-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


1МВ: Российский Черноморский флот. Подводные лодки

Пятница, 29 Июля 2022 г. 06:00 + в цитатник
01 РњРѕСЂР¶ РІ Р±РѕСЋ (512x354, 184Kb)

К началу 1-й мировой войны Черноморский флот имел всего 4 подводные лодки (пятая подлодка погибла в результате несчастного случая еще в 1909 г). Все лодки ЧФ являлись устаревшими (вступили в строй в 1906-1907 гг.), и фактически боевой ценности не представляли; использовались почти исключительно как учебные. Так же не представляли боевой ценности и две устаревшие лодки типа «Касатка», переброшенные «для количества» в Севастополь с Тихого океана уже после начала войны. Поэтому поначалу черноморский подплав в боевых действиях участия практически не принимал. Лишь со вступлением в строй в 1915 г. подлодок новых типов черноморский подводный отряд приступил к участию в боевых действиях, и за довольно короткий срок добился достаточно впечатляющих результатов в борьбе против вражеского судоходства.

Всего за время войны Черноморский флот принял в свой состав 11 новых подводных лодок, 7 из которых активно участвовали в войне, а 4, вступившие в строй уже во время революционного развала флота, так и не успели совершить ни одного боевого похода. Еще 8 подводных лодок к концу войны находились в разных стадиях постройки. Одна из них вступила в состав белогвардейского флота во время гражданской войны, а еще пять были достроены уже в 20-е годы при Советской власти.

Подводные лодки типа «Белуга»
«Судак», «Лосось» - вступили в строй в 1906 и 1907 гг.
02 Судак лосось (550x560, 187Kb)

Водоизмещение надводное 110 т, подводное 126 т. Размеры 20.9x3,7x2.9 м. Двигатели: 1 дизель (160 л.с.), 1 электродвигатель (70 л.с.). Скорость надводная 8,5 узлов, подводная 6 узлов. Один 450 мм носовой трубчатый торпедный аппарат. Экипаж 18 чел.

Эти однокорпусные, безотсечные подводные лодки были построены по чертежам закупленной в США подлодки «Фултон»; они были однотипны с балтийскими лодками типа «Сом». Крупным недостатком лодок этого типа являлась неустойчивость по дифференту. К моменту начала 1-й мировой войны обе лодки морально устарели и боевой ценности уже не представляли. Использовались только для учебных целей. При вторжении интервентов обе лодки были захвачены англо-французскими войсками, а при их отступлении затоплены 26.04.1919 в районе Севастополя. «Лосось» в 1932 г. поднята партией ЭПРОНа и передана школе водолазов; разобрана на металл в 1975 г.

Подводные лодки типа «Карп»
«Карп», «Карась» - вступили в строй в 1907 г.
03 Карп Карась (600x417, 136Kb)

Водоизмещение надводное 209 т, подводное 239 т. Размеры 39,6x3.1x2.8 м. Двигатели: 2 бензиновых (400 л.с.) + 2 электродвигателя (360 л.с.). Скорость надводная 10.8 узлов, подводная 8.6 узлов. 3х450-мм торпедных аппарата. Экипаж 29 чел.

Три лодки типа «Карп» были построены в Германии по заказу России; первоначально они предназначались для Тихого океана. Однако стоявшие на лодках ненадежные керосиновые двигатели ограничивали их боевое использование, и корабли решили отправить на Черное море. Еще задолго до начала 1-й мировой войны была потеряна одна из лодок этого типа: «Камбала» 23.05.1909 во время выхода в учебную торпедную атаку была протаранена броненосцем «Ростислав» и затонула. В начале 1911 г. ее подняли, но в строй не вводили и сдали на слом. В первый день войны на Черном море (16.10.1914) «Карп» и «Карась» совершили боевой выход для спасения экипажа потопленного турками минного заградителя «Прут». Сразу после этого они получили предписание во избежание аварии не погружаться на глубину более 18 метров; из-за малой дальности плавания эти лодки использовались в основном для учебных целей; иногда им доверяли только патрулирование подступов к Севастополю и охрану побережья Крыма. В декабре 1916 «Карась» и «Карп» признаны непригодными к дальнейшей службе, и обе лодки сдали на хранение в Севастопольский порт. В декабре 1917 эти лодки были зачислены в состав Красного флота, но уже в мае 1918 они попали в руки пришедших в Севастополь немцев, а впоследствии – достались флоту Антанты. Оба корабля затоплены англо-французскими интервентами в районе Севастополя 26.04.1919 г.

Подводные лодки типа «Касатка»
«Налим», «Скат» - переброшены с Тихого океана
04 Налим (600x383, 126Kb)

Водоизмещение: надводное 151 т, подводное 182 т. Размеры 33,5x3,7x3,3 м. 2 бензиновых мотора по 60 л.с., электродвигатель 100 л.с. Скорость: надводная 9 узлов, подводная 5 узлов. Вооружение: 4 торпедных аппарата Джевецкого, 2 мины. Экипаж 24 чел.

«Налим» и «Скат» относились к серии из 6 лодок типа «Касатка», спроектированных И.Г. Бубновым и построенных на Балтийском заводе в 1904 – 1905 гг. Это однокорпусные безотсечные подлодки, оснащенные для надводного хода тремя бензиновыми моторами. Ддвигатели создавали экипажам серьезные трудности в службе из-за опасности возгорания топлива; к тому же выделения паров бензина отравляли людей в подводном положении.
В 1905 г. только что изготовленные 4 лодки этого типа (среди них «Налим» и «Скат») были отправлены на Дальний Восток, где приняли участие в русско-японской войне. В межвоенный период лодки типа «Касатка» были модернизированы: на них появилась большая рубка, улучшившая удобство управления кораблем при плавании в надводном положении. С началом Великой войны «Налим» и «Скат» по железной дороге отправили на Черное море. Там лодки довооружили 47-мм пушками, но из-за устарелости и изношенности механизмов эти лодки боевых походов не совершали, ограничиваясь охраной крымского побережья. В 1919 г оба корабля попали в руки англо-французских интервентов, и были ими затоплены в районе Севастополя.

Подводный минный заградитель «Краб»
Вступил в строй в 1915 г.
05 Краб (600x367, 112Kb)

Водоизмещение надводное 512 т, подводное 722,1 т. Размеры 52,8x4.3x3,9 м. четыре бензиновых (по 300 л.с.) и два электродвигателя (по 330 л.с.). Скорость надводная 11.8 узлов, подводная 7,5 узлов. Вооружение 1х 37 мм пушка, 2 пулемета, 2х450-мм торпедных аппарата, 60 мин заграждения. Экипаж 53 чел.

Первый в мире подводный минный заградитель. Мины располагались в двух коридорах, имевших конвейерную цепь. Керосиновые двигатели «Краба» отличались крайней ненадежностью, что ограничивало боевое использование корабля. К тому же «Краб» имел массу конструктивных недостатков. Часть из них – из-за отсутствия опыта строительства подводных заградителей; ведь это был первый корабль такого назначения. Но другие недостатки породил сам автор корабля М.П. Налетов – талантливый инженер железнодорожных путей сообщения, но полный дилетант в морском деле, до этого не имевший никакого отношения к морю и флоту. Результатом его ошибок стало то, что уже после 14 месяцев боевой службы, совершив всего 5 боевых походов и не получив ни одного повреждения, «Краб» в сентябре 1916 оказался в капитальном ремонте, и больше в войне не участвовал.
06 Краб постановка мин (600x312, 102Kb)

Правда, за время своей недолгой службы «Краб» успел совершить три подводные минные постановки в проливе Босфор и на подходах к нему. Сегодня точно известно, что на поставленных подводным заградителем минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Кроме того, существует предположение, что возможно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау». Но утверждать это точно невозможно, так как подрыв произошел на некотором удалении от постановки «Краба». Возможно, «Бреслау» наскочил на мину «Краба», снесенную течением в сторону, но вполне возможно, что крейсер подорвался на минах с русских миноносцев, также выставлявших минные поля в том районе.
В 1918 году по-прежнему находившийся в аварийном состоянии «Краб» попал в руки германцев, а затем – флота Антанты. При отступлении англо-французских интервентов заградитель был затоплен 26.4.1919 в Северной бухте Севастополя. В 1935 г. поднят партией ЭПРОНа и сдан на слом.

Подводные лодки типа «Нерпа»
«Нерпа», «Морж», «Тюлень» - все вступили в строй в 1915 г.
07 Тюлень (600x411, 157Kb)

Водоизмещение надводное 630 т, подводное 790 т. Размеры 67,4x4.4x3,9 м. Два дизельных (по 500 л.с.) и два электродвигателя (по 900 л.с.). Скорость надводная 11 узлов, подводная 9 узлов. Вооружение 2х75 мм пушки (на «Тюлене» 1х76-мм, 1х57-мм, и в 1917 г. 1х37-мм);12х 450-мм торпедных аппаратов (2 носовых и 2 кормовых трубчатых + 8 палубных аппаратов Джевецкого). Экипаж 39 чел.

Однокорпусные, безотсечные подлодки типа «Нерпа», построенные по проекту И.Г. Бубнова, были развитием типа «Акула». По первоначальному проекту каждую из них предполагалось оснастить двумя дизелями по 1.140 л.с, что должно было обеспечить скорость надводного хода в 19 узлов. Однако из-за отсутствия этих двигателей пришлось установить менее мощные дизели, снятые с канонерских лодок Амурской флотилии. Все три лодки вступили в строй в 1915 году, и сразу приступили к активным действиям против турецкого судоходства. Использовались на торговых коммуникациях противника и отличались самой высокой результативностью в русском подводном флоте. За время участия в войне «Морж» захватил и потопил 2 парохода и 9 парусников, «Тюлень» - 8 пароходов и 33 парусника, «Нерпа» - 3 парохода и 10 парусников (это – самые низкие цифры, приводимые в исследованиях; в ряде книг даются и более высокие результаты).
«Морж» погиб в мае 1917 на позиции по неизвестной причине. «Тюлень» уведен белогвардейцами в Бизерту. где разобран на металл в середине 30-х гг. «Нерпа» входила в состав советских Морских сил Черного моря; исключена из состава флота по техническому состоянию в 1929 г.

Подводные лодки типа «Нарвал»
«Нарвал», «Кит», «Кашалот» - в строй в 1915-1916 гг.
08 Нарвал (600x395, 127Kb)

Водоизмещение надводное 621 т, подводное 994 т. Размеры 70x6,5x3,6 м. Четыре дизельных (по 160 л.с.) и два электродвигателя (по 245 л.с.). Скорость надводная 13 узлов, подводная 10 узлов. Вооружение 2х75 мм пушки, 8х450-мм торпедных аппаратов (2 носовых и 2 кормовых трубчатых + 4 палубных поворотных аппарата). Экипаж 41 чел.

«Нарвал» и «Кит» вступили в строй в 1915, «Кашалот» - в 1916 г. Полуторакорпусные, семиотсечные подлодки, спроектированные американской фирмой «Голланд», но построенные отделением Невского завода в Николаеве. Считались лучшими субмаринами русского флота периода 1-й мировой войны. Первоначально предполагалось оснастить их двумя дизелями немецкой разработки по 850 л.с., что должно было обеспечить скорость надводного хода в 16 узлов. Использовались на торговых коммуникациях противника. За время участия в войне «Нарвал» захватил и уничтожил 3 парохода и 9 парусников, «Кит» - 1 пароход, «Кашалот» - 3 парохода и 15 шхун (по другим сведениям общий счет этих лодок составил около 40 парусных судов, 2 транспорта и посыльное судно). Все три лодки были затоплены англичанами в 1919 г в районе Севастополя. «Кит» весной 1936 г. поднят партией ЭПРОНа и сдан на слом.

Подводные лодки типа «Лебедь»
«Утка», «Гагара», «Буревестник», «Орлан»

«Лебедь», «Пеликан» не достроены
09 утка в Бизерте (412x336, 66Kb)
Подлодка «Утка» на разборке в Бизерте

Водоизмещение надводное 650 т, подводное 785 т. Размеры 67,9x4.5x4,1 м. Два дизельных (по 1250 л.с.) и два электродвигателя (по 450 л.с.). Скорость надводная 16 узлов, подводная 9 узлов. Вооружение 1-2х76-мм + 1х37-мм пушки, 8х450-мм торпедных аппаратов (2 носовых и 2 кормовых трубчатых + 4 палубных аппарата Джевецкого). Экипаж 45 чел.

Однокорпусные безотсечные подлодки типа «Лебедь» являлись развитием лодок типа «Барс». Они отличались от прототипа наличием скуловых килей и устройством, позволяющим ложиться на твердый грунт. Из шести заложенных лодок в строй успели вступить (во второй половине 1917 года) четыре: «Гагара», «Утка», «Буревестник» и «Орлан»; но участия в боевых действиях они не принимали. «Утка» и «Буревестник» были уведены белогвардейцами в Бизерту, где в 1924 их разобрали на металл. «Орлан» и «Гагара» были затоплены белогвардейцами в апреле 1919 в районе Севастополя, за ними в январе 1920 последовали недостроенные «Пеликан» и «Лебедь». «Орлан» и «Пеликан» были подняты партией ЭПРОНа и сданы на слом в середине 20-х гг.

Подводные лодки типа АГ
6 единиц (достроены после 1-й мировой войны)
10 РђР“ (600x457, 144Kb)

Водоизмещение надводное 355 т, подводное 434 т. Размеры 46x4.9x3.8 м. Двигатели: два дизеля (480 л.с.) и два электромотора (320 л.с.). Скорость надводная 13 узлов, подводная 9 узлов. Вооружение 1 пулемет, 4х450-мм торпедных аппарата. Экипаж 24 чел.

Лодки типа «Американский Голланд» строились по заказу Великобритании, но были перекуплены Россией. В виде отдельных секций на судах они были перевезены во Владивосток, а затем по железной дороге — в Николаев. Собирались на заводе «Наваль». Корабли были однокорпусные, 5-отсечные. с устройством для работы дизелей в позиционном положении. До выхода России из Первой мировой войны на воду успели спустить только две лодки этого типа (АГ-21 и АГ-22), а в строй они вошли уже во время Гражданской войны; поэтому в боевых действиях против турецкого флота «Американские Голланды» участия не принимали. Единственный более-менее боеспособный корабль этого типа (АГ-21) был захвачен английскими интервентами и затоплен 26.04.1919 у Севастополя. АГ-22 вступила в состав белогвардейского флота и в 1920 г уведена врангелевцами в Бизерту, где в 1924 г ее разобрали на металл. Остальные лодки этого типа были достроены при Советской власти и вошли в состав Черномоских морских сил в 1920-1923 гг.; в 1928 к ним присоединилась поднятая и восстановленная АГ-21. В 30-е гг лодки получили новую маркировку: А-1 (бывшая АГ-23), А-2 (АГ-24), А-3 (АГ-25), А-4 (АГ-26), и А-5 (бывшая АГ-21). Несмотря на свой преклонный возраст, они все приняли участие в Великой Отечественной войне. А-1 в начале войны находилась в капитальном ремонте, была законсервирована, но в июне 1942 взорвана при оставлении Севастополя. А-3 погибла в районе Одессы в октябре 1943 г. А-2, А-4 и А-5 участвовали в походах до окончания боевых действий на Черном море в 1944 году. Эти лодки были исключены из состава флота в течение 1947 – 1954 гг.
11 пл типа Морж (550x318, 148Kb)

Серия сообщений "Вооруженные силы России":
Часть 1 - 1МВ: Российский Балтийский флот – состояние и состав
Часть 2 - 1МВ. Российский флот: линкоры Балтийского флота
...
Часть 10 - 1МВ: Российский Черноморский флот. Крейсеры и канонерки
Часть 11 - 1МВ: Российский Черноморский флот. Миноносцы и эсминцы
Часть 12 - 1МВ: Российский Черноморский флот. Подводные лодки

Рубрики:  ФЛОТ И МОРСКАЯ ИСТОРИЯ/Флоты 1-й мировой войны
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку