численность SAS. К концу 1942 в составе SAS кроме «лодочников» числилось еще 6 эскадронов: 4 британских, французский и греческий. После победы в Африке эти эскадроны были переброшены в Европу. Там они вновь стали действовать как парашютисты, высаживаясь для проведения диверсий глубоко в тылу немецких войск на Сицилии, в Италии, во Франции, Бельгии, в Нидерландах и даже в Германии («лодочники» SAS в это время действовали в Эгейском море).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Серия сообщений "Диверсанты 2-й мировой войны":
Часть 1 - Диверсанты 2МВ и их вооружение (01): советские диверсанты
Часть 2 - 2МВ. Разведчики и диверсанты СССР: штатное армейское оружие
...
Часть 8 - Разведывательно-диверсионные подразделения Германии: штатное оружие
Часть 9 - Разведывательно-диверсионные подразделения Германии: специальное оружие
Часть 10 - 2МВ. Диверсанты и их вооружение. (03). Диверсанты Великобритании
Часть 11 - Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: форма и снаряжение
Часть 12 - Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: штатное оружие
Часть 13 - Разведывательно-диверсионные подразделения Великобритании: специальное оружие

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку