-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версии G и К

Четверг, 09 Июня 2022 г. 11:19 + в цитатник
01 Bf-109 G-10 (522x359, 132Kb)

Я завершаю тему разбора модификаций основного германского истребителя Мессершмитт Bf.109. Сегодня мы говорим о внешних отличиях разных вариантов самой массовой модели Bf.109G («Густав»), и завершившей серию «стодевятых» модификации К («Карл», он же «Курфюст», он же «Конрад»).

Изменение условий ведения воздушной войны наряду с постепенным устареванием истребителей Мессершмитт ранних моделей заставили немецких авиастроителей продолжить развитие самолета, сделав упор на увеличение скорости полета – даже в ущерб пилотажным и маневровым качествам. Ведь для достижения высокой скорости потребовалось повысить мощность двигателя и удельную нагрузку на крыло, что сказалось на увеличении веса машины и ухудшении ее маневренности. Тем не менее, «Густавы» выпускались в огромных количествах, и являлись самой массовой моделью истребителей Люфтваффе вплоть до окончания войны. А широкий спектр разработанного для них подвесного оборудования сделал Bf.109G поистине универсальной машиной.
Замену «Фридриху» конструкторы фирмы «Мессершмитт» начали разрабатывать еще летом 1941-го, а уже весной 1942 первые «Густавы» стали поступать в боевые части…

Модификации Bf.109G
02 РЅРѕСЃС‹ F Рё G-1 -4 (646x273, 117Kb)

При разработке Bf.109G повторилась история «Фридрихов» - из-за недоведенности предназначавшегося «Густавам» мотора DB.605 предсерийная партия Bf.109G-0 (12 самолетов) была оснащена еще двигателями DB.601E от предшественника - F-4. Да и внешне «нулевые Густавы» практически полностью соответствовали «Фридрихам». Но в этот раз «мотористы» оказались расторопнее, и уже серия Bf.109G-1 (выпущено 167 экземпляров) получила двигатели DB.605A. Из-за размеров нового мотора пришлось несколько изменить верх капота, расширив его и сделав более сглаженным. Для лучшего обдува оборудования так же немного увеличили размеры воздухозаборников маслорадиатора и нагнетателя. Кроме того, с каждой стороны капота «Густава» (сразу за винтом) появились по два вентиляционных отверстия с маленькими воздухозаборниками, которых не было на «Фридрихе».
На этой версии поставили винт VDM диаметром 3 м с более широкими лопастями и с закругленными законцовками; он стал стандартом для всех последующих «Густавов». С учетом опыта «Битвы за Англию», бои которой велись на больших высотах, серию G-1 сделали высотной, оснастив герметичной кабиной с двойным остеклением. Герметизировалась она при помощи резиновых шлангов. Ради герметизации устранили треугольное стекло под лобовой панелью кабины (характерное для всех предыдущих «Мессов»), закрыв это место стальной пластиной, которая сохранилась и на всех последующих модификациях. Так же на этой версии горловину топливного бака с борта под кабиной вернули на старое место – на верх фюзеляжа за кабиной пилота (как было на «Эмилях»). Такое расположение горловины сохранилось и на последующих модификациях. Все высотные Bf.109G-1 поступали только в части, сражавшиеся на Западном фронте.
03 винт и кабины (650x211, 75Kb)

В мае 1942 началось производство версии Bf.109G-2, продолжавшееся по февраль 1943 г. (всего построено 1.587 экземпляров). Практически это был тот же G-1, только невысотный – без гермокабины. Внешне от G-1 его отличал только маленький воздухозаборник на пластине, заменившей стекло под лобовой панелью кабины - он служил для вентиляции и поддержания давления в кабине. Этот маленький воздухозаборник был характерен и для всех средневысотных «Густавов» последующих версий.
Затем в производство поступили следующие модификации: высотная Bf.109G-3 (изготовлено 50 самолетов) и средневысотная Bf.109G-4 (с декабря 1942 по сентябрь 1943 произведено 1.240 машин) – эти версии фактически тоже являлись копиями G-1 и G-2, они только оснащались другим, более новым радиооборудованием.
04 Bf.109G-4trop-R6 (650x192, 76Kb)
«Африканский» истребитель Bf.109G-4/R-6/trop Франца Шисса (67 побед)

Внешне «тройка» и «четверка» отличались от предшественников лишь небольшими выпуклостями на верхней поверхности крыльев в районе укладки колес шасси. Для улучшения остойчивости самолета на взлете/посадке профиль покрышек шасси был увеличен, что и заставило сделать верхнюю стенку колесных ниш в крыле выпуклой, чтобы колеса там помещались. Такие небольшие выпуклости на крыльях делалась и на всех последующих модификациях «стодевятого» вплоть до G-12 (исключая только G-10, на котором выпуклость стала длинной). Более новое радиооборудование G-3 и G-4 (на G-3 для повышения высотности и скорости установили еще и GM-1) сказалось на их внешнем виде изменением места входа в фюзеляж ответвления антенны. При старой аппаратуре антенна входила в фюзеляж по центру, в районе верхушки бортового креста, а при новой – у хвостовой части фюзеляжа.
05 крылья и антенны (649x263, 123Kb)

Все «высотники» отправлялись на Западный фронт, а «средневысотники» – в Африку, и в основной своей массе – на Восточный фронт, в СССР. «Африканские» Bf.109G-2/trop и Bf.109G-4/trop оснащались уже описанными в предыдущей статье «тропическими» фильтрами и держателями зонтиков у кабины. ТТХ Bf.109G-3 и Bf.109G-4: двигатель – DB.605А-1 (1.475 л.с.); скорость – 640 км/ч, при включении системы форсирования GМ-1 скорость на 5 минут возрастала до 650 км/ч. Вооружение – 1х20-мм мотор-пушка MG-151/20 и 2х7,92-мм пулемета MG-17.
Весной 1943 в серию параллельно пошли: высотная версия Bf.109G-5 (с мая 1943 по август 1944 произведено 475 экземпляров) и средневысотная Bf.109G-6 (с апреля 1943 по август 1944 - более 12.000 самолетов; это самая массовая модификация «Месса»). Разница между этими моделями заключалась только в наличии/отсутствии гермокабины. Причем версия Bf.109G-5 стала последним «высотником» с гермокабиной – на последующих модификациях от герметизации отказались, посчитав ее бесполезной. Обе эти версии «Густава» получили более мощное вооружение. От 7,92-мм пулеметов MG-17 отказались: в новых условиях повального бронирования кресел пилотов и протектирования бензобаков на самолетах противника они стали совершенно бесполезны. На их месте над мотором установили два 13-мм крупнокалиберных пулемета MG.131. Однако выступающие части казенников этих пулеметов не помещались под капотом, и их пришлось прикрыть блистерами - уродливыми полушариями, похожими на мозоли (они, кстати, «съели» около 10 км/ч скорости).
06 Bf.109G-6 (648x317, 129Kb)

Мотор-пушка на G-5 и G-6 осталась прежняя – 20-мм MG.151/20, но с начала 1944 г. не менее 260 самолетов оснастили 30-мм мотор-пушкой МК.108 (эти истребители обозначались как Bf.109G-6/U4). МК.108 была менее скорострельной, чем MG.151/20, но более мощной, и хорошо подходила для уничтожения многомоторных бомбардировщиков (поэтому все Bf.109G-6/U4 воевали на Западе). Помимо стандартного вооружения «пятерки» и «шестерки» имели широкий круг подвесного оборудования (уже упоминавшейся в предыдущей статье системы Reustsatz). Это делало их универсальными самолетами, способными решать самые разнообразные задачи (но о боевых подвесках «Густавов» будет рассказано ниже; сейчас разбираемся только со стандартными внешними различиями моделей). ТТХ Bf.109G-6: двигатель DB.605А-1 (1.475 л.с.); скорость – 623 км/ч. Вооружение – 1х20-мм мотор-пушка MG-151/20 и 2х13-мм пулемета MG-131.
С течением времени «пятерка» и особенно многочисленная «шестерка» подвергались постоянным усовершенствованиям, довольно значительно менявшими внешний облик этих самолетов. Так, с июля 1943 все выпускавшиеся «Густавы» начали оснащать радиомаяком; его небольшая кольцевая антенна располагалась наверху фюзеляжа сразу за кабиной пилота. С августа вместо стального бронезаголовника стали устанавливать короб из бронестекла – он не только защитил голову летчика сзади и с боков, но и заметно улучшил обзор назад. Тогда же укоротили мачту радиоантенны (весной 1944 ее вообще убрали). На рубеже 1943-1944 гг. из цехов авиазаводов начали выходить «Густавы» с новым фонарем кабины улучшенного обзора - «Erla Haube» (среди пилотов он получил прозвище «капюшон Галланда»). Тогда же на G-5 и G-6 стали устанавливать высокие деревянные кили, рули которых вскоре оснастили триммерами - это заметно улучшило управляемость «Густава», значительно ухудшившуюся было по сравнению с «Фридрихом» из-за возросшего веса самолета. С апреля 1944 на всех «Густавах» стали монтировать радары системы опознавания «свой/чужой» FuG.25а и УКВ-радиостанции FuG.16ZY, до этого считавшиеся «командирскими» (командирские машины оснащались ими с мая 1943). Теперь же штыревые антенны этих станций, похожие на короткие хлысты, торчали вниз под «брюхом» каждого самолета (FuG.25а - из фюзеляжа, а FuG.16ZY – из-под левого крыла). С того же апреля 1944-го на часть «пятерок» и «шестерок» стали устанавливать высотный двигатель DB.605AS, имевший наддув от DB.603. Из-за габаритов этого наддува пришлось расширить заднюю часть капота. При этом расширившимся капотом прикрылись и казенники крупнокалиберных пулеметов, что ликвидировало характерные для G-5 и G-6 «мозоли», и несколько улучшило аэродинамику машины. В общей сложности моторами DB.605AS с расширенным капотом оснастили 1.800 «Густавов»: 100 Bf.109G-5, 700 Bf.109G-6 и 1.000 Bf.109G-14 (о которых речь пойдет ниже).
07 усовершенствования г-6 (650x410, 160Kb)
Высотный истребитель Bf.109G-6/AS выпуска 1944 г. уже мало походил на стандартный Bf.109G-6

Параллельно с G-5 и G-6 выпускалась модель Bf.109G-8 (с августа 1943 по февраль 1945 изготовили около 900 «восьмерок») - разведывательный вариант, отличавшийся от G-6 только двумя четырехугольными вырезами в днище для объективов фотокамер. Эти машины имели стандартное вооружение «шестерок» - ведь в отличие от классических визуальных разведчиков типа Hs.126 и FW.189 «восьмерки» являлись «самолетами разведки боем»; они должны был завязывать схватки, чтобы вскрыть имеющиеся силы противника.
08 Bf.109G-8 Рё 12 (646x462, 164Kb)

С конца 1943 выпускался так же двухместный учебный самолет Bf.109G-12, проект которого был предложен еще в 1940-м под маркировкой Bf.109S (Schule – школьный). Но тогда надобности в «двухместке» не было; теперь же, из-за общего снижения уровня подготовки пилотов при поспешном массовом обучении новичков, «школьные» G-12 стали изготавливать путем переделки старых боевых машин G-2, -4 и -6. Вторая кабина располагалась позади стандартной исходной; она имела так же сдвигаемый вбок фонарь и выгнутое в стороны остекление (чтобы инструктор мог увидеть, что происходит впереди). Оружие с учебных самолетов обычно снималось; однако на некоторых машинах сохранялись один-два пулемета.
А в июле 1944 начался выпуск Bf.109G-14 – модернизированной версии все той же «шестерки», в которой была проведена стандартизация и объединение в одной модели всех улучшений, постепенно разрозненно рассеивавшихся по разным экземплярам G-6 в течение полутора лет его производства. На G-14 стояли: новый мотор DB.605AM мощностью до 1.800 л.с., фонарь кабины «Erla Haube» без мачты для радиоантенны, и высокий деревянный киль. Обязательными для всех G-14 стали подвесные топливные баки и радиомаяки. А вот мешавшие маневрированию подкрыльевые подвески пушек, широко распространенные на «Густавах» от G-1 до G-6, на G-14 почти не встречались. К 1944 г. с «Летающими крепостями» боролись в основном более мощно вооруженные Фокке-Вульфы FW.190, а Мессершмитты занимались отсечением истребителей сопровождения, для боя с которыми вполне хватало стандартного вооружения «Густава».
09 Bf.109G-6, G-14 (646x352, 131Kb)
Внешние различия между стандартным Bf.109G-6 и стандартным Bf.109G-14

Всего с июля 1944 по февраль 1945 было изготовлено 5.500 G-14; из них около 1.000 – с высотным двигателем DB.605AS. При этом внешний вид Bf.109G-14/AS совершенно не отличался от показанного выше Bf.109G-6/AS.
В описанной линейке истребителей типа Bf.109G несколько особняком стоит самый скоростной из «Густавов» - Bf.109G-10, появившийся уже после G-14 (с октября 1944 до конца войны успели построить 2.600 «десяток»). На эту модификацию ставили двигатель DB.605DМ, способный эффективно работать как на 87-, так и на 96-октановом бензине. В зависимости от вида топлива он давал мощность от 1.800 до 1.850 л.с., и скорость до 680 км/ч. При этом на «десятке» имелась система форсирования двигателя MW.50, на 10 минут доводившая мощность до 2.000 л.с., и скорость – до 690 км/ч. Вооружение – стандартное для «шестерки»; но часть самолетов вместо 20-мм мотор-пушки MG-151/20 оснащалась 30-мм мотор-пушкой МК.108. Капотирование мотора и пулеметов MG-131 на G-10 было широким, как на самолетах Bf.109G/AS (без «мозолей»). Наиболее заметные отличия G-10 от других «Густавов-AS»: небольшие выступы с каждой стороны передней нижней части капота и увеличенный размер маслорадиатора, а так же более широкие и длинные выпуклости на верхних плоскостях крыльев (из-за того, что шины главного шасси на этих самолетах сделали еще толще). Так же колесо заднего шасси стали устанавливать на длинной стойке, что улучшило для пилота обзор при взлете/посадке (то же затем проделали и с задним шасси на многих G-14).
10 G-10 и отличия меньше (635x532, 216Kb)

Но самым скоростным и мощно вооруженным стал последний «стодевятый» - Bf.109К (с октября 1944 до окончания войны изготовлено 754 истребителя - в основном в версии Bf.109К-4). В разных источниках его называют по-разному: «Карл», «Курфюст», «Конрад». Этот самолет оснащался мотором DB.605ASCM на 2.000 л.с., и имел скорость до 727 км/ч! Вооружение его состояло из 30-мм мотор-пушки МК.108 и 2х15-мм пушек (у немцев они считались пулеметами) MG-151/15, установленных над мотором. При этом внешне «Карл» был совершенно идентичен Bf.109G-10, отличаясь от него лишь убирающейся хвостовой стойкой шасси и несколькими мелкими деталями, показанными на рисунке ниже.
11 Bf.109G-10 Рё Рљ (650x410, 172Kb)

Мы разобрали основные, конструктивно стандартные внешние признаки разных модификаций истребителя Мессершмитт Bf.109. Однако на практике довольно часто в одном самолете встречалось смешение деталей разных версий. Это было связано как с ремонтом поврежденных машин при помощи элементов списанных и не подлежащих восстановлению истребителей, так и с тем, что только что разработанные усовершенствования тут же вводились на последующих машинах по ходу производства уже строящейся серии. Определенную роль играл и принятый у немцев метод «дотягивать» до уровня только что разработанных моделей экземпляры уже подержанных устаревших истребителей путем установки на них новых элементов оборудования – так например, появлялись «мутанты» с фюзеляжем G-2, мотором с G-6 и кабиной от G-14…

Дополнительное оборудование и его обозначение
12 ракетный месс (588x312, 77Kb)

В предыдущей статье я уже давал информацию о дополнительном подвесном оборудовании, устанавливавшемся на «Фридрихах». Эта же система Reustsatz в 1943 с некоторыми изменениями была адаптирована и для «Густавов». Так, маркировки /R1, /R2 и /R3 по-прежнему обозначали подвески 1х250-кг, 4х50-кг бомб и 300-литрового сбрасываемого топливного бака. Правда, теперь маркировка /R2 относилась так же и к системе GM-1, и к установке фотоаппаратуры, а /R3 – и к фотокамере, и к двум подвесным бакам под крыльями. Маркировка /R6, обозначавшая две подкрыльевые 20-мм пушки MG-151/20, стала в 1943 очень распространенной: в том году «Густавам» Западного фронта приходилось бороться с многомоторными «Летающими крепостями», а Восточного фронта – штурмовать советские наземные войска; обе задачи требовали увеличения огневой мощи самолета. Как уже говорилось ранее, более двух сотен G-6 получили 30-мм мотор-пушки МК.108 и маркировку /U4; но вот попытка подвесить еще две «тридцатки» под крыльями (маркировка /U6) оказалась провальной: три МК.108 получили всего 20 Bf.109G-6/U6; в серию эта система из-за постоянных поломок подвесного оружия так и не пошла. Не пошел в серию и ночной вариант Bf.109G-6/N - системой радиолокационного обнаружения Naxos FuG.350 оснастили всего несколько опытных машин. А вот оснащение Мессершмиттов подкрыльевыми ракетными установками (маркировка «W») оказалась довольно перспективной – летом 1943 ракеты получили более сотни «Густавов» Запада, очень эффективно использовавшие их для «взламывания» построений «Летающих крепостей».
13 варианты подвесок (652x409, 183Kb)

Серия сообщений "авиамоделизм - "ликбезы" по отличиям тип":
Часть 1 - Грозный «Стервятник» - «ликбез» по версиям истребителя FW-190
Часть 2 - Ликбез по сериям истребителя ЛаГГ-3 (для моделистов и интересующихся)
...
Часть 6 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – от V до E (в помощь моделистам)
Часть 7 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версия F («Фридрих»)
Часть 8 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версии G и К
Часть 9 - Определитель «Ишаков» - модификации советского истребителя И-16
Часть 10 - Определитель модификаций японского истребителя «Зеро» (в помощь моделистам)
...
Часть 27 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»
Часть 28 - Определитель модификаций «Горбатого». (01): одноместный штурмовик Ил-2
Часть 29 - Определитель модификаций «Горбатого» (02). Двухместный штурмовик Ил-2

Серия сообщений "самолеты 2МВ - Германия":
Часть 1 - Загадочный "Тяни-Толкай" 3-го Рейха
Часть 2 - Пикирующий бомбардировщик "Ju-87" ч.1
...
Часть 24 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – от V до E (в помощь моделистам)
Часть 25 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версия F («Фридрих»)
Часть 26 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версии G и К
Часть 27 - «Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (01). Бомбардировщик для Люфтваффе
Часть 28 - «Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (02). Экспортные варианты Do.17К и Do.215
...
Часть 32 - Асы ночных истребителей Дорнье
Часть 33 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»
Часть 34 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку