-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Асы 1МВ: великолепная пятерка британцев

Вторник, 31 Августа 2021 г. 11:13 + в цитатник
01 Мак-Кадден СЕ-5 (507x410, 184Kb)

Система подсчета побед у летчиков-истребителей английской авиации значительно отличалась от аналогичных систем французов и немцев. Так, у британцев, придерживавшихся наступательной тактики и проводивших значительное количество воздушных боев в глубине вражеской обороны, в зачет шли и победы, одержанные над территорией противника, в то время, как французы относили сбитые самолеты, которые нельзя было «пощупать», лишь к вероятным победам, а немцы вообще подобных побед не засчитывали. При этом для учета одержанной англичанином победы достаточно было подтверждения еще одного летчика, участвовавшего в том бою. Да и это было необязательным: «зачет» обычно признавался, даже если не было свидетелей, способных подтвердить заявку на победу – ведь «слово джентльмена не подлежит сомнению»!

В британских ВВС считалось победой, если пораженный вражеский самолёт не только врезался в землю, развалился в воздухе, или его лётчик выпрыгнул из машины, но и если горящий самолет просто вошел в пике. Вероятной же победой британцы считали только ту, при которой у победителя или свидетелей не было твердой уверенности, что подбитый самолёт точно не вышел из пике. Вообще английская система была самой разветвленной и запутанной. У англичан понятие «подтвержденная победа» подразделялось на несколько категорий: «Destroyed» (уничтожен), «Crash» (самолет разбился от удара о землю), «Broken Up» (разрушился в воздухе), «Destroyed in Flames» (уничтожен в огне) и «Captured» (посажен с захватом в плен). Понятие «вероятная победа» так же подразделялось на категории: «Out Of Control» (потерял управление - т.е., вроде бы сбит, но падения никто не видел), «Drived Down» (ушел со снижением) и «Forced То Land» (принуждён к посадке – без пленения). При этом непонятно, зачем англичане сплели такую «заумную паутину» - ведь у британцев, в отличие от французов, вероятная победа тоже шла в зачет, увеличивая рейтинг пилота. Так, например, летчик, одержавший 7 подтвержденных и 3 вероятные победы, у французов считался асом с 7 победами, а у англичан – с 10 победами. В результате эта «размытая система» не отражала реальной картины успешности пилота, зато создавала возможность «породить» целый ряд «суперасов» с «астрономическими» победными счетами. При этом из-за учета «вероятных» (а в реальности - неподтвержденных) побед на вершине рейтинга британских асов зачастую оказывались летчики, на самом деле сбившие намного меньше самолетов, чем их товарищи, находящиеся в списке гораздо ниже (что мы и увидим в приведенной ниже информации). А в качестве наиболее яркого примера необъективности английской системы подсчета побед можно привести канадца Вильяма Александера, который числится у британцев «крутым» асом с 23 победами, хотя подтверждены из них были только 5, а остальные 18 являлись лишь вероятными.

BISHOP William
(официально 72 победы)
02 Бишоп (621x442, 126Kb)

Канадец Вильям Эвери «Билли» Бишоп (1894–1956) возглавляет список самых результативных асов Британской империи. И хотя из приписываемых ему 72 побед на самом деле подтвержденными являются только 54 личные и 2 групповые победы (остальные 16 – лишь вероятные), он во главе этого списка находится по праву. Ведь никто из остальных летчиков Великобритании не смог сравняться с ним – как по числу подтвержденных побед, так и по общей результативности. Правда, при этом необходимо уточнить, что значительное число побед Бишопа было достигнуто в одиночку, без свидетелей, и подтверждено одним лишь пресловутым «словом джентльмена»...
Билли Бишоп вступил в армию с началом войны. Но, оказавшись в окопной грязи, «чистюля Билли» тут же подал прошение о переводе в авиацию (он сам признавался, что в небо его привело отвращение к грязи). По завершении обучения с января 1916 Бишоп участвовал в боевых вылетах на разведку и корректировку артиллерийского огня. После ранения и излечения Вильям прошел переучивание на пилота и был определен в 60-ю истребительную эскадрилью. Начав боевые вылеты в качестве истребителя в марте 1917, Бишоп уже в апреле одержал свою 14-ю победу, за что был представлен к Военному Кресту и получил звание капитана. Относясь к воздушному бою, как к спортивному матчу, Бишоп очень скоро стал одержим жаждой рекордов, стремясь добиться как можно большего числа побед. Ради этого Билли охотился за вражескими самолетами по семь часов в день. При этом он предпочитал летать один, чтобы никто не смог перехватить его цель. Поэтому большинство из своих воздушных боев Вильям провел в одиночку, часто - над вражеской территорией и против превосходя¬щих сил противников. Так, 2.06.1917 во время одиночного рейда в германском тылу Бишоп напал на вражеский аэродром. По его словам три германских аэроплана он сбил во время взлёта, еще семь сжег на земле. Так ли это было на самом деле, сказать трудно; однако подтверждением атаки послужил самолет самого Бишопа, сильно поврежденный огнем с земли (более 200 пробоин). За этот бой Билли получил в августе 1917 года высшую боевую награду Великобритании - Крест Виктории. К этому времени Бишоп, сбивший 47 аэропланов, уже стал самым результативным асам Британской империи. Затем в его боевой деятельности наступил перерыв: летчика отправили в Вашингтон помогать организовывать Военно-Воздушные Силы США.
На фронт Билли Бишоп вернулся в мае 1918 года - в качестве командира 85-й эскадрильи. И вновь, как одержимый, начал охоту за вражескими аэропланами. К середине июня, когда летчик получил приказ отбыть в Англию, он успел довести свой счет до 67 побед. Но прежде чем уехать, Бишоп решил совершить последний, «прощальный» одиночный рейд. И – «вляпался» в строй германских аэропланов! Несмотря на превосходство противника, Бишоп принял неравный бой, уничтожив за 15 минут 5 немецких самолетов! Таким образом, Билли довел свой счет до 72 побед (70 аэропланов и 2 воздушных шара). И этот результат уже не смог превзойти ни один ас Британской империи.
В Англии Бишоп получил пост офицера Генерального штаба Канадских ВВС, и больше на фронте не появлялся. После войны Бишоп работал пилотом гражданской авиации, а потом стал вице-президентом нефтяной кампании. Во время 2-й мировой войны маршал авиации Королевских Канадских ВВС Бишоп руководил обучением пилотов, отправлявшихся на фронт.

MANNOCK Edward
(официально 61 победа)
03 РњСЌРЅРЅРѕРє (638x467, 138Kb)

В некоторых книгах по истории авиации утверждается, что ирландец Эдвард Мэннок (1887-1918) одержал 73 победы, и именно он, а не Бишоп, самый результативный ас Британской империи. Неизвестно, на чем основано это утверждение, так как по официальным документам счет майора Мэннока составляет 61 победа. При этом подтверждены только 31 личная (в том числе 1 аэростат) и 5 групповых побед; еще 5 аэропланов Мэннок принудил к посадке и плену = общее число подтвержденных – 41 победа. Остальные 20 побед относятся к вероятным.
Начало войны застало Эдварда Мэннока в Турции, где он как сотрудник Британской телефонной компании занимался работами по прокладке телефонных линий. Как «гражданин враждебного государства» Мэннок был заключен в лагерь для военнопленных, но в мае 1915 года его освободили по состоянию здоровья. Дело в том, что в детстве в Индии, где его отец служил солдатом британской армии, Эдвард подхватил местную инфекцию, сделавшую его полуслепым (один глаз Эдди вообще ничего не видел). Из-за этого лагерный врач и подписал медицинское заключение, что Мэннок «слепец, не пригодный к воинской службе».
Получив свободу, Эдвард с большим трудом (без денег и документов!) сумел вернуться в Англию, где сразу же отправился… на призывной пункт. Там полуслепого добровольца определили санитаром в Королевский армейский Медицинский Корпус. Однако уже тогда Эдвард вынашивал казавшуюся невероятной при состоянии его зрения мечту - стать пилотом. И он добился своего: в августе 1916 года Мэнноку удалось каким-то способом обмануть медкомиссию и получить направление в лётную школу!
Уже с первых полётов у него проявился выдающийся талант пилота, настоящий «птичий инстинкт»; с блеском закончив курс обучения, Мэннок весной 1917 г прибыл в 40-ю истребительную эскадрилью, воевавшую во Франции. Первую победу полуслепой летчик одержал 7 мая, уничтожив сложную цель – хорошо охраняемый зенитным огнем аэростат, корректировавший огонь немецкой артиллерии. В июле 30-летний «старик» Мэннок был назначен командиром своей эскадрильи. А 12 августа он одержал особо важную победу: сбил германского аса Иоахима Бертраба (имевшего 5 побед), когда тот пытался атаковать британский аэростат. К октябрю 1917 на счету капитана Мэннока числилось уже 15 побед, за которые он был награжден Военным Крестом. В январе 1918 Эдварда назначили командиром находившейся в Англии 74-й эскадрильи; с ней в апреле Эдвард вернулся на фронт. В течение следующих 3-х месяцев Мэннок сбил более 30 германских самолётов. При этом его подчиненные отмечали, что Эдвард мог бы «настрелять» и больше немцев, но для него главным было сохранение жизни подчиненных. Поэтому он не раз бросал уже наметившуюся жертву, чтобы выручить из критической ситуации своего летчика; за это подчиненные считали Мэннока лучшим командиром.
В июне 1918 года получившего звание майора Мэннока перевели командовать 85-й эскадрильей (на смену вызванному в Англию Билли Бишопу). В составе этой эскадрильи Эдвард и одержал свои последние победы, доведя общий их счет до 60. А 26.07.1918 после того, как Мэннок в паре со своим ведомым «завалил» над немецкими позициями очередной германский бомбардировщик, в его самолет попал вражеский зенитный снаряд, и истребитель Эдварда рассыпался прямо в воздухе… Посмертно Мэннок был награждён высшим военным орденом империи - Крестом Виктории.

COLLISHAW Raymond
(официально 60 побед)
04 Коллишоу (700x542, 225Kb)

Из 60 официальных воздушных побед Раймонда Коллишоу подтверждены 27 личных и 1 групповая победы, а так же 1 принужденный к посадке самолет, захваченный британскими войсками. Таким образом, общее число подтвержденных – 29 побед. Остальные 31 заявленные Раймондом победы относится к вероятным. Таким образом, реальная результативность этого аса ниже, чем у последующих летчиков, фигурирующих в этом списке, но большое число «вероятных» побед (которые то ли были, то ли нет) благодаря британской системе подсчета вывели Коллишоу на третье место в списке лучших асов.
Канадец Раймонд Коллишоу (1893-1976) начало войны встретил моряком гражданского флота, и в первый военный год Коллишоу участвовал в транспортных перевозках по морю. Но в начале 1916 года Раймонд перешел в Военно-Морской флот и отправился обучаться в школу морской авиации, а уже осенью Коллишоу стал пилотом 3-го Wing RNAS (Авиакрыла ВМС). В составе этого авиаотряда начинающий летчик занимался патрулированием Л-Манша, иногда участвуя в воздушной корректировке артиллерийского огня союзников по береговым позициям противника. 25 октября Коллишоу подвергся атаке немецких истребителей; приняв бой, канадец одержал 2 первые победы (1 достоверную и 1 вероятную). Но в этой схватке он и сам был подбит; Раймонд чудом остался жив, успев совершить аварийную посадку на начинавшей разваливаться машине.
В феврале 1917 года авиаотряд Раймонда был переформирован в 3-ю морскую истребительную эскадрилью RNAS; так Коллишоу стал истребителем. Но в составе «3N» он успел одержать только 2 победы – в апреле 1917 года Раймонда перевели в 10-ю истребительную эскадрилью RNAS.
Вскоре Коллишоу пошел на повышение: стал командиром звена, состоявшего из шести канадских летчиков. Это звено получило прозвище «Черного» - носы всех трипланов звена были выкрашены в черный цвет. Канадские летчики наводили ужас на немцев: за четыре месяца «Черному звену» удалось уничтожить 87 германских аэропланов, 23 из которых пришлось на долю Коллишоу (причем 16 машин Раймонд «завалил» за неполный месяц). Однако 27.07.1917 и Коллишоу был сбит немецким истребителем. Тем не менее, моряку вновь повезло: он опять сумел совершить аварийную посадку, отделавшись только легкими ранениями. После этого поражения Коллишоу (имевшего на своем счету уже 36 побед) отозвали в Канаду на инструкторскую работу. В конце ноября 1917 стремившемуся воевать Раймонду удалось вырваться на фронт; за первую половину декабря он в составе 13-й морской эскадрильи успел одержать еще 2 победы, но тут командование «вычислило» местонахождение недисциплинированного инструктора, и вернуло Коллишоу в тыл.
Тем не менее, несмотря на недовольство руководства Коллишоу по-прежнему рвался на фронт. И весной 1918 года ему удалось добиться своего: произведенный в майоры Раймонд стал командиром своей 3-й эскадрильи RNAS (которая в это время переформировывалась в 203-ю эскадрилью RAF). Во главе бывшей морской, а теперь армейской эскадрильи Коллишоу сражался до самого конца войны, сбив еще 19 самолетов. Всего за время участия в боях 1-й Мировой войны Раймонд Коллишоу уничтожил 59 германских аэропланов, за что был награжден высшим военным орденом Британской империи – «Крестом Виктории».
В 1919 году, уже после окончания Мировой войны, командование отправило Раймонда Коллишоу в Россию – Великобритания вмешалась в русскую гражданскую войну, предоставив белогвардейцам помощь в борьбе с большевиками. Во главе 47-й эскадрильи майор Коллишоу в июле 1919 года сражался под Царицыном. В одном из боев над Волгой он сбил большевистский «Ньюпор», доведя свой общий счет до 60 побед. За бои в России майор Коллишоу получил две российские награды: в благодарность за помощь белогвардейцы вручили ему ордена Святой Анны II степени и Святого Владимира с мечами.
В 20-е и 30-е годы Раймонд продолжал служить в авиации; во время 2-й мировой войны вице-маршал ВВС Коллишоу руководил британской авиацией в Египте.

McСUDDEN James
(официально 57 побед)
05 МакКадден (700x452, 203Kb)

Вообще-то Джеймс Мак Кадден должен занимать в этом рейтинге второе место - ведь он имел 47 подтвержденных побед (27 личных и 1 групповая + 19 посаженных и плененных аэропланов). Еще 10 побед Мак Каддена относятся к вероятным. Но этого летчика подвела несуразная британская система подсчета. Так как победы лишь вероятные, которых, возможно, вовсе и не было, у англичан прибавлялись к числу подтвержденных побед, Мак Каддена «математически» обогнали Эдвард Мэннок и Раймонд Коллишоу, имевшие меньшее число реально уничтоженных вражеских самолетов.
Англичанин Джеймс Мак Кадден (1895-1918) в 1913 добровольцем вступил в Королевский Авиационный Корпус и стал авиамехаником. С началом 1-й Мировой войны вместе со своей эскадрильей Мак Кадден прибыл во Францию, где не только обслуживал самолеты, но и участвовал в боевых разведывательных вылетах в качестве наблюдателя. За успехи в воздушной разведке в январе 1916 Джеймс был награжден французским Военным Крестом и направлен в школу пилотов. По окончании обучения Мак Кадден был назначен в той же школе инструктором, благодаря чему за два месяца сумел налетать самостоятельно более 100 часов – такой налет в то время был не у каждого фронтового летчика…
В июле 1916 Джеймс Мак Кадден приступил к боевым вылетам на разведку в составе 20-й эскадрильи RFC. В августе его перевели в 29-ю истребительную эскадрилью. Свой боевой счет Джеймс открыл 6.09.1916, сбив германский самолет на почти невероятной для того времени высоте 4600 м (в зоне кислородного голодания). В феврале 1917 за 5 побед лейтенант Мак Кадден был награжден Военным Крестом, после чего его отправили в Англию на должность инструктора воздушного боя - делился своим боевым опытом с молодыми пилотами. Вновь к боям во Франции ставший капитаном Мак Кадден приступил в июле 1917 - в составе 66-й эскадрильи. В августе он возглавил звено 56-й эскадрильи, и вскоре довел свой счет до 10 побед. А 23.09.1917 г Джеймс Мак Кадден участвовал в знаменитом бою против германского аса Вернера Фосса, когда шестерка британских истребителей, сплошь состоявшая из асов, лишь после долгой схватки с огромным трудом смогла уничтожить дравшийся против них одинокий «Фоккер-Триплан» Фосса. Немца сбил капитан Рис-Девидс, а Мак Кадден еле выбрался живым из этой передряги, посадив «на вынужденную» свой изрешеченный Фоссом аэроплан.
Вновь Джеймсу пришлось спасать свою жизнь поспешной вынужденной посадкой 30.11.1917, когда во время ожесточенной схватки его самолет потерял отстреленный винт; к тому времени на его счету было уже 20 побед. В декабре Мак Кадден отличился дважды: сначала уничтожил вражеский самолет-фоторазведчик «Румплер» на «сумасшедшей» для того времени высоте 5300 м, а несколько позже в одной схватке «завалил» сразу 4 германских аэроплана! За январь и февраль 1918 г Мак Кадден сбил еще 20 самолетов; 29.02.1918 Джеймс уничтожил свой последний - 57-й вражеский аэроплан. В первых числах марта он по вызову командования выехал в Англию, где из рук короля Великобритании Джеймса V получил высшую военную награду Британии - Крест Виктории. Отгуляв длительный отпуск, свежеиспеченный майор Мак Кадден получил назначение на должность командира воевавшей во Франции 60-й эскадрильи. 9.07.1918 Джеймс вылетел во Францию, но во время взлета у его истребителя внезапно отказал двигатель, и знаменитый ас погиб в авиакатастрофе…

BEAUCHAMP-PROCTOR Anthony Frederick
(официально 54 победы)
06 Beauchamp-Proctor (700x200, 83Kb)

Место Энтони Бичемп-Проктора в британском рейтинге асов, как и у Джеймса Мак Каддена, не соответствует реальным заслугам летчика. В действительности Бичемп-Проктор должен занимать в этом списке четвертое место - ведь он имел 38 подтвержденных побед (28 личных и 7 групповых + 3 посаженных и плененных аэроплана). Еще 16 побед Бичемп-Проктора относятся к вероятным. К тому же Энтони был лучшим мастером Британской империи по «жарке сосисок» - на его счету наибольшее среди имперских асов количество уничтоженных вражеских аэростатов (13 лично + 3 в группе). Но из-за уже упоминавшейся несуразной британской системы подсчета летчика «математически» обогнал Раймонд Коллишоу, имевший значительно меньшее число реально уничтоженных целей.
Когда началась мировая война южноафриканец Энтони Бичемп-Проктор (1894-1921) был студентом Кейптаунского университета. Весной 1917 г Бичемп–Проктор бросил учебу и вступил в британскую авиацию. Пройдя обучение летному делу, Энтони с сентября 1917 в составе 84-й эскадрильи принял участие в боях во Франции. Первую воздушную победу лейтенант Бичемп–Проктор одержал 3.01.1918, а к июню на его счету был уже 21 сбитый самолет – за несколько месяцев низкорослый Проктор превратился в грозного аса с победным счетом, равный которому имело лишь небольшое количество британских летчиков. 1.06.1918 Энтони сбил свой первый аэростат – очень трудную и опасную цель, хорошо оборонявшуюся зенитным огнем. За последующие две недели Проктор сжег еще 4 аэростата. Отгуляв месячный отпуск, Бичемп–Проктор вернулся на фронт, доведя к октябрю свой счет до 54 побед, 16 из которых были одержаны над аэростатами. Это был рекорд для британской авиации – ни один летчик империи не смог «изжарить» такого же количества «сосисок». Но на этом счет Бичемп–Проктора остановился: 8 октября Энтони был ранен в руку огнем с земли; ранение оказалось серьезным, и летчик выбыл из строя до конца войны.
За свои подвиги капитан Бичемп-Проктор был неоднократно награждён. Он имел Военный крест, Крест за летные заслуги, Орден за отличную службу и высшую боевую награду Великобритании – Крест Виктории, который был вручен асу сразу после окончания войны. Пережив жестокие военные схватки, Энтони Бичемп-Проктор погиб в авиакатастрофе во время рутинного тренировочного вылета 21.06.1921 года…
07 Bishop Nieuport -17 (402x411, 129Kb)

Серия сообщений "Великолепная пятерка лучших асов 1МВ":
Часть 1 - Асы 1МВ: Великолепная пятерка русских асов
Часть 2 - Асы 1МВ: великолепная пятерка австрияков (асы Австро-Венгерской империи)
...
Часть 4 - Асы 1МВ: великолепная пятерка итальянцев
Часть 5 - Асы 1МВ: великолепная пятерка тевтонцев
Часть 6 - Асы 1МВ: великолепная пятерка британцев
Часть 7 - Асы 1МВ: великолепная пятерка бельгийцев
Часть 8 - Асы 1МВ: великолепная пятерка американских наёмников
Часть 9 - Асы 1МВ: великолепная пятерка американцев USAS

Рубрики:  ИСТОРИЯ АВИАЦИИ/Воздушные асы 1-й мировой войны
САМЫЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку